Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ "БИБЛИОТЕКИ И АССОЦИАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА"
(Форос, Ялта, Автономная Республика Крым,
Украина, 1 - 9 июня 1996 г.)*


УДК 027.008.04(063)

Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С., Маршак Б.И.
ГПНТБ России
Попов Г.А.
Российская книжная палата


Российский центр корпоративной каталогизации:
состояние, разработки и перспективы реализации

Предыстория вопроса и исходная постановка задачи

Внедрение в практику работы российских библиотек современных компьютерных и коммуникационных средств и технологий создает потенциальные возможности развития сферы библиотечно-информационных услуг, обеспечения широкого доступа пользователей к библиотечно-информационным ресурсам страны и мирового сообщества, а также к их интеграции.

Одним из путей реализации этих возможностей является создание корпоративных библиотечно-информационных систем, среди которых важнейшими являются системы корпоративной (кооперативной) каталогизации.

В мировой библиотечной практике накоплен значительный опыт кооперирования и централизации работ по каталогизации текущих поступлений литературы в библиотеки, а также накопленных фондов. Основными целями этой деятельности являются:

  • обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных библиотек для реализации полноценного доступа к различным библиотечным ресурсам и обмена ими;
  • сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий весьма значительны и имеют устойчивые тенденции роста;
  • возможность создания на базе единого библиографического массива других эффективных форм обслуживания пользователей.

Указанные цели достигаются путем создания единой системы централизованной и корпоративной каталогизации первоисточников, поступающих в фонды различных библиотек разных стран, с онлайновым доступом библиотек-участниц и пользователей (например системы OCLC, RLIN, WLN, PICA и др., среди которых главное место безусловно принадлежит OCLC).

В результате кооперирования каталогизации обеспечиваются:

  • снижение трудоемкости и многократного дублирования в процессах каталогизации;
  • облегчение доступа пользователей, в том числе и библиотек, к непрерывно растущим ресурсам знаний во всех областях науки, техники, литературы и образования;
  • развитие форм и методов библиотечного обслуживания, видов и качества предоставляемых библиотечных услуг;
  • совершенствование библиотечного дела и библиотек, информационных центров.

Наиболее представительным примером реализации указанных целей в мировой библиотечной практике является корпорация OCLC (Online Computer Library Center, США), включающая более 22 тыс. библиотек из 61 страны (61-й стала Россия после подписания ГПНТБ России официального контракта на работу с системами PRISM и FirstSearch в режиме онлайн). Центр корпорации OCLC и часть ведущих библиотек - членов системы (более 6 тыс.) осуществляют каталогизацию литературы в едином формате с использованием общих словарных средств и правил описания документов. OCLC обеспечивает регулярный онлайновый доступ к объединенным ресурсам системы. В результате эффективной работы корпорации большинство библиотек США, а также многие библиотеки Европы (по разным оценкам от 30% до 80%) и других континентов отказались от выполнения полномасштабных работ по каталогизации своих фондов.

На базе библиографических массивов OCLC построен целый комплекс смежных систем и услуг: сводный каталог, доставка документов, ретроспективная конверсия, специализация БД и др.

В отечественной практике подобных систем нет. Единственной функционирующей системой интегрирования ресурсов многих библиотек была и остается Автоматизированная система Российского сводного каталога (АС РСвК) по НТЛ, внедренная в 1987 г. Однако эта система не является каталогизационной. Библиографическое описание АС РСвК ориентировано в первую очередь на идентификацию первоисточников с точки зрения МБА и доставку документов, поэтому она не может служить основанием для их интерпретации в качестве каталогизационных описаний. Российская книжная палата, будучи по статусу национальным библиографическим центром, много сделала для создания системы централизованной (не корпоративной) каталогизации, но и она не решила эту проблему до конца (имеются в виду реально функционирующие компьютерные телекоммуникационные интегрированные технологии).

Библиотечная инфраструктура России является весьма разнородной и сложной. Она включает несколько ведомственных библиотечных систем (библиотечная система Министерства культуры России, информационно-библиотечная система Российской академии наук, библиотечная сеть вузов России, сеть медицинских библиотек, сеть сельскохозяйственных библиотек, научно-технические библиотеки и справочно-информационные фонды министерств и ведомств России и др.) а также ряд региональных систем и сетей (в том числе межведомственных), число которых имеет устойчивую тенденцию к росту. Общее количество объединяемых указанными системами библиотек составляет более 160 тыс. Из них непосредственно приступили к работе в условиях автоматизации по разным оценкам от 4 до 5 тыс. библиотек. Активность перехода библиотек на современную информационную технологию существенно сдерживается экономическими причинами. Однако в ближайшие годы можно ожидать значительное ускорение внедрения средств автоматизации в библиотеки, которое, судя по приведенным данным, в России только началось.

