Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Лисицына Г.С.
ГПНТБ России


Современные технологии в обслуживании пользователей
библиотек: МБА и служба доставки документов

Межбиблиотечный абонемент и обеспечение документами — быстро развивающийся сектор информационной индустрии. Ни одна страна, тем более библиотека, не может позволить себе удовлетворить свои информационные потребности в одиночку. Поэтому возрастает роль МБА в обеспечении информацией специалистов. Выявив потребность читателя в конкретном документе или документе на конкретную тему, отсутствующем в собственном фонде библиотеки, сотрудник МБА сталкивается с проблемой поиска нужных изданий в фондах других библиотек и получения их в максимально короткий срок.

Наличие в ГПНТБ России Сводного каталога научно-технической литературы дает возможность библиографам отдела МБА оперативно установить библиотеку-фондодержатель запрашиваемого документа и направить туда запрос. Одновременно пользователь оповещается о том, куда направлен его запрос.

Развитие современных средств связи и электронно-вычислительной техники сделали реальностью обращение к информационным ресурсам других библиотек.

В ГПНТБ России функционируют системы телекоммуникационного доступа к собственным и мировым информационным ресурсам, которые позволяют пользователям выбрать наиболее удобную форму общения с этими ресурсами (онлайновый доступ и система пакетного поиска с отложенным выполнением запроса с пересылкой данных по каналам электронной почты).

С 1993 г. служба МБА ГПНТБ России имеет возможность получать запросы по электронной почте (национальная российская подсеть ИНТЕРНЕТ-РЕЛКОМ). Число организаций, работающих с нами в этом режиме, ежегодно увеличивается. Возможность получения запроса по электронной почте, оперативная связь с пользователем для уточнения запроса значительно сокращают время его выполнения. Так, в 1995 г. службой МБА получено около тысячи запросов. И если на первых этапах эксплуатации этого канала связи с нами работали в основном зарубежные организации, то теперь это в большинстве своем — российские пользователи.

Для этих же целей активно используется факс. Следует отметить, что этот канал связи используется не только для получения запросов от абонентов ГПНТБ России, но и для заказа в других библиотеках документов, отсутствующих в нашем фонде.

В настоящее время наблюдается резкий рост информации на CD—ROM. Фонды ГПНТБ России интенсивно пополняются этим видом электронных носителей. Наличие в нашей библиотеке библиографических, реферативных и полнотекстовых БД на CD—ROM (Chemical Abstracts, SCI, APPL и др.) помогает сотрудникам отдела при выполнении конкретных запросов абонентов, а также при подготовке библиографических списков и тематических справок.

В то время как использование электронных технологий позволило значительно сократить время поиска библиографической информации и передачи запросов на документы, доставка документов пользователю остается во многом зависимой от традиционных ручных методов. Запросы фирмы CEDOKAR, выполненные отделом МБА в течение одного-двух дней, поступают заказчику через две-три недели. Это несоответствие можно преодолеть с помощью доставки электронными средствами. В ГПНТБ России ведется работа в этом направлении.

В настоящее время для поставки пользователям фрагментов запрашиваемых документов широко используется факс. Большинство зарубежных пользователей и значительная часть российских предпочитают этот, более дорогой, но зато более оперативный способ доставки.

Перспективным является использование факс-модемных плат, что обеспечит полную передачу электронных текстов из компьютера без применения промежуточного бумажного носителя.

В ГПНТБ России разработана и эксплуатируется на протяжении многих лет автоматизированная система "Абонент", которая обеспечивает диспетчеризацию всех запросов, поступивших в библиотеку, и фиксацию сроков их выполнения в различных подразделениях библиотеки. Система эксплуатировалась на ЭВМ серии ЕС, а в настоящее время заканчиваются работы по ее созданию на качественно новом уровне на ЭВМ типа IBM PC. При этом будут сохранены все основные управляющие функции и создан более гибкий и удобный для обслуживания интерфейс с включением в автоматизированную технологию системы автоматической идентификации запросов на основе штриховых кодов.

Создаваемая автоматизированная система ГПНТБ России позволит сократить время обслуживания абонентов МБА, вести в автоматизированном режиме финансовый расчет с абонентами, получать оперативную информацию, улучшить сервисные возможности МБА.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России