Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Димитров А., Блэквелдер М.


Имидж библиотекаря медицинских библиотек США (по материалам социологического опроса)

В статье отражены материалы научного доклада, прочитанного авторами на 95-й ежегодной встрече Ассоциации медицинских библиотек США (Вашингтон, 8 мая 1995 г.). В нем освещены результаты социологического опроса, связанного с изучением профессионального имиджа библиотекарей медицинских библиотек. Перевод подготовлен О.В. Шлыковой, докторантом кафедры библиографоведения Московского государственного университета культуры.

Аналогичная статья под названием "Меняет ли технология имидж библиотекаря, или как мы видим себя и как наши партнеры видят нас" опубликована в июльском выпуске бюллетеня Ассоциации медицинских библиотек США (Bulletin of the Medical Library Association).

От переводчика. Авторы данной статьи распространили анкеты (13 развернутых вопросов) среди медицинских работников: врачей, дантистов, фармакологов, физиотерапевтов (physical therapists), массажистов (occupational therapists), медицинских сестер, выпускников медицинских университетов, проходящих интернатуру, студентов медицинских учебных заведений; затем проанализировали ответы (мнения о библиотечных работниках, их профессиональных навыках и другие характеристики). Параллельно изучены мнения и сотрудников медицинских библиотек относительно понимания собственного имиджа, а также их отношение к имиджу библиотекаря, бытующему в среде пользователей медицинских библиотек. Анкета для библиотекарей включала 19 вопросов (к вопросам, аналогичным заданным медицинским работникам, добавлен ряд чисто профессиональных).

В результате проведенного исследования американскими специалистами установлено, что и библиотекари, и медицинские работники в равной степени отметили хорошие коммуникативные качества как наиболее важный навык, характеризующий библиотечного специалиста. Компьютерные и технологические навыки отнесены к 4-й по значимости позиции, отмеченной библиотекарями, и ко 2-й по значимости, отмеченной пользователями.

Хотя библиотекари склонны к более позитивной оценке своего имиджа, чем пользователи, все же последние отметили, что в целом библиотекари ответственны, готовы помочь, довольно гибки и открыты к изменениям, предоставляют конкретную, надежную, своевременную и ценную информацию.

В предлагаемом переводе статьи я попыталась сохранить стиль изложения и максимально точно перевести термины, употребляемые американскими специалистами. Однако в ряде случаев я столкнулась с определенными трудностями, поскольку классификация медицинских работников в Америке отличается от принятой в России. Так, "physical therapist" в русской интерпретации означает "физиотерапевт", а "occupational therapist" — "массажист", но с некоторыми оговорками и ограничениями. И те, и другие не имеют статуса дипломированного врача, но и не относятся к категории среднего медицинского персонала.

Следует также отметить и те нюансы, которые обусловлены особенностями менталитета конкретной страны. Проблема выживания библиотеки и библиотечной отрасли в России стоит более остро, чем в Америке. Различны мотивы обращения американских и российских специалистов к данной проблеме. Так, американские специалисты в качестве гипотезы выдвигают положение о том, что от отношения библиотечных работников к своей профессии будет зависеть качество и размер поддержки, оказываемой библиотеке ее читателями. Для российских исследователей, вероятно, не эти показатели являются ведущими. Очевидны расхождения в методах исследования, что является отражением различного уровня развития информационной технологии в Америке и России и свидетельствует о разных способах и уровнях теоретического обобщения. Отличия двух систем особенно проявляются в целевых установках исследований: в России цели исследования, как правило, глобальны и революционны вплоть до изменения мира и его основ; цели американских исследований четки, прагматичны и направлены на решение и реализацию конкретных задач.

Шлыкова О.В.

  • Введение
  • Имидж библиотекарей связан непосредственно с нашим профессиональным существованием. Совсем недавно библиотекари, просто хорошо выполняющие свою работу, могли быть достаточно уверены в своем дальнейшем существовании, сегодня же библиотеки и библиотекари нуждаются, выражаясь присущей менеджменту терминологией, в активном маркетинге самих себя и доказательстве того, что библиотекарь играет ключевую роль в учреждении. Библиотекарям небезразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотекой на читателей, лежит путь к определению статуса и роли библиотеки в жизни общества.

