Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02(063)

Чачко А.С.


Научные чтения в Киеве

Заботясь о развитии библиотековедения и будущем научной молодежи, Киевское объединение социологов и психологов библиотечного дела провело свои первые научные чтения 29 февр. 1996 г. по теме "Современные проблемы библиотечной профессии и профессиологии".

Научные чтения не планировались и не координировались руководящими органами, не проходили в свете каких-либо решений... Более того, библиотекарям, преподавателям и исследователям, а также студентам, аспирантам и дипломникам с декабря 1995 г. не платили того, что следовало, - ни зарплаты, ни стипендии. Но они чувствовали необходимость профессиональной встречи, договорились и организовали ее.

Научные чтения - форма основательно позабытая. Она привлекла организаторов по двум причинам: во-первых, исключала распространенный в иных случаях тон профсоюзного собрания, переходящего в митинг; во-вторых, дистанцировалась от обычных занятий по повышению квалификации. Каждую проблему нужно было ставить и обсуждать с акцентом на выяснении "почему", а не "как" или "что", т. е. предполагался исследовательский, а не технологический или консервативный метод. Квалификация при этом тоже повышалась, но научная.

Для научных чтений выбрали здание историческое, здесь в XX в. поочередно находились педагогический музей, Центральная Рада, Всенародная библиотека Украины, музей Ленина. Ныне - Дом учителя. В памяти киевлян это место связано со счастливыми и трагическими событиями в жизни города и его интеллигенции. Эмоциональный заряд, исходящий от пространства Владимирской улицы, дающей выход к Днепру, ее архитектуры, связанных с ней литературных аллюзий и исторических параллелей, для начала был необходим. В зале, где собрались участники чтений, было холодно, как 75 лет назад, а интерес к встрече указывал на неугасающие надежды и ожидание лучшего.

Кроме главной цели и задач, реализованных при подготовке к чтениям, существовал мощный импульс - необходимость подтверждения высокого научного статуса библиотековедения, который был признан Международной академией информатизации (МАИ) при Комитете ООН по экономике и социальным вопросам, создавшей в своей структуре соответствующее Отделение. В России сильные группы (Московская, Краснодарская и др.) много уже сделали для утверждения библиотековедения в ранге академической науки. Организатором чтений предстояло привлечь к этой задаче коллег в Киеве, сформировать общественное мнение среди ученых смежных областей знания, а главное - укрепить в профессиональном сознании библиотекарей новый престижный аргумент - значение, которое придается на международном уровне теории библиотечного дела. Пропагандистские задачи требовали большей широты, регулярности, публичности обсуждения, чем это возможно в аудитории или кабинете, нужен был выход "на люди".

Учитывая разветвленность библиотековедения, объединение сознательно ограничило специализацию научных чтений одним из возможных вертикальных срезов теории библиотечного дела - его социально-психологическим аспектом. Из библиотечных наук целиком была включена только профессиология, которая в равной мере принадлежит и наукам психологическим, опирается на социально-психологические исследования. Определяя профиль, специализацию киевских научных чтений, объединение руководствовалось принципом МАИ - не "озадачивать" ученых, не заставлять их укладывать свой поиск в прокрустово ложе "плановой" или "приоритетной" проблематики, о чем весьма четко говорит президент Отделения библиотековедения, академик МАИ Ю.Н. Столяров: "Принцип нашей деятельности очень привлекателен: каждый работает над тем, что считает нужным. На то он и член Академии, что никто ему ничего ни указать, ни приказать не может. Он сам - высший научный авторитет в своей научной проблематике" [Библиотека, 1994, № 7. С. 38-42]. Провозгласить принцип легче, чем реализовать, поскольку такая постановка лишает "номенклатурных" ученых и "организаторов науки" рычагов воздействия на подчиненных.

