Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Кузьмин Е.И.
Министерство культуры Российской Федерации


О политике Министерства культуры РФ
в области библиотек

В библиотечной сфере конференций проводится едва ли не больше, чем в какой-либо другой отрасли культуры; среди них особое место принадлежит политическим конференциям, где рассматриваются не частные, узкопрофессиональные проблемы библиотечного дела, а определяется выбор стратегии его развития, уточняются и корректируются государственная политика в этой области, принципы, на которых она строится, ее приоритеты. Такие конференции, на которых встречались руководители крупнейших федеральных и региональных библиотек России, представители региональных органов культуры и федеральных министерств, отвечающих в нашей стране за развитие библиотечной, книжной и информационной сферы, состоялись в Туле (1993 г.), Ростове-на-Дону (1995 г.), Омске (апрель 1996 г.).

После подобных конференций происходят кардинальные сдвиги и в практике работы библиотек, и в политике Министерства культуры России. Например, после Тульской конференции в крупных библиотеках началось массовое внедрение оптических дисков CD—ROM, современных средств связи — факсимильной и модемной. В Туле информатизация библиотек впервые провозглашена приоритетным направлением библиотечной политики Министерства культуры РФ.

Ростов-на-Дону открыл дорогу таким глобальным общероссийским проектам, как "Books in print" ("Книги в наличии и печати"), "Создание центра корпоративной каталогизации"; усилилась кооперация федеральных библиотек Москвы и С.-Петербурга в работе над названными и другими программами. Факт их совместной согласованной деятельности — уже сам по себе большое достижение. Итоги Ростовской конференции обсуждены на коллегии Министерства культуры в июле 1995 г.; материалы коллегии опубликованы в сборнике "Ориентиры культурной политики" (М., 1995, вып. 4) и журнале "Библиотека" (1995, № 4).

На деятельность библиотек существенное влияние оказали перемены во внешней для них среде. Остановлюсь лишь на важнейших.

Прежде всего — проблема телекоммуникаций. Несколько лет назад мы говорили об отсутствии сетей и негативных последствиях этого явления для общего развития страны. Сегодня ситуация принципиально изменилась и проблемы переместились в другую плоскость. Бурное развитие отрасли связи в последние годы привело к решению технического аспекта проблемы. В стране действуют около 20 высокоскоростных, качественных сетей передачи информации, которые могут предоставить потребителю широкий спектр информационных услуг на самом современном уровне. Рынок телекоммуникационных услуг насыщен. Физический доступ к информационным источникам практически обеспечен. Однако доступ к информации как реальная услуга отсутствует, так как технические решения натолкнулись на экономические трудности. Существующие тарифы передачи информации по сетям делают ее недоступной для рядового потребителя. Ряд регионов получил выход в Интернет, в некоторых из них осуществляется прокладка оптоволоконных каналов. Тем не менее библиотеки не могут использовать имеющиеся в стране сети.

Мы очень медленно переводим содержащуюся в библиотеках информацию в машиночитаемую форму, хотя у нас есть впечатляющие достижения в этой области, например Российская национальная библиография на CD—ROM (в ближайшие месяцы выйдет второй ее выпуск — около 1 млн записей — все книги, начиная с 1980 г.), Национальная медицинская библиография на CD—ROM. Институтом мировой литературы и НПО "Информрегистр" готовится первое в стране электронное научное издание русской классики — оптический диск "Грибоедов", все тексты писателя, библиография, вся критическая литература о нем. Аналогов в мире не более десятка. "Грибоедов" — первое издание из задуманного цикла. На нем библиотекам предстоит научиться использовать подобные издания, а разработчикам — совершенствовать технологию.

В целом же нам пока не удается снизить темпы отставания России от развитых стран мира в области создания автоматизированных информационных ресурсов.

Не менее существенно для библиотек, что сфера книжной торговли выходит из паралича. Появилось более 500 негосударственных книготорговых предприятий, восстанавливается — на новой рыночной основе — ее оптовозакупочное звено, распад которого был главным тормозом развития книжного сектора, в том числе комплектования библиотечных фондов.

