Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Витухновская А.А.


Информационная культура выпускника школы: итоги одного исследования

Проблемы формирования информационной культуры студентов — будущих педагогов.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг (не менее 50% общего числа занятых) [1, с. 33].

По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, информационная культура — это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [2]. Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также: способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. На концептуальном уровне информационная культура исследуется в работах А.И. Ракитова [1, 3], Э.П. Семенюка [2, 4], Г.Г. Воробьева [5, 6]; последний целенаправленно занимается проблемами информационной культуры молодежи. Значительная часть публикаций посвящена отдельным аспектам и направлениям формирования информационной культуры — по преимуществу библиографической и компьютерной. Авторы отмечают низкий уровень информационной культуры большинства людей, "от школьника до научного сотрудника" [7, с. 100].

Многолетний опыт работы в вузах (автор ряд лет преподавала информатику и спецкурсы по информационным процессам и системам на библиотечном факультете Казанского института культуры и педагогическом факультете Карельского государственного педагогического института, готовящем учителей начальных классов) выявил проблемы в школьном образовании и работе библиотечных систем по формированию информационной культуры молодежи. До специального обучения в институте студенты не умели грамотно свертывать информацию (составлять конспекты, аннотации, обзоры литературы), выявлять фактографическую информацию, составлять рубрикаторы для систематизации записей при создании картотек и написании курсовых работ, формулировать свои информационные запросы, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки во всей его полноте и др.

В последние годы ситуация должна была существенным образом измениться: преподавание в школах предмета "Основы информатики и вычислительной техники", активное использование новых информационных технологий во многих сферах деятельности, в том числе и образовании, развивающаяся конкуренция на рынке рабочих мест должны были сказаться на взглядах и навыках выпускников школ. Но в стране до сих пор не сформировалась система подготовки потребителей информации, в школах нет специальной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры учащихся, а в вузах (за исключением библиотечных и информационных факультетов) курс "Библиография" является столь мизерным и неразработанным, что не может обеспечить серьезную информационную подготовку студентов. Правда, в школах и вузах все дисциплины в той или иной степени способствуют этому, однако цельной системы, как мы уже отмечали, до сих пор нет.

Чтобы получить дополнительные данные об уровне информационной культуры выпускников школы, мы провели анкетирование первокурсников факультета начальных классов, на котором работает автор. Опрос проводился в первую неделю II семестра перед занятиями по информатике и библиографии и не ставил целью проверить навыки студентов — их можно определить только на лабораторно-практических занятиях. Мы хотели узнать, каково отношение современной молодежи к информации, новым информационным технологиям, что они знают об информационных ресурсах и научились ли в школе ориентироваться в них.

Анкета включала 16 вопросов, 11 из них сформулированы автором, 5 заимствованы у Г.Г. Воробьева [5]. Основная группа вопросов касалась знания информационных ресурсов, которые рассматриваются как совокупность всех видов информации на традиционных и нетрадиционных носителях, а также организационных форм, позволяющих осуществлять информационные процессы. Сегодня основными информационными учреждениями являются библиотеки всех видов и ведомств; однако кроме них созданием, сбором, обработкой, хранением, поиском и распространением информации занимаются и многие другие учреждения — информационные службы, справочные бюро, статистические центры, средства массовой информации, многочисленные подразделения практически всех организаций, предприятий, фирм. Некоторые из них объединяются в сети, имеют телекоммуникационные каналы связи, распределенные фонды и базы данных, сводный справочно-поисковый аппарат. К сожалению, пока сетевой подход к формированию информационных ресурсов в нашей стране и регионах развит крайне слабо, а нынешние школьники уже сегодня должны готовиться к жизни в новых условиях, когда "на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач" они смогут получить в любое время в любой точке страны [1, с. 32].

