Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 021.4

Жабко Е.Д.


Предоставление деловой информации в Британской библиотеке

Данная статья - результат обобщения профессиональных впечатлений автора, имевшего возможность в течение трех месяцев стажироваться в Британской библиотеке и ознакомиться с организацией предоставления деловой информации.

Развитие и совершенствование рыночных отношений в стране ведет к возникновению целого класса предпринимателей, бизнесменов, коммерсантов, деятельность которых не может быть успешной без соответствующего информационного сопровождения, т. е. без использования деловой информации, необходимой для принятия конкретных решений. Эта информация нужна и многим государственным учреждениям. Как ответ на социальный заказ общества в стране создаются коммерческие и государственные структуры, занимающиеся сбором, обработкой и предоставлением деловой информации: центры бизнес-информации, кабинеты деловой информации. Многие из них работают на базе библиотечных учреждений.

Сегодня отечественные библиотечные специалисты ищут новые оптимальные методы обеспечения пользователей различными видами деловой информации, поэтому представляется полезным обратиться к опыту зарубежных коллег, которые уже давно работают в этой области.

В Британской библиотеке в 1981 г. на базе отдела справочного и информационного обслуживания (Science Reference and Information Service) организовано специальное подразделение (Business Information Service), обеспечивающее потребителей деловой информацией. Первой и главной задачей этого отдела является бесплатное обслуживание в читальном зале и по телефону, выполнение сложных запросов на платной основе, популяризация фондов (издание многочисленной печатной продукции, раскрывающей содержание фондов и знакомящей с предоставляемыми услугами), организация информационного обучения реальных и потенциальных пользователей. Помимо непосредственного обслуживания в читальном зале и предоставления возможности знакомиться с источниками деловой информации в открытом доступе, сотрудники отдела оказывают помощь пользователям в исследовании новых секторов рынка, сборе информации и консультируют по составлению бизнес-планов, идентификации товаров и изготовителей, проверке потенциальных партнеров.

В целом обслуживание в Business Information Service базируется на основе скромного по количеству документов, но целенаправленно скомплектованного фонда первичных и вторичных источников информации, в состав которого входит 3 тыс. справочных изданий, более 3,5 тыс. ежегодных отчетов компаний, 3 тыс. отчетов по исследованиям различных секторов рынка страны, 2 тыс. наименований периодических изданий, газеты.

Основным принципом комплектования является преимущественный уклон в сторону комплектования литературы прикладного характера, нежели теоретического. Профиль комплектования - легкая промышленность, оптовая торговля, вопросы розничной продажи и распространения продукции основных отраслей производства, финансовые услуги, энергетика, окружающая среда, пищевая промышленность, транспорт. При комплектовании фондов Business Information Service изучаются и учитываются потребности читателей; исходя из этого определяются типы и виды приобретаемых источников информации.

Наиболее полно в фонде представлены справочные издания, отражающие сведения по основным промышленным и коммерческим областям. Особое внимание уделяется комплектованию справочников производимой продукции - приобретается весь их репертуар. Полностью комплектуются все общенациональные справочники, избирательно - справочники регионального уровня, частично - иностранные, приоритет при этом отдается справочникам стран - участниц Европейского Содружества как основных коммерческих партнеров британских фирм. Справочники стран, не имеющих достаточно развитых торгово-коммерческих отношений с Великобританией, комплектуются с еще большей степенью избирательности. При возможности приобретаются справочники, кумулирующие информацию по нескольким странам.

Второй по значимости вид документов в фонде Business Information Service - отчеты маркетинговых исследований, которые отражают данные по изучению отдельных секторов рынка, промышленности Великобритании, а также анализ экономического и делового состояния иностранных государств. Приоритет при комплектовании опять отдается странам - участницам Европейского Содружества.

Важным элементом базы обслуживания читателей являются периодические издания - прикладные журналы по бизнесу (финансовой деятельности, бухгалтерскому делу, банкам, страхованию, маркетингу). Журналы по бизнесу общего характера имеют меньший удельный вес в общем объеме фонда. Не комплектуются научные, так называемые академические журналы. В разряд периодических включаются издания, содержащие официальную статистическую информацию, выпускаемые государственными статистическими органами, и издания с неофициальной статистической информацией, которые объединяют статистику, публикуемую торговыми союзами и профессиональными ассоциациями. Подобные материалы комплектуются по возможности исчерпывающе, издания по международной статистике - избирательно.