Развивается российская национальная система "Books in print". И если все мы приложим к этому усилия, то буквально через несколько лет библиотеки получат отличный информационный инструмент для планомерного, продуманного комплектования своих фондов.

Открытость страны и развитие рынка привели к возникновению таких российских фирм, через которые по каталогам крупнейших западных книготорговых фирм можно заказать практически любую изданную в мире книгу.

Вступила в силу "Флорентийская конвенция". В течение полутора лет мы добивались введения в действие этого международного соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 нояб. 1950 г. и Протокола к нему от 26 нояб. 1976 г. В феврале 1996 г. изданы Указания Государственного таможенного комитета, в которых реализована часть положений "Флорентийской конвенции". В соответствии с ними таможенное оформление книг, газет, периодических и других изданий, а также звукозаписей просветительного, научного и культурного характера при ввозе и вывозе из страны производится без взимания таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Что касается ввоза и вывоза кинофильмов, диафильмов, микрофильмов просветительного, научного и культурного характера, то они оформляются без взимания налога на добавленную стоимость. Для снятия с этих материалов таможенных пошлин необходимо представить в таможенные органы подтверждение Министерства культуры об их назначении, номенклатуре и объемах. Готовится ряд документов, чтобы ввести в действие положение "Флорентийской конвенции" во всем объеме, во всяком случае для библиотек.

Негативные факторы во внешней для библиотек среде можно свести к одному — дефициту денег, как и в 1995 г., или их полному отсутствию, как в первой половине 1996 г. Однако, по нашим наблюдениям, дефицит денег далеко не всегда можно объяснить действительным отсутствием денег в регионе. Чаще всего дают себя знать причины субъективного характера.

К дефициту средств приводит культурная политика тех регионов, где акцент делается не на демократические формы культуры — такие, как библиотеки, а на элитарные — высокое профессиональное искусство или, что совсем плохо, массовые праздники. Сказывается и неумение библиотек бороться за ресурсы с другими претендентами на них, искать аргументы в разговорах с финансовыми органами, неправильное выстраивание общественных связей, неумение или нежелание самих библиотек зарабатывать деньги. Одним словом, местные условия и особенности все сильнее отражаются на библиотечном деле.

Для выявления состояния дел в регионах России за 1995 г. и оценки влияния местной политики Министерство культуры РФ перед конференцией в Омске провело анкетирование главных универсальных научных библиотек субъектов Федерации.

Что показало это анкетирование? Хуже или лучше мы жили в 1995 г. по сравнению с 1994? Из 62 территорий, ответивших на вопросы анкеты, 21 увеличила закупку книг по количеству экземпляров в 1995 г.; из них 4 территории — более чем в 1,5 раза (Белгород, Ростов-на-Дону, Хакасия, Чукотский АО). 30 территорий уменьшили приобретение литературы. Например, Нижний Новгород и Тюмень — на 50%, Вологда и Ульяновск — на 30%, Волгоград — на 20%.

Разница в целом по стране, если сопоставить данные по крупным городам, составляет 25 раз (Челябинская ОУНБ — 30 780 книг, Амурская ОУНБ — 1 215 книг). В 10 субъектах Федерации главные библиотеки приобрели более 20 тыс. книг (Челябинск, Екатеринбург, Мурманск, Камчатка, Новосибирск, Красноярск, Смоленск, Бурятия, Вологда, Тверь). В 5 крупных центрах (Псков, Калининград, Барнаул, Тула, Йошкар-Ола) поступления не достигли и 3 тыс. книг.

Лидером, основательно опережающим других по богатству и разнообразию своих новых приобретений, стала Национальная библиотека Карелии — 15 225 книг, что составляет половину общероссийского репертуара печати. Далее идут Красноярск — 12 828 названий, Смоленск — 10 875, Челябинск — 10 563, Татарстан —

10 550, Бурятия — 10 143, Калуга — 8 689, Ростов-на-Дону —

8 502, Пенза — 8 016. У большинства библиотек этот показатель находится в диапазоне от 5 до 8 тыс. названий.