    Проведенное исследование ставило целью — опросить пользователей библиотек по поводу их восприятия библиотекарей в свете технологических перемен, которые произошли за последние 10 лет и создать на этой основе имидж библиотекаря.

    Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах. Общим в этих исследованиях является вывод о том, что самопортрет также важен, если не более, чем имидж, создаваемый пользователями. Так, в исследовании австралийских библиотекарей [1], отмечено, что библиотекари сами подпитывают и поддерживают собственный негативный имидж. Специалисты из Нидерландов делают вывод, что библиотекари должны учиться смотреть вокруг себя и находить позитивные, работающие на будущее, полезные и состоятельные точки зрения, формирующиеся в обществе относительно их имиджа [2].

    В 1987 г. проведено изучение мнения библиотекарей относительно их профессии и в Западном регионе Южной Африки [3].

    P. Wilson проанализировала американскую профессиональную литературу более чем за 50 лет (1921—1978 гг.), включая новые книги, журнальные статьи, главы из книг, имеющие отношение к имиджу библиотекарей как предмету описания, созданному самими библиотекарями. Ее рекомендации свелись к следующему: для того чтобы освободиться от негативного имиджа, библиотекари должны прекратить писать об этом [4].

    N.D. Stevens проследила отражение имиджа библиотекарей в трех ведущих профессиональных журналах American Libraries, Library Journal, Wilson Library Bulletin за шесть лет (1980—1986 гг.) и обнаружила, что первый печатал в эти годы специальную серию статей "Кто мы". Последние два журнала игнорировали вопрос об имидже библиотекарей на протяжении всего рассматриваемого периода [5].

    M.J. Lynch ознакомила с результатами проведенного в 1985 г. анкетного опроса, который показал, что 69,5% респондентов оценили имидж библиотекаря как 10-й по значимости среди 32 показателей, содержащихся в опросном листе [6].

    В 1988 г. Ассоциация специальных библиотек сформировала особую форсирующую группу по повышению имиджа библиотечных и информационных работников. Ее целью было определение того, как библиотекари видят самих себя и какими путями и способами это восприятие должно и может быть изменено [7]. Для достижения этой цели группа провела два социологических опроса: среди населения и среди информационных работников. Результаты первого опроса показали, что большинство людей придерживаются мнения о библиотекарях, сформированного еще в детстве, имеют положительный опыт работы в библиотеке и довольны образованностью библиотекарей. Респонденты консультировались у библиотекарей больше по общим, чем по каким-либо другим информационным потребностям (запросам) и считают, что коммуникативные навыки и навыки научной работы очень важны для библиотечной работы. Их всеохватывающие характеристики библиотекарей в целом позитивны. Отмечено также, что библиотекари ориентируются на читателей, заинтересованы в предоставлении им комплекса услуг. Аналогичные результаты получены и при опросе библиотекарей; они чувствуют, что их работа правильно оценивается обществом. Только половина библиотекарей отметила, что их зарплата отражает ценность их работы.

    В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря [8]. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении их проблем. В современном обществе библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.

    J. Koren очертил круг профессиональной деятельности библиотекарей в организациях, обслуживаемых библиотеками. Имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека [9]. Таким образом, если библиотекари не рассматриваются как информационные работники, они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж.

    В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить имидж своей профессии как распространителей информации и информационных консультантов, а не только как хранителей книг и журналов, экспертов библиографического поиска.

    Упомянутые выше исследования показали, что библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь; и в то же время — как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.

    Авторы исследования, представленного в данной статье, попытались оценить и описать имидж библиотекарей глазами медицинских работников в условиях меняющейся информационной технологии и сравнить этот имидж с самопортретом, составленным библиотекарями медицинских библиотек.

  • Методы
  • Для получения достоверной информации о том, как различные группы представителей медицинской профессии воспринимают библиотекарей и их работу, проведено анкетирование среди врачей, дантистов, выпускников медицинских университетов, проходящих интернатуру, студентов, медсестер, физиотерапевтов, массажистов и фармацевтов штата Висконсин. В ходе эксперимента опросом охвачены также все члены Ассоциации медицинских библиотекарей штата (Wisconsin Health Sciences Library Association — WISLA).

