Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Андреева И.А.
АО "Международное бюро информации
и телекоммуникаций", Москва


Состояние рынка деловой информации в России

Развитие рыночных процессов в России способствовало формированию рынка информационно-телекоммуникационных продуктов и услуг прежде всего в сфере деловой информации. На рынке деловой информации действует несколько сотен производителей и распространителей, предлагающих широкую номенклатуру продуктов и услуг.

До середины 1992 г. деятельность по выпуску и распространению печатных изданий и баз данных делового характера была высокоприбыльной. В этот период наблюдался скачкообразный рост числа фирм этого профиля. В 1992—1994 гг. на информационный рынок выходили все новые производители. Однако в связи с тем, что рентабельность информационных проектов значительно снизилась, к середине 1994 г. многие уже известные фирмы прекратили информационную деятельность. Например, фирма "Лига", выпускавшая достаточно представительный и первоначально пользовавшийся спросом у потребителей набор баз данных, не смогла поддерживать свои продукты в актуальном состоянии и ушла с рынка. О прекращении проекта по созданию федерального адресного регистра заявила фирма "Генеральный регистр", вложившая значительные средства в этот продукт.

В конце 1994 — начале 1995 г. произошло замедление темпов образования новых структур. Стабилизировались группы производителей по отдельным направлениям. Ушли с рынка те структуры, которые не смогли наладить собственный сбор информации, набрать необходимое число потребителей, обеспечить устойчивые каналы сбыта продукции. Большинство фирм не покрывало растущие накладные расходы доходами от реализации продукции и услуг. Осенью 1995 г. прекратила деятельность фирма "Медиа механикс" — первое в России издательство баз данных на CD—ROM. В конце 1995 г. фирма "Инком-пресс" издательского дома "Коммерсантъ" прекратила деятельность по распространению деловой литературы. Многие информационные фирмы стали "жертвами" банковского кризиса, в частности, фирма "Ларикс" не смогла выпустить объявленное 2-е издание "Информация без проблем".

Сегодня информационное производство, как всякое другое производство в России, испытывает большие трудности. Негативная тенденция "вымывания" сравнительно дешевых товаров для массового потребителя и замены на товары дорогостоящие как "экономически более выгодные" присуща и информационному производству, где фирмы все чаще ориентируются не на спрос вообще, а на платежеспособность потребителя. Расширение рынка лишь дорогостоящих информационно-телекоммуникационных продуктов и услуг не способствует развитию информационной культуры в обществе. Сужаются возможности приобретения необходимой продукции потенциальными потребителями малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями.

Экономическая реформа оказала существенное влияние на все сферы информационной деятельности. Наметилась тенденция движения от монополизированного способа оказания услуг (что было характерно ранее для ГСНТИ) к конкурентному обслуживанию. Однако производители различных организационно-правовых форм действуют на рынке в неравных условиях.

Многие информационные структуры образовались при непосредственном участии государственных предприятий. Несовершенство механизмов передачи государственных источников информации в коммерческие фирмы привело к тому, что именно они получили преимущества перед независимыми производителями и распространителями информации. Неравноправие проявлялось не только в вопросах использования общезначимых информационных ресурсов, но и при получении госзаказов и льготного финансирования.

Российский рынок информационных продуктов и услуг сформировался. Его специфика связана с особенностями развития нашего общества в переходный период. Прежде всего это касается ограниченных возможностей сбора информации, что влияет на качество информационных продуктов.

Деловая информация сегодня доступна в виде печатных изданий, электронных баз данных на дискетах, оптических дисках типа CD—ROM, в режиме теледоступа.

Ситуацию на рынке деловой литературы отслеживают периодические издания: информационно-аналитическая газета "Деловая книга" ("Метаинформ"), еженедельник "Книжный бизнес" ("Альвис"), газета "Новая деловая газета" (ИНФРА-М), газета "Бизнес-пресса".

О состоянии рынка деловой информации можно судить по справочникам и базам данных таких фирм, как МБИТ ("Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", база данных "Инфопартнер"), "Информрегистр" ("Каталог баз данных России", "Электронный каталог баз данных"), МЦНТИ, ДИЗ, "ДиалИТ", "Мосвнешинформ" и др. Обзоры рынка содержатся в журнале "Информационные ресурсы России".

Рынок общедоступных баз данных достаточно представителен. Однако много баз данных по тем или иным причинам не поддерживается в актуальном состоянии.

