Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Ачлейтнер Г.К.


Информационный менеджмент как инструмент развития экономики

Доклад на 2-й Международной конференции "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества" — "Крым-95". Публикуется с любезного разрешения автора

Динамичный процесс слияния информационной технологии, маркетинга и их глобализация внесли новую струю в социальную, политическую и экономическую жизнь. Электронная почта, факс и ИНТЕРНЕТ изменили способы коммуникации, торговли, бизнеса. Доступ к компьютерам, входящим в электронные сети, использование модемов привели к тому, что такие понятия, как время и место, потеряли свою былую значимость. Теперь основной вопрос заключается не только в том, каким образом предоставлять доступ к информации, но и в том, как управлять ею, чтобы удовлетворить потребности и общества, и каждого человека в отдельности.

Революционные преобразования в области компьютеров и телекоммуникаций сделали возможным предоставлять быстрый доступ к информации, находящейся в разных уголках земного шара, обрабатывать ее и распространять через сеть для использования теми, кто заинтересован в ней, а затем, по мере необходимости, сохранять или избавляться от нее. Происходящие перемены позволяют каждому принимать участие в производстве, распространении и применении информации.

Информационную революцию следует рассматривать с точки зрения морфогенезиса, т. е. создания новых форм. Примером может служить ИНТЕРНЕТ, предоставляющая доступ ко все большему объему информации и постоянно растущая за счет включения в нее новых сетей. Изменения в ИНТЕРНЕТ происходят ежедневно. Морфогенезис требует создания условий, позволяющих свободно распространять разнообразные идеи. Сложность поощряется. Взаимные причинные связи являют собой динамичный процесс перемен и неразрывности, будущее при этом непредсказуемо. Информационная технология способствует созданию условий для расцвета морфогенезиса и расширяет возможности как отдельных членов общества, так и организаций.

Глобализация. Глобальное использование сетей — реальность. Уже невозможно представить себе, как осуществлять связь, пользуясь только услугами почты и телефона. Сегодня без факса и электронной почты нельзя заниматься бизнесом. Эти перемены, касающиеся наших ежедневных дел, заставляют по-новому взглянуть на роль информации, библиотек, информационных систем и информационных работников. Информационная технология прокладывает путь к открытым, ориентированным на пользователя, взаимосвязанным системам. Каждый может иметь доступ к информации и принимать участие в ее создании и распространении. Более того, все большее применение находит новый вид информации — мультимедиа.

Информационная революция влияет не только на наши контакты друг с другом, нашу работу, но и на геополитические связи, которые делаются все более тесными и основываются на обмене информацией. Укрепление связей между странами Европейского содружества и Латинской Америки может служить примером новых взаимоотношений, пришедших на место былой изоляции, подозрительности.

Вхождение в мировой рынок, использование новой информационной технологии, циркуляция цен разного уровня могут привести к нестабильности. Доказательством этому служат сопутствующие интеграции, рост безработицы и закрытие предприятий, не способных вести конкурентную борьбу. Чтобы сегодня быть конкурентоспособным, необходимо иметь доступ к сети, обслуживаемой поставщиками информации со всех уголков земного шара, иметь в своем распоряжении средства телекоммуникации и обладать возможностью проводить банковские операции практически со всеми странами. Для этого нужна действующая информационная инфраструктура.

Информационный менеджмент. Информационная технология устанавливает новый общемировой порядок, при котором малые и большие организации, будучи партнерами, занимают ниши на рынке, создают новые продукты и регулируют цены. Кооперация между многими странами возможна лишь в том случае, если имеется хорошо развитая информационная инфраструктура. Развитые страны обладают необходимыми ресурсами и проводят соответствующую политику по созданию подобных инфраструктур. Несколько другая ситуация складывается в развивающихся странах. В них, как отмечает Чинг-чи Чен, существует "дихотомическая информационная среда" [1], т. е. использование самых современных микрокомпьютеров для решения простейших задач.

Создание глобальной информационной инфраструктуры (GII) — это не только овладение информационной технологией, но и управление информационными ресурсами. В информационный менеджмент вовлечены многие группы общества: правительственные чиновники, представители частного сектора, деятели просвещения, ученые, информационные работники и представители общественности. Создание информации, ее распространение, организация, проникновение, применение и сохранность требуют совместных усилий. Информационный менеджмент — динамичный процесс.

