Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Симонов Б.А.


Информатика: диалектический подход

Внедрение информатики в повседневную жизнь сопряжено с определенными трудностями. В значительной степени это связано с недостаточной разработанностью многих теоретических вопросов. В отечественной литературе отсутствует устоявшееся однозначное определение понятия "информатика". В терминологическом словаре по библиотечному делу, изданном в 1986 г., информатика определяется как "научная дисциплина, изучающая структуру и свойства научной информации, историю, организацию и методику научно-информационной деятельности" [1], а в аналогичном словаре, выпущенном в 1995 г., как "научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств, а также группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения ЭВМ: прикладная математика, программирование и т. д." [2]. Современные исследователи по-разному подходят к определению сущности информатики как науки. Так, Ю.М. Каныгин пишет: "Информатика — наука об информационных процессах и информационных системах, функционирующих в социальной среде, их воздействии на социальную среду и усилении этого воздействия посредством ЭВМ" [3]. Иное мнение высказал в одной из своих статей В.А. Герасименко, утверждающий, что информатика должна стать научным базисом удовлетворения информационных потребностей [4]. Указывая на трудности, возникающие при трактовке термина "информатика", Р.С. Гиляревский объясняет их взаимосвязанностью различных значений этого слова [5].

Появление работы Петера Рехенберга "Was ist Informatik?: Eine allgemeinverstandliche Einfehrung". (Munchen; Wien: Hanser, 1991), в которой он пытается разобраться в теоретических и терминологических вопросах информатики, представляется важным событием.

В структуре монографии можно выделить три вполне самостоятельные части. Первая — введение в проблему, названная автором "Становление информатики", занимает одну главу книги. П. Рехенберг отмечает, что до появления компьютеров не было и информатики, и поэтому ее часто определяют как науку о компьютерах, что, по его мнению, не вполне правильно. Слово "информатика" образовано от слова "информация" и аналогично слову "математика". Нелишним будет подчеркнуть замечание П. Рехенберга, что в англоязычных странах термин "информатика" до настоящего времени распространен недостаточно и часто заменяется выражением "computer science". В этой же главе автор подробно рассматривает понятие "алгоритм", считая его одним из исходных в информатике.

Значительное место в первой главе монографии отведено структуре информатики как науки. Ученый утверждает, что существуют четыре основных области информатики: техническая, связанная с устройством компьютеров и смежными проблемами; практическая, занимающаяся языками программирования; теоретическая, предметом которой являются такие основополагающие вопросы, как теория автоматов, теория вычислений и т. д.; прикладная, рассматривающая возможности применения компьютеров в различных областях человеческой деятельности. Первые три отрасли, отмечает П. Рехенберг, образуют информатику в узком смысле слова; в немецком языке они объединяются понятием "Kerninformatik".

Вторая, самая большая часть монографии посвящена изложению основных постулатов составных частей информатики. На это отводится десять из двенадцати глав книги. Автор последовательно объясняет читателю, что такое "данные", знакомит с историей и современным состоянием вычислительных машин, сетей и систем, вводит в мир языков программирования. Изложение материала носит в основном ознакомительный характер. Поэтому мы перейдем к анализу последней, принципиальной главы книги, названной автором "Философия информатики". В ней П. Рехенберг выдвигает и обосновывает следующий тезис: информатика — это синтез математики и компьютерной техники. Как и математика, информатика строго структурирована. Она занимается законами, выработанными человеком и поэтому доказуемыми. В то же время предметом информатики является компьютер, его устройство и области применения. Автор останавливается на сходстве информатики с математикой и электротехникой.

Особую важность, по нашему мнению, имеет раздел "Информатика и культура", в котором рассматриваются благоприятные и неблагоприятные аспекты влияния информатики на общественную жизнь. К числу первых П. Рехенберг относит выработку алгоритмического мышления, расширяющего возможности анализа ситуации, изучение взаимосвязей различных явлений, возможность автоматизации отдельных процессов. Но компьютеризация часто влияет на сокращение рабочих мест, и это автор считает одним из основных недостатков информатики; более того, компьютер часто используют там, где с успехом можно обойтись без него.

Подробно исследует автор и психологические последствия информатики. Он рисует идиллическую на первый взгляд картину, когда всё — от режима дня до голосов близких людей — заложено в компьютер. Востребуется ли такое положение? Не больше ли пользы даст, например, посещение библиотеки, нежели ознакомление с ее каталогами на цветном экране?

Предметом особого внимания автора является проблема, которую можно обозначить как "компьютер и молодежь". Здесь П. Рехенберг рассматривает два аспекта. Он весьма детально исследует потенциальную опасность возникновения компьютерной мании в молодежной среде и превращения определенной части подрастающего поколения в так называемых компьютерных шутов (Computernarren). Затрагивает П. Рехенберг и вопрос о введении информатики в школьный курс. Он сомневается в целесообразности подобного шага и аргументирует свою точку зрения рядом положений, а именно: что должен включать курс информатики, как ее преподавать, каким кругозором должен обладать преподаватель информатики в школе и, наконец, какие предметы может вытеснить информатика. Выход из сложившейся ситуации видится автору в рассредоточении вопросов информатики по другим школьным курсам, как точным, так и гуманитарным, а также введении информатики в качестве факультативного школьного предмета. Скептически относится П. Рехенберг и к расширению использования компьютеров в учебном процессе, аргументируя свои сомнения, главным образом, психологическими соображениями. "Школьники, — пишет он, — не могут спросить компьютер о непонятном, не могут получить от него одобрительную улыбку в случае правильного ответа".

Подводя итоги своим рассуждениям, автор отмечает, что информатика как наука развивается весьма интенсивно, но еще далека от стадии, достаточной для формулировки строго научного определения, и сам он такого определения не дает.

Проблемы, затронутые в рассматриваемой монографии, актуальны и для отечественной информатики. П. Рехенберг (и это главное достоинство его книги) продемонстрировал в исследовании и решении сложных проблем развивающейся науки поистине диалектический подход. Именно такой подход должен быть у российских исследователей при разработке рассматриваемых вопросов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библиотечное дело: Терминолог. словарь. М.: Книга, 1986. С. 58.
  2. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным областям знания / Сост.: З.Г. Высоцкая и др. М., 1995. С. 73.
  3. Каныгин Ю.М. Основные понятия информатики // Теоретические и учебные аспекты информатики. Киев, 1987. С. 11.
  4. Герасименко В.А. Концепция современной информатики // Зарубеж. радиоэлектроника. 1993. № 4. С. 87.
  5. Гиляревский Р.С. Что такое информатика? // НТИ, Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1983. № 11. С. 19.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России