Анкету заполнили 54 из 66 первокурсников, студенты трех опрошенных учебных групп. Отвечая на вопрос о том, какие библиотеки и информационные центры они посещали во время учебы в школе и институте, студенты указали национальную, центральные городские библиотеки и их филиалы, школьные, юношеские, профсоюзные, библиотеку Карельского государственного педагогического института. Но почти никто не смог назвать другие учреждения, содержащие информационные ресурсы (пятеро назвали архивы, трое — информационные центры, одна — музеи). Очевидно, что, зная и многие другие подобные учреждения, студенты не ассоциируют их с информационными. Практически все респонденты пользуются библиотечными каталогами "по интересующей их теме", обращаются за помощью к библиотекарю или библиографу. Вместе с тем они плохо ориентируются в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, который наряду с каталогами включает в себя множество библиографических картотек, различные виды библиографических, информационных и справочных изданий. Так, к библиографическим пособиям обращается лишь одна студентка, а к реферативным журналам (РЖ) — никто из опрошенных. О реферативных журналах не слышали 81% ("вряд ли смогу объяснить, что это такое"), и в этом нет ничего удивительного, так как РЖ рассчитаны на специалистов. Факт игнорирования библиографических указателей является настораживающим — ведь среди них много рекомендательных, имеющих вполне определенное читательское назначение — дети, школьники, студенты.

Судя по ответам на уже упоминавшийся вопрос "Если нужно найти литературу по интересующей меня теме, я обращаюсь...", многие студенты пользуются наряду с систематическим (67%) и алфавитным каталогом (78%), что неверно, так как подобрать литературу по теме с его помощью невозможно. Наш опыт преподавания информатики и библиографии подтверждает несомненный факт: выпускники школ в большинстве своем не знакомы со многими из важных частей справочно-библиографического аппарата библиотеки, не видят их взаимосвязи и способности взаимодополнять друг друга при поиске информации.

Поскольку, как мы уже отмечали, сети, в том числе и библиотечные, — дело скорее будущего, чем настоящего, и даже сводные каталоги имеются лишь на периодические издания, получаемые библиотеками, а не на книжные фонды, то, "если я не нахожу нужную литературу в своей библиотеке...", "я иду в другую" — отвечают почти все студенты. Правда, 20% прибегают к услугам телефона, 9% — заказывают книги по МБА, о наличии сводного каталога или указателя справляются у библиотекаря только 3 человека.

В процессе анкетирования мы лишь слегка коснулись вопроса о локальных информационно-поисковых системах (ИПС) — хотели понять, каково отношение молодежи к ним. Ответ "Индивидуальная (личная) картотека — это очень важно, я составляла картотеку на свои книги, диски, игрушки", к нашему удивлению, дали 31% опрошенных, о том, что "неплохо бы ее иметь, но не знаю, с чего начать" заявили еще 35%. 41% студентов сказали честно, что "и без картотек могут легко найти все, что им нужно". К сожалению, те, кто видит в картотеках пользу (а их немало!) не указали, на какие объекты они считают нужным создавать картотеки. Задавая вопрос о картотеках, мы хотели узнать, понимают ли студенты, насколько сложно создавать ИПС, даже если она — "всего лишь" фактографическая или библиографическая картотека в традиционной карточной форме. Лишь 18% опрошенных сочли, что "это очень просто", остальные увидели проблемы в оформлении записей (41%) или в их систематизации (57%), некоторые — и в том, и в другом. (Сумма ответов на этот и некоторые другие вопросы превышает 100%, так как студенты выбирали более одного варианта.)

Подтверждение ответам мы постоянно получаем на занятиях, убеждаясь в том, что ни составлять библиографическое описание, ни систематизировать объекты большинство студентов не умеет. Подобная проблема обнаруживается и со свертыванием информации, в частности, с простейшим ее видом — аннотированием. Зная это из опыта педагогической деятельности, мы лишь поставили терминологический вопрос: "Аннотация — это..." и перечислили возможные варианты ответов: "краткое содержание книги или статьи", "технический термин", "не знаю, что это такое". Мнения разделились в пользу первого, правильного варианта (66%), но оказалось, что значения этого слова не знает треть опрошенных.