Создание знаний, по мнению Нельсона [2], говорит о научном подходе к жизни общества. Этот процесс проходит успешно, если общество полно желания распределить имеющиеся средства таким образом, чтобы всегда существовала возможность проводить исследования, способствующие его развитию. Говоря о средствах, мы имеем в виду людские и денежные ресурсы, а также техническое обеспечение. Еще одной важной составляющей является организационная стратегия, способствующая развитию знаний. В немалой степени ситуация зависит от действий правительства, от того, понимает ли оно необходимость приобретения новых знаний и важность распределения ресурсов.

Распространение информации означает ее доведение до потенциального пользователя [3]. Телевидение, радио, газеты, журналы, издательства, базы данных, видео, коммуникационные сети, доступ к внешней информации — все эти составляющие создают эффективную систему распространения. Как и создание знаний, распространение зависит от государственной политики, имеющейся практики и самого продукта.

Проникновение знаний так же, как и их создание, очень сложный процесс. Условно его можно подразделить на пять этапов:

  • осведомленность о том, что существует новая информация;
  • возникновение интереса к поиску этой информации;
  • оценка информации, проводимая для того, чтобы решить — использовать ее или нет;
  • применение информации;
  • признание ее полезности [4].

Своевременность, точность, наличие познавательных способностей чрезвычайно важны для успешного выполнения этого процесса.

Организация — необходимая часть информационного менеджмента; она является основой существования национальной системы информации. Доступ к архивам, специальным коллекциям, музеям, библиотекам, базам данных и т. д. должен осуществляться при помощи электронных средств. Разработка технологий и способы их использования равнозначны по важности. Следует сказать о необходимости взаимодействия между пользователями и разработчиками, так как оно позволяет находить лучшие пути доступа к информации.

Цель применения знаний заключается в том, чтобы расширить использование информации для решения стоящих перед человечеством проблем и оценить важность новой информации [5]. Применение знаний предполагает проведение изменений как в самом человеке, так и в обществе; требует использования денежных, людских и материальных ресурсов; осуществляет связь между двумя понятиями — изменение и полезность информации.

И наконец, наступает момент решения проблемы — есть ли необходимость в сохранении информации. Информационный работник должен знать, каким образом создаются, распространяются, проникают и применяются знания. Следует использовать все материалы — книги, журналы, рукописи, электронные источники, интервью и т. д. [6]. Этот процесс включает идентификацию, оценку, приобретение, организацию, хранение и консервирование информации.

Вывод. Создание информационной инфраструктуры — важнейшая задача, которая требует ясного понимания роли информации, являющейся ценным ресурсом, необходимым для совершенствования современного общества и благополучия его граждан; определяет государственную информационную политику; руководит распределением ресурсов при применении информационных технологий и управлении ими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Chen, Ching-chih. Editorial // Microcomputers for Information Management. 1994. V. 11, № 2. P. 67.
  2. Nelson, Stephen D. Knowledge Creation: An Overview // Robert F. Rich (Ed). The Knowledge Cycle. Beverly Hills, CA: Sage. 1981.
  3. Klein, Susan and Margaret K. Gwaltney. Charting the Education Dissemination System: Where We Are and Where We Go From Here // Knowledge: Creation, Diffusion, Utilization. 1991. V. 12, № 3. P. 241—265.
  4. Chatman, Elfreda A. Diffusion Theory: A Review and Test of a Conceptual Model in Information Diffusion // Y. Am. Soc. Inf. Sci. 1986. V. 37, № 6. P. 377—386.
  5. Backer, Thomas E. Knowledge Utilization: The Third Wave // Knowledge: Creation, Diffusion, Utilization. 1991. V. 12, № 3. P. 225—240.
  6. Lewenstein, Bruce V. Preserving Data About the Knowledge Creation Process: Developing an Archive on the Cold Fusion Controversy // Knowledge: Creation, Diffusion, Utilization. 1991. V. 13, № 1. P. 79—86.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России