Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37

Абалимова Т.В., Водолазская А.Я., Калегина О.А.


Учебный план и специалист будущего

Реализация концепции подготовки библиотечного специалиста в учебном плане.

Дискуссии о том, каким быть специальному библиотечному образованию велись с момента его возникновения, усиливаясь в периоды перехода на новые учебные планы. Но они не затрагивали основ традиционно сложившегося высшего библиотечно-библиографического образования. На современном этапе наметились совсем иные подходы к подготовке специалистов. Это обусловлено появлением в структуре библиотек новых специализированных отделов (автоматизации, маркетинга, социологии) и служб (юридических, психологических, профориентации).

Вузы стремятся учесть потребности библиотек в кадрах подобного типа. Наряду с положительными, такой подход имеет и отрицательные стороны, так как приводит к размытости библиотечной профессии, неопределенности в подборе дисциплин, ориентированных на профессиональную подготовку. Не случайно нет единства в выработке предлагаемых на обсуждение концепций новых учебных планов (Зубов Ю.С., Коршунов О.П., Терешин В.И., Сляднева Н.А. и др.).

Снять многие дискуссионные моменты должен стандарт высшего профессионального образования. Однако мы имеем дело только с его проектом [1], который дает ориентиры подготовки специалиста нового образца, сочетая ее фундаментальность и гуманитарный характер с широкой профессиональной направленностью, позволяющей каждому вузу выбирать свои приоритеты в развитии факультетов.

Произошла корректировка соотношения дисциплин, предполагающая некоторое снижение доли гуманитарных и социально-экономических и увеличение доли остальных. Об этом свидетельствует анализ двух последних учебных планов (1988 и 1992 гг.), по которым занимались студенты Казанской государственной академии культуры и искусств (КГАКИ), и проекта государственного стандарта. За данный период число часов на цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин сократилось с 48% до 43%, а в проекте стандарта доведено до 36%. Для специальных дисциплин эти данные увеличились с 30% до 34% и 36% соответственно. На 4% возросла за это же время доля математических и естественно-научных дисциплин, на 2% - общепрофессиональных. Это показатели разумного сочетания всех сторон подготовки специалиста универсального профиля, необходимого современной и будущей библиотеке. Кроме того, проект стандарта учитывает специфику конкретного региона и возможности вузов, внедряя гибкую систему дисциплин и курсов по выбору, позволяющую формировать функциональные специализации по профессиям, смежным с библиотечной. К отрицательным моментам мы бы отнесли отсутствие требований к специальной подготовке, игнорирование профессиографических исследований по модели библиотекаря. Непонятно, насколько согласуется данный стандарт с современными концепциями многоуровневого образования. Проект стандарта не обсужден библиотечной общественностью, поэтому трудно судить о концепции специалиста XXI в. и его подготовке. Фактически стандарта на специальную подготовку нет.

При разработке новых учебных планов на основе имеющегося проекта стандарта мы стремились обосновать собственную концепцию специалиста и его подготовки. Анализ потребностей библиотек региона показывает, что в основном в наших специалистах нуждаются публичные и специальные библиотеки. В соответствии с этим мы предполагаем вести подготовку кадров по двум направлениям, двум учебным планам и специальностям: 05.27.00 - "Библиотековедение и библиография", 07.19.00 - "Информационные системы".

Рассмотрим подробнее формирование учебного плана по специальности "Библиотековедение и библиография". Прежде чем приступить к разработке собственного плана, нам пришлось изучить результаты крупных исследований библиотечной профессии. Этой проблеме посвящено огромное количество публикаций, в том числе раскрывающих представление специалистов о модели библиотекаря [2]. Все проведенные на данную тему исследования представляют анализ современного состояния библиотечных кадров, отмечают высокий уровень их подготовки, но почти не дают прогностических рекомендаций на завтра [3]. Поэтому, не имея глубоких выводов о концепции специалиста XXI в., при создании своего учебного плана мы ориентировались на некоторые представления о предполагаемых функциях библиотекаря будущего.

Анализ исследований, материалов диспутов, научно-практических конференций, "круглых столов" с библиотекарями-практиками [4] показал, что библиотекам нашего региона прежде всего нужны специалисты универсального профиля по обслуживанию читателей, умеющие работать с национальной литературой в бизнес-библиотеках, библиотеках семейного чтения и т.п. Они должны иметь широкую культурологическую, психолого-педагогическую, компьютерную и языковую подготовку. Выяснилось, что необходима ориентация выпускника на определенный участок работы, т. е. функциональная специализация. Именно это мы и заложили в новый учебный план.