Соотношение общедоступных баз данных, представленных на российском рынке в различных формах, показано в таблице (по данным "Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций").

Форма представления
базы данных
Количество
Дискета 1144
CD—ROM 109
Теледоступ 586
Выборка по запросу 372
Печатное издание 336

Первоначально российский рынок развивался как "рынок продавца". Общедоступными становились те информационные продукты, которые были в наличии у производителя либо могли быть созданы в качестве коммерческих продуктов при минимальных затратах (например легальное и нелегальное использование дешевых государственных и отраслевых информационных ресурсов, собранных на основе директивных методов).

В дальнейшем начал действовать рыночный принцип "отбраковки" продуктов, не пользующихся спросом у потребителей. Сделаны первые шаги на пути от диктата производителя к признанию приоритета потребителя. В условиях конкуренции производители вынуждены пойти на улучшение качества своей продукции как по содержанию, так и по оформлению. Сегодня, например, потребитель предъявляет высокие требования к удобству пользовательского поискового интерфейса у баз данных.

По каждому типу баз данных сегодня на рынке есть свои лидеры. В области адресных регистров в период высокого спроса на эту информацию в 1991—1992 гг. работали десятки фирм. Сегодня остались единицы, сумевшие наладить систему актуализации, разработать технологию подготовки справочных изданий, отладить систему сбыта. Наиболее известна деятельность фирм "WA-2", "АСУ-Импульс", "РАУ-корпорация", "Информ-система", "Агентство деловой информации". Всемирно известная фирма "Kompass", не добившись положительного результата в сотрудничестве с фирмой "Юсмос-компасс", передала эксклюзивные права на подготовку справочника о России по своей технологии Международной корпорации "WA-2".

Помимо универсальных адресных регистров существует потребность в специализированных справочниках и базах данных. Например, информационное агентство "Norma" выпускает такие базы данных и специализированные справочники, как "Бизнес-Универсал", "Всероссийский универсальный торговый каталог", "Торговые фирмы Москвы", финансовый каталог "Капитал", "Строитель".

МБИТ регулярно обновляет массивы объемом 10—15 тыс. и готовит на их основе базы данных серии "Партнер" и справочники "Экспортеры и импортеры России", "Товары и услуги".

Активное развитие коммерческой информации в электронной форме началось в 1992 г., когда для коммерческого использования были открыты ведомственные сети и каналы связи "Исток", "Контур", "Искра". На базе этих отраслевых сетей возникли информационно-коммерческие системы, например: РИКО, АДС Мир, СИТЕК, Исток-К.

Ряд фирм, пользуясь одним источником рекламной информации, создает разные по потребительской направленности продукты. НИД-информ, например, еженедельно готовит базу данных коммерческих предложений из рекламы и распространяет ее по сетям. "Мобиле" формирует базу данных "Вся реклама", обрабатывая более 40 периодических изданий. Фирма "Телер" до 1996 г. выпускала печатные сборники коммерческих предложений по актуальным областям и распространяла их по подписке.

Для всех направлений производства баз данных сегодня актуальна проблема качества продуктов. Официальной экспертизы их состояния практически не проводится, лишь иногда даются экспертные оценки полноты и точности данных. Например, по адресным регистрам результаты проверки приведены в журнале "Информационные ресурсы России" (№ 2, 1995). Наиболее близко к решению проблемы оценки качества подошли российские производители правовых баз данных, предоставившие свои продукты для экспертизы в рамках конкурса, инициатором которого выступала фирма "Инвента".

Среди российских участников Второго международного конкурса систем поддержки правоприменения и законотворчества (1995 г.) были: Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ, НИЦ "Контур", ФАПСИ, ГП "Центр компьютерных разработок", ИНЭК, ЗАО "СЕТ-Инфо", "Контракт", "Омега", Юридический дом "Юстицинформ", издательство "Дело и право", НПП "Гарант-сервис". К сожалению, конкурс подтвердил известный факт о неполноте информационных баз правовых систем, прежде всего из-за трудностей в получении ведомственной нормативной информации.

Стабильность рынка правовых баз данных определяется достаточно устойчивым спросом на них, а также доступностью официального потока информации. Наибольших успехов в маркетинговом плане добилась фирма ВМИ (система "Консультант-Плюс"). Хорошо известны правовые системы "Гарант" и "Кодекс". Для массового потребителя фирма ИСТ недавно выпустила CD—ROM "Ваше право".