Основанием для такого утверждения могут служить темпы перехода на современную информационную технологию библиотек ряда регионов страны (московские массовые библиотеки, региональные системы Челябинска, Екатеринбурга, Перми и др.). Например, к середине 1993 г. в системе массовых библиотек Москвы, включающей 5 городских, 12 отдельных и 36 центральных библиотек с 364 филиалами, не было ни одной автоматизированной библиотеки, суммарное число ПЭВМ (в основном - класса ХТ) составляло 7. В настоящее время (по состоянию на 01.01.96 г.) более 30 центральных и отдельных самостоятельных массовых библиотек города переведены на автоматизированные режимы обработки входного потока документов (большинство - в промышленном режиме), общее количество автоматизирующихся библиотек - 44; число ПЭВМ в них - около 500. Суммарный объем электронных каталогов составляет сегодня более 625 тыс. записей.

Аналогичная тенденция (в относительном выражении роста) имеет место и в других упомянутых выше регионах, причем не только в публичных и массовых, но и в вузовских библиотеках.

Тем не менее процесс становления автоматизации библиотек России и создания доступного для совместного использования информационного ресурса может по разным оценкам затянуться на 10-15 лет. Успех автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) для каждой отдельно взятой библиотеки связан с созданием качественного электронного каталога, как можно более полно отражающего не только текущие поступления литературы, но и ретрофонды. При этом только неэффективные затраты на тысячекратное дублирование при обработке и вводе документов в электронные каталоги, даже если исключить вопросы качества и взаимной совместимости, составляют более 10 млн долларов.

Организация работ по проектированию РЦКК

Исходя из осознания указанных выше проблем, Минкультуры РФ в сентябре 1995 г. инициировало начало работ по проектированию Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК). Руководителем проекта назначен первый заместитель директора ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг. Исполнителями его являются рабочие группы, составленные из ведущих специалистов всех национальных и крупнейших библиотек России (ГПНТБ России, РГБ, РНБ, БЕН РАН, ГЦНМБ, ВГБИЛ, ЦНСХБ и др.). В январе 1996 г. по рекомендации Межотраслевой экспертной группы при Минкультуры РФ заказчиком утвержден отчет по первому ("концептуальному") этапу проектирования.

Очевидно, что более детальная проработка проекта на уровне технического и рабочего проектирования невозможна без решения упомянутых организационных вопросов, включая определение статуса и реальной материальной базы РЦКК.

Следует подчеркнуть, что проектирование РЦКК представляет собой весьма многогранную по охвату разнородных проблем и непростую для выполнения научно-техническую и организационную задачу. Ее решение было бы невозможно без использования имеющихся в ряде библиотек страны соответствующих заделов, в частности:

  • существующих в России национальных правил каталогизации, во многом совместимых с международными (продолжаются работы по их дальнейшему сближению, в том числе в части создания национального формата);
  • действующей при ГПНТБ России Автоматизированной системы Сводного каталога по научно-технической литературе, а в РКП - Системы централизованной каталогизации как исходной технологической основы создания РЦКК. (Здесь следует отметить также опыт взаимодействия и работы базовых организаций АС РСвК по поставке информации и совместному созданию распределенного адресно-справочного библиографического банка данных научно-технической литературы РГБ, РНБ, БЕН РАН, ЦНСХБ, ГЦНМБ и других библиотек и организаций страны.);
  • накопленного в ГПНТБ России, Научной библиотеке МГУ, ГПНТБ СО РАН и ряде других библиотек определенного опыта проектирования и эксплуатации современных телекоммуникационных систем как реальной основы для реализации задач в части обеспечения теледоступа к своим ресурсам отечественных и зарубежных пользователей.

Основные цели создания РЦКК

В качестве основных целей создания РЦКК определены:

    1. Создание единой системы централизованной и корпоративной каталогизации отечественных и зарубежных первоисточников с онлайновым доступом библиотек-участниц и пользователей;

    2. Обеспечение свободного и широкого доступа пользователей к библиотечно-информационным ресурсам России и мирового сообщества по полному репертуару выпускаемой печатной продукции;

    3. Организация мощного телекоммуникационного хост-центра на базе сети Интернет для доступа к зарубежным базам данных, включая OCLC, обмена и использования библиографической информации;

    4. Сокращение затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов на создание и поддержку электронных каталогов, а также других видов библиотечно-информационных баз данных и массовых услуг пользователям на их основе;

    5. Решение задач ретроспективной конверсии каталогов для всей библиотечной системы страны;

    6. Организация электронного центра МБА и доставки документов на основе современных технологий;

    7. Создание на базе функционирующих технологий РЦКК универсального онлайнового библиотечного компьютерного центра.

