Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Васильева Т.А., Елисина Е.Ю.
Российская государственная
библиотека


Комплектование и организация использования

компактных оптических дисков в универсальных

научных библиотеках

В библиотеках всех уровней перспективы применения электронных носителей информации и CD—ROM в частности, очевидны, как и проблемы, без решения которых процесс их внедрения будет замедлен.

Внедрение новых информационных технологий разбивается на 3 основные группы:

  1. Неразработанность политики комплектования электронными носителями, отсутствие отлаженной технологии комплектования CD—ROM и организации работы с БД, включая БД, доступные через глобальные информационные сети.
  2. Слабая техническая оснащенность библиотек (отсутствие достаточного количества техники, ее низкое качество, быстрое устаревание, отсутствие сетевых технологий).
  3. Недостаточность финансирования (отсюда — упование на централизованные закупки CD—ROM через ГИВЦ МК; поиск спонсоров, диктующих свои условия приобретения техники и баз данных).

Безусловно низкая техническая оснащенность и недостаточное финансирование библиотек чрезвычайно мешают развитию электронных технологий, однако не следует и преувеличивать их значения.

В 1995 г. РГБ провела анкетирование 74 библиотек Российской Федерации (18 республиканских, 6 краевых, 48 областных научных (ОУНБ) и 2 библиотек автономных областей) с целью выяснения состояния работы в них с новыми автоматизированными информационными технологиями.

Ответы получены из 24 библиотек: 6 республиканских (33%), одной краевой (17%), 17 ОУНБ (35%); не получены ответы из 2 библиотек автономных областей.

Дисками CD—ROM обслуживают 21 из 24 ответивших библиотек (87%).

Анкета включала 4 блока вопросов: источники сведений о CD—ROM, каналы их приобретения, перечень и характеристика имеющихся CD—ROM, наличие и потребности в оборудовании.

Среди библиотек, приславших ответы, ни одна не обозначила проблем, связанных с оборудованием. Сегодня одной из основных причин препятствующих развитию обслуживания CD—ROM является неразвитость инфраструктуры распространения CD—ROM: библиотеки не знают надежных источников комплектования и не владеют информацией о них.

Так, источниками сведений о компакт-дисках, выпущенных в РФ: для 75% библиотек служит реклама в средствах массовой информации; для 70% — реклама от фирм-производителей; для 33% — реклама дилеров; и лишь 13% библиотек берут сведения из специальных справочников. Показательны и каналы приобретения компакт-дисков: 78% получили их через централизованную закупку ГИВЦ МК РФ; 42% — от фирм-производителей; 8% — от дилеров; 46% — в качестве даров.

Очевидно, что отсутствие информации о выпускаемых отечественных CD—ROM, неразвитость сети их распространения не позволяют развиваться комплектованию CD—ROM в библиотеках.

Весьма велик разброс в типах БД на CD—ROM, которые хотели бы приобрести библиотеки. Предпочтение в комплектовании библиотеки отдали бы: энциклопедиям на CD—ROM — 15 библиотек (63%); дискам по искусству — 14 (58%); полнотекстовым БД (юридическим, БД типа "Библиотека предпринимателя") — 12 (52%).

Следующий крупный блок составляют библиографические БД: 11 библиотек (48%) хотели бы приобрести диск РКП; 12 (50%) — диск ИНИОН; 8 (35%) — диск ГЦНМБ; 5 (22%) — диск ГПНТБ России.

Фактографические БД (типа "Официальные и деловые люди России") хотели бы иметь в своих фондах 9 библиотек (39%).

Зарубежные БД на CD—ROM хотели бы приобретать уже значительно меньшее библиотек. Так, зарубежные библиографические БД интересуют лишь 7 библиотек (30%); фактографические — 6 (26%); энциклопедии — 5 (21%); обучающие — 3 (13%).

Незнание номенклатуры CD—ROM и их возможностей для пользователей ограничивают потребности библиотек в компакт-дисках. Так, в однотипных библиотеках одни отмечают лишь библиографические БД, другие — только фактографические, а перечни желательных для приобретения типов БД, как правило, совпадают с уже имеющимися. Например, Тульская ОУНБ имеет 5 зарубежных фактографических БД и заявила о своем желании приобрести именно фактографические диски.

Многие библиотеки озабочены проблемой развития у читателей интереса к новым носителям информации.

Очевидно, что вышеперечисленные вопросы достаточно типичны для большинства библиотек и помощь в их решении могла бы оказывать национальная библиотека России — РГБ, накопившая в течении пяти лет значительный опыт работы с CD—ROM.

Формируемая РГБ программа помощи библиотекам России по внедрению в практику обслуживания оптических компакт-дисков предполагает: информирование библиотек о вновь выходящих отечественных оптических дисках; оказание помощи в приобретении рекомендаций по их отбору и использованию; представление зарубежных БД на CD—ROM; подготовку методических рекомендаций по различным аспектам работы с БД на CD—ROM; организацию совещаний, обучающих курсов и т. п.

