Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37(100)

Дрешер Ю.Н.


Повышение квалификации библиотечных кадров за рубежом

Проблема непрерывного образования, в котором важное место отведено повышению квалификации, находится в центре внимания многих зарубежных стран. Публикации последних лет свидетельствуют о росте числа исследователей, занимающихся проблемами как подготовки, так и повышения квалификации кадров библиотек.

К созданию системы непрерывного образования привлечены государственные и общественные органы. Ими накоплен интересный опыт, активно изучаемый в настоящее время нашими учеными и практиками, которые пытаются найти в нем то ценное, что можно использовать у нас.

Термин "непрерывное библиотечное образование" введен в американское библиотековедение группой из шести крупных ученых, организовавших в 1980 г. Национальный совет по качеству непрерывного образования в библиотечном деле, информации и культурном обслуживании. Совет определил непрерывное библиотечное образование как учебный процесс, который базируется на предварительно полученных специалистом знаниях, навыках, выработанных качествах личности и их развитии. Обычно это самообразование человека, осознающего ответственность за свое профессиональное развитие и удовлетворение познавательной потребности. Данное понятие шире, чем "подготовка кадров", осуществляемая библиотечными учреждениями и организациями. Американские библиотековеды считают, что наряду с личной ответственностью за образование, всегда существует и коллективная профессиональная ответственность специалистов перед обществом, которая предполагает непрерывное профессиональное образование как часть общей образовательной программы, как отражение быстро меняющихся запросов среды на профессиональные услуги. Сохранение равновесия между спросом и предложением возможно здесь только при условии постоянных инноваций в теории, практике и культуре профессиональной библиотечной деятельности.

Естественно, система непрерывного библиотечного образования не существует изолированно. На нее влияют многие процессы, происходящие в современной культуре и технологии: диверсификация, децентрализация, автоматизация информационных технологий.

Диверсификация библиотечно-библиографической деятельности требует коренных изменений в управлении процессом повышения квалификации и переподготовки кадров. В основу управления этим процессом в зарубежных странах положены принципы целенаправленности, нормативности, вариативности, рефлексивности.

Целенаправленность управления процессом повышения квалификации и переподготовки кадров, например в США, реализуется с учетом изменений профессиональных потребностей специалистов и их профессиональных характеристик. Для этого определяются общенациональные тенденции, их отражение в регионах, затем планируются важнейшие мероприятия, публикуются обзоры опыта функционирования звеньев системы непрерывного библиотечного образования.

Основные цели непрерывного библиотечного образования в США: улучшение качества библиотечных и информационных услуг и повышение профессионализма работников. Еще в 1973 г. в исследовании по заказу Национальной комиссии по библиотечным и информационным наукам отмечалась необходимость непрерывного библиотечного образования не только для специалистов высшей квалификации, но и для вспомогательного персонала.

Во многих зарубежных библиотечных школах, как и в наших отечественных вузах культуры и искусств, вводятся новые, вызванные потребностями практики специальности - библиограф-референт, менеджер информационно-коммерческой службы; специализации - культурные центры в системе образования, информатика, менеджмент в информационной сфере, справочно-информационные службы, научно-техническая информация, специальное библиотековедение, технические службы в библиотеках (например, университет Нью-Джерси, США); новые курсы - создание баз данных, менеджмент школьных библиотек, местные проекты информатизации (Нидерланды) и др. Кстати, в Нидерландах библиотечные школы обязаны периодически устраивать курсы повышения квалификации (так называемые освежающие курсы).

Целенаправленность управления процессом повышения квалификации и переподготовки кадров позволяет соблюдать единство целей и задач всех этапов непрерывного образования: профориентация, профотбор, профобучение, профадаптация, повышение квалификации и переподготовка.