Значительное внимание уделяется комплектованию ежегодных отчетов компаний, периодических изданий торговых домов, литературы с описанием изготавливаемой продукции, каталогов выставок, брокерских отчетов, газет.

Все перечисленные виды документов находятся в открытом доступе в читальном зале. Интересной особенностью этого подразделения является практика, введенная в целом для отдела справочного и информационного обслуживания (Science Reference and Information Service) - библиотеку может посещать любой человек, нуждающийся в получении документов или информации. Читательские билеты отсутствуют, необходимо лишь расписаться в специальной книге посетителей (для подтверждения согласия с правилами пользования печатными изданиями). Предметная расстановка фондов облегчает поиск необходимой литературы.

Срок хранения документов в открытом доступе варьируется в зависимости от потребностей читателей. Так, отчеты по маркетинговым исследованиям и отчеты компаний хранятся в течение 5 лет, а затем переводятся в резервный фонд, периодические издания - от 2 до 4 лет. Время доставки необходимой литературы из резервного фонда - 2 часа.

Наиболее часто поступают запросы, касающиеся информации по британским компаниям. На основе фонда печатных источников, а также электронных баз данных специалисты Business Information Service предоставляют фактографическую информацию более чем по 1 млн фирм. Всего же (по данным экономистов) в Великобритании насчитывается до 3 млн фирм (причем средние и малые фирмы зачастую не регистрируются). Организация информирования по такому количеству фирм и компаний - результат четко налаженной системы государственной регистрации и деятельности нескольких крупных компаний, выпускающих информацию о фирмах как в традиционных, так и в электронных формах.

Одним из наиболее оперативных методов обслуживания читателей является телефонное. При спонсорской поддержке одного из ведущих английских банков Lloyd Bank PLC в апреле 1994 г. создана многоканальная телефонная служба, обратившись в которую можно получить любую информацию по малым и средним частным фирмам и компаниям. Продолжительность рабочего дня дежурных - с 9.30 до 17.30 по будням; в субботу и воскресенье телефонная служба не работает. Используется практика гибкого подключения каналов связи: от 1 канала в часы наименьшей загруженности до 3-х в часы наибольшего поступления звонков. Возможно переключение абонентов на другие структурные подразделения Британской библиотеки.

Основными типами запросов, с которыми обращаются в телефонную службу, являются: информация общего характера (часы работы, месторасположение библиотеки, перечень услуг и условия их оплаты); информация о наличии в фонде Business Information Service конкретных изданий; статистические данные по конкретным фирмам; профильная идентификация фирм в Великобритании и за рубежом; поиск производителей и поставщиков определенных видов товаров и услуг. Продолжительность выполнения одного запроса - не более 10 мин. Если поиск затягивается, то клиенту предлагается прийти в библиотеку для самостоятельного подбора интересующей его информации или оформить платный запрос. Если у клиента есть финансовые затруднения или по каким-либо причинам он не может прийти в Британскую библиотеку, то ему рекомендуют обратиться в местную публичную библиотеку (бизнес-информирование в которых налажено достаточно стабильно). Ежедневно служба телефонного обслуживания выполняет около 120 запросов.

При поиске информации сотрудниками Business Information Service используется автоматизированная система Британской библиотеки BLAISE (British Library Automation Information Service), а также целый ряд баз данных. Описанию некоторых баз целесообразно уделить особое внимание. Это прежде всего EMMA (Easy Mailing and Marketing Applications), которая содержит фактографическую информацию по 600 тыс. государственных и частных компаний, зарегистрированных в Великобритании. Программное обеспечение Emma Retrieval Software фирмы Bereau van Dijk позволяет быстро и эффективно осуществлять как тематический, так и фактографический поиск. База данных ведется и распространяется с 1986 г. Companies House, специальным учреждением, занима-ющимся регистрацией фирм. Companies House имеет три филиала (в Лондоне, Эдинбурге и Кардиффе), которые собирают и вводят информацию в базу данных. Поиск может осуществляться по 15 критериям, основными из которых являются название фирмы или компании, дата основания, адрес и телефон, форма собственности, информация об управленческом штате (типа "кто есть кто" - директор, главные менеджеры, начальники отделов), число сотрудников, профиль деятельности, данные, связанные с финансовой деятельностью (объем капитала, сумма отчисляемых налогов и др.).