При сравнении показателей комплектования библиотек разных регионов обнаруживается, что увеличение или уменьшение затрат на комплектование никак не связано с расширением или сужением репертуара приобретаемых книг. Например, в Петрозаводске при снижении общего числа закупленных книг на 21%

(24 571 — в 1994 г., 19 338 — в 1995 г.) их репертуар расширился на 60% (9 535 — в 1994 г., 15 225 — в 1995 г.), в то время как в соседнем Пскове при увеличении объема закупки на 23% (8 519 — в 1994 г., 10 446 — в 1995 г.) репертуар сузился на 28% (3 960 — в 1994 г., 2 853 — в 1995 г.).

Возникает законный вопрос: что это — сознательная установка библиотеки, стечение обстоятельств или недостаток квалификации комплектаторов? Получается, что объемы комплектования не зависят ни от географического положения региона, ни от экономической ситуации в нем. В более бедных экономических регионах библиотеки могут быть богаче, чем в относительно богатых. Определяющим фактором выступает культурная политика региона. И наша общая задача — научиться влиять на нее, все больше разворачивая ее в сторону библиотек, добиваясь признания роли библиотек как основы культуры, информационной базы интеллектуального и экономического развития страны.

Более того, как показывает анализ, объемы комплектования не зависят даже от бюджета самой библиотеки. Примерно одинаковы бюджет, объем фондов, численность работающих в Костромской и Пензенской ОУНБ, но Костромская библиотека тратит на комплектование в 3 раза меньше, чем Пензенская.

По-разному выстраивают библиотеки свою финансовую политику, определяя, на что важнее тратить деньги — на книги или периодику. При сопоставимых общих тратах Владимирская библиотека расходует на книги в 4 раза больше, чем на периодику, а Нижегородская — на периодику в 9 раз больше, чем на книги.

Велик разброс по стране и с подпиской на периодику. Здесь лидер — Омская библиотека (2 523 названия), которая выписывает почти в 10 раз больше изданий, чем Курская (300 названий). На втором месте Екатеринбургская — 1 954 названия, на третьем Челябинская — 1 806.

В неодинаковой степени растут фонды библиотек на новых носителях информации. Кое-где об этом даже не думают, а в Рязанской библиотеке уже 120 CD—ROM. Магаданская библиотека считает комплектование баз данных и полных текстов на CD—ROM приоритетным направлением своей работы.

Еще больше различается понимание задач информатизации. На вопрос анкеты, ведется ли ретроспективная конверсия карточных каталогов в электронную форму, одна из самых богатых и мощных библиотек — Красноярская — ответила: "Не ведется из-за значительных финансовых и трудовых затрат". При этом в 2 раза более бедная Ивановская библиотека (к тому же она в два раза меньше Красноярской) планирует сконвертировать в этом году 80 тыс. карточек.

Сравнение ответов на вопрос об объеме электронных баз данных показал, что лидерами среди ОУНБ являются Волгоградская (178 тыс. записей), Челябинская (162 тыс.), Мурманская (140 тыс. записей). Между тем библиотеки Адыгеи, Ленинградской области, Читы, Калуги, Кирова, Курска только приступили к этой работе; их электронные каталоги не превышают 6 тыс. записей. А Краснодарская юношеская библиотека с фондом около 300 тыс. единиц хранения уже заканчивает конверсию своих каталогов.

Хочу подчеркнуть: при всех местных различиях надо последовательно проводить общенациональную политику — определяя общие задачи, координируя и синхронизируя усилия, складывая в один котел деньги, выходить на принятие соответствующего правительственного документа. Пока же вместо единой общенациональной политики мы имеем набор нескоординированных местных и ведомственных подходов. Добра от этого ждать не приходится.

