Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Меняев М.Ф.


Комплектование библиотеки в условиях ограниченного финансирования

Опыт библиотеки Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

В настоящее время практически перед каждой библиотекой стоит проблема сохранения социального статуса. Борьба за выживание, навязанная библиотекам современными социальными процессами, привела к необходимости пересмотра многих традиционных методов комплектования фонда. Не стали исключением и библиотеки университетов.

Библиотека современного университета представляет собой ассоциацию нескольких библиотек — научной, учебной и художественной литературы.

Остановимся на учебной библиотеке, комплектованию которой присущи некоторые специфические особенности. Во-первых, ее фонд формируется в соответствии с перечнем учебных курсов университета. Во-вторых, учебная библиотека стремится повысить книгообеспеченность студента по каждой дисциплине. В-третьих, структура такой библиотеки напоминает склад; ей свойственны дни массовой выдачи и сдачи литературы, потеря книг в большом количестве.

В современной экономической обстановке сохранить специфику учебной библиотеки вуза достаточно трудно: возрастает число учебных курсов, для которых практически не издается учебной литературы; содержание многих пособий устаревает в течение одного-двух лет; от приобретения отдельных монографий или фирменных руководств приходится отказываться, так как их цена не соответствует финансовым возможностям университета. О книгообеспеченности уже мало кто вспоминает, так как приобретение даже малого числа экземпляров — это потеря миллионов рублей на "добавленную стоимость" в книготорговых рядах. Конечно, нельзя не вспомнить о застарелой болезни всей нашей системы книгоиздания — невозможности допечатания тиража по заказам библиотек, например взамен утерянных.

Хотя картина, даже при беглом взгляде на проблему, не вызывает оптимизма, думается, что первые результаты эксперимента, проведенного библиотекой и преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Репрографическим центром (РЦ) ГПНТБ России, обнадежат тех, кто хочет видеть плоды развития университетской библиотеки в России.

Исходной позицией эксперимента стала заинтересованность учебной библиотеки университета в обеспечении студентов необходимой учебной литературой.

Первый вопрос, на который следовало ответить: какая литература по соответствующей дисциплине прежде всего необходима? Мы ответили: та, которую подготовил профессор, читающий лекции по данной дисциплине. Следовательно, первый вывод: библиотека должна побуждать кафедры к подготовке для публикации конспектов лекций, сборников упражнений, лабораторных практикумов и других подобных изданий.

Такие материалы могут иметь объем до 10—15 авторских листов и издаваться более оперативно, чем многочисленные методические пособия, выпускаемые университетскими издательствами (как правило, объемом в 1—3 авторских листа).

Второй вопрос — тираж и цена. Хорошо известно, что чем больше тираж, тем меньше цена. Но если учесть, что большую часть расходов, связанную с редактированием, подготовкой компьютерного файла издания, формированием оригинал-макета, может взять на себя кафедра, то стоимость будет более связана со стоимостью полиграфического процесса и бумаги. И хотя при малых тиражах стоимость издания будет не самой низкой, она окажется значительно ниже цены, определяемой книжным рынком даже при тираже в несколько тысяч экземпляров. (Рынок съедает все преимущества многотиражного издания.)

Третий вопрос — где издать подготовленное учебное пособие? Сегодня можно найти много типографий для издания учебной литературы. Среди них прежде всего малые типографии, репрографические центры.

И последнее — кто купит это издание? Вопрос правомерен: если материалы устарели или повторяют известное, то вероятность провала издания велика. В учебных библиотеках следует иметь действительно новую и актуальную литературу, не только по году издания, но и, что более важно, по содержанию. Фемидой здесь выступает студент. Нам думается, что современные студенты охотно приобретут конспект лекций, если он полезнее устаревших изданий, предлагаемых библиотекой бесплатно на учебный семестр.

Разумеется, часть тиража приобретет сама библиотека, а к остальной можно привлечь внимание других университетских, массовых и специализированных библиотек. Вот здесь и встает вопрос о кооперации библиотек университетов в деле комплектования. Возникает необходимость в базах данных выпускаемой учебной литературы — не только той, что подготовлена на основе изучения тематических планов университетских издательств, но и той, которая издана инициативно, по запросу университетской библиотеки.