Нормативность управления процессом повышения квалификации и переподготовки кадров за рубежом обеспечивается путем формирования эталонных моделей, позволяющих оценить признанное профессиональной общественностью ядро квалификационных требований, овладение которым гарантирует необходимый минимум компетентности в данной области. Пример такой модели - PRTIM (готовность, планирование, обучение, ввод в действие, реализация). В ходе опроса с целью оценки работы по повышению квалификации персонала библиотек и соотнесения полученных данных с идеальными показателями, заложенными в модели PRTIM, оказалось, что 80% практических показателей, указанных в модели, применимы для всех библиотек. Кроме того, выявились значительные расхождения между существующими условиями подготовки специалистов и теми, которые могли бы иметь место в библиотеках. Полученные данные подтвердили также, что модель PRTIM может служить средством контроля и оценки эффективности повышения квалификации и переподготовки кадров во всех библиотеках. В нашей стране еще только предстоит разработка подобной эталонной модели.

Вариативность управления процессом повышения квалификации и переподготовки кадров за рубежом реализуется определением модулей обязательных учебных, а также свободно выбираемых дисциплин. Например, в Высшей национальной библиотечной школе Франции к обязательным дисциплинам относят:

вводный курс (история книги и библиотеки, право на информацию, экономика информации, читатели и организация их обслуживания, библиотека и ее функции, методы анкетирования);

управление (людские ресурсы и работа с кадрами, бюджет, маркетинг и качество, введение в право, государственные учреждения);

информатику (общая информатика и структура данных, документальные информационные системы, практическая деятельность, телекоммуникации и сети, внедрение информационных систем в ходе информатизации);

комплектование и обработку документов (документальный поиск, обработка информации, понятие фонда и управление им).

К свободно выбираемым дисциплинам причисляют: языки и символику в области коммуникаций и использования различных носителей информации; процессы передачи, организации и представления знаний; информационные системы; носители информации: развитие и хранение; вопросы экономики и управления информационными структурами. Такая практика в нашей стране только намечается.

С точки зрения разнообразия форм повышения квалификации, которые может предоставить библиотечным работникам профессиональная ассоциация, заслуживает внимательного изучения деятельность Ассоциации специальных библиотек (Special Library Association - SLA, США). При SLA создан Комитет по профессиональному развитию (Professional Development Committee). В его функции входит разработка программы профессионального развития (Professional Development Programm), включающей различные курсы и семинары, которые проводятся на ежегодной конференции по вопросам образования в соответствии с региональной программой по непрерывному образованию; Курсы (институт) повышения квалификации руководителей среднего звена (Middle Management Institute - MMI).

Курсы повышения квалификации, организуемые до и в период проведения ежегодной конференции SLA (начиная с 1969 г.), отличает широкий тематический диапазон и сочетание теории с изучением практических вопросов. Так, в 1988 г. функционировало более 20 курсов, рассчитанных на различный уровень подготовки слушателей. Рассматриваемые темы были связаны с использованием компьютерной техники и проблемами управления в библиотечной и информационной деятельности: "ЭВМ и новейшая технология", "Тенденции в развитии информатики", "Использование аналитических методов в решении управленческих вопросов".

Реализация региональной программы по непрерывному образованию (введена в 1978 г.) предусматривает квалифицированное обучение членов SLA на ежегодных однодневных семинарах или курсах, проводимых в нескольких населенных пунктах страны. Они посвящаются актуальным темам, например: "Новая технология и ее влияние на работников библиотек и информационных центров", "Платное информационное обслуживание". Кроме того, региональная программа по непрерывному образованию предусматривает проведение курсов повышения квалификации не только для членов SLA, но и для других заинтересованных организаций.

MMI, существующие с 1982 г., предлагают слушателям пять тем: искусство управления, аналитические методы, человеческие ресурсы, маркетинг и отношения с общественностью, использование новой информационной технологии. Каждая из них рассчитана на 15 учебных часов (более двух дней). При проведении занятий наряду с традиционной (лекции) формой обучения используются такие методы, как анализ конкретных ситуаций, заседания "круглого стола", деловые игры, практические семинары для небольших групп слушателей, заканчивающиеся разработкой рекомендаций.