    Обеим группам предложены одинаковые вопросы. Опросный лист составлен на основе анкеты, разработанной Ассоциацией специальных библиотек (Special Library Association — SLA) для внутри ассоциативной форсирующей группы, изучающей имидж библиотекаря [7, с. 113]. В связи с тем, что данное исследование охватывало лишь определенную группу специалистов (медицинских) и определенную категорию библиотекарей (только медицинских библиотек), часть вопросов анкеты SLA была опущена, а часть изменена или адаптирована применительно к медицинской специфике.

    Опросные листы разосланы каждой профессиональной группе медицинских работников и членам WISLA. Медицинскими работниками возвращено 25% разосланных анкет, библиотекарями — 60% (табл. 1). Данные анкет закодированы и введены в машиночитаемый файл, их анализ осуществлялся с помощью программы Minitab statistical software.

    Характеристика медицинских работников, участвовавших в опросе, представлена в табл. 2; библиотекарей медицинских библиотек — в табл. 3.

  • Результаты исследования
    1. Частота обращения пользователей в библиотеку.
    2. В табл. 4 суммированы данные о восприятии респондентами библиотек и библиотекарей.

      Многие из пользователей подчеркнули все упомянутые в анкете типы библиотек, что не дает возможности установить точно, кто из них и как часто посещал соответствующий тип библиотеки.

      Библиотекари, по-видимому, предполагали данные результаты. На вопрос, кому (чему) медицинские работники отдают предпочтение при выборе источников информации, около 70% библиотекарей ответили, что в первую очередь пользователи консультируются со своими коллегами. 22% библиотекарей полагают, что медицинские работники в первую очередь обращаются к ним.

      Таблица 1

                   Рассылка и возврат анкет
      
      Категории респондентов             Количество анкет 
                                 распростра     возвращен 
                                 ненных         ных
      Студенты-медики            200            62
      Врачи                      367            118
      Стажеры                    366            47
      Дантисты                   350            75
      Медсестры                  152            54
      Фармакологи                242            88
      Физиотерапевты             435            91
      Массажисты                 256            71
      Всего: 
      медработников              2368           606
      библиотекарей мед.         134            80
      библиотек
      

      Таблица 2

                Данные о медицинских работниках, участвовавших 
                              в опросе (606 человек)
      Характер данных                Количество ответивших
                                  в абсол.    в процентах
                                  числах      к общему
                                              числу 
      Категория                                             
             врачи                115         19,0
             физиотерапевты       89          14,7
             фармакологи          86          14,2
             дантисты             73          12,0
             массажисты           69          11,4
             студенты             61          10,0
             медсестры            53          8,7
             стажеры              46          7,6
             другие               14          2,4
      Образование                                             
             среднее специальное  21          3,4
             бакалавриат          271         44,7
             магистратура         69          11,4
             аспирантура          245         40,5
      Возраст                                            
             менее 21             1           0,1
             21—30                182         30,0
             31—40                193         31,8
             41—50                144         23,7
             51—60                53          8,7
             более 60             34          5,7
      Пол                                                    
             женщины              325         53,6
             мужчины              281         46,4
      
      Таблица 3

           Данные о библиотекарях медицинских библиотек
      
      Характер данных                 Количество ответивших
                                  в абсол.        в процентах 
                                  числах к        общему 
                                                  числу
      
      Стаж работы библиотекарем                       
                    0—3           60              20,0
                    4—8           12              21,7
                    9—12          13              15,0
                    13 и более    26              43,3
      Стаж работы библиотекарем в                     
      медицинской библиотеке
                    0—3           60              31,7
                    4—8           19              20,0
                    9—12          12              13,3
                    13 и более    8               35,0
      Члены Ассоциации инф.       59                  
      работников в обл.
      медицины
                    нет           50              84,8
                    да            9               15,3
      Пол                         80                  
                    женщины       71              88,8
                    мужчины       9               11,2
      

      Таблица 4

           Использование библиотек медицинскими работниками
      
      Вопрос                     Ответ               Количество
                                                     ответивших в
                                                     процентах к
                                                     общему числу
      