Сегодня нас информируют только о работах, выпускаемых в различных университетских издательствах. Но приобрести наиболее эффективные из них мы не можем из-за ограниченного тиража издания или высокой цены.

Идея эксперимента заключается в том, чтобы библиотека университета поэтапно получала тираж заказанного ею издания, с учетом заявок других библиотек и спроса студентов на покупку учебной литературы.

Остановимся более подробно на деталях, рассматривая конкретную реализацию эксперимента. Резкое увеличение стоимости учебных изданий, их малое количество, увеличение числа студентов, изучающих курс "Вычислительная техника и информационная технология", и другие причины привели к тому, что книгообеспеченность учебного курса стала стремительно падать. Актуальные издания в библиотеке МГТУ имелись только в ограниченном числе экземпляров. Не спасал и книжный киоск, так как единого учебника или учебного пособия по курсу не было, многочисленные и весьма дорогие издания не решали проблемы.

Библиотека обратилась на кафедру "Программное обеспечение ЭВМ и информационная технология" с просьбой подготовить текст учебного пособия для проведения практических занятий по ведущему курсу. Дело в том, что более половины учебных занятий в нашем университете студенты проводят в компьютерных классах, однако соответствующего единого учебного пособия для этих занятий в библиотеке нет. Имеются лишь одно-двухлистные методички для отдельных занятий.

Учебное пособие было составлено достаточно быстро — в течение двух месяцев. Затем с помощью компьютерной технологии подготовлен оригинал-макет издания. На это ушел еще один месяц. Следующая фаза издания выполнена с помощью РЦ ГПНТБ России, где репродуцированы и сброшюрованы 200 экземпляров издания. Время подготовки пособия — 1 месяц. Таким образом, учебное пособие выпущено в свет в течение одного семестра. Его стоимость составила менее половины суммы, необходимой для выпуска подобного пособия через издательство университета, не говоря уже о покупке через книжных торговцев или библиотечные коллекторы.

Тираж распределен следующим образом: 16 экземпляров — обязательная рассылка, 80 — у библиотеки купили студенты (менее чем за неделю), 40 — приобрела библиотека для комплектования фондов своих читальных залов, остальные экземпляры раскупили библиотеки других университетов.

Сегодня библиотека подготовила заказ еще на 200 экземпляров нового издания в РЦ ГПНТБ России, а также на 400 экземпляров ранее выпущенного издания.

Может вызвать удивление размер тиража, закупленного нашей библиотекой, если учесть, что в нашем университете более 3 тыс. первокурсников, изучающих начала информатики. Все дело в стоимости издания и финансовых возможностях библиотеки. Сегодня ей не приходится рассчитывать на кредиты от университета, так как только подписка на периодические издания составляет более 10 млн рублей. Библиотека может оперировать лишь ограниченной суммой средств, полученной от своей коммерческой деятельности (копирование, продажа макулатуры, штрафы за утерянную литературу и т. п.). Эти деньги невелики, но с их помощью и при финансовой поддержке библиотек других университетов, можно решить вопрос малотиражного издания.

Проведенная первая стадия эксперимента позволила сделать ряд выводов.

  1. Учебная библиотека университета может активизировать процессы комплектования фонда учебной литературой. Путь активизации — подготовка изданий малотиражной учебной литературы совместно с кафедрами и издательствами.
  2. Многоразовое малотиражное издание позволяет комплектовать учебный фонд библиотеки наиболее актуальными изданиями, обеспечить право студента на личный учебник, помочь другим университетским библиотекам (колледжам и школам) приобрести учебную литературу по самым низким ценам.
  3. Оперативное учебное издание становится достаточной основой для подготовки традиционного учебника или учебного пособия для центральных или университетских издательств.
  4. Значение библиотеки в учебном процессе университета повышается.

Эксперимент продолжается. Теперь нам следует изучить возможность допечатки показанного издания по запросам библиотеки, учебного процесса и библиотек других университетов и перейти к подготовке издания по новой дисциплине "Художественное литье".

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России