Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Обзоры. Рецензии

Жданова Т.А.


"Скажи мне, что ты читаешь..."

Российские библиотекари получили хорошую возможность ближе узнать друг друга благодаря выходу в свет второго выпуска сборника научных трудов Российской национальной библиотеки (РНБ) "Что мы читаем? Какие мы?" (СПб, 1996. 132 с.) Если в первом выпуске, опубликованном в 1993 г., продемонстрировано многообразие исследовательских сил, занимающихся в России проблематикой чтения, обозначены возможные пути исследований, то второй выпуск посвящен итогам изучения чтения библиотекарей. Представленные в сборнике материалы позволяют библиотекарям увидеть в зеркале чтения собственное отражение (а как известно, нет ничего более интересного для человека, чем он сам, его внутренний мир, увлечения, пристрастия).

У библиотечного поколения нашего времени по сравнению с предшествующим гораздо более широкий выбор литературы для чтения, так как "самиздаты" и "тамиздаты" сменились "всеиздатами". А это означает, что изучение содержания чтения и его значения в жизни и труде библиотекарей становится весьма своевременным. Впервые можно полно и точно охарактеризовать личный вкус библиотекарей как читателей, их подготовленность и уровень культуры.

Большая заслуга составителей сборника и организаторов исследования "Чтение библиотекарей" - сотрудников РНБ - состоит в том, что они первыми на всероссийском уровне провели изучение такого сложного вопроса, как отражение в чтении духовного и общекультурного уровня библиотекаря и общества в целом. Выпуск сборника по итогам научной работы показывает, что поставленные задачи успешно выполнены: качественная программа и единая методика исследования позволили собрать и обобщить материал в 12 регионах России. Все статьи написаны профессионалами с большой буквы и содержат добротный материал. География авторов сборника представлена весьма широко: Мурманск, Пенза, Челябинск, Калуга. Уровень статей из "глубинки" не уступает по своей выразительности и содержательности статьям из северной столицы. В них чувствуется горячая заинтересованность проблемой, что в сочетании с великолепной эрудицией авторов позволяет расценивать сборник как весьма увлекательное профессиональное издание, явление не столь частое в нашей среде.

В сборнике раскрывается содержание чтения как профессионально сущностной черты библиотечной деятельности, дается анализ читательских предпочтений библиотекарей, степень их информированности и начитанности. В нем можно найти ответы на вопросы о месте библиотекаря среди читателей, уровень его читательской квалификации, количестве официально выделяемого и фактически затрачиваемого времени на чтение литературы в разных регионах, мерах, необходимых для повышения информационной культуры библиотекаря, связи профессионализма и культуры библиотекарей с уровнем работы библиотеки, личном вкусе и предпочтениях библиотекаря.

"Библиотекари читают сегодня то, что читает все наше общество, дорвавшееся до международного книжного стандарта", - пишет И.М. Кулигина, культуролог из Мурманска. Следовательно, возможен вывод, что чтение библиотекарей отражает уровень официальной культуры современного общества, в котором человек желает оставаться обычным обывателем и жить простой жизнью, не скрывая своих вкусов и пристрастий. На смену идеологии "поступать, как все" должна прийти новая - "человека разумного", а для этого требуется развитый инстинкт познания. И.М. Кулигина права: чтобы стать человеком высокой духовной культуры, необходимо постоянно заниматься самообразованием, развивать в себе критическое мышление.

Внимательное прочтение сборника приводит к мысли, что библиотекарь, не владеющий культурой и навыками чтения, не обладающий соответствующей культурологической подготовкой, не способен подняться выше уровня среднего читателя. Беспорядочное чтение не может заменить систематизированных знаний. О необходимости повышения уровня читательской и профессиональной культуры в сборнике пишут В.С. Крейденко, Е.К. Высоцкая, О.С. Либова, Л.В. Солоненко, Г.И. Боровик и др. Библиотекарь должен пройти специальную подготовку, чтобы стать "лоцманом в книжном море", поэтому ему необходимо обучение навыкам работы с книгой.

Во многих статьях справедливо говорится об обязательной реквалификации библиотекарей, предлагается каждому библиотечному работнику определить степень своей компетентности на сегодня. В качестве практической помощи в статье И.М. Кулигиной дан специальный личностный опросник по определению собственной профкомпетентности и особый "Круг чтения библиотекарей" как культурологический минимум знаний. По мнению И.М. Кулигиной, реквалификации библиотекарей способствуют два фактора: правильно организованное чтение как основа современного самообразования и развитие критического мышления.

Беспристрастная оценка духовности и менталитета библиотекаря содержится во многих публикациях сборника, вызывающих настоящий, неподдельный интерес. Так, В.С. Крейденко анализирует многие проблемы, связанные с чтением, при этом подчеркивает, что чтение библиотекарей должно являться образцом чтения профессионалов, что каждый библиотекарь обязан быть лучшим читателем, пользоваться авторитетом у читателей других профессий. Библиотекарь должен уметь использовать обычное чтение в качестве "инструмента профессии", а для этого ему необходимо обладать такой глубиной миропонимания, которая возможна только при наличии собственной системы взглядов, основанной на развитии критического мышления и истинной духовной культуре.

Важный вопрос - повышение информационной культуры библиотекаря - поднимает Н.А. Семенова. Прежде всего у нее заметен отход от стереотипной оценки любого чтения библиотекарей как профессионального. (Такой точки зрения придерживались в своих диссертационных работах К.Н. Артеменко и А.С. Чачко.) В действительности более правильно считать, что содержание чтения библиотекаря составляет литература не только деловая, но и отражающая его личностные интересы. Исследования показывают, что библиотекари рекомендуют читателям и знакомым всего 10% той литературы, которую читают сами. По мнению Н.А. Семеновой и других исследователей, среди факторов, влияющих на структуру и характер личного чтения библиотекарей, основным является поиск путей получения своевременной информации о новых изданиях и введении их в круг чтения. Один из таких путей Н.А. Семенова видит в организации службы референтов по проблемам функциональной деятельности библиотек в сфере интересов личности библиотекаря и читателя.

Безусловно, в одном сборнике нельзя охватить все проблемы, связанные с изучением чтения библиотекарей, но фундамент для этого в нем заложен основательный. Целесообразно продолжать исследование, расширять спектр проблем, привлекать к участию не только библиотечных работников, но и более широкий круг специалистов: преподавателей, социологов, культурологов, психологов.

Профессиональный интерес представляет разработка многих вопросов, затрагиваемых в сборнике. Например, восприятие художественной литературы библиотекарями по методике, описанной в статье Т.Б. Ловковой, могло бы стать основой разработки типологии библиотекаря как читателя.

В данной рецензии сознательно не затронут ряд вопросов: что конкретно читают библиотекари в профессиональном и личностном плане?, каковы их литературные вкусы и привязанности? Об этом ярко и впечатляюще говорят почти все статьи сборника, который необходимо прочитать всем профессионалам, а также рекомендовать для включения в обязательный "круг чтения" библиотекаря.

Организаторам исследования и составителям двух выпусков сборника остается пожелать продолжения работы в более обобщающем монографическом плане. Потребность практики в монографии, раскрывающей современное состояние чтения библиотекарей и тенденций его развития, очень велика. При этом монографическое исследование чтения библиотекаря может стать своеобразным ключом к изучению современного читателя России.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России