Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02(470)

Михнова И.Б., Цесарская Г.Л.


Деловые библиотеки России: общий взгляд на ситуацию

Международный учебно-практический семинар "Публичные библиотеки и бизнес-информация" (23-27 апр., Москва - Владимир) организовали Российская библиотечная ассоциация, НВЦ "Библиомаркет", УИЦ "Маркетинг некоммерческой сферы", Московский библиотечный благотворительный фонд, Владимирская областная научная библиотека, ЦБС "Киевская" Западного административного округа Москвы.

В семинаре приняли участие г-жа Э. Симон, руководитель Бюро международных связей Немецкого библиотечного института (Германия) и представители 15 российских библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Уфы, Йошкар-Олы, Мончегорска, Череповца, Владимира, Северодвинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Магнитогорска, Алдана, Николаева.

В рамках семинара прошли "круглый стол" "Место библиотеки в информационном обществе", пресс-конференция "Деловая пресса России и библиотеки: новый взгляд на перспективы сотрудничества", на которых выступили сотрудники ведущих информационных центров и издательств, представители местной администрации, общественных организаций, деловой прессы, предприниматели; состоялась презентация книги "Служба деловой информации в библиотеке: отечественная и зарубежная практика" (НВЦ "Библиомаркет", 1996).

Библиотечный благотворительный фонд и Научно-внедренческий центр "Библиомаркет" объявили на 1996-1997 гг. Всероссийский конкурс "Деловая библиотека: идеи, концепции, разработки". В ближайшее время в оргкомитет конкурса войдет Межрегиональная ассоциация деловых библиотек, проект устава которой был утвержден участниками встречи.

...Три года назад заявила о себе одна из первых российских деловых (бизнес) библиотек. Тогда Деловому информационному центру (ДИЦ) Екатеринбургской МИБС, как и его последователям, предстояло преодолеть серьезные препятствия - финансовые, правовые, психологические. Библиотеки еще не видели себя в роли информационных предприятий, а рядовые сотрудники были против "прислуживания богатым". Не было надежных каналов поступления информационных (в том числе книжных) ресурсов. Слаба была техническая база. Мало кто знал потребности потенциальных пользователей. Многие опасались, что на рынке информационных услуг все "ниши" заняты.

Прошло время. Бизнесмены понемногу "цивилизовались" и осознали великую силу информации. Появились книготорговые фирмы деловой литературы. Производители и продавцы коммерческих справочников и баз данных стали "осваивать" библиотечную среду. И главное - руководители и специалисты библиотек "освоились" в деловом мире.

Деловая библиотека как перспективный вид специализации утвердила себя в России. При этом библиотечная сеть не "накрывала" страну из центра (как в конце 1960-х гг. сеть юношеских библиотек). Бизнес-библиотека появлялась там, где ее директор овладел предпринимательскими навыками и смог увлечь этой идеей местных руководителей и своих коллег.

Какие библиотеки можно назвать деловыми (бизнес-библиотеками)?Такой юридический статус имеет лишь Московская городская деловая библиотека. Сейчас мы говорим о библиотеках, которые перепрофилировали прежние или создали новые структурные подразделения (сектора, отделы, кабинеты, центры) и постоянно обеспечивают потребителей деловой информацией.

Разнообразна география этих библиотек. На Европейской части России - Москва и Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, Казань, Краснодар, Мончегорск, Мурманск, Набережные Челны, Новороссийск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Северодвинск, Соликамск, Тольятти, Череповец, Черняховск. За Уралом - Алдан, Дивногорск, Екатеринбург, Кемерово, Магнитогорск, Междуреченск, Находка, Новокузнецк, Новосибирск, Южно-Сахалинск, Сургут, Томск, Улан-Удэ, Челябинск, Чита, Якутск... Одни из них собрали обширный фонд по экономике, праву, бизнесу, напрямую связавшись с центральными и региональными издательствами. Другие комплексно удовлетворяют информационные, коммуникативные, образовательные, общекультурные потребности предпринимателей. Третьи обеспечивают бизнес-информацией различные группы потребителей. "Ветер перемен" охватил библиотеки всех систем и ведомств: крупные научные и научно-технические, вузовские, городские публичные, детские и юношеские, бывшие профсоюзные.