В 1988 г. введена новая программа повышения квалификации по проблемам управления для представителей высшего руководящего звена специальных библиотек (Executive Development Academy). В целях обеспечения более благоприятных условий для индивидуализированного обучения и обмена мнениями прием слушателей ограничен и осуществляется на конкурсной основе. Программа рассчитана на две недели интенсивной работы, в процессе которой значительное внимание уделяется развитию организаторских и аналитических способностей участников. Программа предусматривает изучение следующих тем: управление, вопросы финансирования, перспективное планирование, проблемы принятия управленческих решений и методы эффективного руководства при решении организационных вопросов.

Американские специалисты считают наиболее популярными формами работы системы повышения квалификации и переподготовки кадров (СПКПК) семинары практического характера (workshops), где идет обмен мнениями по интересующим участников проблемам и разрабатываются конкретные рекомендации для определенных направлений библиотечной деятельности. По данным исследования, проведенного в 1982 г. среди сотрудников библиотечных управлений штатов, семинары подобного рода признаны, как и ранее, наиболее предпочитаемой формой повышения квалификации: их назвали 52% респондентов; в числе других наиболее распространенных упомянуты: курсы - 16%, самообразование в домашних условиях - 16%, телеконференции - 12%, видеокассеты - 12%. В качестве новых форм сотрудники библиотечных управлений штатов указали: видеокассеты (24% от общего числа анкетируемых), аудиокассеты (24%), разработку готовых программ для самообразования (20%), использование кабельного телевидения в сочетании с передачей через спутник (16%), телеконференции (16%).

В университете г. Баучи (Нигерия) в библиотеке (открыта в 1981 г.) для каждого принимаемого на работу библиотекаря организуется стажировка в отделах комплектования, каталогизации и обслуживания. В отделе обслуживания предусмотрено ознакомление со справочной работой, книговыдачей, работой книгохранилища, служб фотокопирования и обучения читателей. В каждом отделе стажер работает от двух недель до трех месяцев, по окончании стажировки необходимо представить отчет о работе данного отдела. Для кадровых работников используются следующие формы повышения квалификации: общие производственные собрания, собрания отдела; программы повышения квалификации без отрыва от основной работы (например, цикл курсов по обучению пользованию ЭВМ); совместные семинары с другими университетскими библиотеками; участие в национальных и международных профессиональных организациях; предоставление после шести лет работы годичного отпуска для научной работы или продолжения учебы; проведение исследований и работы над публикациями.

Специальный курс для библиотекарей высших учебных заведений разработан в Бразилии. Полное его название - Национальный план развития университетских библиотек (RNBV) и Национальная программа для вузовских библиотек (Probib). Это трехмесячные курсы повышения квалификации для вузовских библиотекарей (CEBIES), опробованные в семи ведущих университетах Бразилии. Всего на курсах обучалось 114 человек. Курсы работают по единой программе, в которую вносятся модификации в соответствии с местными потребностями. Программа включает 10 разделов, охватывающих как социально-гуманитарные, так и технические аспекты библиотечной профессии. Большинство слушателей оценили эти курсы довольно высоко. Планируется организовать 5-6-месячные курсы с более углубленной проработкой программы и распространить этот опыт на другие вузы страны.

Таким образом, в СПКПК зарубежных стран наряду с привычными для нашей страны формами повышения квалификации и переподготовки кадров (конференции, проблемные и рабочие семинары, публикации, рассылка консультаций и инструкций по почте, деловые игры и др.) широко используются нетрадиционные для нас формы: консультации и инструкции по телевидению, по электронной почте, на видео- и аудиокассетах, телеконференции с использованием спутниковой связи, разработка готовых программ для самообразования. Мы же в освоении нетрадиционных форм делаем пока первые шаги.

Рефлексивность управления СПКПК за рубежом предполагает, что специалист последовательно осваивает все более абстрактные фрагменты профессионального пространства, проходя от технологического через управленческий, теоретический к методологическому уровню рефлексии в профессиональной деятельности. В СПКПК зарубежных стран очень четко прослеживается ориентация на теоретическую и методологическую подготовку (информационные системы, информатика, использование аналитических методов в решении управленческих вопросов и др.). В отечественной СПКПК ориентация, на наш взгляд, в основном на практическую подготовку.