В области информатизации общепризнанными лидерами являются ГЦНМБ, ГПНТБ России, БЕН РАН, Научная библиотека МГУ, значительно опередившие библиотеки системы Минкультуры. Они являются головными организациями в совместных проектах. Однако соответствующие ведомства их почти не финансируют, а некоторые фактически отказываются от проведения и даже декларирования какой-либо библиотечной политики.

А ведь основная интеллектуальная работа по определению того, что надо делать в библиотечной сфере в новой политической и экономической реальности, уже проделана. К 1995 г. в результате широких дискуссий в профессиональной библиотечной среде выстроены приоритеты проводимой Министерством культуры РФ политики модернизации библиотечного дела. Это:

    1) информатизация библиотечного дела, внедрение и развитие в библиотеках новых информационных технологий: формирование и использование электронных баз данных, внедрение CD—ROM технологий, развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек, создание общероссийской информационно-библиотечной сети ЛИБНЕТ;

    2) создание механизма комплектования библиотек в условиях становления книжного рынка, формирование российской национальной системы информации о книгоиздании "Books in print";

    3) обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов;

    4) развитие межведомственной кооперации российских библиотек, включение их в мировой библиотечный процесс и мировой информационный обмен;

    5) реализация и развитие системы нормативных и правовых актов, регулирующих библиотечное дело.

Названные приоритеты определены исходя из того, что одним из важнейших условий развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономического прогресса является возможность оперативного, беспрепятственного получения нужной информации, которая может быть обеспечена только через систему общедоступных библиотек при развитии и внедрении в них новейших электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным надежным каналам связи.

Информатизация библиотечного дела в России имеет не только профессиональное, но и ярко выраженное политическое значение, так как ныне, когда возрастает децентрализация и происходит регионализация жизни, информационные взаимосвязи между регионами и центром во многом должны взять на себя компьютерные библиотечные сети.

Создание компьютерной библиотечной сети в России способствует формированию единого информационного и культурного пространства страны, интеграции российских информационных ресурсов в международный информационный обмен.

Работы по созданию общероссийской компьютерной библиотечной сети объединены в программу ЛИБНЕТ, рассчитанную на решение следующих задач:

  • создание телекоммуникационной среды для обеспечения взаимного доступа и использования распределенных информационных ресурсов российских библиотек различного уровня и ведомственного подчинения (федеральных, региональных, массовых и др.);
  • координацию и кооперацию в процессах каталогизации и обработки изданий;
  • обеспечение доступа российских пользователей к мировым информационным ресурсам через глобальные информационные сети, такие, как Интернет;
  • активизацию процесса создания отечественных информационных ресурсов, особенно ретроспективной конверсии карточных каталогов, создания специализированных, в том числе полнотекстовых баз данных;
  • разработку специального программного обеспечения для предоставления информационных продуктов российских библиотек пользователям глобальной информационной сети Internet.

Программа ЛИБНЕТ реализуется под руководством Межведомственного экспертного совета по проблемам информатизации библиотек России (МЭС), созданного при Министерстве культуры РФ на основании приказов № 160 от 11.08.92 и № 138 от 23.02.96. В состав МЭС входят руководители и ведущие специалисты главных библиотек России разной ведомственной принадлежности. Руководитель программы — директор Государственной центральной научной медицинской библиотеки Б.Р. Логинов.

Практическая работа началась в 1995 г. Выделив ключевые проблемы, решение которых стало бы фундаментом развития общероссийской библиотечной компьютерной сети, МЭС определил перечень важнейших проектов, утвердил базовые организации и руководителей проектов. Несколько слов о каждом проекте.

  1. "Разработка концепции создания компьютерной сети библиотек России".

    Цель проекта — разработка концептуальных основ создаваемой сети: структуры управления сетью, правовых и экономических основ ее функционирования, принципов взаимодействия участников сети, технической политики ее развития, принципов формирования и использования распределенных информационных ресурсов библиотек.

  2. "Создание национального машиночитаемого формата библиографических записей".

