Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Харитонов Р.П. Библиотечно-библиографическое обслуживание и информационный менеджмент в аудиторской фирмеПереход к рыночным отношениям и множественность форм собственности в нашей стране вызвали появление нового вида дефицита — достоверной информации о деловой репутации партнеров. В связи с этим большую остроту приобретает решение вопросов — кто может быть в числе организаций, призванных помочь обществу с осторожностью относиться к рекламе, кто должен проводить независимые проверки финансовой отчетности предприятий и учреждений или, как их теперь называют, "экономических субъектов". И здесь на первый план выходит сравнительно новое для нас понятие "аудиторская деятельность". История зарождения аудита в России коротка, хотя упоминания о нем встречаются еще со времен Петра I [1]. Но в отличие от развитых стран Западной Европы и США, где законы об обязательном аудите начали появляться в XIX столетии, в России слово "аудит" впервые прозвучало в 1987—1988 гг. Указом Президента России "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации от 22 дек. 1993 г. № 2263 утверждены "Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации" [2]. Вслед за ними Правительство Российской Федерации приняло постановление от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" [3]. Оба эти документа определяют понятие аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля, сферу аудита и его цели. В последние годы во многих крупных и небольших городах России организованы аудиторские фирмы — на начало 1986 г. около четырех тысяч [4]. К их числу относится созданная в 1990 г. аудиторская фирма "Контакт" (с конца 1995 г. — Общество с ограниченной ответственностью "Финансовые и бухгалтерские консультанты"), неизменно занимающая высокие места в рейтингах и независимых опросах о выполняемой работе. Так, по итогам деятельности в 1995 г. она вошла в ведущую тройку российских аудиторских фирм [4], а Всемирный банк включил ее в число восьми российских аудиторских фирм, прошедших квалификационный отбор для проведения аудита по финансируемым банком проектам [5]. В фирме с начала ее существования работают опытные высококвалифицированные эксперты. Наши ведущие специалисты приглашаются для работы в правительственных и парламентских комиссиях при подготовке различных нормативных документов по аудиту, бухгалтерскому учету, финансовой деятельности, налогообложению и активно сотрудничают с соответствующими международными организациями. Руководство фирмы практически с момента ее возникновения определило в качестве одного из основных приоритетов в работе создание максимально благоприятных условий для библиотечно-информационного обеспечения специалистов необходимой документацией, литературой и развития информационного менеджмента. Образовано информационное подразделение с библиотекой, что сегодня является еще редкостью для аудиторских фирм. Справочно-информационное и библиотечное обслуживание на фирме преследует две основные цели: обеспечение собственных специалистов необходимой документацией и литературой по тематике их работы и предоставление информации нашим абонентам. В основе этой работы лежит традиционный принцип — формирование и ведение справочно-информационного фонда (СИФ), т. е. пополнение его нормативными актами, изменениями, дополнениями к ним, комментариями, публикуемыми в официальных источниках, периодических и продолжающихся изданиях, а также целенаправленное комплектование библиотечного фонда. На фирму поступает около ста названий журналов, сборников, бюллетеней, газет и других источников информации. Принцип приобретения книг так же, как и всей нормативной документации — полнота и быстрота комплектования с предварительным изучением известных библиографических и книготорговых источников ("Книжное обозрение", "Деловая книга" и др.), просмотром обязательных экземпляров, поступающих в ГПНТБ России из РКП. Мы стремимся получить их непосредственно в киосках издательств и в других издающих организациях, т. е. еще до массового поступления в книжные магазины. Благодаря участию ведущих специалистов фирмы в работе международных организаций и зарубежным контактам библиотека комплектуется и актуальными иностранными изданиями. В СИФ сосредоточены систематически пополняемые тематические папки-досье (до 130 наименований), содержащие копии-подборки необходимых документов для экспертов — сотрудников фирмы. Среди них такие, как "Аудит"; "Бухгалтерский учет" (отдельно по "Общим вопросам", "Бухгалтерской отчетности", "Бухгалтерскому учету валютных операций", "Учету кредитов, прибыли, финансовых результатов"; "Командировочным расходам" и др.); "Налогообложение" (также отдельно по "Общим вопросам", "Налогам с физических лиц", "Налогам с юридических лиц", "Налогам на прибыль и др."); "Совместные предприятия"; "Страхование"; "Банки"; Ценные бумаги"; "Таможенный контроль"; "Приватизация"; "Курсы