В зарубежных СПКПК для оценки их работы организуются специальные службы анализа. Активную роль в этой деятельности играют независимые библиотечные ассоциации.

В 1975 г. Национальная комиссия по библиотечным и информационным наукам создала сеть по непрерывному библиотечному образованию и обмену опытом (CLENE). В 1984 г. совет ALA включил ее в свою структуру, назвав "круглым столом" (CLENERT). Задачи CLENERT: создание форума для обмена мнениями между специалистами в области библиотечного дела и информатики, ответственными за организацию непрерывного образования библиотечных и информационных работников; обеспечение условий для обучения и профессионального роста преподавательских кадров; создание инициативного органа, способствующего качественному улучшению программ повышения квалификации и их доступности; развитие осознанной потребности в непрерывном образовании со стороны как библиотечных работников, так и администрации библиотек.

Основная деятельность CLENERT связана с организацией симпозиумов, семинаров, консультированием, публикацией информации о путях повышения квалификации и переквалификации, ежемесячных выпусков действующих программ подготовки библиотечных кадров, подборкой статей по проблемам трудовых ресурсов и непрерывному профессиональному образованию, изданием ежеквартального бюллетеня по непрерывному образованию, формированием приоритетных образовательных программ. Под эгидой CLENERT с помощью федеральных фондов осуществлены три этапа (1976-1980 гг.) построения системы непрерывного библиотечного образования.

Кроме того, CLENERT заботится и о том, чтобы децентрализация библиотечной профессионализации не препятствовала свободе передвижения на рынке рабочей силы, сохраняла признание и примерное соответствие квалификационных аттестатов. Эта сторона деятельности отчетливо проявляется в организации повышения квалификации библиотечных работников.

За рубежом основными участниками процесса повышения квалификации и переподготовки кадров являются библиотечные ассоциации, учебные заведения, органы управления библиотечным делом, крупные издательские, книготорговые корпорации и частные коммерческие фирмы (производители баз данных и др.). Ведущая роль среди них отводится библиотечным школам, располагающим необходимыми преподавательскими кадрами и соответствующим оборудованием для практических занятий. Профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений постепенно начинает понимать, что необходимо сохранять тесные контакты со своими выпускниками и оказывать им действенную помощь и поддержку на протяжении всей профессиональной деятельности. В то же время обеспечение непрерывного образования способствует улучшению экономического положения самих библиотечных школ, привлекая в их стены значительное число участников различных программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов.

К сожалению, в нашей стране вузы культуры и искусств не занимают ведущей роли в СПКПК, за исключением Московского государственного университета культуры и С.-Петербургской государственной академии культуры.

Наряду с профессиональной заинтересованностью важным стимулирующим фактором, побуждающим библиотечных работников повышать свою квалификацию, может быть эффективная система признания и поощрения их усилий. На организацию такой системы, позволяющей вести единый учет участия специалистов в различных формах повышения квалификации, направлен один из последних основных проектов CLENE. Он предусматривает, в частности, внедрение в практику единой системы контроля, основанной на подсчете учебного времени, затраченного слушателями. За единицу учета (зачетную единицу - Continuing Education Unit - CEU) принимаются 10 часов обучения. Участникам выдаются удостоверения о получении определенного числа "зачетных единиц" в соответствии с продолжительностью прослушанного курса. Такая система контроля, разработанная MLA и впервые введенная для сотрудников этих библиотек с января 1976 г., в настоящее время широко используется библиотечными ассоциациями, библиотечными управлениями штатов и университетами США. Накопленный ими опыт подтверждает эффективность единой системы контроля за профессиональным ростом библиотечных работников.