Положения, представленные в проекте стандарта относительно формирования циклов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, почти полностью нашли отражение в новом учебном плане. Внесены лишь некоторые изменения исходя из принципов профилизации и комплексности. В частности, с целью усиления культурологического образования предполагается более детальное раскрытие комплексного курса "Культурология" за счет включения в него предметов по истории изобразительного, музыкального, театрального и киноискусства. В большой профилизации, на наш взгляд, нуждается курс "Правоведение", призванный детально освещать законодательство и право в области культуры, в частности библиотечного дела. Выделенные в проекте стандарта дисциплины "Информатика" и "Социальная информация" объединены нами в единый комплексный курс "Информатика", кумулирующий знания в области информационных наук, включающий обучение практическим навыкам работы на ЭВМ. Вводя в цикл специальных дисциплин комплексный курс "Аналитико-синтетическая обработка документов", мы включили в него "Библиографическое описание", в проекте стандарта отраженный самостоятельно среди общепрофессиональных дисциплин.

Следует подробно остановиться на содержательной структуре цикла специальных дисциплин. Сохраняя комплексный подход в его формировании, мы попытались осуществить преемственность в преподавании. Например, курс "Библиотечная технология", являясь вводным по отношению к специальным предметам, предваряет изучение всех технологических процессов в курсах "Фондоведение", "Аналитико-синтетическая обработка документов", "Информационно-библиотечное обслуживание читателей" и др. В новом плане эти дисциплины более тесно связаны с гуманитарными и общепрофессиональными.

Общенаучные кафедры получили задания по подготовке профильных курсов. Так на совершенствование подготовки по обслуживанию читателей нацелены практикумы по анализу художественных произведений, культуре речи, художественному оформлению, основам сценарного мастерства и режиссуры массовых представлений. Эта тенденция характерна и для обеспечения других библиотечно-библиографических технологических процессов.

Увеличение объема самостоятельной работы студентов вызвало необходимость нового ее осмысления. КГАКИ имеет опыт исследований в данной области: на библиотечно-информационном факультете изучались соотношения бюджета свободного времени студента со временем, отводимым на самостоятельную работу студентов и формы контроля за ее качеством [5]. Элементарный расчет аудиторного времени (исходя из числа учебных недель) и обязательной учебной нагрузки с дополнением полученного результата до положенных по проекту стандарта обязательных часов по каждому циклу дисциплин дает соотношение аудиторного и внеаудиторного времени на изучение каждой дисциплины как 2/3 к 1/3. На наш взгляд, это более реальное соотношение, чем 1:1 (как в предполагаемом учебном плане О.П. Коршунова), из-за отсутствия достаточной учебной и методической базы для самостоятельной работы студентов, сложностей в ее организации и контроле. Ведь самостоятельная работа студентов должна быть обеспечена заданиями, источниками и проверкой.

Значительный объем времени на организацию системы самостоятельной работы студентов должен быть запланирован преподавателю. Однако разъяснение о применении стандарта высшего профессионального образования [6], что вуз вправе положить в основу расчетов численности кафедр общую трудоемкость дисциплины, нереально в сегодняшней ситуации прежде всего с финансовой точки зрения. Для КГАКИ это означало бы единовременное увеличение штатов вдвое. Поэтому мы предлагаем при зафиксированной общей трудоемкости дисциплины в соотношении 2/3 аудиторных часов и 1/3 часов на самостоятельную работу пока руководствоваться нормами действующих учебных планов, предусматривающих включение в нагрузку преподавателя 10% от аудиторного времени, отводимого на изучение дисциплины для организации и контроля за самостоятельной работой студентов. Дополнительно считаем целесообразным за счет времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, организовать практикумы под непосредственным руководством преподавателя. Это позволяет решить проблемы организации и практической подготовки к самостоятельной работе. Последнее вызвано необходимостью проведения практики непосредственно в институте, так как финансовые сложности затрудняют контакты с базовыми библиотеками [7,8]. Поэтому, сведя к минимуму сроки производственной практики в библиотеках, мы расширили уже опробованную систему практикумов в стенах вуза. В новом учебном плане они введены по всем профилирующим дисциплинам. Так, в курс "Библиографическая деятельность библиотеки" включен практикум по созданию библиографических указателей и пропаганде библиотечно-библиографических знаний; Для улучшения компьютерной подготовки в курс "Информатика", введен практикум по овладению новыми информационными технологиями.

