Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Сергеева Е.И.
ГПНТБ России


Библиотечно-информационный менеджмент:
применение в бизнес-информации

Мы вступаем в эру, когда бизнес и профессии изменяют свою структуру вследствие роста применения информационных технологий.

Перспективы создания информационного общества неразрывно связаны с созданием глобальной информационной сети — Superhighway, обеспечивающей полноту и оперативность удовлетворения запросов как индивидуальных, так и коллективных клиентов.

Информатизация современного общества в общественном сознании тесно связана с состоянием и функционированием информационных служб и информационным обеспечением различных видов деятельности. В ряде статей и докладов зафиксировано, что в настоящее время в нашей стране в основном сложился рынок информационных продуктов и услуг, отличительной чертой которого является его динамичность.

Необходимо понимание того факта, что реальное продвижение к информационному обществу подразумевает изменение статуса библиотечных и информационных учреждений, их перепрофилирование, коррекцию их функций и роли в жизни общества, выработку новых принципов и подходов к традиционным функциям с учетом изменившейся экономической ситуации, общественных потребностей, что означает выработку новой концепции библиотеки. Библиотечные и информационные учреждения в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны коммерческих информационных структур и неуклонно сокращаемых инфляцией финансовых возможностей в основном озабочены поиском путей выживания.

Поиск путей оптимизации деятельности библиотечно-информационных учреждений возможен только с использованием научно обоснованных действий. С этой целью весьма полезным представляется изучение инициатив и опыта ведущих библиотечных учреждений Англии и США, сумевших приложить основные позиции общей теории научного управления к специфике библиотечного дела и обобщить практический опыт ее применения. Приходится констатировать, что российские библиотеки не находятся в числе передовых в вопросах управления.

Основные компоненты библиотечно-информационного менеджмента, определяющие целесообразность создания новых информационно-библиотечных структур, — это методы стратегического планирования с точки зрения поиска новых решений и их реализации, включая все стадии разработки новых информационно-библиотечных структур, анализ факторов успеха их развития и совершенствования информационного сервиса в области бизнес-информации.

Анализ состояния мирового информационного рынка показывает, что лидирующее место в мире в общем информационном потоке в последние годы наряду с научной занимает бизнес-информация. До сих пор в области обмена бизнес-информацией наблюдались разрозненные попытки налаживания контактов между отдельными структурами в России и на Западе. Однако опыт в установлении контактов с западными информационными и библиотечными учреждениями показывает, что доступ к информации об отечественных информационных продуктах по бизнес-информации практически отсутствует или весьма затруднен, интерес к ним зачастую не удовлетворяется из-за несоответствия этих продуктов требованиям, предъявляемым к подобной информации. Их низкое качество и недостоверность объясняются тем, что затраты огромных средств на ведение и актуализацию баз данных доступны только крупным учреждениям, располагающим информационными ресурсами. Открытым остается и вопрос об авторском праве. Слабая законодательная база не способствует улучшению положения.

Некоторые сегменты рынка бизнес-информации функционируют весьма успешно. Процесс становления рыночной экономики вызвал рост числа издательств и количества публикаций экономической, правовой, юридической литературы. Заметно активизировался в последние годы и процесс создания служб бизнес-информации. Но их успешное функционирование не меняет общего положения в области бизнес-информации. Доступ к мировым ресурсам информации все еще затруднен для рядовых пользователей, редко осуществляется поиск в режиме онлайн.

Однако наступило время переходить от вопросов использования отдельных компонентов системы бизнес-информации в отдельных библиотечных и информационных учреждениях к созданию реальных структур информационного обеспечения отечественных и западных потребителей. В этой связи уместно рассматривать вопросы информационного сервиса через призму библиотечно-информационного менеджмента.

Нам представляется весьма интересным проект создания Российско-американского библиотечно-информационного и аналитического центра, где одним из основных компонентов является бизнес-информация. Идея создания Центра принадлежит ведущим специалистам ГПНТБ России, активная работа над продвижением проекта ведется в течение года. Первые испытания прошла подготовленная бизнес-программа Центра, включающая предложения по бизнес-информации. Заложенный в проект широкий спектр услуг, высокий уровень сервиса, а также анализ функционирования различных служб информации позволяют предполагать высокую степень успеха работы Центра.

При определении емкости бизнес-ресурсов наиболее важными были вопросы их централизации и предоставления конкурентоспособных продуктов на равной основе. Поскольку бизнес-ресурсы в нашей стране еще достаточно разрозненны и хаотичны, не всегда отвечают мировым требованиям, попытки одиночных прорывов на мировой рынок зачастую обречены на провал. Нерентабельность многих информационных продуктов ставит под сомнение целесообразность затрат на их создание.

Итак, началом работы над любым проектом можно считать определение и поиск способов реализации идеи, т. е. планирование. Применительно к проекту Центра стратегическое планирование осуществлялось с учетом специфики создаваемого учреждения, его многоплановости и сложности решаемых задач. Разработка проекта включала системный и целевой подходы к решению задач управления Центром.

При этом учитывались такие концепции стратегического планирования, как влияние внешних факторов, активная позиция организации — инициатора процесса, осознание необходимости изменений.

При составлении плана работ над проектом учтены такие действия, как выявление круга потенциальных потребителей информационных продуктов, а также круга продуктов и услуг, поставляемых Центром; определение степени квалификации для сотрудников Центра; постановка целей или программы действий для успешной работы организации, определение размеров используемых ресурсов, как финансовых, так и людских, технических и материальных.

При разработке плана создания Центра к важным факторам нужно отнести учет внешних условий (экономических, социальных, политических и структурных), определение приоритетных целей деятельности, формулировку стратегической позиции в будущем, оценку факторов риска, мониторинг (оценку и учет неблагоприятных факторов внешней среды и рынка), мобильность в принятии решений. Однако основным этапом и главной особенностью целевого планирования следует считать выявление приоритетов деятельности и распределение ресурсов согласно приоритетам целей. Вариант финансирования (целевая смета, программа-смета или функциональный бюджет) должен учитывать специфику Центра, многопрофильный характер его деятельности и ориентироваться на самоокупаемость.

Правильно осуществленное планирование с учетом возможных факторов риска и успеха, достаточно сбалансированное и спрогнозированное, должно привести к реализации проекта, успешному функционированию Центра.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России