Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027

Гусева Л.Н.


Концепции деятельности библиотек
Анализ взглядов ученых-библиотековедов и библиотекарей-практиков.

Разработка концепций деятельности библиотек разных типов в современных условиях России является одной из самых сложных проблем в библиотековедении и наиболее важной для законотворческой деятельности и определения стратегии развития библиотек. Для библиотекарей, профессиональное сознание которых сформировалось в годы советской власти, представляется очевидным, что создание концепции и программы совместных действий сотрудников библиотеки - это задача библиотековедов-теоретиков. Лишь немногие понимают, что от того, кто создает концепцию, зависит, в чьих интересах будет функционировать библиотека, какие нормы, регулирующие взаимодействие индивидов, групп и организаций, будут в ней установлены.

Среди библиотековедов, хорошо знающих историю библиотечного дела в России, существует мнение, что правовые нормы должны создаваться в соответствии с господствующей в обществе идеологией. Действительно, если обратиться к истории, то именно так и происходило: в XVIII-XIX вв. на сознание библиотекарей оказала влияние идея просвещения; в начале XX в. - демократические идеалы равенства и свободы граждан США; после революции 1917 г. - социально-философская концепция К. Маркса; с середины XX в. начала создаваться научная концепция "библиотека - информационная система" на основе фундаментальных законов информационной теории.

В настоящее время библиотековеды находятся в поиске новых общих идей, соответствующих современной исторической ситуации. Увлечение общими идеями делает отечественных библиотековедов зависимыми от идеологии общества, от господствующей в настоящий момент идеи рыночных отношений. Они не учитывают, что в профессиональном сознании практиков существует собственная система профессиональных норм и ценностей.

Только сами библиотекари, знающие свой предмет и способы работы, могут определить, какие отношения и с кем являются для них идеальными, значимыми для успешной работы. Однако библиотекари не могут да и не хотят учитывать, что другие специалисты библиотеки, в том числе и научные сотрудники, а также читатели, администрация тоже стремятся к собственному идеалу.

В настоящее время смысл действий как результат практической реализации ценностей различных социальных групп в библиотечном деле не изучается. Только в отдельных странах, в частности в США, делаются первые попытки их исследования и использования для создания концепций деятельности библиотек, определения их социальной роли. В этом проявляется развитие демократических традиций, свойственных библиотекарям США. По крайней мере, для них ясно, что просто объявить себя вне политики - это значит полностью подчиниться правящей элите, которая сама определит их социальную роль [1]. Хотя следует отметить, что теоретически подобные исследования разработаны недостаточно. Для американских профессионалов изучение ценностей "имеет более моральное, нежели теоретическое значение" [2, с. 310].

У библиотекарей России стремление к политическому нейтралитету проявилось в конце XIX в. вместе со становлением профессии и выделением из среды профессионалов библиотековедов, взявших на себя задачу осмысления совместной библиотечной деятельности, ставших выразителями идеологии профессионального сообщества. После революции 1917 г. библиотечное сообщество отказалось от самостоятельного развития и такая задача, как определение профессиональных норм и ценностей, отличных от преобладающих в обществе в конкретный исторический период, даже не ставилась.

Практические знания библиотечных специалистов о том, как строить отношения с читателями и разными социальными организациями, полученные в результате реализации профессиональных ценностей, далеко не всегда могут быть воплощены в жизнь и совпадать с правовыми нормами, создаваемыми органами управления. При разработке этих норм не учитываются очень многие факторы, особенно в условиях постоянно меняющихся ситуаций, как это и происходит в настоящее время в России. Законы на бумаге существуют сами по себе, люди работают по собственным правилам. Представления о способах деятельности, связях и отношениях внутри организации, сформированные в практической работе на основе знания, информации и собственного опыта, являются личностными нормами специалистов и определяют их действия в пределах предоставленной свободы. Например, рост знаний и изменение общественных отношений способствуют переосмыслению специалистами-исследователями, работающими в библиотеках, роли научно-методических центров, научно-исследовательских работ в области библиотековедения. На базе методических отделов создаются: научный отдел организации и функционирования библиотечных сетей, научно-консультационный, аналитического прогнозирования и методической работы, библиотечного маркетинга, консультативной помощи и социологических исследований, методики и содержания работы библиотек, организационно-методический и др. Как определить, кто из практиков нашел наиболее оптимальный вариант, соответствующий современной социокультурной ситуации, который мог бы стать общей для всех нормой в современных условиях? Попытка получить ответ путем обобщения мнений библиотечных специалистов не дает гарантии, что большинство находится на правильном пути. Чаще всего оно остается верным традициям, которые и нашли отражение в Законе о библиотечном деле [3].

