Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Арзуханов А.С.


Научно-практические аспекты деятельности ГПНТБ России в области повышения квалификации и переподготовки кадров

Статья подготовлена на основе доклада на 2-й Международной конференции "Крым-95".

ГПНТБ России имеет давние традиции в области повышения квалификации и переподготовки своих специалистов. До 1994 г. повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки библиотечных, научных и инженерно-технических работников осуществлялось на основе действующей в библиотеке системы. Разнообразные целевые курсы по библиотечной, информационной и методической деятельности, автоматизации информационно-библиотечных процессов, освоению экономических и правовых основ библиотечной работы, изучению иностранных языков, а также участие специалистов в научно-практических семинарах, стажировки на рабочих местах, учеба в институтах и на факультетах повышения квалификации, в аспирантуре, в вузах и техникумах ежегодно включались в сводный план мероприятий по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров ГПНТБ России.

В настоящее время в условиях реформирования всей системы образования и перестройки работы библиотеки, обусловленными внедрением новых информационных технологий и автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей, проблема эффективности и качества работы системы повышения квалификации и переподготовки кадров приобретает особую остроту.

С одной стороны, радикальные изменения технологической и технической базы ГПНТБ России (с учетом программы компьютеризации), освоение новых экономических (хозяйственных) форм и методов работы неизбежно приводят к устареванию существовавших ранее профессиональных навыков и производственного опыта. С другой — проблема заключается в том, что молодые специалисты со средним и высшим библиотечным образованием, в том числе и специалисты других областей знаний, приходящие на работу в библиотеку, недостаточно подготовлены или слабо разбираются как в традиционной, так и в автоматизированной технологии работы ГПНТБ России, не знают основ современной теории управления библиотечной и информационной деятельностью, не владеют методикой научных исследований и имеют, в лучшем случае, минимальный опыт в использовании технических средств.

Сложившаяся ситуация позволяет заключить, что проблемы, возникающие в области последипломного образования кадров библиотеки, отличаются сложностью и принципиальной новизной. Традиционные методы их решения оказываются недейственными.

Реформирование системы образования и приведение ее в соответствие с современными требованиями означает глубокие изменения в целях, содержании, формах и методах работы системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. А это, в свою очередь, влечет за собой необходимость изменения структуры и принципов построения системы непрерывного библиотечного образования. Однако вопрос о том, что должна представлять собой новая система остается до сих пор открытым.

Нам представляется, что под системой непрерывного образования (обучения) библиотечных работников надо понимать единый, взаимосвязанный, долговременный процесс, включающий совершенствование подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров библиотеки. Каждое из этих трех направлений может быть рассмотрено и как отдельное, однако объединяет их общая цель — обеспечение библиотеки квалифицированными и высококвалифицированными кадрами.

Выделим и кратко охарактеризуем наиболее важные для деятельности ГПНТБ России составляющие системы непрерывного обучения кадров.

Под подготовкой кадров (довузовской и послевузовской) понимается процесс приобретения специальных профессиональных знаний. Здесь возможности библиотеки ограничены; необходимо сотрудничество и кооперация с высшими и средними библиотечными учебными заведениями. Цель этапа довузовской подготовки — формирование интереса к профессии библиотекаря-библиографа и библиотечно-информационной деятельности. Послевузовская подготовка предполагает повышение эффективности профессионально-производственной адаптации.

Повышение квалификации — это обновление и углубление профессиональных знаний в области библиотечно-информационной деятельности, связанной непосредственно со спецификой выполняемой работы.

При переподготовке существенно меняется профиль уже приобретенных ранее профессиональных знаний и, следовательно, профиль деятельности специалиста. Переподготовка осуществляется для удовлетворения личных образовательных запросов специалистов. Необходимость изучения теоретических и практических вопросов позволяет осуществить этот процесс (в сотрудничестве с соответствующими вузами) по сокращенным и ускоренным программам.

Как известно, правовой основой кадровой политики в области образования являются Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"(1996 г.). Организационной базой служит складывающаяся инфраструктура системы высшей школы, включающая учебные заведения среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, сеть центров: новых информационных технологий, международного сотрудничества, переподготовки кадров, базовых издательств и библиотек, средств коммуникаций. Основными интеграционными элементами системы являются единая нормативная и правовая база, общероссийские системы лицензирования и аккредитации вузов, повышения квалификации и аттестации научно-педагогических кадров, государственное финансирование и контроль, а также государственные образовательные стандарты.

Отсутствие научно-практических разработок и теоретических методов обоснования процессов совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки библиотекарей-библиографов, как отмечается в статье Н.П. Аббакумовой и О.В. Шлыковой (Науч. и техн. б-ки, 1995, № 4), делают актуальными поиски и разработку новых путей решения настоящей проблемы.

В 1993 г. в ГПНТБ России разработана новая структура системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников библиотеки, состоящая из двух подсистем. Первая — базового профессионального обучения, вторая — дополнительного (см. рис.).

Развитие и совершенствование взаимосвязи подсистем базового и дополнительного профессионального обучения позволяют создать четкую систему непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров.

В организацию подсистемы дополнительного профессионального обучения положены следующие принципы: взаимосвязь квалификационного и делового обучения; отражение изменений в характере и содержании труда, особенностей развития библиотечного дела и НТИ; внедрение новых информационных технологий и организационных форм труда; учет индивидуальных качеств работников.

Программы курсов для каждой группы читаются в определенной тематической последовательности по возрастанию сложности изучаемых дисциплин и в зависимости от должностного роста специалистов. Всем работникам библиотеки предоставляется возможность изучать несколько дисциплин.