    Цель проекта — создание национального стандарта на представление библиографических записей в машиночитаемой форме. Разрабатываемый в настоящее время коммуникативный формат позволит в ближайшем будущем сделать реальным обмен и взаимное использование накопленных в библиотеках ресурсов по электронным каналам связи. В качестве базового коммуникативного формата принят UNIMARC. В рабочих группах участвуют ведущие специалисты в области библиографии главных научных библиотек страны. Директор проекта — зам. директора Российской национальной библиотеки И.Б. Цветкова. Базовая организация — РНБ.

  3. "Создание центра корпоративной каталогизации".

    Создание в России каталогизационного центра по типу хорошо известного в мире OCLC позволит принципиально по-новому подойти к проблеме формирования единого информационного массива библиографических баз данных российских библиотек, существенно снизить совокупные затраты библиотек на составление библиографических описаний, ликвидировав многократное дублирование, повысить качество электронных каталогов.

    Общая схема работы центра построена так, что библиографическое описание в электронной форме делается только один раз — библиотекой, которая первой получила данную книгу. Остальные библиотеки для формирования своих собственных электронных каталогов используют уже готовую запись. Главное достоинство такого подхода в системе мотиваций: библиотеки помогают друг другу в создании своих собственных электронных каталогов, и это для всех экономически выгодно. При этом решается еще одна задача государственной важности, поскольку в результате такой корпоративной деятельности как побочный продукт "сам собой" создается единый электронный каталог библиотек России.

    Сейчас завершается стадия концептуального проектирования центра.

    Базовая организация по этому проекту — ГПНТБ России, имеющая богатый опыт работы над созданием сводного каталога научно-технической литературы. Директор проекта — первый зам. директора ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг.

  4. "Российские библиотеки в Интернет".

    Использование качественных скоростных каналов связи является важным фактором развития общероссийской библиотечной компьютерной сети. Данный проект предполагает подключение к качественным скоростным каналам связи 14 крупнейших библиотек Москвы, С.-Петербурга и Новосибирска, Российской книжной палаты и Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Министерства культуры РФ и на этой основе организацию их сетевого онлайнового взаимодействия, доступ в международные базы данных через сеть Интернет, а также доступ зарубежных пользователей к ресурсам этих организаций. Проект является одним из главных проектов Фонда Сороса в России. В ближайшее время ожидается открытие его финансирования.

    Директор проекта — генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Е.Ю. Гениева. Базовая организация — ВГБИЛ.

Планами финансирования Министерства культуры РФ на 1996 г. предусмотрено выделение средств на продолжение работ по созданию национального машиночитаемого формата библиографических записей, проектирование центра корпоративной каталогизации, подключение региональных библиотек к сети Интернет (тех, у которых для этого есть желание и готовность), разработку программного обеспечения для создания так называемых информационных хостов, обеспечивающих внешний доступ к электронным ресурсам библиотек.

Параллельно с этим Министерство культуры РФ будет продолжать свою традиционную деятельность в рамках программы "Информатизация отрасли культуры", ответственным исполнителем которой определен ГИВЦ Министерства культуры. В соответствии с этой программой будут внедряться локальные библиотечные системы в регионах. ГИВЦ продолжит работу с Российской книжной палатой по использованию в региональных библиотеках баз данных РКП для обработки литературы, справочного обслуживания, каталогизации. В более широких масштабах начнется внедрение технологий штрихового кодирования, систем контроля за несанкционированным выносом литературы.

Общий уровень компьютеризации региональных библиотек можно охарактеризовать следующими показателями:

  • работы ведутся в 81 субъекте Федерации, в 136 библиотеках регионального уровня (в том числе 80 универсальных научных библиотеках, 18 областных юношеских библиотеках, 22 областных детских библиотеках, 16 библиотеках для слепых);
  • общее количество ПЭВМ — 1 626, из них 1 098 приобретены за счет средств Министерства культуры РФ;
  • во всех библиотеках функционируют "новеловские" локальные вычислительные сети;
  • в качестве сетевых серверов используются Pentium и PC 486;
  • в большинстве универсальных научных библиотек используются базы данных на CD—ROM;
  • для межбиблиотечного обмена широко применяется электронная почта;
  • в ряде регионов создаются региональные компьютерные сети, отрабатывается доступ по модемной связи районных библиотек к базам данных региональных библиотек;
  • некоторые региональные библиотеки имеют доступ к ресурсам Интернет, создают собственные информационные продукты на CD—ROM.