Вторая база данных CARDBOX - локальная, для служебного пользования, ведется уже более 10 лет и содержит фактографическую информацию по английским компаниям, поступающим в фонды периодическим изданиям, адресную информацию.

Весьма эффективным средством выполнения телефонных запросов является также использование баз данных на CD-ROM.

Кроме телефонного обслуживания к категории бесплатных услуг относится справочно-библиографическое обслуживание в читальном зале и предоставление возможности пользоваться базами данных на CD-ROM в сетевом режиме. В читальном зале (34 места) размещены 5 рабочих станций, каждая из которых позволяет одновременно нескольким читателям получать доступ к 13 базам данных. Число баз данных ежегодно варьируется. Если на информационном рынке появляется перспективная, с точки зрения специалистов, база данных, библиотека заказывает фирме-производителю демонстрационный диск. При успешной апробации принимается решение о закупке новой базы данных.

Чтобы получить доступ к базам данных на CD-ROM, читателям нужно предварительно записаться у дежурного на пункте обслуживания; распространена и запись по телефону. Время пользования базами данных ограничено 1 часом. Читатель работает самостоятельно, только в необходимых случаях обращаясь к библиотекарям за помощью. Если читатель не имеет навыков работы с базами данных на CD-ROM, библиотекарь обязан в сжатой форме разъяснить особенности каждой из баз и охарактеризовать основные стратегии поиска информации. Обычно такие вводные лекции занимают не более 7-10 мин. Пользование базами данных, как уже говорилось выше, бесплатное, плата взымается только за распечатку материалов. Разрешается переписывать информацию на дискету, купленную в библиотеке; во избежание вирусной инфекции строго запрещается переносить информацию на собственные дискеты.

В настоящее время в Business Information Service эксплуатируются следующие базы данных на CD-ROM.

ABI/INFORM - международная база данных, содержащая рефераты статей более чем из 1 тыс. журналов по менеджменту, маркетингу и проблемам организации бизнеса; хронологический охват - с 1987 г. по настоящее время; обновление производится ежемесячно.

CD/EUROPE - содержит статистическую, финансовую и текстовую информацию о 125 тыс. компаний; из 12 стран Европейского Содружества, а также Австрии, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Турции и Израиля; хронологический охват - финансовая и статистическая информация за последние три года; обновление ежемесячное.

DISCLOSURE UNITED STATES - ежегодные отчеты 12 тыс. американских компаний; адреса и контактные телефоны, финансовая информация, сведения о компаниях основных секторов экономики, данные о персонале и руководстве конкретных фирм; хронологический охват - финансовая информация за последние 10 лет; обновление ежемесячное.

DISCLOSURE WORLDSCOPE - финансовая информация о 10 тыс. ведущих компаний мира из 37 стран; хронологический охват - последние 10 лет; обновление ежемесячное.

ECONOMIST - полные тексты еженедельного издания ECONOMIST, дающего глубокий анализ современного состояния сферы бизнеса и политики; основные тематические направления - политика, экономика, бизнес, финансы, наука и техника, новости промышленности и компаний; информация по всем странам мира; хронологический охват - с 1987 г. по настоящее время; обновление ежеквартальное.

FAME (Financial Analysis Made Easy) - основные государственные и частные торговые компании Великобритании; информация предоставляется Companies House и дополняется сообщениями из лондонских и эдинбургских газет; основные данные - адреса и контактные телефоны 21 тыс. фирм и их филиалов, главные направления деятельности, сведения о составе и численности персонала; хронологический охват - финансовая информация за последние пять лет; обновление ежемесячное.

FINANCIAL TIMES - полные тексты статей из газеты "Financial Times", выходящей 6 раз в неделю; основные темы: экономика, политика, менеджмент, торговля и промышленность, маркетинг, новые технологии, искусство, новости о международных компаниях и финансах, информация по всем странам мира; хронологический охват - с 1990 г.; обновление ежеквартальное.

F&S INDEX INTERNATIONAL/F&S INDEX US - две самостоятельные базы данных, отражающие информацию из 1 тыс. журналов: первая - сведения по компаниям США, вторая - по компаниям всего мира; основные тематические направления: новости компаний, производимые товары, продукция и ее потребление, размеры рынка, современные тенденции и прогнозы; хронологический охват - с 1990 г.; обновление ежемесячное.

INDEPENDENT - полные тексты периодического издания INDEPENDENT; основные тематические направления: новости Великобритании и зарубежные, бизнес и финансы, здравоохранение, образование, искусство, средства массовой информации, спорт; хронологический охват - с 1988 г. по настоящее время.