Библиотековеды в состоянии помочь практикам в познании действительности. Но современные теоретики, развивающие концепцию "библиотека - информационная система", создают новое видение библиотек, как правило, не учитывая всех социальных запросов, предъявляемых библиотекам (примером может служить идея виртуальных библиотек). В то же время практики, являясь носителями традиций, объективированных в структуре и видах деятельности, знают, что потребность в них не устарела и в современных условиях. Но в связи с изменениями, происходящими в обществе, экономике, науке, образовании, они нуждаются в новом концептуальном обосновании. Так, идея "просвещения" нашла свое воплощение в организации комплексных отделов, которые до сих пор незаменимы при обслуживании специалистов-гуманитариев, так как позволяют быстро предоставить читателю необходимые ему книги. В создании функциональных отделов проявился рационализм советских библиотекарей, ориентированных на народные массы. Однако при организации справочной службы и активном использовании компьютеров требуются другие формы обслуживания специалистов, которым нужна информация, а не конкретная книга. Чтобы концепция библиотеки не была утопической, каждая новая идея должна объективироваться в конкретных структурах или средствах. Задача науки - не навязывать практикам новые модели библиотек будущего, а избавлять их от сложившихся стереотипов и новых ошибок мышления, способствовать формированию в их сознании нового смысла различных видов деятельности.

Созданная таким образом концепция - результат коллективного творчества практиков и исследователей. Она будет конкретной и реализуемой, так как в ней учитываются возможности библиотеки. В данной статье не ставится задача показать методологию исследования, на основе которой библиотековеды получают необходимые им знания, но хотелось бы определить условие, важное для создания теоретической концепции. Библиотековеды должны иметь возможность проводить эмпирические исследования в библиотеках для своих теоретических целей. Без них равноправный диалог, сотрудничество практиков и теоретиков невозможно.

Самостоятельное формирование практиками смысла совместной деятельности определяется их способностью к концептуальному мышлению. Ошибки в принятии управленческих решений стратегического характера появляются не столько от незнания фактов о состоянии работы библиотеки, сколько от неправильной их интерпретации, зависящей от понятийного аппарата, которым владеют практики. Концепт - смысл, значение понятия (в отличие от термина - название понятия) - может быть получен как на уровне здравого смысла, так и в результате специальных исследований.

Сформированный в какой-либо субкультуре концепт не имеет своего аналога в национальном языке, хотя и реализуется в практической работе. В одном случае в процессе общения, обмена индивидуальным опытом люди договариваются, создают общее концептуальное видение совместной деятельности; в другом - воля одного человека или группы может быть навязана членам социальной организации административными методами. Например, изучая историю Императорской Публичной библиотеки (1808-1868 гг.) и основываясь на американском представлении о демократии, М. Стюарт [4] отметила такой факт: в период управления А.Н. Оленина в библиотеке сложилась независимая идеология и особая профессиональная культура. Библиотекарям предоставлялось право обращаться к директору с предложениями по изменению видов деятельности. Привлекая талантливых ученых и писателей к организации деятельности библиотеки, директор добился положительного результата. Ценные предложения библиотекарей учитывались в нормах, утвержденных юридическим уставом библиотеки и директивами Оленина. Нормы описывались на языке, употреблявшемся в обществе XIX в., что позволяет современным исследователям по-разному их интерпретировать.