иностранных валют Центробанка России к рублю Российской Федерации" и т. д. Наличие электронных каталогов, которые ведутся с использованием электронных правовых систем "Гарант" и "Консультант — Плюс" и дополняются данными собственной росписи нужных источников информации, создает благоприятные условия для информационного обеспечения экспертов (при этом ведутся также традиционные каталоги и картотеки в полном соответствии с действующими правилами). Для каждого эксперта и постоянных абонентов фирмы документы по тематике их запросов или характеру деятельности копируются и вкладываются в специальные папки, которые они регулярно просматривают; многим московским и иногородним клиентам подборки материалов систематически высылаются. К ним относятся многочисленные абоненты из Московской области, Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного и других регионов России. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание руководителей и ведущих специалистов фирмы производится в опережающем режиме в полном соответствии с требованиями и традициями системы ДОР. Для посещающих фирму абонентов и деловых партнеров смонтирован информационно-географический стенд с обозначением городов, где находятся обслуживаемые клиенты. Постоянным абонентным обслуживанием пользуются как очень крупные, так и средние, небольшие организации, функционирующие в самых различных областях экономики. В номенклатуру информационных услуг входят: отправка клиенту по его запросам нормативной документации, предоставление всех изданий фирмы, участие двух представителей в ежеквартальных теоретических и практических семинарах. В этом виде работы тесно переплетаются справочно-библиографическое, информационное обслуживание и информационный менеджмент. Смонтирована книжная выставка-стенд, на которой представлены новинки приобретаемой литературы и наших изданий, подготавливаемых через акционерное общество закрытого типа "ФБК". Сотрудники фирмы активно участвуют в научно-редакционной деятельности и подготовке к изданию книг, брошюр, сборников документов, а также журнала по вопросам аудита, бухгалтерского учета, финансов и налогового законодательства. Печатную продукцию АОЗТ "ФБК" составляют ежемесячный сборник нормативных документов "Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", ежеквартальный сборник новых документов и комментариев "Вопросы налогообложения", журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", до 15 наименований книг и брошюр в год тиражом от 4 до 100 тыс. экземпляров. Среди них вышедшие в 1993—1995 гг. монография Дж. Робертсона "Аудит", сборник "Аудит в России. Законодательство. Стандарты", справочное пособие В.А. Лугового "Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса", методическое пособие "План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета" (руководитель авторского коллектива А.С. Бакаев); книга С.Г. Пепеляева "Законы о налогах: элементы структуры", фундаментальное учебно-методическое пособие "Основы налогового права" и многие другие. Особое место занимает ежеквартальный аннотированный библиографический указатель новых нормативных актов и книг "Финансово-хозяйственная деятельность". Главная составляющая указателя — нормативные акты, изменения к ним, комментарии, книги; кроме того — статьи из периодических и продолжающихся изданий. Данные включаются достаточно оперативно и исчерпывающе. Указатель содержит материалы по разделам: "Экономика. Организационные формы предприятий. Предпринимательство", "Право. Юридические науки", "Финансы. Банковское дело", "Ценные бумаги", "Бухгалтерский учет", "Аудит", "Налогообложение", "Валютное регулирование. Внешнеэкономическая деятельность", "Недвижимость" и некоторым другим; снабжен необходимым справочным аппаратом. Кстати, "вырастает" этот указатель из еженедельно издаваемого для сотрудников фирмы "Аннотированного библиографического указателя новых нормативных, инструктивных документов и комментариев к ним" и выходящего дважды в месяц — "Аннотированного библиографического указателя новых поступлений литературы" [6]. (На все издания, выпускаемые через АОЗТ "ФБК", можно подписаться в отделениях "Роспечати", агентстве "Книга — Сервис" и непосредственно на фирме.) И наконец, информационное подразделение фирмы организует ежеквартальные семинары, практикумы, а также дополнительно "круглые столы", консультации по наиболее актуальным проблемам, которые ведут ответственные сотрудники Минфина России, Госкомстата России, Госналогслужбы России и других организаций, известные ученые и высококвалифицированные специалисты фирмы. Только в 1995 и первой половине 1996 гг. прошли семинары и "круглые столы" по темам: "Новое в бухгалтерском учете и налогообложении на предприятиях различных форм собственности", "Бухгалтерский учет валютных операций. Юридический аспект валютного регулирования", "Вопросы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|