Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Лэндийк В.

Служба подписки EBSCO


Архивирование электронных журналов: точка зрения поставщика информации, содержащейся в периодической печати

Сейчас многие члены библиотечного сообщества не имеют четких представлений относительно того, какова будет их собственная роль и роль их коллег как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Нас в EBSCO часто спрашивают издатели журналов и клиенты: какова будет роль подписного агентства в эпоху электронных публикаций? Они интересуются, продолжится ли наш бизнес. Рад сообщить вам: наш президент считает, что бизнес не закончится. Он любит пересказывать историю о затруднительном положении, в какое попали каретники. Несмотря на технологические новшества, приведшие к появлению автомобиля, каретники ничего не предпринимали, поскольку считали себя — как и прежде — изготовителями карет, а автомобили — это совершенно другая сфера. Очень скоро их собственный бизнес закончился, ибо они не сумели понять, что в действительности их дело — перевозка.

Все члены библиотечного сообщества в настоящее время должны быть достаточно гибкими и понимать истинную природу своей деятельности, свою миссию. Например, наша миссия в EBSСО вовсе не в том, чтобы просто сделать более удобной подписку. Нет, суть в том, чтобы обеспечить доступ к информации, содержащейся в периодических изданиях, и обеспечить нашим клиентам экономически эффективный, консолидированный заказ и оплату счетов, а также средства для анализа и управления информационными услугами, которые они покупают. Мы уверены, что потребность в подобной деятельности будет всегда. Однако отдельные виды услуг, которые мы оказываем, уже изменились и будут меняться в дальнейшем в ответ на изменения в технологии и использовании информации.

В EBSCО в начале 1980-х гг. начали новый вид деятельности: повторное электронное издание. Это сделано в ответ на необходимость создать более удобную систему доступа к быстро растущим объемам информации. В свое время мы начали электронное индексирование и реферированное. Наша работа в этой области и последующее формирование у нас издательского отдела EBSCО проложили путь для того, чтобы сделать следующий необходимый шаг в ответ на новые технологии — предоставление электронного доступа к полным текстам статей. Мы также приобрели компанию по доставке документов, которая сейчас называется EBSCОдок, чтобы удовлетворить потребность библиотечного сообщества в переходе от традиционной подписки на периодику к обеспечению доступа к отдельным статьям и документам. Итак, мы сменили нашу деятельность, или производственную цепочку, но не нашу задачу.

Рассмотрим вопрос, кто может или должен заниматься архивированием электронных журналов. Традиционно это задача библиотекарей, может быть, потому, что никто другой не в состоянии это сделать. Сегодня в большинстве случаев наиболее старые, ценные и важные исторические документы и хранятся в библиотеках, а не у издателей, подписных агентств или книготорговых фирм. Подписные агентства традиционно являются посредниками между библиотеками и издателями в заказе и рассылке печатной периодической информации. Эта функция не требует архивирования самой информации, в частности, потому, что информация (в данном случае журналы) напрямую посылается в библиотеки — и агентства никогда не видят и не получают журналы.

Издательства традиционно производят информацию и предлагают ее всем желающим. Очевидно, они не считают функцию архивирования своим делом. Но по ходу дела произошла любопытная вещь — появились поставщики ретрокопий, заполнившие брешь, которую оставили свободной традиционные поставщики литературы для библиотек. Поставщики ретрокопий, конечно, не архивируют в тех объемах, в каких это делают библиотеки во всем мире. Тем не менее они создали выгодный бизнес, продавая услуги, в чем-то подобные временному или псевдоархивированию. Они поставляют копии старых журналов, которые нелегко было бы достать, без данного бизнеса. Не желая никого тревожить, осмелюсь предположить, что новый бизнес, подобный этому, почти всегда появляется, когда возникает потребность в продукте или услуге, ранее недоступной. Вполне возможно также, что деятельность поставщиков ретрокопий со временем видоизменится: от хранения печатных копий они перейдут к хранению электронных файлов. Отметим, что их миссия — предоставление доступа к ранее опубликованным материалам — останется той же самой.