Важнейшими технологическими задачами будущего Российского центра корпоративной каталогизации являются:

    1. Обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных библиотек России для реализации условий взаимообмена библиографическими и другими данными между библиотеками независимо от их ведомственной или региональной принадлежности, а также их эффективного использования при обслуживании пользователей;

    2. Обеспечение информационной и лингвистической совместимости отечественного корпоративного распределенного электронного каталога, каталогов локальных библиотек - членов системы и ее пользователей с наиболее развитыми библиотечно-информационными системами Западных стран (в первую очередь - с OCLC);

    3. Формирование и ведение корпоративного АБнД путем сбора, автоматизированной обработки и хранения библиографической и адресно-справочной информации о новых поступлениях отечественной и зарубежной литературы в фонды организаций - участниц РЦКК;

    4. Предоставление пользователям комплекса библиотечно-информационных услуг, обеспечивающих эффективное использование документов и фондов, координацию формирования документных ресурсов России и их учет;

    5. Создание и внедрение в библиотеках России новых форм, средств и методов библиотечного и информационного обслуживания пользователей, а также эффективную реализацию на технологическом уровне вышеуказанных основных целей создания РЦКК.

Принципы организации и финансирования

Предполагается, что наиболее приемлемой правовой формой организации РЦКК явится такой вид корпорации, как "Некоммерческое партнерство". Первые два-три года РЦКК должен состоять на госфинансировании, затем его финансовое обеспечение будет складываться из учредительских взносов и поступлений от пользователей системы за оплату услуг.

Органами управления РЦКК станут Совет учредителей, Наблюдательный совет и Административный совет.

Совет учредителей будет выполнять функции высшего органа управления и состоять из директоров организаций - официальных учредителей Центра или их представителей. Он должен играть определяющую роль в принятии решений, связанных с развитием и внутрисистемными проблемами РЦКК, включая основные финансовые вопросы.

Наблюдательный совет включит представителей организаций, являющихся основными поставщиками данных в РЦКК ("базовых организаций"), высококвалифицированных специалистов и представителей пользователей Центра, кооптированных Советом учредителей. Он будет рассматривать и принимать решения по организации и формам информационного обслуживания, организации взаимодействия с базовыми организациями и пользователями Центра и, по представлению Совета учредителей, нормам оплаты услуг РЦКК, а также рекомендовать основные перспективные направления по совершенствованию технологии Центра.

Административный совет будет органом текущего управления. В его состав войдут ведущие штатные сотрудники Центра. Данный Совет будет рассматривать принципиальные организационно-технологические и технические вопросы функционирования РЦКК и принимать по ним решения, обеспечивать оперативное управление его работой.

Общие проблемы могут обсуждаться на совместных заседаниях советов.

Организации - члены системы РЦКК будут подразделяться:

  • на организацию-исполнителя, т. е. непосредственно РЦКК, который реализует все основные функции;
  • организации - учредители системы (они могут быть также и базовыми - собирающими, генерирующими, хранящими и распространяющими библиографические описания в группе библиотек, объединенных по ведомственному или региональному признакам);
  • организации - ассоциативные члены системы (библиотеки и организации - генераторы библиографических описаний).

Пользователями системы станут отечественные и зарубежные библиотеки, организации и фирмы (коллективные пользователи), а также отдельные физические юридические лица, заинтересованные в выходной продукции и услугах системы, заключившие финансовый или бесфинансовый договор с РЦКК.

В эскизном проекте рассматриваются права и обязанности всех категорий участников РЦКК.

Технологическая, организационная
и программно-аппаратная база РЦКК: основные принципы
построения и функционирования

Технологическое обеспечение РЦКК может быть условно представлено в виде следующих крупных взаимосвязанных системных модулей:

    1. Обработки входных документальных потоков, создания и ведения БД;

    2. Формально-логического контроля (ФЛК);

    3. Подсистемы автоматизированного словарного и лингвопроцессорного обеспечения (АСЛО);

    4. Архивации;

    5. Библиотечных и справочно-документальных фондов (СДФ);

    6. Обслуживания;

    7. Подготовки изданий;

    8. Нормоконтроля;

    9. Автоматизированных массивов библиографического банка данных.

Общая организационная схема технологических служб и подсистем РЦКК укрупненно представлена на рис. 1.