Министерство культуры РФ придает большое значение использованию в библиотеках изданий и баз данных на CD—ROM, поскольку это частично компенсирует отсутствие в стране приемлемых по цене качественных каналов связи, по которым мог бы осуществляться доступ библиотек к удаленным машиночитаемым базам данных.

Внедрение в российских библиотеках современных информационных технологий и проблемы интеграции их информационных ресурсов в международный информационный обмен стали предметом обсуждения с крупными зарубежными организациями и фондами: ЮНЕСКО, Советом Европы, Фондом Сороса и другими, оказывающими библиотекам нашей страны серьезную финансовую и экспертную поддержку.

Приходится констатировать, что, несмотря на очевидные достижения в области информатизации, российские библиотеки из-за недостаточной или плохой технической оснащенности остаются фактически отрезанными от информационных богатств, накопленных в крупнейших библиотеках и информационных центрах страны и мира. В то время как во всем мире все заметнее тенденция сокращения выпуска научных изданий на бумажных носителях и увеличения их числа в электронной форме, низкие темпы развития библиотечной автоматизации в нашей стране усугубляют дальнейшее отставание России от развитых стран мира, изоляцию от мирового информационного пространства.

Острейшей проблемой стало неудовлетворительное комплектование библиотечных фондов, чему была посвящена Ростовская конференция. По-прежнему до 90% книг, издаваемых в России, не попадают в книжные магазины большинства регионов. А из-за недофинансирования библиотек до 80—90% книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре.

В этой ситуации Министерство культуры РФ совместно с Комитетом по печати РФ и Российской книжной палатой начали создание Российской национальной системы "Books in print", обеспечивающей сбор и накопление в одной базе данных информации о готовящихся к печати и находящихся в продаже книгах, предоставление этой информации всем заинтересованным в ней лицам и организациям. В результате в единое информационное поле объединяются издательства, книжная торговля и библиотеки. В книжный рынок будет внесено организующее начало, подобно тому, как это произошло в Германии, Англии, Франции, США и других странах. К настоящему времени вышел и распространяется в библиотеках

3-й выпуск российского "Books in print" в электронном и печатном виде, причем база данных непрерывно актуализируется и содержит уже информацию более чем о 6,5 тыс. книг.

Однако, чтобы наладить сам механизм комплектования библиотек, рабочие места — АРМы комплектаторов должны быть органично встроены в локальную компьютерную сеть. Без этого через несколько лет нормальная работа по комплектованию станет невозможной. Новые книготорговые фирмы (например, новый коллектор "Мира знаний") просто не смогут контактировать с теми библиотеками, где комплектование ведется в прежнем, неавтоматизированном режиме. В свою очередь, региональным библиотекам предстоит приступить к внедрению российского "Books in print" в библиотеках нижнего звена.

Ныне, когда автоматизация библиотечных процессов, внедрение новейшей техники и технологий стали реальностью российских библиотек, консервация и реставрация фондов остаются одним из самых отстающих в этом отношении участков библиотечной деятельности. Минкультуры планирует поэтапное осуществление программы по оснащению хранилищ редких и ценных фондов современным оборудованием и внедрению новых технологий в процессы реставрации и консервации фондов. Руководитель и координатор проекта — Российская библиотечная ассоциация.

Подготовлен проект концепции Государственной программы обеспечения сохранности редких и ценных фондов. В ее основу ляжет "Положение о едином фонде книжных памятников истории и культуры России", где определены основные принципы формирования, учета, хранения и использования Единого фонда книжных памятников. За разработку Государственной программы сохранения и использования книжных памятников отвечает Российская библиотечная ассоциация. Уже сейчас по отдельным направлениям программы проводится определенная работа.