Но всякое реальное дело делается людьми, а будущее - людьми молодыми. Помощь молодым специалистам и исследователям - второй принцип проведенных научных чтений. В частности и библиотечная профессиология создавалась как наука в помощь молодым - абитуриентам, студентам, молодым специалистам, особенно крупных библиотек с многочисленными профессиональными коллективами. Понятия "профориентация", "профотбор", "профессионализация" и даже "профессиональное сознание" необходимы для характеристики ранних этапов становления специалиста, как правило, человека молодого. Рекомендации библиотечной профессиологии долгое время применялись главным образом в сфере работы с кадрами. Постепенно их начали включать в справочники, учебники и пособия (по курсам "Введение в специальность", "Работа с читателями", "Библиотечные фонды" и др.), но система высшего образования слабо реагировала на новую науку, как будто не замечала ее большого профориентационного потенциала. Вузовские преподаватели участвовали в широкомасштабных социологических исследованиях, результаты которых и в конце 1980-х гг. предопределялись методиками 10-15-летней давности. Обнародование данных о неудовлетворенности трудом, материальном неблагополучии, падении престижа массовых библиотек РСФСР в 1974 г. потребовало гражданского мужества от методистов ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, но затем эти отчеты и статьи с небольшими изменениями цифр и географических названий кочевали из одной республики в другую, в том числе и после начала перестройки, создавшей или обнаружившей иную, чем рисовалось, социокультурную ситуацию.

Наконец, в начале 1990-х гг. появились первые спецкурсы по библиотечной профессиологии (в Москве и Челябинске). Но по-настоящему влиятельной, определяющей направление развития профессионального сознания высококвалифицированного специалиста может стать учебная дисциплина, обретшая статус нормативной. Лишь таким образом логически завершается классический цикл: потребности практики - разработка теории - внедрение в практику и в учебный процесс - подготовка кадров, владеющих новым знанием. Знание должно быть действительно новым, т. е. опираться на современную практику и новейшие методики, в данном случае, - профессиологические. Подробнее эти вопросы изложены в докладе на международном семинаре по вопросам высшего образования, прошедшем в Харькове в мае 1995 г.*. Здесь отметим, что, организуя киевские научные чтения, объединение исходило из уверенности: профессиология должна активнее работать на молодежь, ее следует настоятельнее вовлекать в интереснейшую проблематику профессиологии, которая должна развиваться людьми, различающими понятия "интеллектуальная свобода" и "советский образ жизни".

Внимательное изучение новейших психологических методик - установки на профессию, профессиональной ориентации, психологического самоопределения, психологической коррекции, помощи в развитии профессионально-личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, профадаптации в реальных условиях практики - свидетельствует, что они создаются применительно к этапам становления молодого человека, будущего профессионала. Эти соображения определили тему первых киевских научных чтений ("Современные проблемы библиотечной профессии и профессиологии"), состав аудитории и выступающих (более половины из них молодые исследователи, методисты, аспиранты, соискатели, дипломники).

Чтобы дать представление о содержании сообщений, кратко охарактеризуем их. Аспирантка первого года обучения Е.О. Грозовская изложила современные взгляды на возможности исследования библиотечного общения в системе понятий новейших концепций гуманистической психологии и предложила методики развития коммуникативных способностей библиотекарей, базирующиеся на рекомендациях трансактного анализа (Э. Берн), нейролингвистического программирования (Г. Бейтсон), деструкционизма (Ж. Дерида), неоструктурализма (М. Фуко), универсальной прагматики (Ю. Хабермас). В качестве предметов изучения проблемы непосредственного взаимодействия библиотекаря и читателя Е.О. Грозовская рассмотрела особенности структуры их общения, значение вербальных и невербальных составляющих общения, готовности библиотекаря быть профессионалом общения. Технология и тактика взаимодействия в процессе библиотечного обслуживания предполагает учет особенностей диалога, историко-культурных влияний, "негативного опыта" и предупреждения ошибок.