Реализация программы начинается нами с подготовки двух методико-библиографических пособий:

  1. Библиографическое описание компьютерных файлов: Метод. рекомендации / РГБ; Межрегион. комитет по каталогизации. М., 1996.
  2. Базы данных на оптических компакт-дисках: Аннот. каталог КОД, имеющихся в РГБ / РГБ; Отдел справочно-библиографического обслуживания. М., 1996.

Заинтересованные в приобретении этих изданий могут обратиться в Отдел печатных изданий РГБ (101000, Москва, Воздвиженка, 3. РГБ, ОПИ).

Изложим свой взгляд на комплектование библиотек CD—ROM, рассматривая его через маркетинг. Полагаем, что политика комплектования оптическими компакт-дисками и другими электронными носителями определяется стратегической целью развития библиотеки — стать информационным центром, способным удовлетворить потребности ученых, специалистов, студентов в библиографической и фактографической информации; центром деловой информации, обслуживающим деловую жизнь региона или ограничить свои функции сферами популяризации знаний, образования и досуга. Другими словами, при организации нового направления деятельности необходимо сформировать свою маркетинговую концепцию, включающую:

  1. Формулирование миссии библиотеки (цели и основные задачи).
  2. Определение сегментов обслуживания (основные группы пользователей в регионе).
  3. Количественные характеристики этих сегментов.
  4. Контактные аудитории.
  5. Перечень непользователей библиотеки — представителей выбранного сегмента, с указанием причин, по которым они не имеют возможности воспользоваться предлагаемой услугой (плохая информированность, отсутствие навыков работы с ПК, незнание английского языка и т. д.).
  6. Анализ известных закономерностей потребительского поведения (специфика запросов, потребительские приоритеты).
  7. Перечень возможных услуг и условия их оказания. После того, как сделан выбор в пользу той или иной группы пользователей, следует определиться с кругом БД на электронных носителях, которые необходимо приобретать или которые могут быть использованы в режиме онлайн.

Нельзя забывать, что значительная часть БД распространяется на дискетах (перечень российских БД представлен в справочнике "Информрегистра").

Очевидно, что для реализации функции современного информационного центра необходим доступ к мировым информационным ресурсам, к БД на оптических дисках и БД, доступным через глобальные информационные сети. Проблема приоритета в выборе той или иной формы доступа — пока самая неразработанная в силу ряда причин, в том числе весьма ограниченного количества библиотек, в которых реализован доступ к Интернет.

Возрастание спроса на финансово-экономическую, юридическую, рекламно-сбытовую, адресную информацию дает возможность библиотекам привлекать в свои стены новые категории пользователей — бизнесменов, коммерческие фирмы, другие деловые структуры. Формирование фонда БД, ориентированных на пользователя-коммерсанта — непростая задача, однако она успешно решается в ряде библиотек.

Остановимся на характеристиках некоторых БД и рынка CD—ROM в РФ.

На отечественном рынке CD—ROM сейчас насчитывается свыше 100 дисков. Не все они равноценны по характеру и объему предоставляемой информации. За исключением всего нескольких библиографических дисков РКП, ИНИОН, ГПНТБ России, ГЦНМБ подавляющее большинство — это иллюстрированные справочники и мультимедиа. Они демонстрируют богатейшие технические возможности CD—ROM технологии, однако мало пригодны для информационного обслуживания.

Наиболее широк в этой части выбор юридических БД. Это БД таких фирм, как "Гарант", "Кодекс", "Консультант +". Разнообразны и БД, дающие информацию о производителях той или иной продукции, например БД "Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг". В выборе таких БД необходимо сравнивать стоимость электронных версий со стоимостью печатных аналогов. Интересные БД выпускаются различными учреждениями. Так, БД "Паспорт территории", разработанная в ГВЦ Госкомстата РФ, содержит 4 тыс. показателей, характеризующих социальное и экономическое развитие регионов РФ.

Самый большой простор для творчества открывается библиотекарям, готовым создать в своих библиотеках медиотеки — залы для работы с такими мультимедийными обучающими программами, как — знакомства с сокровищами России, коллекциями искусства, путешествиями по городам и музеям России и мира.

Большинство отечественных CD—ROM продуктов — это именно познавательные видовые путешествия в мир прекрасного.

Областные библиотеки могут иметь в своих фондах коллекции компакт-дисков по провинциальным музеям России. Вышли CD—ROM по музеям Владимира, Симбирска, Ярославля, Новгорода и ряда других городов.

Мультимедийным издательством "Артинфо" подготовлены 3 CD—ROM из серии "Современное изобразительное искусство". До конца 1999 г. будут изданы 10 томов серии, куда войдут около 10 тыс. произведений, представляющих все виды современного изобразительного искусства и все многообразие его стилевых направлений.

Активно развивается и рынок обучающих программ; выпущено несколько компакт-дисков с интенсивным курсом английского языка.

Приобретая зарубежные БД на CD—ROM, надо быть очень осторожным, необходимо понимать и просчитывать реальный спрос на них. Ведь стоимость библиографических БД очень высока — от 1500 долларов и выше.

Однако стоять в стороне от решения проблем комплектования зарубежными компакт-дисками нельзя. Ведь, по прогнозам специалистов, через 10—15 лет до 50% всех зарубежных библиографических, реферативных, справочных, энциклопедических изданий и 25% периодики будут доступны только в электронной форме.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России