Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02(73)

Еременко Т.В.


Библиотеки университета штата Индиана

Первые итоги изучения опыта работы университетских библиотек во время стажировки автора в США в январе — мае 1995 г.

Партнерская программа между Center for Excellence in Education Indiana University и Рязанским государственным педагогическим университетом включает и сотрудничество в области библиотечного дела.

Стажировка предусматривала изучение основных направлений деятельности американской университетской библиотеки, установление профессиональных контактов с коллегами с целью обмена опытом и возможного сотрудничества и подготовительную работу по реализации гранта от Информационного агентства США (USIA). (Грант обеспечивает начальную техническую поддержку автоматизации библиотеки Рязанского государственного педагогического университета.)

Стажировка (январь — май 1995 г.) проходила в г. Блумингтоне, где расположен самый крупный кампус штата Индиана. Библиотеки кампуса образуют общую сеть Indiana University-Bloomington Libraries (IU-B Libraries), в центре которой находится Главная библиотека (Main Library). Немного неожиданной для автора этой статьи стала роль популяризатора российского библиотечного дела, так как положение и перспективы развития библиотек в нашей стране вызывали интерес у американских коллег. В Главной библиотеке сделано сообщение "Российские вузовские библиотеки на этапе перемен" с ответами на вопросы.

Изучение работы библиотек университета штата Индиана было организовано как ряд специальных встреч в отделах Главной библиотеки, ее филиалах, библиотеке Школы законов и библиотеке института Кинзи (Kinsey Institute Library). Была предоставлена возможность участвовать в работе семинаров по электронным базам данных (ERIC, OCLC's World Cat, English Poetry Full-Text Database), присутствовать на заседаниях разнообразных комитетов и советов, собраниях сотрудников библиотеки. В программу также вошло посещение библиотеки университета в Индианаполисе, регионального отделения OCLC в штате Индиана (InCOLSA) и участие в работе ежегодной международной конференции OCLC (штат Огайо). Состоялось обзорное знакомство со школой библиотечных и информационных наук (School of Library and Information Science).

Помимо официальной части программы, полезным стал опыт работы с фондами, каталогами, базами данных библиотек университета штата Индиана и публичной библиотеки г. Блумингтона (Monroe County Library) в роли обычного читателя. Он помог реально ощутить и оценить уровень комфортности библиотечного сервиса, широкий спектр предлагаемых библиотечных услуг.

Центральное место в программе по праву заняло знакомство с Главной библиотекой университета.

Main Library

Научная коллекция Главной библиотеки содержит книги и сериальные издания по гуманитарным и общественным наукам более чем на 60 языках мира. В нее входят собрания литературы по крупным национально-территориальным комплексам: Восточной Азии, Африке, Латинской Америке и странам Карибского бассейна, России и Восточной Европе; а также самостоятельные специализированные фонды справочного отдела и отдела правительственных изданий. Здесь же находится фонд различных изданий и материалов, особо выделенный для студентов младших курсов университета.

В Главной библиотеке также расположены отделы комплектования, технической обработки документов, каталогизации, медиа материалов и микроформ, читальные залы журналов и газет.

Справочный отдел (Reference Department) базируется на обширном собрании энциклопедий, словарей, атласов, библиографических изданий. Помимо традиционных носителей информации, пользователи могут поработать с машиночитаемыми базами данных, такими, как ERIC, PsycLIT, Sociofile, the MLA International Bibliography, the Social Science Citation Index, Books in Print, Dissertation Abstracts, the Catalogue of the British Library. В справочном отделе можно воспользоваться телефонными книгами городов США и тех стран, в которых университет развивает какие-либо программы, печатными каталогами важнейших американских и зарубежных библиотечных фондов, справочниками на микроформах и различными изданиями, связанными с деятельностью университета.

Отдел правительственных изданий (Goverment Publications Department) предоставляет пользователям более миллиона официальных изданий, среди которых документы федерального правительства, правительств городов, округов и штатов США, иностранных правительств и международных правительственных организаций.

В целом научная коллекция занимает восемь этажей здания Главной библиотеки. Здание выстроено по специальному проекту, и для лучшей сохранности книг в фондохранилище нет доступа дневного света.

Интересны задачи отдела, обслуживающего студентов младших курсов (Undergraduate Collections). Его сотрудники стремятся обеспечить интеллектуальный рост и развитие студентов, помогая им в идентификации, нахождении и использовании необходимой информации. В отделе собирается как фонд печатных изданий (некоторые виды справочников, журналы, книги), так и разнообразные базы данных (News Bank, WILSEARCH, Wall Street Journal On DISC, Ethnio News Watch, Lexis/Nexis и др.), предоставляется доступ к электронному каталогу; регулярно организуются специальные курсы для обучения студентов навыкам компьютерного информационного поиска. Специальная зона отведена для оборудования, помогающего пользоваться книгами и другими источниками информации лицам с различными физическими недостатками.