В настоящее время осознается необходимость в профессиональных терминах для того, чтобы зафиксировать новые связи и отношения в документах. Философы считают, что "языки надстраиваются над определенными нормативно-ценностными системами практики и служат средством управления деятельностью людей в этих системах" [5, с. 66]. Термины, в отличие от слов и словосочетаний, употребляемых в обычной речи и обладающих многозначностью, имеют точный, конкретный смысл, соответствующий процессам и явлениям библиотечной деятельности. Тем самым устраняются разночтения при реализации нормативных документов.

В результате интервьюирования руководителей Российской национальной библиотеки (РНБ) в 1994 г. выявлено, что существенным фактором, влияющим на концептуальное мышление профессиональных работников, служит образование. В таких социальных организациях, как крупные библиотеки, часто возникают конфликты между специалистами с библиотечным и небиблиотечным образованием. Специалисты с гуманитарным образованием (историки, филологи, искусствоведы и т. п.) видят свою особую роль в библиотеке. Оперируя понятиями гуманитарных и социальных наук, они способны самостоятельно выявлять социальные проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе, определять пути их решения, ориентируясь на нормы деятельности читателей и сложившиеся традиции. Специалисты со специальным библиотечным образованием ограничены в видении проблем теориями, полученными в вузе, и чаще всего действуют в соответствии с нормами и инструкциями, разработанными государственными органами управления. Официальные, единые для всех нормы, с одной стороны, устраняют конфликты в профессиональной среде, а с другой - навязывают библиотекарям чуждые читателям ценности деятельности. В соответствии с существующей в библиотековедении концепцией "библиотека - информационная система" руководители со специальным образованием считают, что главная проблема в библиотеке - это автоматизация библиотечных процессов.

Интересные факты, подтверждающие различия в формировании профессиональных ценностей у специалистов с базовым библиотечным образованием и не имеющих его, получены в исследовании библиотечной системы Ленинграда (С.-Петербурга), проведенного ЛГИК в 1989-1990 гг. Исследователи отметили у специалистов без библиотечного образования широту взглядов на проблему, подход к вопросам развития библиотек с точки зрения сегодняшних и будущих нужд потребителя, понимание различий между задачами сегодняшнего дня и программой развития библиотек города на длительный период; а у специалистов, получивших профессиональное библиотечное образование - отношение к библиотеке как замкнутой системе (что соответствует современным библиотечным теориям) и отсутствие интереса к нуждам пользователей [6, с. 102].

Вместе с тем библиотечные работники, не имеющие специального образования, находятся в большей зависимости от господствующих в обществе ценностей. Обладая значительным интеллектуальным потенциалом, они в то же время сталкиваются с трудностями при формулировании концепций, конструирующих новые отношения на понятийном уровне не только между предметами деятельности, но и между абстрактными понятиями: "библиотека и читатель", "государство и библиотека", "общество и библиотека" и т. п. и используют существующие в обществе понятия.

В исследовании "Читатели Публичной библиотеки в Петербурге и организация их обслуживания в 1814-1917 гг." Н.А. Ефимова описала конфликтную ситуацию, сложившуюся в 1862-1863 гг. в связи с разработкой проекта нового Устава Публичной библиотеки [7]. Группа библиотекарей: - Ф.А. Вальтер, В.А. Дорн, Р.И. Минцлов, Э.Г. Муральт и М. Поссельт - высказала свою точку зрения: "Государственные библиотеки суть архивы человеческих знаний всех времен. Значение их далеко превышает ближайшую практическую цель, заключающуюся в распределении полезных знаний... Поэтому идея полезности должна здесь уступать ученой идее, представляющей гораздо большую пользу. Последняя идея должна преобладать в системе управления и руководить в занятиях для того, чтобы библиотека соответствовала своему назначению" [7, с. 53].