Признавая сложность электронного архивирования, Совет по научным библиотекам (Reaserch library Group) в США сейчас изучает сохранность цифровой информации. По утверждению многих авторов, процесс архивирования и последующего поиска электронных материалов не является столь простым, как такие же процессы печатных материалов. Работая с печатным материалом, архивист должен гарантировать, что продукт не разрушится, не будет перетерт, не исчезнет, не распадется на части — и все это задачи для архивиста. Но доступность информации, после того как печатный материал сохранен и снят с полки, требует лишь пару глаз и способность читать. Работая с электронной информацией, архивист должен гарантировать, что продукт не будет портиться, не будет стерт, сломан или испорчен, что не так уж и мало, поскольку мы не знаем времени жизни на полке всех магнитных и цифровых носителей. Однако доступ к электронной информации является еще более сложным делом. Если информация хранится на гибком или оптическом диске или ленте, нужно для начала иметь аппаратно-программные средства, подходящие для этих носителей — оптический считыватель, или систему с соответствующими дисководами, или лентопротяжку и соответствующую работоспособную версию программы, которая использовалась для записи и хранения данных. Если информация хранится в удаленном месте и доступна через программу поиска, нужно иметь соответствующее программное обеспечение для обнаружения, поиска и выгрузки информации. Кроме того, необходимы соответствующие программы для доступа к данным и их считывания. Это ставит много проблем и вопросов. Электронные журналы (как и печатные) производятся при помощи разнообразных программ, которые используют несколько различных аппаратных платформ. Поскольку электронные журналы являются более сложными по сравнению с печатными и включают в себя фото, графику или даже становятся мультимедиа, число используемых форматов, по-видимому, увеличится. Многие форматы или программы для этих журналов появляются и исчезают так же, как это происходит и происходило с текстовыми редакторами. Технологическое обновление, в ходе которого электронная информация перекачивается из устаревшей среды в новую, нарождающуюся, будет практиковаться и в дальнейшем. И это будет серьезной задачей специалистов, которые хотели бы архивировать и обеспечивать свободный, универсальный доступ в течение продолжительного времени. Однако точно так же, как при формировании соответствующей потребности появились поставщики ретрокопий, могут появиться поставщики программного продукта типа "универсальный консервный нож", обеспечивающего доступ к данным, записанным в разнообразных форматах или предлагающие супер гоферы для поиска данных. Хороший пример этому — создание системы доступа МОЗАИКА. ИНТЕРНЕТ со всем его богатством информации не дружествен к пользователям, поэтому у них возникали сложности в поиске информации и доступе к ней. И вот появилась МОЗАИКА, облегчающая поиск и доступ. Сейчас поиск нужного вопроса в сети ИНТЕРНЕТ не сложнее щелканья компьютерной "мышью".

Итак, кто будет архивировать? Из статей в профессиональных библиотечных журналах можно понять, что некоторые библиотекари готовы продолжать свою традиционную роль архиваторов. Однако библиотеки выписывают не так уж много журналов. Были дискуссии относительно университетских библиотек, которые могли бы на кооперативных началах архивировать и предоставлять доступ через такие навигационные системы, как гоферы и т. п. Но при этом придется полагаться на то, что другие люди хорошо, аккуратно и надежно заархивируют. Существуют проблемы порчи файлов, хранящихся в одном месте; несовместимости систем в ближайшем будущем; сохранности систем доступа. Примером не очень удачных кооперативных усилий является сеть CICNET, через которую несколько библиотек-участниц выгружают и поддерживают электронные журналы. Участники находят, что это довольно утомительный и непредсказуемый процесс.

Я уже упоминал, что издатели традиционно не были вовлечены в архивирование журналов. До недавнего времени многие из них даже не сохраняли электронные записи, связанные с производством печатных материалов. Мы обнаружили это, когда попытались лицензировать журналы для предоставления доступа к полному тексту статей на наших онлайновых и CD—ROM-продуктах. Мы хотели получить статьи от издателей в электронном формате (вместо того, чтобы сканировать или перепечатывать) и выяснили, что многие издатели используют электронные средства в ходе подготовки печатного издания журнала, но когда печатный продукт выпущен, уничтожают файлы. Я уверен, что это быстро изменится. Одной из причин является потенциальный доход от электронных ретрокопий. В электронной версии издателю легче контролировать доступ к предыдущим работам и, следовательно, оценивать плату за доступ. Это сложнее сделать с печатной продукцией. Что касается агентств, в EBSCO уже начали процесс архивирования электронных полных текстов журнальных статей, описания которых содержатся в нашей электронной справочной службе. Сейчас предоставляются электронные версии полных текстов статей в формате ASCII на CD—ROM или магнитных лентах за несколько лет. В этом году мы сможем предоставлять статьи как в кодах ASCII, так и в формате отображения на нашем хосте для онлайнового доступа. Мы архивируем, потому что видим в этом естественное расширение нашей системы доставки документов, которая является сейчас одним из наших продуктов. Мы должны архивировать сами или иметь доступ к архивам журналов — электронным или печатным с тем, чтобы удовлетворять потребность наших заказчиков в документах. Это отвечает нашей решимости обеспечить доступ к информации о периодике и нашему продвижению в доставке информации на документальной основе, если она нужна и это разрешено копирайтом. Конечно, ограничения, налагаемые копирайтом, воздействуют на то, как любая организация, входящая в библиотечное сообщество, будет сохранять и предоставлять доступ к данным. Наша компания по доставке документов в Калифорнии в течение ряда лет хранит печатные архивы журналов от нескольких издателей. Это сделано для того, чтобы обеспечить быструю доставку статей заказчику, и как сервис для издателей. В этом смысле обеспечение доступа к информации в периодике привело нас к созданию услуг, аналогичных поставке ретрокопий, за исключением того, что мы поставляем отдельные ретростатьи. Таким образом агентства, начинающие работу по доставке документов, будут проявлять интерес к архивированию или доступу к архивам.

Если все три участника — библиотеки, издатели и торговцы — ощущают необходимость в архивировании, то первоначально возможно дублирование. Это хорошо, поскольку мы экспериментируем и какие-то эксперименты, конечно, не окажутся успешными. В конце концов, та сторона, которая сможет архивировать информацию наиболее производительно, эффективно и недорого, обеспечивать наиболее удобный доступ, и закрепится в этом бизнесе. Так всегда было во многих отраслях промышленности. Мы в EBSCO существуем потому, что для библиотек эффективнее и дешевле не заниматься заказом и контролем поступления журналов и документов. Архивирование электронных журналов создаст новое поле деятельности для того, кто сумеет обеспечить наивысшее качество этой услуги.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России