Следующая группа вопросов касалась современных информационных технологий. Мы считали важным узнать точку зрения недавних выпускников школ на роль информатики в жизни общества, которую еще недавно многие считали наукой о языках программирования или даже еще уже — о самом распространенном из них — БЭЙСИК. Большинство (68%) охарактеризовали информатику как науку об информации и информационных процессах, осуществляемых с помощью компьютера; 33% — об информации и информационных процессах вообще. Еще достаточно многие (но уже меньшая часть первокурсников) считают, что информатика — это наука о программировании (31%) или о языке БЭЙСИК (22%). У нас нет возможности проследить динамику взглядов на предмет информатики, так как анкетирование проводилось впервые, но беседы с первокурсниками в прошлые годы показывали, что акценты смещены в пользу программирования.

Развитием этой темы стал вопрос о роли компьютера. Подавляющее большинство студентов (50 человек) ответили, что "компьютер — для всех", 3 человека отметили его нужность только для программистов, а 1 — для ученых. Эти ответы показали, что теперь выпускники школ смотрят на компьютер как на средство, с помощью которого можно оптимизировать информационные процессы. Мы хотели узнать, умеют ли учащиеся школ выполнять хотя бы некоторые из них, например, создавать текстовые документы. Ответ: "Я умею писать письма с помощью компьютера" дали только 8 человек (15%) — это крайне мало и означает, что предмет "Основы информатики и ВТ" до сих пор практически ориентирован на программирование, а не на формирование пользовательских навыков. Это подтверждает, что в школе мало используют новые информационные технологии. Ответ "не умею, потому что меня этому не научили, но хотелось бы научиться" (65%) внушает оптимизм.

Мы задавали вопрос и о базах данных (БД), вначале пытаясь выяснить, обращаются ли учащиеся к библиографическим БД. Понимая, что вопрос поставлен недостаточно корректно, так как БД в библиотеках хотя и стали создаваться, но не являются повседневной реальностью да и именуются иначе, мы сформулировали терминологический вопрос: "База данных — это..." и получили ответы: "очень удобно; умею ими пользоваться" — 17%; "знаю, что хорошо, но не знаю, как к ним подступиться" — 59%; "не знаю, что это такое" — 25%. Ситуация подобна предыдущей: очень немногие выпускники школ умеют пользоваться текстовыми процессорами и СУБД — прикладными системами, составляющими обязательные компоненты интегрированных пакетов прикладных программ, которые в информационном обществе будут нужны не только специалистам, но и домашним хозяйкам.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о невысокой информационной культуре выпускников школ, причины чего уже были названы. Вместе с тем информационное мировоззрение их изменилось позитивно; углубилось понимание роли новых информационных технологий во всех сферах жизни. Формирование информационной культуры — непрерывный процесс и должен осуществляться целенаправленно силами школ, библиотек, информационных служб, вычислительных центров. В школе, на наш взгляд, целесообразно ввести предмет "Основы информационной культуры", который следует изучать с 1-го по 10-й класс, а его программу согласовывать со всеми другими предметами учебного плана и в первую очередь с "Основами информатики".

Перед вузом ставится задача формирования информационной культуры специалиста. Осуществляя подготовку учителей начальных классов, мы должны учитывать, что именно они будут закладывать основу информационной культуры ребенка, поэтому формированию их собственной информационной культуры следует уделять в вузе серьезное внимание. По определению информационная культура — понятие значительно более широкое, чем компьютерная грамотность, и в читаемом нами лекционном курсе "Информатика" мы рассматриваем фундаментальные понятия информатики: информацию, информационные процессы, системы, ресурсы с общих, а не узкокомпьютерных позиций.