Другой точки зрения придерживались В.В. Собольщиков, А.А. Стойкович, В.В. Стасов и др. Они связывали "воедино собирание и хранение литературы с деятельностью библиотеки по обслуживанию читателей..." [7, с. 54]. Эту идею и пытались реализовать сотрудники Публичной библиотеки в организации ее деятельности, поскольку она соответствовала сложившейся в России социокультурной ситуации: просветительской направленности мышления интеллигенции при отсутствии других общедоступных бесплатных библиотек в С.-Петербурге, обслуживающих различные социальные группы.

В соответствии с пониманием роли библиотеки в развитии культуры России библиотекари рассматривали себя проводниками знаний и культуры. Они применяли свои знания и опыт в библиотечной работе, творческой деятельности, поддерживая тесные связи с исследователями в самых разных областях науки и культуры, известными общественными деятелями, артистами, писателями. На идеалы библиотекарей влияли не только их литературная, научная деятельность, но и широкое участие общественности в обсуждении работы библиотеки на страницах таких периодических изданий, как "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Санкт-Петербургские ведомости" и др.

Просветительские традиции до сих пор сохранились в РНБ; они соответствуют современной социокультурной ситуации, в развитии которой проявилась тенденция, представляющая собой стремление отдельных этнических, религиозных, культурных групп сохранить свою самобытность, ценностные различия от посягательства более крупных этнических образований и даже националистических проявлений. Эта тенденция характерна не только для многонациональных государств, но и для всего мирового сообщества и привела к новым конфликтам, насилию, террору и даже военным столкновениям. В результате ошибочных политических решений, попытки силовыми методами заставить целые народы жить по чуждым им законам происходит миграция разных социальных групп и формирование новых этнических групп в странах, где люди, придерживающиеся разнообразных ценностных убеждений, живут без конфликтов.

Россия является одной из стран, где тенденция к распаду проявилась особенно болезненно, а в настоящее время налаживаются новые межнациональные связи. В С.-Петербурге мирно сосуществуют социальные группы, различные по языку, религиозным убеждениям, образованию, пытающиеся сохранить свою культуру. С позиций сегодняшнего дня хорошо видно, что специалисты, рассматривающие Публичную библиотеку в Петербурге не как хранилище литературы, а как "архив человеческих знаний", оказались независимыми от идеологии своего времени. Их идеи более соответствуют современной социокультурной ситуации в России. Если рассматривать деятельность РНБ в контексте перемен, происходящих в мировом сообществе, то для выполнения своей роли в передаче и использовании знаний, накопленных всем человечеством, она уже не может ограничиться культурно-просветительской и информационной функциями.

В отличие от естественнонаучных знаний, которые могут быть переведены в информацию, храниться и передаваться с помощью компьютеров, достижения социальных и гуманитарных наук не даются в виде объективных знаний в текстах. Они передаются через межсубъектную деятельность и требуют непосредственного общения или взаимодействия исследователя культуры с текстом, в котором зафиксированы личностные особенности восприятия мира автором. Чтобы библиотека служила посредником между разными культурами, она должна выполнять исследовательскую функцию, в результате которой могут создаваться новые ценности и нормы деятельности, пригодные для условий конкретной страны в определенной исторической ситуации. В настоящее время (в отличие от XVIII в.) выполнение исследовательской функции становится реальным: в городе сложилась целая система библиотек разного типа, способных обеспечить обслуживание значительной части жителей города через свою культурно-просветительскую и информационную деятельность; созданы различные технические средства коммуникации, позволяющие передавать на расстояние не только информацию, но и тексты.

На исследовательскую деятельность способна только библиотека с уникальными фондами и соответствующей профессиональной культурой. Свободно развивающиеся, автономные от государственных органов управления гуманитарные и социальные науки, искусство, литература, философия нуждаются прежде всего в фондах, являющихся национальным достоянием. Декларируя в уставах и законах общедоступность библиотек как возможность любого человека стать ее читателем, современные библиотечные работники создают все больше преград в доступе к самим текстам, предлагая читателям ксерокопии, микрофильмы, нетрадиционные носители информации, чтобы обеспечить сохранность фондов. Узкий круг специалистов, чья деятельность непосредственно связана с изучением документов, публикуя результаты своих работ, делает эти тексты доступными и для социальных групп, не имеющих специальной культурологической подготовки.