Активно развивается сектор финансово-биржевой информации. Из 40 информационных агентств, торгующих экономической информацией, около 15 уделяют особое внимание финансовой. Среди них можно отметить Агентство экономических новостей, PAL Inform, Ros business consulting, МАФИ, RATEX Information, ИТАР-ТАСС, ИНТЕРФАКС, КОМИНФО, СКЕЙТ-ПРЕСС, агентства ПРАЙМ и ЮНИВЕРС.

К услугам специалистов в области финансового рынка появились удобные инструменты для осуществления операций и анализа конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Примером может служить информационная база данных "AK&M-LIST" ("Российский фондовый рынок"), отражающая котировки ценных бумаг, цены спроса и предложения, данные об эмитентах, характеристики выпусков ценных бумаг, сведения об инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и другие полезные сведения.

Сегодня потребитель может получить широкий спектр услуг в сфере финансовой информации. Однако из-за информационной непрозрачности финансового рынка самая ценная информация до последнего времени была недоступна.

Конкуренцию отечественным производителям составляют зарубежные фирмы, имеющие огромный опыт работы в этой сфере. В частности, активно работает московское представительство агентства РЕЙТЕР.

За последние пять лет увеличилось количество отечественных и зарубежных фирм, представляющих на российском рынке услуги в области телекоммуникаций. Так, в "Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций" приведены сведения о 145 фирмах, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам своих хостов и предоставляющих услуги глобальных сетей.

Несмотря на достижения в области телекоммуникаций, Россия по масштабам обслуживания пользователей значительно отстает от США и Европы. Спрос на информационно-телекоммуникационные услуги в России невелик. Лишь электронная почта привлекает более 200 тыс. потребителей. Число пользователей режимом онлайн на порядок меньше.

Сейчас разрабатывается несколько глобальных проектов для расширения сферы потребления деловой информации в режиме теледоступа. Представляют интерес следующие проекты:

    "Деловая сеть России" (реализация намечается в рамках федеральной программы силами ФАПСИ при активном участии АО РЕЛКОМ, накопившего значительный опыт распространения деловой информации в режиме телеконференций и осваивающего доступ пользователей в режиме онлайн);

    "Российская информационная сеть делового сотрудничества" (в рамках созданной летом 1995 г. корпорации, объединившей ряд известных участников информационного рынка: ТПП РФ, РОСПАК, ИНФОЦЕНТР, ИНФОРМВЭС, МБИТ; проект ставит своей целью расширить информационное пространство Единой информационной сети ТПП РФ на все российское деловое сообщество);

    "Россия-онлайн" (реализуется СП СОВАМ-ТЕЛЕПОРТ при финансовой поддержке его зарубежных партнеров).

Служба "Россия-онлайн" поставляет в Интернет электронные издания российской деловой прессы, оперативные сводки о ситуации на фондовых и финансовых рынках, тексты законов и другие документы. Компания заключила соглашения на поставку информации с агентствами ПРАЙМ, WPS, КОМИНФО и др. Предусматривается помощь российским компаниям по организации сетевых электронных офисов. Предприниматели смогут распространять свою графическую рекламу как среди абонентов сети "Россия-онлайн", так и среди многомиллионной аудитории Интернет.

В настоящее время у российских фирм имеются реальные возможности вывести на мировой рынок информационные ресурсы, интересующие зарубежных партнеров. Например, информация о проспектах эмиссий ценных бумаг банков через сервер Института коммерческой информации стала доступна в сети Интернет в режиме онлайн для любого зарубежного инвестора.

Слабым местом в инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг пока остается сфера сбыта. Подавляющее большинство фирм испытывает недостаток свободных средств для организации сбыта по правилам цивилизованного рынка. Практически не проводятся целенаправленные маркетинговые исследования. Изучение потребительского спроса, как правило, ведется не профессионалами. Не анализируется потребительский спрос различных категорий потенциальных покупателей.

Учитывая важность развития сферы деловой информации для социально-экономических преобразований в России, мы считаем, что среди поддерживаемых государством мероприятий по развитию инфраструктуры информационного рынка должны быть: мониторинг общедоступных информационных и телекоммуникационных продуктов и услуг, широкомасштабные маркетинговые исследования рынка деловой информации, целенаправленное формирование покупательских потребностей и, соответственно, покупательского спроса, развитие системы информирования и рекламы.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России