Вместе с тем сложившийся взгляд на "Информатику" как на науку, изучающую информацию и информационные процессы, осуществляемые с помощью ЭВМ, заставил и нас на практике обучать студентов только компьютерной реализации процессов создания, обработки, хранения и поиска информации. Этому способствует и крайне малое количество часов, отводимых на основной курс информатики.

Понимая ограниченность такого подхода, мы в течение двух лет осуществляли интегрированное обучение студентов по двум предметам: "Информатика" (46 часов) и "Библиография" (16 часов), которые преподаются автором параллельно во втором семестре I курса. (Взаимосвязь этих дисциплин обоснована в работах А.В. Соколова много лет назад, однако, насколько нам известно, не учитывается в преподавании на небиблиотечных факультетах.) Количество часов, отводимое на "Библиографию", явно недостаточно и не позволяет обеспечить полноценную библиографическую граммотность студентов.

Кроме того, мы существенно усилили информационную подготовку студентов в рамках открывшейся недавно специализации "Математика, природоведение, информатика", выпускники которой, в частности, получают право преподавать информатику в начальной школе.

В системе спецкурсов, разработанных автором, назовем лишь те, которые непосредственно "работают" на формирование информационной культуры: "Новые информационные технологии обучения", "Информационные процессы и системы в педагогической деятельности". На первом студенты учатся выявлять, отбирать, оценивать (проводить экспертизу) и использовать в обучении педагогические программные средства (ППС). К сожалению, эта работа вызывает огромные трудности, которые связаны, прежде всего, с нахождением самих информационных изданий, регистрирующих ППС, из-за нерегулярности их поступления в библиотеки города. На втором спецкурсе студенты изучают разные виды ИПС, учатся пользоваться рубрикаторами, выявлять ключевые слова из текста документа и запроса. Они создают систематические картотеки и формируют фрагменты БД по информатике, учатся формулировать информационные запросы и поисковые предписания, проводить поиск информации, используя логические операции.

Первый опыт такой работы предпринят в прошлом учебном году, когда студенты общими усилиями создали единую БД по информатике на основе журнала "Информатика и образование" за 1992—1994 гг. (База данных создана с помощью СЦБД ППП "CLARIS WORKS" на ПЭВМ "MACINTOSH".) Каждая студентка работала с одним номером журнала: отобрала из него статьи в соответствии с предложенным заранее перечнем тем (педагогом подготовлен рубрикатор интересующих факультет тем), составила библиографические описания, аннотации, рубрицировала, выявила ключевые слова. Общими усилиями сформированы поля данных (БО, индекс, аннотация, ключевые слова). Каждая студентка ввела свои записи в "свой" компьютер и сформировала файл (например, "БД 1" или "БД 10"), сохранив его на жестком диске. Поскольку компьютеры объединены в локальную сеть, поиск осуществлялся в сетевом режиме.

В настоящее время БД содержит 90 записей по различным проблемам информатизации образования. Они собраны в один файл и используются студентами разных курсов при написании курсовых и дипломных работ, подготовке к занятиям. Активно эксплуатируется она и автором в исследовательской и методической работе. Пополнение базы продолжается. Кроме того, нами планируется создание фактографических БД, которыми впоследствии смогут пользоваться учителя начальной школы. В дальнейшем мы собираемся подготовить спецкурс "Система информации по педагогике", где будет проанализирован отраслевой информационный поток, региональные и национальные информационные ресурсы, выработана стратегия поиска информации по проблемам педагогики и психологии.

Заслуживает внимания идея о целесообразности разработки в вузах курса "Информационная культура личности" [8, с. 32]. Появление программы такой дисциплины и введение ее в учебные планы школы и вуза способствовало бы преодолению сложившейся в стране неудовлетворительной ситуации с формированием информационной культуры человека и специалиста.