Возрастающее национальное самосознание, стремление народов глубже изучить свою культуру, искусство, историю нашло отражение в подготовке региональных кадров. Специфика региона заложена в рамках универсальной подготовки и отражена в дисциплинах специализации - "Этнография и фольклор народов Среднего Поволжья", "Литература народов Среднего Поволжья", "История Татарстана", "История татарской книги", "Библиография татарской литературы", "Формирование и использование фондов на национальном языке" и др. Для этого привлекаются не только высококвалифицированные кадры КГАКИ, но и выдающиеся представители научной и художественной интеллигенции Татарстана. Обучение ведется на татарском языке.

Введение нового учебного плана позволит нам, с приоритетом универсальной подготовки, углубить функциональную специализацию, которая полностью сосредоточена на выпускном курсе. Первоначально предполагается разработка нескольких специализаций по выбору - библиотекарь-библиограф-педагог по информационной культуре личности, менеджер, референт-аналитик, специалист по обслуживанию читателей и т.д. В подготовке данных функциональных специализаций будут задействованы специальные и общенаучные кафедры.

Раскроем возможности функциональной подготовки на примере специализации "педагог по информационной культуре личности". Заявляя данную функциональную специализацию, мы исходили из следующих предпосылок: с одной стороны, мы стремимся расширить сферу деятельности выпускников, с другой - учесть тенденции, характерные для нашего времени. Так, студенты - выходцы из сельской местности столкнулись с проблемой трудоустройства по специальности в системе публичных библиотек, между тем как в сельских школах всегда имеются вакансии преподавателей. Ряд выпускников нашего института использует эту возможность. Кроме того, в системе образования сегодня активно внедряются такие дисциплины, как "Основы информатики", "Информационная культура личности", преподавать которые в местных школах просто некому.

Раздел учебного плана по функциональной специализации строится в соответствии с проектом "Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "преподаватель" [9], где значительное место занимают дисциплины психолого-педагогического цикла. Принимая его за основу, мы учитываем, что в подготовке библиотечных работников предусмотрены курсы общей и социальной психологии и педагогики. Это позволит больше внимания уделить специальной, школьной педагогике, методике преподавания, новым технологиям обучения, в том числе компьютерным. Центральное место в функциональной специализации "педагог" занимают дисциплины, обеспечивающие курс "Информационная культура личности". Предполагается, что в результате аудиторных лекционных и лабораторных занятий и самостоятельной работы выпускники этой функциональной специализации выйдут из института достаточно подготовленными.

Новый учебный план находится в стадии разработки. Мы понимаем, что не все заявленные идеи будут реализованы, могут появиться новые предложения по усовершенствованию плана. Даже после его утверждения возможна корректировка в ходе опробования. В любом случае обеспечение этого плана требует огромной работы по ряду направлений: повышения квалификации преподавательских кадров, пополнения штатов, методического обеспечения дисциплин, усиления материально-технической базы, активизации профориентационной деятельности, целенаправленного отбора абитуриентов. И все же мы надеемся, что подготовленные в соответствии с данной концепцией специалисты найдут себе применение в библиотеках XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 05.27.00 - Библиотековедение и библиография (Третий уровень высшего профессионального образования) / Гос. ком. РФ по высшему образованию. Учеб.-метод. объед. по библ.-инф. и книговед. образованию, Экспертный совет по циклу общих естеств.-науч. дисциплин Госкомвуза России. М., 1996. 24 с. Машинопись.
  2. Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР и за рубежом: Библиогр. указ. лит. за 1946-1988 гг. Ч. 1-4. М., 1989 г.
  3. Голубев Л.К.и др. Мобильность и стабильность библиотечных кадров // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития. СПб., 1992, С. 48-57.
  4. Водолазская А.Я., Дунаева Т.Г. Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья // Библиотековедение. 1994. № 3 (6). С. 130-134.
  5. Калегина О.А. Организация самостоятельной работы студентов - необходимое условие совершенствования образования в России // Развитие библиотечного образования в России: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1994. С. 150-160.
  6. О применении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебной деятельности высшего учебного заведения / Гос. ком. Рос. Федерации по высшему образованию, М-во культуры РФ. М., 1995. 5 с.
  7. Водолазская А.Я. Практическая подготовка студентов в курсе "Организация и управления библиотечным делом" // Развитие библиотечного образования в России. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1994. С. 135-143.
  8. Водолазская А.Я., Калегина О.А. Комплексный подход к организации производственной практики как одно из направлений интеграции научных дисциплин // Межпредметные связи и профессионализация обучения: Материалы науч.-метод. конф. Тюмень, 1993. С. 32-38.
  9. Сенашенко В., Казарин Л., Кузнецова В. О подготовке педагогических кадров в классических университетах // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 54-63.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России