INTERNATIONAL PUBLIC COMPANIES (EXTEL) - описательная и финансовая информация о 12,5 тыс. ведущих мировых государственных компаний; основные тематические направления: адреса и контактные телефоны компаний, виды деятельности, информация о филиалах, данные об акциях, балансовых отчетах, прибыли и расходах; хронологический охват - финансовая информация за последние пять лет; обновление ежемесячное.

McCARTHY CARDS - полные тексты статей из 50 международных периодических изданий по бизнесу; для отдельных неанглоязычных публикаций дается перевод заглавия, краткая аннотация и ряд ключевых слов; основные темы: новости компаний, промышленности, информация о динамике рынка; хронологический охват - с 1993 г. до наших дней; обновление ежемесячное.

UK Company FACTFINDER - две самостоятельные базы данных: первая - ICC Financial Datasheets - включает в основном финансовую информацию по британским фирмам с долевым участием из ежегодных отчетов, заполняемых самими фирмами для официальных регистрационных учреждений; вторая - ICC Full-Text Reports - содержит полные тексты ежегодных отчетов компаний с долевым участием и брокерских отчетов по всем подобным фирмам Великобритании (брокерские отчеты дают анализ и комментарии, опубликованные ведущими инвестиционными банками и брокерскими домами); основные тематические направления: деятельность компаний, информация о персонале, адреса и контактные телефоны филиалов и акционеров, финансовая информация и финансовый рейтинг за 10 лет, промышленный рейтинг за три года, брокерские отчеты; отражены данные более чем по 1800 компаниям; обновление ежемесячное.

Все перечисленные базы данных доступны в сетевом режиме. Сеть внедрена в августе 1994 г. после целого года проверок и анализа ситуации. Использование сети во многом повысило эффективность обслуживания читателей, поскольку до этого CD-ROM хранились на пункте обслуживания у дежурного сотрудника и устанавливались вручную. Ситуация была далека от идеальной. Установка и снятие CD-ROM отнимали много времени, вели к изнашиванию и порче CD-ROM-драйвов. Самым большим недостатком было то, что на рабочей станции с определенной базой данных мог работать только один пользователь. Другие потребители должны были ждать. В настоящее время все компакт-диски хранятся централизованно в CD-ROM-сервере и подключаются автоматически.

При создании сети основной проблемой, требующей решения, было то, что при обслуживании использовались базы данных с различными программными продуктами, такими, как SILVERPLATTER, OneSource, CD News и DIALOG-on-Disk. Некоторые из них создавались только для использования на одной рабочей станции и не могли работать в сетевом режиме. Для выбора наиболее пригодного сетевого программного обеспечения было изучено множество различных пакетов. Окончательный выбор пал на CD NET. В настоящее время диски хранятся на трех CD-ROM-серверах Novell Netware 3.11, каждый из которых содержит 28 драйвов. Один сервер установлен в Business Information Service и два - в подразделении, предоставляющем медицинскую и медико-биологическую информацию (Aldwych Reading Rooms). Это дает возможность хранить и использовать 84 CD-ROM; максимальное число дисков в данной сети - 105.

Согласно лицензионному праву об использовании, не все базы по бизнесу могут быть подключены в сеть на нескольких рабочих станциях одновременно, поэтому такие базы данных, как FAME, доступны пользователям лишь на двух станциях, Predicats F&S на четырех, а ABI Inform на всех пяти станциях.

В Business Informatin Service существует и платное обслуживание, осуществляемое тремя сотрудниками (при общем штате отдела 15 человек). На платной основе выполняются сложные запросы, требующие углубленного поиска и значительных трудозатрат. Выполнение подобных запросов относится к разряду исследовательской деятельности и поручается наиболее квалифицированным специалистам. Запросы от пользователей поступают по телефону (имеется автоответчик), а также по факсу. Деньги перечисляются на счет отдела справочного и информационного обслуживания (Science Reference and Information Service) без какого-либо отчисления процентов исполнителям.

К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно остановиться на других направлениях деятельности Business Information Service Британской библиотеки, рассказать о взаимодействии отдела с другими библиотеками и информационными центрами Лондона, специализирующимися в предоставлении деловой информации. Надеемся, что описанная практика работы британских коллег поможет нашим библиотечным специалистам в поиске новых и эффективных форм работы с деловой информацией.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России