Приложение

А Н К Е Т А

  1. Я посещала во время учебы в школе и институте следующие библиотеки и информационные учреждения:
  2. Если нужно найти литературу по интересующей меня теме, я обращаюсь:
    • а) в алфавитный каталог библиотеки,
    • б) систематический каталог,
    • в) к библиотекарю,
    • г) библиографу,
    • д) библиографической базе данных,
    • е) библиографическим пособиям,
    • ж) реферативным журналам,
    • з) справочникам,
    • и) я не знаю, что такое ... (назовите, что именно Вам не знакомо из перечисленного выше — укажите только буквы),
    • к) мне не приходилось искать литературу, так как ее давал педагог, а своих запросов у меня пока не было,
    • л) я пока обхожусь без библиотеки (а как?).
  3. Если я не нахожу нужную литературу в своей библиотеке, то:
    • а) иду в другую (укажите, какую) в своем городе (поселке),
    • б) звоню в другую библиотеку,
    • в) заказываю по МБА,
    • г) узнаю, нет ли сводного каталога или указателя,
    • д) ничего не предпринимаю, так как не знаю, что делать,
    • е) пока обхожусь без библиотеки (а как?).
  4. Назовите учреждения (кроме библиотек), которые содержат информационные ресурсы. Какими из них Вы пользовались?
  5. Аннотация — это:
    • а) краткое содержание книги или статьи,
    • б) технический термин,
    • в) не знаю, что это такое.
  6. В научной книге или учебнике для меня:
    • а) важно, есть ли в конце предметный указатель,
    • б) мне он не нужен,
    • в) не знаю, что это такое.
  7. Индивидуальная (личная) картотека:
    • а) это очень важно, я составляла картотеку на свои книги, диски, игрушки,
    • б) неплохо бы ее иметь (например, на ...), но не знаю, с чего начать ее создание,
    • в) я и без картотек могу легко найти все, что мне нужно.
  8. Создать картотеку:
    • а) очень просто,
    • б) проблема — в оформлении записей,
    • в) проблема — в систематизации записей.
  9. Базы данных — это:
    • а) очень удобно, умею ими пользоваться,
    • б) что это такое?
    • в) знаю, что хорошо, но не знаю, как к ним подступиться.
  10. Компьютер:
    • а) только для программистов,
    • б) для всех,
    • в) для ученых.
  11. Я умею писать письма:
    • а) с помощью пишущей машинки,
    • б) с помощью компьютера,
    • в) считаю, что компьютер невозможно использовать для этого,
    • г) не умею, потому что меня этому не учили, но хотела бы научиться.
  12. Информатика — наука
    • а) об информации и информационных процессах, осуществляемых с помощью компьютера,
    • б) информации и информационных процессах вообще,
    • в) программировании,
    • в) языке БЕЙСИК.
  13. Информатика в школе должна:
    • а) помочь только в обучении математике,
    • б) научить программировать и пользоваться компьютером,
    • в) перевернуть весь учебный процесс.
  14. Документом является:
    • а) художественный фильм,
    • б) документальный фильм,
    • в) вообще не фильм, а бумага с печатью.
  15. Реферативные журналы:
    • а) читала;
    • б) не читала, но имею о них представление;
    • в) вряд ли смогу объяснить, что это такое.
  16. ЭВМ:
    • а) только средство, большая эффективность которого зависит от сочетания с другими средствами и методами;
    • б) революция, решающая очень много проблем;
    • в) новшество, которое следует осваивать не торопясь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  2. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С. 2—7.
  3. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. № 3, 4. С. 6—19.
  4. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер. 1. 1993. № 1. С. 1—8.
  5. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988. 303 с.
  6. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Мол. гвардия, 1990. 255 с.
  7. Лубракова Н.И. Информационная культура общества: проблемы и задачи // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тез. докл. респ. науч. конф. Ч. 4: Библиотека и общество. Кемерово, 1990. С. 100—102.
  8. Актуальные проблемы информационного обеспечения специалистов в регионе / Науч. ред. Т.И. Ключенко. Казань: Медицина, 1995. 128 с.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России