В этом направлении работают и исследователи культур - сотрудники РНБ. Они сосредоточены в основном в комплексных отделах: рукописей, нотных изданий, национальной литературы, эстампов, картографии и т. п. Специалисты хорошо осознают свою роль в обслуживании читателей, поддерживают тесные связи с коллегами из НИИ, музеев, университетов, с научными и национальными обществами в С.-Петербурге, России и во всем мире. Традиционно их деятельность связана с хранением фондов, а не с исследовательской работой, что, естественно, сдерживает развитие данной профессиональной группы, приводит к недооценке ее значения для библиотеки. В то же время создание "коллекций", объединенных общим смыслом, с использованием новых форм документальных носителей требует не только владения системой знаний, соответствующей обслуживаемой социальной группе, но и понимания, как эти знания создаются. Характерной для научных библиотек становится и такая тенденция, как формирование на их базе НИИ, изучающих различные явления культуры.

Тем не менее знание нормативно-ценностных представлений читателей не будет достаточным без проведения особых исследований в функциональных отделах, не ориентированных на определенный вид деятельности. Реализуя идею "публичности" РНБ, сотрудники отдела фондов и обслуживания (ОФО), общих читальных залов (ОЧЗ), газет столкнулись с проблемами, не решаемыми без конкретизации социальной роли РНБ. В отделах сформировались огромные фонды, для которых не хватает помещений. В ОЧЗ увеличился поток читателей, так как под влиянием экономических и политических факторов вузовские и специальные библиотеки находятся в кризисном состоянии. При подобных обстоятельствах сложно обеспечивать литературой и информацией в кратчайшие сроки и решать проблемы сохранности фондов.

С необходимостью решения данной задачи столкнулись уже в начале XX в. библиотекари США, реализовавшие в своей работе демократические традиции. Они (в частности эту мысль высказал Д. Шира) придерживались той же точки зрения, что и советские библиотековеды: цели публичной библиотеки зависят от целей общества. Но при этом они не отождествляли общество с государственными органами управления, а исходили из понимания, что для решения этой задачи следует изучать "природу общества" [8, с. 11]. "В определении целей и задач библиотечного дела, как и любого другого общественного института, - отмечал Д.П. Дантон, - следует исходить из господствующих в обществе идеалов" [9, с. 547]. Если библиотечные работники в СССР определяли новые задачи, формы и пути развития деятельности библиотеки всех типов на основе постановлений партии и правительства, то библиотекари США сталкивались с организационными трудностями, реализуя в практической работе публичных библиотек демократические идеалы "равенства возможностей для всех" путем "предоставления всех форм знаний, содержащихся в книгах для различных людей" [10, с. 3].

Сложность в определении целей публичных библиотек связывалась с невозможностью выявления общих потребностей и интересов гетерогенных групп потребителей в отличие от специальных, частных, академических библиотек, обслуживающих конкретные социальные группы [10, с. 7]. В результате на практике, по мнению Д.О. Келли, публичные библиотеки, созданные для людей и на их средства, находились в ведении независимых библиотечных советов и отдельных библиотекарей, умных и образованных; но их убеждения и мнения не являлись отражением социальных потребностей [10, с. 8].

Преследуя цель самостоятельного, независимого от господствующей идеологии осмысления роли библиотек в обществе, библиотекари США в 1930-е гг. широко обсуждали проблему создания философии библиотечного дела. Так Д.П. Дантон связывал философию с профессиональным мышлением, со способностью осмысливать общественные ценности, задачи и цели библиотек в сложной системе общественных отношений [9, с. 539]. В попытках философского осмысления общих принципов организации деятельности библиотек библиотековеды начала XX в. основывались на авторских концепциях, в соответствии с которыми интерпретировались эмпирические факты. Общего методологического подхода к созданию понятий для интерпретации научных фактов не существовало. Это была философия практиков, а не исследователей. В результате подобной философской деятельности высказывалась субъективная точка зрения автора, основанная на его личном опыте и знаниях.