В 1984 г. Совет по единицам непрерывного образования выпустил справочник условий и критериев, содержащий 16 принципов применения зачетных единиц. CLENERT трансформировал данную систему для применения по всей территории страны в любом типе библиотек. Национальный совет по качеству непрерывного образования ввел систему добровольного профессионального признания, разработанную CLENERT, в национальный регистр американских тестов, применяемых в колледжах. Таким образом в системе непрерывного библиотечного образования было достигнуто необходимое сочетание интересов регионального и общенационального уровней.

Важным фактором наиболее полного удовлетворения существующих профессиональных потребностей библиотечных кадров является хорошо организованная система информирования о возможностях в области непрерывного образования. С этой целью во многих американских библиотечных журналах ("American Libraries", "Library Journal" и др.) регулярно печатаются сведения о предстоящих профессиональных конференциях, курсах и семинарах. К сожалению, наши отечественные журналы редко публикуют материалы, касающиеся возможностей СПКПК.

Возможность эффективного решения проблемы своевременного сбора и распространения информации по вопросам повышения квалификации библиотечных работников американские специалисты видят в создании и увеличении числа соответствующих автоматизированных служб информации, образцом для которых может служить Интерактивная сеть образования (On line Network of Continuig Education - ONCE), с 1986 г. функционирующая при библиотеке штата Иллинойс. В настоящее время база данных ONCE, содержащая более 1800 записей, представляет собой наиболее исчерпывающий в стране источник текущей и ретроспективной информации о возможностях в области непрерывного образования для библиотечных работников. Информацию можно получить по телефону бесплатно. Более 95% записей вводится в базу данных через терминал, установленный в Библиотеке штата Иллинойс, однако организатором различных мероприятий и программ по повышению квалификации библиотечных кадров предоставлена возможность вносить необходимые сведения со своих терминалов вне зависимости от местонахождения.

Широкое внедрение в библиотечную практику автоматизированных систем поиска и обработки информации в совокупности с изменениями потребностей читателей в информации повлияло на структуру профессии библиотекаря. В библиотеках растет число информационных посредников, библиографических инструкторов, системных аналитиков и консультантов, ранее не подготавливаемых в системе. Американские исследователи приводят данные о том, что все большее число библиотек планирует расширить нетрадиционные формы повышения квалификации и переподготовки своих работников. Так, 24% библиотек сообщили о готовности развивать рассылку учебных видеокассет, 20% - рассылку программ самоподготовки, 16% - использовать кабельное телевидение и спутниковую связь, 16% - проведение телеконференций. Одновременно делегирование полномочий на нижние уровни профессиональной лестницы привело библиотекарей к необходимости овладевать управленческими знаниями и навыками, включая методы подбора кадров, планирование, маркетинг.

Запаздывание в обучении обращению с современными техническими средствами имеет место и в СПКПК зарубежных стран. Большие надежды в этой связи там возлагают на преподавателей библиотечных школ, поскольку они активно занимаются исследованиями по проблемам преподаваемых ими курсов и являются наиболее информированной и подготовленной категорией специалистов.

