Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Цуркан В.В.
МГУК


ЭВМ и информационная подготовка
квалифицированного специалиста

Внедрение ЭВМ во все сферы жизни и деятельности человека осуществляется такими темпами, что пользователь порой не может правильно ориентироваться в огромном потоке информации. Сейчас основная масса студентов, едва ли не с первых дней обучения в вузах, работает в различных организациях. Фирмы, использующие средства вычислительной техники, требуют от уже работающих и потенциальных сотрудников знания самых современных программных продуктов. Это вызывает у студентов желание во что бы то ни стало научиться работать именно с теми программными продуктами, которые пользуются спросом на рынке труда. В качестве примера можно привести WINDOWS, EXEL, WORD. Для анализа ситуации остановимся на WINDOWS.

Работа в операционной среде WINDOWS с самого начала рассчитывалась на минимальные познания пользователя. Кажущаяся простота использования WINDOWS может сыграть с ним злую шутку. Графическая операционная среда WINDOWS предоставляет грамотному пользователю (именно грамотному) хорошо продуманный и отработанный набор современных прикладных сервисных программ. Опыт общения с работающими студентами, особенно вечернего и заочного отделения, показывает, что их в основном используют в качестве операторов ЭВМ, работающих с конкретной прикладной программой. Это и понятно, поскольку прикладные программы представляют собой готовый продукт для решения необходимых задач, где в достаточно простых случаях требуется по определенным инструкциям ввести данные и получить результат их обработки.

Прикладные программы являются лишь частью программного обеспечения компьютера. Но нельзя забывать и о таких элементах программного обеспечения, как системные и сервисные программы, языки программирования. Возвращаясь к проблеме подготовки пользователя, следует отметить, что от преподавателя требуется достаточно терпения и такта, чтобы убедить студентов в необходимости последовательного изучения и освоения всех указанных компонентов программного обеспечения и, в первую очередь, базовой операционной системы (MS DOS) как наиболее трудной и неудобной с точки зрения пользователя, так как именно эта система является основным элементом программного обеспечения компьютера.

Операционная система любого компьютера обеспечивает решение следующих задач: управление всеми устройствами компьютера; обеспечение работы программ (в том числе и прикладных); управление работой компьютера пользователем на основе командного языка ОС.

Знание операционной системы позволяет пользователю понять, как работает компьютер и дает возможность приспособить его для решения определенных задач. Зная "прелести" операционной системы, пользователь с большим желанием принимается за изучение программ-оболочек (NORTON COMMANDER, DOS NAVIGATOR и т. п.), которые обладают более удобным интерфейсом пользователя. И наконец на сегодняшний день последней ступенью в умении управлять компьютером является операционная среда WINDOWS, которая обладает высокоразвитым графическим интерфейсом пользователя.

Таким образом, последовательность изучения на примере системных программ от простого к сложному, с точки зрения программного обеспечения, и от сложного к простому, с точки зрения пользователя, является, на наш взгляд, оптимальной, так как позволяет лучше управлять компьютером для достижения конечной цели. Психологически это тяжелее, но пользы больше, поскольку пользователь быстрее осваивает новые для себя режимы работы.

Рассмотренный подход к некоторым системным программам можно распространить и на такие типовые прикладные программы, как текстовые редакторы, табличные процессоры, СУБД и т. д.

Микропроцессорная техника нашла широкое применение в учебной практике: программированном обучении, обучении отдельным разделам, отработке умений и навыков в решении прикладных задач, контроле знаний.

Из уже значительного опыта применения ПЭВМ в учебном процессе можно сделать следующие выводы:

  • общее стремление "осовременить" процесс подготовки специалистов путем применения в учебном процессе СВТ должно осуществляться на основе серьезного и внимательного подхода к изучаемой дисциплине. Суть в анализе и реализации сложнейшей системы (педагог—обучаемый—ЭВМ) с множеством связей различного характера (методического, психологического, эстетического, индивидуального, информационного, лингвистического и др.). Понятно, что, добиваясь индивидуальности в обучении, создатель программного обеспечения не в состоянии разработать всеобщую систему, учитывающую многие педагогические аспекты передачи и получения знаний для конкретной дисциплины. Программное обеспечение всегда будет зависеть от разработчика и его способностей как педагога;
  • общение "человек—ЭВМ" осуществляется при значительном росте трудозатрат на сбор, накопление и подготовку исходных данных, что настойчиво требует обратить внимание не только на обучение работе с машиной, но и на развитие культуры работы с исходной информацией (методы мониторинга, сбора, накопления, классификации исходных данных, предварительной аналитической обработки, форм и уровня обобщения), что не всегда формализуемо для создания алгоритмов обработки с помощью ЭВМ;
  • как правило обучение работе с ПЭВМ заканчивается освоением процесса выдачи на экран или печать каких-либо форм информации. Их анализ зачастую не проводится, что вряд ли приемлемо. Применяя ПЭВМ как инструмент — помощник будущему специалисту, необходимо учить его аналитической обработке полученной информации;
  • вполне оправданным является применение системы "человек—машина" для отработки умений и навыков пользования конкретной системой (тренажер клавиатуры; база данных — создание и работа в ней и др.);
  • обучение специалиста-пользователя должно идти по следующему, более рациональному пути: передача знаний в системе "педагог—обучаемый" (лекции, семинары, практические занятия); отработка умений по решению конкретных задач, выполнение курсовых работ, работа с конкретными информационными системами, отработка навыков (индивидуальные практические занятия под руководством преподавателя) управления ПЭВМ, ввода исходных данных, решения задач, предлагаемых преподавателем, аналитической обработки результатов;
  • к контролю результатов обучения на основе использования ПЭВМ необходимо подходить весьма обдуманно: не существует формализуемого определения уровня знаний и умений, так как они зависят от многих, ранее упомянутых факторов, которые составляют сложную систему. Согласно теории сложных систем для их оценки невозможно создать единый показатель (качественный и тем более количественный). Полученные навыки можно и целесообразно оценивать количественно (например по числу допущенных ошибок);
  • контроль результатов профессиональной подготовки целесообразно осуществлять на основе дипломных работ студентов, тематика которых разработана кафедрой на базе преподаваемых профилирующих дисциплин. Здесь проверяются знания, соответствующие выбранной квалификации, умение определять (отыскивать) проблему, формулировать задачу для ее решения в дипломной работе, излагать текст грамотно четким и ясным языком, делать обобщения и выводы.

Дипломная работа позволяет будущему специалисту реализовать свои знания чего не дает ни один экзамен.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России