В настоящее время умение мыслить абстрактными понятиями, видеть связи между ними считается обязательным требованием к руководителям библиотек. Особенности концептуального мышления не изучены в полной мере, и подготовка специалистов происходит в основном в процессе практической работы через наставничество, перемещение сотрудника на различные должности. Получают знания специалисты и на курсах, где помимо разбора проблемных ситуаций, с которыми они сталкиваются в процессе своей работы, изучают связи с другими подразделениями и определяют видение организации в целом [11].

В отличие от вузов, где студентам передаются сложившиеся на практике представления о библиотечной деятельности и теоретические знания, современные системы повышения квалификации в США ориентированы на новые знания, переосмысление ценностей в соответствии со стратегическим развитием конкретной библиотеки. Для этой цели существуют различные организационные формы, но особенно популярны курсы и семинары.

Основным недостатком современной системы повышения квалификации в библиотечном деле России является ее оторванность от конкретного состояния дел в библиотеках. Получив какие-то знания на курсах и семинарах, специалисты не могут их применить в своих библиотеках, так как они далеки от проблем библиотеки или руководители не заинтересованы в реформировании работы и видят ее по-своему, в соответствии со своими личными представлениями.

Лучшим способом избежать подобного является организация системы повышения квалификации библиотекарей во взаимосвязи с разработкой стратегического плана библиотеки, т. е. рассматривать ее как одну из приоритетных целей этого плана. По мнению Т.В. Шагнесси, "совершенствование профессионального штата предполагает более сфокусированный подход, ограниченный организационным контекстом, в котором оказывается определенная личность. Он, например, более тесно связан с корпоративной стратегией организации по реагированию на изменения" [12, с. 285]. В связи с переосмыслением роли библиотек, формированием отличного от старого видения ее деятельности во взаимосвязи с обществом проектируются соответствующие ему организационные структуры, виды деятельности, приобретаются современные технические средства и создаются специальные программы для переподготовки персонала библиотек с целью передачи им новых профессиональных знаний.

В библиотечной практике встречаются проблемы, решение которых выходит за пределы воможностей одной библиотеки. Возникает необходимость объединения усилий разных библиотек страны и мира, а также государственных структур и частных организаций. Традиционно в таких случаях речь идет об объединении библиотечных ресурсов, совместных исследованиях и реализации программ, обсуждении проблем на научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах и т. п. Успех подобных мероприятий во многом зависит от концептуальной подготовки его участников, способствующей в результате обсуждения разнообразных идей формированию единой концепции, единого взгляда на решение проблем, без чего сложно выработать план совместных действий разными библиотеками и организациями.

Придавая большое значение концептуальному мышлению, Ассоциация американских библиотек и Ассоциация исследовательских библиотек и библиотек колледжей в последние годы организуют курсы и семинары перед проведением различных конференций [12, с. 283]. Подобная форма группового обучения помогает научным работникам и практикам найти общий язык для взаимопонимания, единое концептуальное видение идей конференции, что в итоге способствует успешному коллективному обсуждению проблем библиотечного дела на научном уровне.

Во всем мире для формирования профессионального сознания используется и печать. Через нее наши зарубежные коллеги оказывают влияние на российских специалистов. Разнообразие идей, описанных на страницах зарубежных журналов, привлекает многих наших соотечественников. По опубликованным работам зарубежные специалисты судят и о наших достижениях. Постоянно расширяются контакты библиотекарей разных стран, что способствует взаимообогащению культур, равноправному сотрудничеству, поддержке инициативных предложений в решении проблем мирового библиотечного сообщества, представляющих интерес и для нашей страны.