Большое значение придается созданию страховых фондов библиотек, в том числе и в рамках Единого страхового фонда документации России. В РГБ по поручению Министерства культуры РФ подготовлены проекты Положения о страховом фонде сохранности. Для организации и координации деятельности различных российских учреждений и ведомств по сохранению рукописных и печатных памятников истории и культуры России в рамках программы ЮНЕСКО "Память мира", для обобщения и использования уже накопленных опыта и информации, придания этой работе статуса государственной при Министерстве культуры РФ сформирован Российский комитет по программе ЮНЕСКО "Память мира". В состав комитета вошли представители Министерства культуры РФ, Росархива, Российской академии наук, Госкомвуза, Российской национальной библиотеки и ряда крупнейших архивов России. Одна из первоочередных задач Комитета — сбор информации для создаваемого ЮНЕСКО "Всемирного перечня подвергающихся опасности библиотечных и архивных фондов". Особое внимание Комитет уделит проблемам использования современных информационных технологий как средства сохранности культурного достояния и обеспечения его доступности для широкого пользователя.

Предстоит серьезно заняться обеспечением безопасности библиотечных фондов и библиотек в целом. Ведутся проектные работы по созданию современных систем охранной сигнализации и пожаротушения в С.-Петербургской театральной библиотеке, РНБ, РГБ, Владимирской ОУНБ.

В поле нашего зрения постоянно должно находиться дальнейшее развитие системы нормативных и правовых актов в области библиотечного дела. Подготовлено совместно с Роскомпечати и принято постановление Правительства РФ № 739 от 24.07.95 "Об обязательных экземплярах изданий". Указом Президента РФ утвержден общероссийский праздник День библиотек, отмечаемый отныне ежегодно 27 мая. Почти во всех субъектах Федерации либо уже приняты, либо разрабатываются законы о библиотечном деле и законы о местном обязательном экземпляре, развивающие аналогичные федеральные законы.

Никто не станет спорить, что лучше жить с законом, чем без закона. Однако, как показывает опыт, во всем мире принятием закона проблемы не снимаются. Закон об обязательном экземпляре принят почти во всех европейских странах, в которых по данным Совета Европы он работает с разной степенью эффективности. Чтобы у нас в России этот закон выполнялся, нужны новые формы добровольных общественных объединений всех субъектов книжного сектора — библиотекарей, издателей, книготорговцев, писателей, журналистов, а также ассоциации, общественные советы, постоянно действующие "круглые столы" и конференции.

Для развития библиотечного дела особенно важны общественные объединения библиотекарей. Они только начали появляться у нас в стране — робко, преодолевая недоумение окружающих и неверие в собственные силы. Но без ассоциаций библиотечное дело у нас развиваться не будет. Не только потому, что в одиночку проблем не решить. Есть такие спорные вопросы библиотечного строительства, такие противоречия между библиотеками, преодолеть которые можно лишь в рамках добровольных объединений. Административными методами, как показывает жизнь, снять их нельзя.

Стараниями директора Российской национальной библиотеки В.Н. Зайцева — президента Российской библиотечной ассоциации — удалось наладить работу этого профессионального объединения, что сразу ощутилось, поскольку, наконец, начали сдвигаться с мертвой точки давно назревшие серьезные проблемы, особенно имеющие межведомственный характер (например, разработка национального стандарта на предоставление библиографических записей в машиночитаемой форме).

Следующая большая совместная программа Министерства культуры РФ и Российской библиотечной ассоциации будет связана с обеспечением сохранности библиотечных фондов. Эффективность и полезность РБА сегодня, вроде бы, очевидны всем, но серьезную финансовую поддержку ассоциации пока намерено оказывать только Министерство культуры РФ. Помощь региональных ассоциаций и региональных библиотек до сих пор была минимальна.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что развитию библиотечного дела, его модернизации Министерство культуры России уделяет приоритетное внимание, поскольку библиотеки составляют духовный и интеллектуальный фундамент нации.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России