      Каким из                   публичная           70,9
      перечисленных              госпиталя           53,5
      типов библиотек            мед. колледжа       41,2
      Вы пользовались            университета        33,5
      за прошедший               другие              5,1
      год?
      Причины пользования        профессиональные    89,1 
      библиотеками               потребности 
                                 образовательные     73,5
                                 потребности 
                                 рекреационное       55,9
                                 чтение 
                                 хобби               49,2
                                 другие              15,7
                                 не пользовался      1,3
      Куда Вы                                             
      обращаетесь,
      испытывая
      потребность в
      информации по
      медицине и
      здравоохранению?
      В первую очередь к         коллегам            44,5
                                 личным коллекциям   28,3
                                 библиотекарям       16,6
                                 родным, друзьям     1,8
                                 другим источникам   8,9
      Во вторую очередь к        библиотекарям       31,5
                                 личным коллекциям   29,1
                                 коллегам            25,1
                                 другим источникам   9,9
                                 родным, друзьям     4,4
      
    3. Информационные потребности медицинских работников.
    4. В анкете респондентам задан вопрос: как часто они обращались к библиотекарю за различными видами информации:

      • 1) за исчерпывающей информацией по предмету в целях принятия решения,
      • 2) общей информацией по изучаемому предмету,
      • 3) помощью в поиске литературы в режиме online,
      • 4) по вопросам программного обеспечения,
      • 5) технического обеспечения,
      • 6) вопросам, связанным с ИНТЕРНЕТ,
      • 7) за определением лучшей книги или статьи по теме,
      • 8) помощью в уточнении специфических информационных потребностей.

      Все ответы респондентов ранжированы по шкале от 1 (часто обращались к библиотекарю) до 4 (никогда не обращались к библиотекарю). Средние показатели отражены в табл. 5.

      Таблица 5

                    Частота обращения медицинских работников к библиотекарю
      
                                              Характер информационной потребности
      Категория    Информация        Он-     Вопросы обеспечения    ИНТЕРНЕТ   Опреде     Уточне
      медработн                      лайн                                      ление      ние
      иков                                                                     лучшей     инф.
                                                                               книги,     потреб-
                   исчерпыв   общая          програм      техн.                ст.        ности
      
      Врачи        2,4        2,5    1,9     3,2          3,4       3,5        2,7        2,7
      Физиотера    2,7        2,4    2,2     2,9          3,3       3,4        2,9        2,4
      певты
      Фармаколо    2,5        2,5    2,4     3,3          3,3       3,4        2,8        2,5
      ги
      Дантисты     2,7        2,6    3,0     3,3          3,5       3,5        2,9        2,5
      Массажисты   2,5        2,5    2,4     3,3          3,4       3,5        2,7        2,4
      Студенты     3,2        2,9    2,2     2,3          2,7       2,4        3,0        2,7
      Медсестры    2,7        2,7    2,4     2,6          2,9       2,9        —          —  
      Стажеры      2,9        3,0    2,2     2,5          2,7       3,0        3,3        2,9
      В среднем    2,7        2,6    2,3     3,0          3,2       3,3        2,8        2,5
      
      Библиотекари медицинских библиотек также опрошены по поводу того, как часто, по их мнению, медицинские работники каждой категории консультировались с ними по специфическим информационным запросам. Во всех случаях библиотекари переоценили степень обращения пользователей к услугам библиотечных работников по отдельным типам информации, но незначительно.

    5. Степень удовлетворенности сервисом и характером обслуживания.
    6. В целом медицинские работники признательны за обслуживание, предоставляемое библиотекарями. В ходе опроса большинство медицинских работников оценило характер обслуживания скорее позитивно, чем негативно. Средние показатели по шкале от 1 (прекрасно) до 5 (неудовлетворительно) отражены в табл. 6. Здесь же представлена оценка самих библиотекарей качества своей работы.

      Таблица 6

          Степень удовлетворенности библиотечным обслуживанием 
          по шкале от 1 (прекрасно) до 5 (неудовлетворительно)
      
      Критерии качества                   Оценка
      библиотечного               медработников    библиотекарей 
      обслуживания                (503 чел.)       (80 чел.) 
      