Деловые библиотеки России все громче заявляют о себе. Бесплатно предоставляют социально-бытовую (сервисную) информацию; открывают муниципальные и межмуниципальные информационные службы; привлекают для консультаций юристов, экономистов, аудиторов; проводят торговые и книжные ярмарки, семинары по деловому общению и рекламе.

Что дает библиотеке работа с деловой информацией и с представителями делового мира?

Библиотека нередко выступает в роли просителя, объекта благотворительности, спонсорства. Бизнес-библиотеке проще стать "своей" в деловых кругах: она производит товары и услуги, влияющие на формирование доходасвоего клиента и его фирмы, а значит, выступает какравный партнер. Бывает, что библиотека сама оказываетблаготворительную помощьмалообеспеченным. Это - ремонт квартиры, телевизора, предоставление машины читателям-пенсионерам. Помощь слабым улучшает общественный имидж библиотеки - как среди населения, так и в деловом мире.

Располагая немалыми средствами для обновления ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых), бизнес-библиотека какпокупатель и заказчикактивно действует на рынке и этим привлекает фирмы-партнеры.

Рынок заставляет учитывать реальные потребности клиентов. Результаты маркетинговых исследований информационного, книжного, образовательного, досугового рынков позволяют деловой библиотеке формировать услуги, действительно нужные населению. Только за них заказчик выложит деньги. Результаты опросов - лучший аргумент.

Наконец, деловая библиотека способна заработатьдополнительные средства на новые технологии, комфортность обслуживания, привлечение профессионалов.

Чем полезна деловая библиотека местному сообществу?

Вряд ли будет преувеличением сказать, что деловая библиотека служит подъему экономики своего региона. Обеспечивая деловых людей информацией, она восстанавливает и укрепляет связи между предприятиями, помогает им найти друг друга. Библиотечная атмосфера способствует установлению деловых контактов, например между представителями власти и бизнеса.

Закон РФ "О библиотечном деле" гарантирует бесплатный доступ к библиотечным информационным ресурсам. Стоимость информационных услуг, основанных на использовании собственных источников библиотеки, ниже, чем в коммерческих информационных центрах, куда поступают запросы прежде всего от большого бизнеса. Представители среднего и малого - предпочитают библиотеку.

Деловая библиотека становится для пользователя "навигатором"в море информации. Если в библиотеке нет нужных сведений, она предложит путь дальнейшего поиска: даст адреса информационных служб, сама "выйдет" на них через МБА. Боязнь конкуренции помешает коммерческому информационному центру оказать такую помощь. Столь выигрышная позиция позволит библиотеке, опираясь на Закон РФ "Об информации", вписаться в государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Серьезный аргумент в пользу бизнес-библиотеки - профессионализм библиографов в работе с печатными источниками, систематизации документов, создании справочно-поискового аппарата, комплектовании книжного фонда. Недаром библиографов приглашают на работу солидные компании. К их услугам прибегают при создании внутрифирменных библиотек, для обучения сотрудников информационному поиску и делопроизводству.

Как библиотеке найти свою "нишу" в информационной среде?

Порой пока библиотека готовится к выходу в местное информационное пространство, его обживают конкуренты: информационно-аналитические отделы Думы, коммерческие центры, выросшие в системах Госснаба, зарубежные фирмы, социологические службы научных и вузовских структур и другие. Однако свое место, подумав, всегда можно найти.

Например, в регион почти не поступает деловая литература. Но растет число независимых учебных заведений, которым, как воздух, необходимы издания по бизнесу. Обеспечение этой потребности может стать неплохой перспективой. Не стоит сбрасывать со счетов и конкурентов: каждый из них - потенциальный партнер. Информационная фирма владеет продуктом - библиотека поможет в формировании клиентурного рынка. Без помощи крупных держателей информационных ресурсов библиотека ничего серьезного предложить пользователям не сможет.

Все "за" и "против" развития такого интересного явления, как деловая (бизнес) библиотека, можно рассматривать долго и скрупулезно. Но настал момент сделать следующий шаг. Постоянные контакты со специалистами, работающими в сфере деловой информации (библиотекарями, издателями и поставщиками информационных продуктов, представителями делового мира, местной администрации, общественных организаций, деловой прессы - как в России, так и за рубежом), привели нас к необходимости создать Межрегиональную ассоциацию деловых библиотек. Закономерный вопрос: зачем? Что "выиграют" ее члены?

