Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Хойль Д.


Работа с электронной информацией: изменяющаяся роль библиотекаря

Перевод доклада, представленного на 61-й Генеральной конференции ИФЛА (Стамбул, 1995 г.). Публикуется с любезного разрешения автора.

Юридические вопросы. Проблемы копирайта — защиты авторских прав и прав собственника интеллектуальной продукции — долгое время были основной заботой издателей и авторов. Копирайт был очень острой темой в США в 1970-е гг., в частности в процессах "Вильямс и Вилкинс против США", "Издательство Эддисон-Весли против Университета Нью-Йорка"; в обоих случаях предметом рассмотрения являлось многократное копирование. Возможность электронного доступа усилила остроту проблем копирайта и требует новой интерпретации Закона США о копирайте (US Copyright Act) 1976 г.

В апрельском (1995 г.) выпуске журнала "Communications of the Association of Computing Machinery" Памела Самуэльсон дает краткий обзор проблемы и рассматривает возможные варианты организации доступа к собственным электронным публикациям данной Ассоциации. Но для библиотек вопрос является еще более сложным. Ставит ли библиотеку подписка на электронный журнал в положение привратника читателя журнала? Получает ли библиотека одновременно с подпиской на электронный журнал право на его хранение? Каковы обязательства библиотеки перед издателем электронной продукции? С другой стороны, в чем состоит ответственность издателя электронной продукции перед библиотекой? И, наиболее важное, — в чем выражается ответственность издателей и библиотек по отношению к ученым и студентам, которые пользуются электронными журналами?

Копирайт США. Правила честного использования.

Раздел 107 Закона США о копирайте относится к доктрине честного использования, разрешающей частичное копирование книги или статьи для однократного использования. До настоящего времени нет юридического разъяснения правила честного использования по отношению к просмотру, извлечению, каким-либо манипуляциям или передаче в другое место электронных журналов.

Сегодня существуют технологии, позволяющие проследить использование электронных журналов и идентифицировать пользователя, который берет статью от издателя или посредника. Но пока неясно, что делать с этой информацией. Кроме того, библиотекари хотели бы верить, что издатели будут рассматривать электронные аннотации в рамках доктрины честного использования и, следовательно, предоставлять к ним свободный доступ.

Цены. Традиционно библиотеки подписываются на печатные указатели тех журналов, которые они получают. Но в настоящее время многие библиотеки подписываются также на электронные версии указателей тех же самых журналов. "Подписка", возможно, не очень точный термин для определения электронного доступа к указателям. "Аренда", вероятно, наиболее подходящий термин, поскольку библиотеки обычно не являются владельцами электронных указателей, на которые они подписались, даже с учетом того, что стоимость "электронной подписки" зачастую намного выше, чем для тех же указателей в печатном варианте. Библиотекари ясно понимают, что за электронные журналы придется платить дороже, так как речь идет о продукции более высокого качества. При этом возникает весьма важный вопрос: следует ли переложить часть повышенной стоимости на конечного пользователя и, если да, то каким образом это сделать?

Библиографический контроль. Техническая обработка журналов является одной из важнейших функций библиотеки. Хотя сейчас уже не нужно присваивать полочные номера электронным журналам и ставить печати библиотечной собственности на отдельные тома, тем не менее мы должны их каталогизировать для правильного информирования читателей. Это особенно важно в тех случаях, когда "закупленные" электронные журналы архивируются локально, в университетской компьютерной сети. Возможности поиска по ключевым словам, по булевской логике, а также по индексированию с применением контролируемого словаря должны быть предоставлены на локальном компьютере или в ИНТЕРНЕТ. В идеале исследователь должен иметь возможность идентифицировать интересующую его журнальную статью в электронном указателе и одним нажатием клавиши или "мыши" беспрепятственно получить полный текст этой статьи. Должна быть обеспечена возможность наблюдения и контроля за информацией, предоставляемой пока бесплатно пользователям, находящимся вне университетской сети. Когда со временем будут усовершенствованы системы типа "плати за просмотр", какие-либо консорциумы будут, возможно, требовать наличия пароля — как в плане соответствия лицензионным соглашениям, так и в качестве метода оценки стоимости услуги для конечного пользователя или их групп.

Проблемы архивации. Несмотря на почти мгновенную возможность выдачи выпусков электронных журналов, библиотекари, по-видимому, продолжат свою традиционную работу по архивации как электронных, так и печатных журналов. Однако теперь для архивации будут использоваться нетрадиционные методы. Мы считаем, что не будет необходимости создавать переплетенные тома печатных копий электронных журналов. Так что проблемы занимаемой фондами площади, возможно, и уменьшатся, но головная боль у библиотекарей не исчезнет. Мы все равно должны будем обеспечивать читателям доступ к документам вне зависимости от типа носителя. Поэтому следует продолжить разработку дружественных интерфейсов и соответствующих стандартов, упрощающих доступ к информации. Технология должна предоставлять через дружественный интерфейс доступ к любым электронным журналам. Очень большие опасения связаны с тем, что прогресс в аппаратном и программном обеспечении может со временем затруднить доступ или сделать нечитаемыми старые выпуски электронных журналов.

Заключение. Исследователям в наше время уже не нужно посещать библиотеку, чтобы получить доступ к электронному журналу. Они предпочитают удаленный доступ, используя ИНТЕРНЕТ из своего дома или офиса. Не следует этот факт понимать как признание ненужности библиотек или библиотекарей. Это означает лишь, что всем нам нужно уметь адаптироваться и отвечать возросшим требованиям читателя.

Идентификация новых электронных носителей, разъяснение потребителям, каким образом лучше проводить поиск и впредь останутся обязанностью библиотекаря. Когда такое богатство информации находится буквально под нашими пальцами, еще важнее становится задача обучения пользователя методам точного поиска документа. Библиотекари накопили достаточный опыт эффективной работы с печатными изданиями. Теперь нам нужно поддерживать себя в состоянии постоянной готовности и компетентности, чтобы работать с невидимыми электронными трудами, "опубликованными" в ИНТЕРНЕТ. Это время экспериментирования и адаптации. Библиотекари должны остаться причастными к этим процессам, предлагать идеи и знакомить издателей электронных журналов с нашей позицией; тогда наши взгляды не будут игнорироваться, а доступ к материалу будет полностью обеспечен.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России