Новизна принципов организации дополнительного профессионального обучения заключается в том, что они не только заметно усиливают направления специальной научно-практической подготовки, но и обеспечивают всесторонний учет реально сложившейся профессиональной дифференциации труда библиотечных и научных работников, создают необходимую базу для всех форм массового и индивидуального обучения, позволяют связать теорию и практику.

Структура системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников ГПНТБ России

Система непрерывного повышения квалификации и переподготовки специалистов ГПНТБ России является долгосрочной, требует концептуальных и стратегических обоснований и должна строиться с учетом дальнейшего развития форм этой деятельности, а также новых библиотечно-информационных технологий и методов управления с использованием ЭВМ.

Формирование технической и технологической базы происходит в соответствии с концепцией развития автоматизации ГПНТБ России. За последние пять лет создана новая техническая база для автоматизированных систем, разработанных и внедренных в библиотеке. Сегодня основу ее вычислительного комплекса составляют ПЭВМ типа IBM PC, большая часть которых подключена в локальную вычислительную сеть. По мере ввода в промышленную эксплуатацию новых автоматизированных библиотечно-информационных технологий происходит наращивание мощности сети. Основные функциональные подразделения, связанные с библиотечной и информационной технологиями и обслуживанием читателей, оснащены ПЭВМ. Все автоматизированные системы и базы данных, эксплуатируемые ранее на ЕС-ЭВМ, переведены на ПЭВМ. В связи с этим новое развитие получает система телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам ГПНТБ России с использованием телефонной сети общего пользования и выделенных каналов связи. Успешно внедряются информационные технологии, основанные на использовании штриховых кодов. Все эти изменения и усовершенствования выдвинули новые требования к уровню знаний работников библиотечных профессий.

Умение правильно использовать персональный компьютер становится неотъемлемым показателем квалификации современного библиотечного специалиста независимо от сферы его деятельности и участия в технологическом библиотечно-библиографическом процессе.

Начиная с 1991 г. на решение проблем освоения новых технологий по автоматизации информационно-библиотечных процессов, систем и сетей, связанных с внедрением и эксплуатацией АС ГПНТБ России, и обучение специалистов функциональных библиотечных и научных подразделений компьютерной грамотности направлены общие усилия руководства и профсоюзного комитета ГПНТБ России. Важным шагом в этом деле явилось заключение коллективного договора, в котором предусмотрена целевая программа постоянного обучения, переобучения и повышения профессиональных знаний работников библиотеки на курсах повышения квалификации и переподготовки по новым информационным технологиям и современным автоматизированным информационно-библиотечным процессам и системам. Директором ГПНТБ России разработаны и утверждены Положение о проведении занятий и программы курсов, подобран преподавательский состав из числа высококвалифицированных специалистов библиотеки.

Вводный курс обучения работе на ПЭВМ типа IBM PC: "MS-DOS, NORTON COMMANDER и простой текстовый редактор" проводится для различных групп слушателей из функциональных и научных подразделений библиотеки. Его цель — общее знакомство персонала, не имеющего специального образования, с типами современных ПЭВМ, устройством и работой компьютера, возможностями программных средств. Для дополнительного обучения выделены две темы: "Обучение работе в текстовом редакторе WORD 5.0/6.0" и "Обучение работе в среде ППП CDS/ISIS/M". Цель этих курсов — дать более глубокие знания пользователям автоматизированных информационно-библиотечных систем ГПНТБ России.

За период с 1991 по 1995 г. обучение прошли 392 сотрудника. В текущем году курсы посещают еще 42. Это обусловлено тем, что с использованием ПЭВМ для подготовки, обработки, хранения, поиска и распространения НТИ происходит постоянная интеллектуализация труда библиотечных работников. Поэтому система непрерывного повышения квалификации и переподготовки кадров библиотеки для работы в условиях автоматизации информационно-библиотечных технологий является одним из важнейших направлений деятельности ГПНТБ России, обеспечивающим эффективность процессов создания, внедрения, эксплуатации и совершенствования автоматизированных систем.

Таким образом, в организации системы непрерывного обучения кадров ГПНТБ России прошла путь от традиционной модели обучения до современной, эффективно работающей в условиях переходного периода реформирования системы образования. Практика показывает, что в настоящее время целесообразно развивать собственные интеллектуальные структуры по обучению новым информационным технологиям и автоматизированным библиотечно-библиографическим процессам не только своих сотрудников, но и специалистов других библиотек и организаций.

Представляется важным и своевременным на интеллектуальной и технической базе ГПНТБ России создать учебный научно-методический центр новых информационных технологий. Главные его задачи должны состоять в том, чтобы выбрать соответствующую условиям современного развития библиотечного дела и НТИ модель внедрения информационных технологий, организовать повышение квалификации и переподготовку библиотечных кадров, оказывать помощь другим библиотекам и организациям методическими разработками, программными средствами. Разумеется, для этого учебный центр должен, в соответствии с федеральными законами, получить лицензию на право образовательной деятельности, пройти аттестацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Арзуханов А.С. Обеспечение непрерывного повышения квалификации кадров ГПНТБ России в условиях автоматизации информационно-библиотечных процессов. // Новые и усовершенствованные библиотечные и информационные технологии / Сб. науч. тр. ГПНТБ России. М., 1993. С. 46—58.
  • "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" / Москва, Кремль. 13 янв. 1996 г. № 12—ФЗ. "Российская газета", 23 янв. 1996 г., с. 3—6.
  • Шрайберг Я.Л. Основные положения концепции развития системы автоматизации ГПНТБ России // Науч. и техн. б-ки. 1996, № 1. С. 33—37.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России