Принцип маркетинга: библиотека сильна своим окружением. У деловых библиотек есть потребности, предполагающие кооперацию усилий, взаимный обмен информацией.

Многие библиотеки пытались внедрять платные услуги без изучения потребностей деловых людей, анализа работы конкурентов и партнеров. Ассоциация обеспечит своих членов опробованными типовыми методиками, рабочим инструментарием для изучения рынков производителей, распространителей и потребителей деловой информации, контактных библиотечных сред, сформирует исследовательские группы, распространит результаты анализа и разработает практические рекомендации.

Деловая библиотека должна работать не в вялом ритме бюджетной организации, а в режиме коммерческой, производящей фирмы. Лозунг "Кадры решают все" определяет жизнеспособность библиотеки. Специалисту бизнес-библиотеки нужно уметь обосновывать и просчитывать (!) свои предложения, работать с клиентами, устанавливать контакты с поставщиками, партнерами, понимать, что происходит в законодательстве, ориентироваться в финансово-правовых аспектах деятельности организации.

Это не значит, что в штат должны быть набраны только экономисты, юристы программисты, переводчики. Они незнакомы с библиографированием, не ориентируются в читательских потребностях. Важно обучить работающий персонал навыкам управления в условиях рынка, основам экономических знаний, информационному поиску, журналистике, социально-психологическим навыкам, работе с компьютерной техникой. Этому помогут профессиональные конференции и семинары по таким темам, как поиск инвесторов для библиотечной программы, вхождение библиотеки в информационную среду, профессия "информационного менеджера", "информационного брокера", организация единой информационной сети в ЦБС, проблемы делового чтения молодежи и другие. Учебные центры (ИПКИР, НВЦ "Библиомаркет") проводят такие занятия. Ассоциация деловых библиотек позволит наладить систему обратной связи.

Объединение профессионалов позволит развернуть информацию об информации. Правильно комплектовать справочно-информационный фонд сложно: базы данных и коммерческие справочники дороги, информационный рынок перенасыщен аналогичными продуктами. Только у производителей и серьезных дистрибьюторов библиотека может получить компетентные консультации. Первый шаг в этом направлении сделал НВЦ "Библиомаркет", открыв Центр комплектования библиотек нетрадиционными носителями информации на основании постоянно обновляемого торгового каталога.

Объединение деловых библиотек позволит наладить обмен информационными потоками на межрегиональном уровне. Деловая библиотека - держатель исчерпывающей информации по региону. В ее силах определить, объектом чьего внимания может стать регион, и искать каналы передачи коммерческой информации заказчикам.

Деловым библиотекам нужна поддержка средств массовой информации, властных и коммерческих структур. Ассоциация будет представлять интересы библиотек как организатор положительного общественного мнения и рекламы, займется размещением информации в печати, на радио, телевидении, в справочных печатных и электронных изданиях в России и за рубежом. Формированию межбиблиотечного рынка деловой информации послужит специальное периодическое издание. Его прообразом может стать чешский журнал "INFOCUS" - профессиональная платформа для объединения библиотек, производителей информационных ресурсов и потребителей.

Ассоциация позволит установить профессиональные контакты с зарубежными коллегами, накопившими огромный опыт в данной области. В Западной Европе, например, регулярно проводятся семинары и конференции "Публичная библиотека как центр бизнес-информации" (в Испании, Польше, Венгрии, Германии). В Англии бизнес-библиотеки существуют уже 30 лет. В Восточной Европе они создаются при поддержке западных правительственных и общественных фондов. Зарубежные производители информационных продуктов заинтересованы в деловых библиотеках России, способных представлять их интересы в регионах. В ряде стран работают ассоциации, связанные с организацией деловой информации.

Предполагается формирование групп для обучения в библиотечных и информационных школах и центрах Европы и США, стажировок в зарубежных деловых библиотеках. Возможно, финансирование профессиональных обменов не только из местного бюджета, но и на гранты от зарубежных общественных фондов.

Итак, "возьмемся за руки, друзья"!

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России