Это сообщение тесно связано с выступлением молодой сотрудницы Киевской центральной библиотеки для взрослых канд. психол. наук О.Н. Лозовой "Профессиональное самосознание библиотекарей (психодиагностический аспект)", где рассматривались результаты тестирований работников массовых библиотек Киева, осуществленного методом психологического рисунка. Суть тестирования заключается в том, что образы "идеального Я" и "реального Я" не описываются и не характеризуются устно, а предстают в виде пар автопортретов - отпечатков представлений о себе как человеке и профессионале. В основе такого подхода - известные концепции гештальтпсихологии, совмещенные с отечественной традицией интерпретации бессознательного в психике; каждым участником психологических занятий используются механизмы образного мышления и эмоциональной самооценки. К указанным сообщениям примыкает и выступление О.В. Ловкой, молодого специалиста и одновременно ведущего психолога Национальной библиотеки Украины (НБУ). Как профессиональный психолог она ведет занятия с библиотечным персоналом, работает над диссертацией и сотрудничает с объединением в проведении лабораторного практикума по библиотечной профессиологии для студентов Киевского государственного института культуры (КГИК). В научных чтениях О.В. Ловкая представила результаты последнего мониторинга направленности личности библиотекарей НБУ, полученные путем диагностики ценностных ориентаций по вариантам теста Олпорта - Вернона - Линдсея.

Таким образом, молодыми коллегами весьма квалифицированно и многоаспектно освещена проблема самоидентификации личности библиотекаря, с чего по-настоящему должна бы начинаться встреча со студентом до его поступления в вуз или на первом курсе, ибо только поняв себя, свои возможности и желания, будущий библиотекарь захочет и сумеет с пониманием отнестись к каждому читателю как личности. Без этого сегодня не мыслится библиотека.

Другую группу сообщений составили выступления по проблеме психологии создания и восприятия образа современной библиотеки. Эта тематика, в целом не очень новая, была по-своему разработана дипломницами КГИК. Сообщение Н. Михайловской, посвященное психологии дизайна, включало краткую характеристику следующих вопросов: архитектурный дизайн библиотек (архитектурная психология, информационный потенциал архитектуры), дизайн библиотечных интерьеров (от функционального до психологического комфорта), семантика дизайна библиотеки (стиль, символика), восприятие библиотечного дизайна читателем и библиотекарем, формирование ассоциативной связи "чтение, посещение библиотеки - удовольствие" как задача дизайнерского проекта, библиотека - заказчик дизайна, специальность "человек-образ в библиотечном деле".

Дипломница О.В. Кашкарева в своем выступлении рассмотрела вопросы психологии рекламы: формирование рекламы с учетом мотивов обращения читателей в библиотеку и особенностей их познавательно-оценочной деятельности (мотивы традиции, престижа, достижения, уподобления, эстетические, развлекательные, утилитарные и др.), язык рекламы (форма, смысл, построение визуальной фразы), способы привлечения внимания ("ударная" строка рекламного текста), рекламное сообщение, библиотекарь как заказчик рекламы.

В научных чтениях участвовали также опытные специалисты: Т.А. Долбенко (КГИК) - "Профессиологический подход к подготовке кадров для работы с детьми"; Л.И. Студенкова (НБУ) - "Результаты изучения библиотекарей массовых библиотек Украины в 1990-е гг."; Е.С. Левтерова (КГИК) - "Технология создания современного имиджа библиотеки"; И.В. Мотренко (КГИК) - "Фреймовые методики восприятия и популяризации художественных текстов"; Т.В. Гуртовенко (КГИК) - "Информационная культура в менталитете библиотекаря"; А.С. Чачко (КГИК, МАИ) - "Современная концепция библиотечной профессии: мировоззренческий и социально-психологический аспекты". В чтениях участвовала В.С. Пашкова - президент Украинской библиотечной ассоциации. В докладах прозвучало много интересных мыслей и положений.

Следующее заседание предполагается посвятить современным социально-психологическим проблемам библиотечного менеджмента.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России