В печати публикуются разнообразные теоретические концепции о деятельности библиотек, создаваемые зарубежными профессионалами в процессе философских и культурологических исследований. Основываясь на новых знаниях об обществе, культуре, авторы предлагают собственную интерпретацию исторических фактов. С точки зрения наших отечественных историков библиотечного дела, привыкших мыслить репрезентативными идеологическими понятиями (что равнозначно здравому смыслу), любые попытки интерпретации исторических фактов представляются невежеством, незнанием истории, библиотековедения. "А как же иначе, - считают они, - ведь это же общеизвестно!". Общепризнанное действительно является объективным знанием. Это сложившееся в сознании людей и реализованное на практике представление о библиотечном деле. Но следование традиции еще не означает достижение абсолютной истины. Теоретическая концепция представляет собой новое знание, (новый взгляд на какие-то социальные явления), которое создается отдельным человеком и поэтому субъективно.

Идея формирования новых социокультурных норм известна в России. В начале XX в. С.Л. Франк писал: "Люди живут так, как они умеют жить, как их научил их исторический опыт, их правовые воззрения и условия их хозяйствования. Для того, чтобы изменить социальный строй, недостаточно просто приказать сделать это; надо научить людей жить иначе, надо перевоспитывать их интеллектуально и морально, надо, чтобы в самом старом порядке уже естественно сложились элементы и формы отношений, могущие служить образцом дальнейшего развития" [13, с. 74]. Несмотря на характерное для своего времени противопоставление интеллигенции народу, который надо учить и воспитывать, а не вести с ним равноправный диалог, в этом высказывании философа есть очень важное утверждение, что реформирование социальных систем может происходить двумя способами: авторитарным и демократическим. В условиях демократии субъективный смысл социальных действий, представленный в теоретических исследованиях, прежде чем стать новой социальной нормой и реализоваться в законах, федеральных и региональных программах развития, стратегических планах, должен подвергнуться "расширительному дискурсу", в котором могли бы принять участие все желающие [14, с. 21].

Задача формирования новых форм отношений в полной мере относится и к библиотечному делу и связана с переосмыслением роли библиотековедения в управлении библиотеками. Правовые нормы, регулирующие отношения между различными социальными группами, заинтересованными в работе библиотек, создаются людьми, и их значение для оценки правильности действий и поступков членов общества зависит от концептуального мышления создателей норм. Если понятия, которыми они оперируют, не соответствуют нормативно-ценностным представлениям, культурным нормам, сложившимся в общественном сознании, т. е. не созданы условия для реализации законов, то трудно рассчитывать, что они будут выполняться.

Список литературы

  1. Blanke N.T. Librarianship and political values: neutrality or commitment? // Libr. j. 1989. Vol. 114, № 12. P. 39-43.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.
  3. Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле": // Информ. бюл. РБА, 1995. № 2. С. 9-28.
  4. Stuart M. The evolution of librarianship in Russia: The librarians of the imp. publ. libr., 1808-1868 // The Libr. Quart. 1994. Vol. 64, № 1. P. 1-29.
  5. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: Философ.-гносеол. анализ. М., 1985. 192 с.
  6. Библиотечная система крупного города: Состояние и перспективы развития / Т.М. Алексеева, М.М. Богомолова, О.М. Зусьман и др. СПб., 1993. 143 с.
  7. Ефимова Н.А. Читатели Публичной библиотеки в Петербурге и организация их обслуживания в 1814-1917 гг. Л., 1958. 190 с. (Тр. / ГПБ; Т. 6).
  8. Шира Д.Х. Введение в библиотековедение: Осн. элементы библ. обслуживания. М., 1983. 256 с.
  9. Danton J.P. Plea for a philosophy of librarianship // The Libr. Quart. 1934. Vol. 4, № 4. P. 527-551.
  10. Kelley Y.O. Democratic function of public libraries // The Libr. Quart. 1934. Vol. 4, № 1. P. 1-15.
  11. Katz R.L. Skills of an effective administrator // Management strategies for libraries: A basic reader. New York, 1985. P. 459-480.
  12. Shaughnessy T.W. Approaches to Developing Competencies in Research Libraries // Libr. Trends. 1992. Vol. 41, № 2. P. 282-298.
  13. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. 607 с.
  14. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции и интервью. М., 1992. 245 с.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России