В настоящее время эта проблема находит свое решение в создании технологических парков (технопарков), где учебный процесс до предела приближен к производственному и исследовательскому. Именно в этом направлении предпринимаются усилия и в нашей стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Актуальные проблемы информационного обеспечения специалистов в регионе: Монография / Р.У. Багаева, Ш.С. Бикеев, А.А. Витухновская и др; Науч. ред. Т.И. Ключенко; Сост. Ю.Н. Дрешер. Казань: Медицина, 1995. 128 с.
  • Каптерев А.И. Теоретические проблемы профессионализации библиотечной деятельности: Пособие для преподавателей / МГИК. ИМЦ по проблемам культурологического образования МК РФ. М., 1993. 130 с.
  • Каптерев А.И. Подход к непрерывному библиотечному образованию в СССР и США // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 6. С. 31-35.
  • Концепция профессии библиотекаря и организации подготовки и переподготовки библиотечных кадров // Bibliothekar. 1990. № 8. С. 455-462.
  • Ляховецкая Л.В. Университет сельского библиотекаря // Библиотекарь. 1975. № 7. С. 52-53.
  • Мариничева Н.А., Мариничев Э.Н. Коммуникация и социальная информация // Проблемы интеграции социально-коммуникационных наук в социалистическом обществе: Сб. науч. тр. / ЛГИК им. Н.К. Крупской. Л., 1987. С. 71-83.
  • Матюшенко В.С., Феоктистова Р.С. Школы передового опыта как форма повышения квалификации работников медицинских библиотек: Метод. рекомендации / ГЦНМБ. М., 1979. 36 с.
  • Межотраслевой факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов ЛГИК им. Н.К. Крупской в помощь работникам библиотек: Содержание и организация обучения / О.Ю. Устинова, В.А. Минкина, М.А. Наумова и др. / ЛГИК им. Н.К. Крупской. Л., 1991. 22 с.
  • Меньщикова С.П. Библиотечно-библиографическое обслуживание медиков // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. № 5. С. 22-25.
  • Методологические аспекты изучения процессов функционирования библиотечных систем: Сб. науч. тр. / ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1982. 153 с.
  • Моисеева А.А., Ефимова Л.Г. Повышение профессиональной квалификации кадров в библиотеке Академии наук СССР // Сов. библиотековедение. 1974. № 2. С. 84-93.
  • Морозова Н.И. Научно-практические конференции - одна из важных форм в системе ПК // Пути совершенствования системы повышения квалификации библиотечных кадров: Сб. материалов / ГПБ им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1976. С. 56-61.
  • Мошкина Н.И., Шадрина Ж.С. О разработке профессиограммы для руководящего состава ЦБС // Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии: Сб. науч. тр. / СПбГИК. СПб., 1993. С. 100.
  • Музыкина Е.П., Кузнецов Д.Н. Школа молодого библиотечного специалиста // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 2. С. 36-39.
  • Муравьева Е.Г. Система повышения квалификации методистов // Оптимизация системы повышения квалификации библиотечных работников: Сб. науч. тр. / ЛГИК им. Н.К. Крупской. Л., 1979. С. 79-92.
  • Недашковская Т.А. Вопросы подготовки библиотечных кадров: опыт Франции // Библиотеки за рубежом: Сб. / ВГБИЛ им. М.И. Рудомино. 1995. Вып. 2/3. С. 12-15.
  • Чувашина Е. Важная обязанность методиста - учить // Библиотекарь. 1975. № 7. С. 50-51.
  • Antwi I.K., Nwali L.O. Повышение квалификации библиотечного персонала в Нигерии. Staff development of librarians: the case of the Abubakir Tatawa Balewa University Library Nigeria // Libr. Manas. 1990. № 6. P. 30-34. // РЖ 59. "Информатика". 1991. № 7. Реф. с. 24.
  • Gwen Artur. Обучение методом стажировки в справочном отделе университета. Peer coaching in a university departament // Coll. and Res. Libr. 1990. № 4. P. 367-373. // РЖ 59. "Информатика". 1991. № 9. Реф. с. 15.
  • Ribe fro Pionero Lena Vania. Специальный курс для библиотекарей высших учебных заведений в Бразилии: от концепции до конкретного опыта // Ciens. inf. 1990. № 2. P. 156-161. // РЖ 59. "Информатика". 1991. № 12. Реф. с. 20.
  • Horst H., Maruniiak P. Повышение квалификации библиотечных работников // Citatel. 1990. № 10. P. 352-355. // РЖ 59. "Информатика". 1991. № 4. Реф. с. 22.
  • Warye K.L. SLA's professional development programm where it's been and where it's going // Spec. libr. 1987. Vol. 78. № 4. P. 251-256.
  • Weaver-Meuers Pat. Повышение квалификации сотрудников вузовских и научных библиотек /ARL Libraries and staff development: A suggested model for success // Coll. and Res. Libr. 1990. № 3. P. 251-265. // РЖ 59. "Информатика". 1991. № 10. Реф. с. 15.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России