Рис. 1. Укрупненная организационная структура
технологических служб и подсистем РЦКК

В РЦКК должна накапливаться и актуализироваться библиографическая каталогизационная информация по всем отечественным изданиям по универсальной тематике, выходящим на территории России, включая книги, сериальные издания, авторефераты диссертаций, нотные, картографические и изоиздания, аудиовизуальную продукцию (грампластинки, лазерные диски, фонограммы на магнитных дисках, видеофильмы), электронные издания.

Библиографическую информацию в РЦКК должны будут поставлять все крупные универсальные и отраслевые библиотеки страны и институты информации, которые согласятся стать участниками системы и будут лицензированы РЦКК как поставщики информации. В первую очередь к ним относятся базовые организации, наделенные правом не только заимствовать накопленную информацию, но и вводить результаты своей автоматизированной обработки. Информация будет приниматься в онлайновом режиме или на машиночитаемых носителях. Библиографические сведения о каждом документе должны приниматься от любого лицензированного участника, представившего их первым и выполняющего установленные требования.

Помимо обработки отечественной литературы РЦКК должен взять на себя централизованную обработку поступающей зарубежной литературы (например, на основе баз данных OCLC, имеющих наибольший спрос у российских пользователей). Источниками поступления этих документальных потоков будут также онлайновая каталогизационная система "PRISM Service", а также, при необходимости, другие системы OCLC: "FirstSearch Catalog", "EPIC Service", "OCLC Electronic Journals Online Service" и др. Одновременно РЦКК может принять на себя функции переработки по англо-американским стандартам библиографических и других данных по отечественной литературе для передачи их в OCLC с целью снижения затрат на приобретение библиографических описаний зарубежных изданий у OCLC.

В части разработки телекоммуникационной составляющей программно-аппаратного комплекса планируется обеспечение:

    1. На начальных этапах работы системы

    • библиотекам-участницам всех уровней - наиболее удобного, скоростного и эффективного доступа к кооперативным информационным ресурсам для обмена библиографической технологической информацией;
    • центральному звену системы - доступа к зарубежным и отечественным источникам библиографической информации для комплектования и пополнения баз данных коллективного пользования.

    Кроме того, необходимо обеспечение мультидоступа по различным видам каналов связи: коммутируемым телефонным каналам сетей общего пользования, выделенным и специализированным каналам ("ИСКРА-2" и др.), X025, TCP/IP, радиорелейным и спутниковым, с целью предоставления пользователям наиболее предпочтительного вида доступа.

    Схема телекоммуникационного узла РЦКК первого этапа представлена на рис.2.

    Рис.2. Российский Центр корпоративной
    каталогизации: структура хост-центра

    2. На последующих этапах создание универсальной системы теледоступа на базе оптоволоконных и спутниковых высокопроизводительных каналов связи и единых протоколов обмена.

Ожидаемая эффективность РЦКК

Оценки ожидаемой эффективности РЦКК показывают, что только за счет ликвидации дублирования работ, связанных с первичной библиографической обработкой текущих поступлений литературы, суммарная экономия средств по стране может составить около 19 млн долларов в год. Для отдельных библиотек, которые перейдут на обслуживание Центра, экономия составит 40% от суммарных затрат на каталогизационную обработку литературы при гарантированном уровне качества и оперативности комплектования электронных и карточных каталогов.

Следует отметить, что полученные оценки могут одновременно рассматриваться с двух позиций возможности их реализации.

    1. Оптимистическая позиция должна учитывать, что потенциальный выигрыш в денежном отношении в целом для библиотек России может быть заметно выше (экспертно - в 1,5-2 раза) за счет реализации выгодного для России информационного обмена с зарубежными библиотечно-информационными системами и облегчения доступа отечественных библиотек к мировым ресурсам через РЦКК.

    2. Пессимистическая позиция должна учитывать традиционный менталитет библиотек России, а также другие (в том числе местные экономические) соображения их руководителей, которые будут препятствовать переходу на новую технологию подготовки и ведения своих каталогов с использованием услуг РЦКК. Для преодоления этих проблем потребуется действительно высокое качество и оперативность подготовки библиографической и информационной продукции РЦКК, а также время (не менее 5-7 лет) на становление Центра и его репутации у отечественных и зарубежных пользователей.

Начало реализации проекта будет возможно только после принятия директивными органами соответствующих решений о его межведомственном финансировании, которые позволят уже в 1996 г. завершить техническое проектирование системы и с 1997 г. приступить к экспериментальной отработке технологий РЦКК на реальных массивах библиографической информации.

*Продолжение публикации выступлений на конференции. Начало в № 1, 1997 г.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России