      Правильность                1,69             1,53
      Надежность                  1,62             1,46
      Своевременность             1,69             1,44
      Полезность                  1,69             1,59
      Ценность                    1,71             1,61
      

      Таблица 7

          рофессиональные характеристики библиотекарей: 
        средние показатели медработников и библиотекарей 
              медицинских библиотек по шкале от 1 до 5
      
      Оценка профессиональных   Медработники    Библиотекари
      качеств                   (455 чел.)      (73 чел.)
      библиотекаря
      
      1. Ориентир на            2,6             1,8
      пользователей
      2. Ориентир на            2,8             2,9
      карьеру
      3. Ориентир на            1,5             1,3
      обслуживание
      
      Таблица 8

            Персональные характеристики библиотекарей: 
         средние показатели медработников и библиотекарей 
               медицинских библиотек по шкале от 1 до 5
      
      Оценка личных качеств        Медработники   Библиотекари
             библиотекаря          (445 чел.)     (56 чел.)
      1. Имеющий свою позицию      1,8            1,4
      2. Застенчивый               2,9            3,2
      3. Жесткий                   3,1            3,6
      4. Ответственный             1,8            1,4
      5. Открытый к изменениям     2,5            1,8
      6. Независимый               2,2            1,9
      7. Готовый прийти на помощь  1,9            1,4
      
    7. Характеристика библиотекарей.
    8. Обеим группам респондентов предложена серия определений-описаний, связанных с профессиональной характеристикой библиотекаря (результаты в табл. 7) и с описанием личностных особенностей библиотекаря (результаты в табл. 8).

    9. Навыки библиотекарей, необходимые для достижения успехов. Профессиональное мастерство.
    10. И медицинским работникам, и сотрудникам медицинских библиотек предложено ранжировать качества, которые, по их мнению, очень важны библиотекарю для достижения успехов в своей работе. И те, и другие одинаково отметили, что наиболее важным качеством, необходимым библиотекарю в его профессиональной деятельности, являются хорошие коммуникативные навыки.

      Мнения в обеих группах по другим вопросам разделились (табл. 9).

      Таблица 9

              Ранжировка навыков, необходимых библиотекарю 
                         для достижения успехов
      
      Навыки                        Ранг по мнению
                               медработни   библиотекарей 
                               ков          мед. библиотек 
       
      Коммуникативные          1              1
      Знание компьютеров       2              4
      (технологические
      навыки)
      Знание отрасли знания    3              6
      Исследовательские        4              5
      Умение работать с        5              2
      читателем
      Аналитические            6              3
      Преподавательские        7              7
      Формирование базы        8              9
      данных 
      Управление финансами     9              8
      
  • Заключение
  • Таким образом, библиотекари медицинских библиотек не выглядили так негативно, как описано в некоторых публикациях. Они оценены как специалисты, имеющие свой подход, ответственные, готовые прийти на помощь, открытые к изменениям. Пользователи медицинских библиотек отмечают, что библиотекари предоставляют корректную, надежную, своевременную, ценную информацию. Они также подчеркивают важность компьютерных и технологических знаний и навыков информационного обслуживания, хотя и не всегда могут осознать, какие именно знания используются библиотекарями в предоставлении информации.

    В открыто-закрытых вопросах, помещенных в конце анкеты, пользователям предлагалось охарактеризовать библиотекарей. В подавляющем большинстве они позитивно оценили библиотечных работников. Один из комментариев особенно удачно суммирует высказанные точки зрения. Выпускник-стажер, проходящий интернатуру, отметил, что "хороший библиотекарь стоит тысячи книг".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Cram J. Self love and joy and satisfaction in librarianship // Aust. Pub. Libr. Inf. Serv. 1991. V. 4. № 2. P. 75—81.
  2. Wallace L. Librarians must learn to avoid being stereotyped-the findings of an American p.r. consultatn; the problem of the librarian's image overcome // Biblioteek en Samenleving. 1991. V. 19, № 1. P. 19—20.
  3. Ivey D. Attitudes toward the library and information professionals among practicing librarians and information workers in the Western Cape // S. Afr. J. Libr. Inf. Sci. 1987. V. 55, № 3. P. 161—171.
  4. Wilson P. Stereotype and status: librarians in the United States.-Westport, CT: Greenwood Press, 1982.
  5. Stevens N. Our image in the 1980's // Libr Trends. 1988. Spring. P. 825—851.
  6. Lynch M. 1985 ALA Member Opinion Survey // Am. Libr. 1986. № 17 (May). P. 364—365.
  7. Special Library Association. Report on the enhancement of the image of the librarian/information profession.-Washington, DC: Special Library Association, 1991. (ERIC document # ED 329267).
  8. Schuman P. The image of librarians: substance or shadow? // J. Acad. Libr. 1990. V. 16, № 2. P. 86—89.
  9. Koren J. Toward an appropriate image for the information professional: an international comparison // Libri. 1991. V. 41, № 3. P. 170—183.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России