Медиацентр Главной библиотеки (Media Center) собирает и предлагает к использованию широкий спектр аудио- и видеоматериалов. Здесь же имеется вся нужная для их воспроизведения аппаратура.

Большой отдел микроформ (Microforms Services) обеспечивает условия хранения, просмотра и копирования микрофильмов, микрофиш, микрокарт и микропринтов.

В читальных залах Главной библиотеки (Kent Cooper Room, Newspaper Reading Room) любой посетитель может познакомиться с журналами и газетами практически всего мира.

Библиотеки кампуса

Кроме Главной в кампусе функционирует система из 15 факультетских библиотек (Branch Libraries), где фонды сформированы по отраслевому и комплексно-отраслевому признакам. Это библиотеки по биологии, бизнесу и охране окружающей среды, химии, образованию, искусству, географии, геологии, здоровью, физическому воспитанию и досугу, журналистике, музыке, медицине, оптометрии, физике, астрономии, математике и компьютерным наукам, афро-американской культуре, библиотечному делу.

В дополнение к факультетским библиотекам работают 12 филиалов в общежитиях кампуса (Halls of Residence Libraries). Кроме учебной литературы, эти филиалы имеют в своих фондах различные материалы для досуга: видео- и аудиозаписи, популярные журналы и газеты, художественную литературу.

Особое место в системе библиотек кампуса принадлежит библиотеке редких книг (Lilly Library). Это поистине сокровищница уникальных изданий и материалов, среди которых глиняные таблички из Месопотамии, датируемые 2047—2039 гг. до н.э. и 2060 г. до н.э., египетские папирусы, более 700 инкунабул (в их числе гутенберговское издание Библии), письма Джорджа Вашингтона, редкие издания Шекспира. Всего в библиотеке хранится около 400 тыс. книг и более 6 млн манускриптов.

В систему информационных ресурсов кампуса также входят: архив традиционной музыки (пластинки, фотографии, манускрипты, видеоматериалы); центр образовательных фильмов и видеозаписей, обеспечивающий потребности университета и школ штата; библиотека Школы законов; библиотека института Кинзи (собирает материалы по исследованию человеческой сексуальности, доступ предоставляется только пользователям, занимающимся научным изучением данной проблематики); библиотека Центра политических наук и архив университета.

В целом библиотеки университета штата Индиана располагают фондом около 5 млн книг, более 10 млн других материалов и подписываются более чем на 39 тыс. названий периодических изданий.

В любой библиотеке кампуса пользователь может осуществить поиск необходимой информации о книгах, журналах, газетах, видео- и аудиозаписях и других материалах по электронному каталогу библиотек университета штата Индиана (IUCAT). Через онлайновый доступ можно проводить поиск в других библиотеках как США, так и стран мира.

Основные направления изучения IU-B Libraries

Знакомство с работой IU-B Libraries, собранные печатные материалы, общение с американскими коллегами, пользовательский опыт — все это помогает формированию целостного представления о деятельности американской университетской библиотеки как особого типа библиотеки, с философией развития, выработанной многолетней практикой, присущими ей целями и задачами, специфическими особенностями структуры, управления и финансирования.

Уже в первом приближении вырисовываются различия между университетской библиотекой США и российской вузовской. Наиболее ярко такие различия проявляются в политике доступа пользователей, подходах к комплектованию фондов, уровне автоматизации библиотечных процессов и общем состоянии материально-технической базы, широком использовании небумажных носителей информации, масштабах общественной деятельности и значении библиотеки.

Изучение принципов формирования и развития университетских библиотечных коллекций, их сравнительный анализ с политикой комплектования и организации фондов в российских вузовских библиотеках подтверждают мысль о расширении сложившихся представлений об объекте комплектования, о необходимости психологической и технологической подготовки к превращению библиотеки — хранилища книг — в медиатеку.

В сегодняшней сложной финансовой ситуации для российских коллег важен американский опыт работы книготорговых организаций в структуре университета, полностью обеспечивающих студентов основными учебными изданиями. Такой путь открывает для вузовской библиотеки перспективы развития в первую очередь научных коллекций, возможность высвобождения значительных финансовых и кадровых резервов для обеспечения новых направлений ее деятельности.

Все более насущными становятся для российских вузовских библиотек потребности в зарубежных изданиях. У американских библиотекарей очень велик опыт налаживания международных контактов по книгообмену и приобретению литературы, здесь есть чему учиться. Работа с системой "Books in print", с которой уже начинают знакомиться наши библиотеки, также является перспективным направлением в изучении американского опыта. Для руководителей библиотек может стать интересной информация о распределении обязанностей по отбору и заказу литературы между отраслевыми отделами Главной библиотеки, факультетскими библиотеками и отделом комплектования; система ведения денежных взаиморасчетов, позволяющая обеспечить эффективное использование средств на приобретение изданий без ущемления интересов отдельных структурных подразделений.

С огромным интересом шло знакомство с вопросами библиотечного сервиса: организацией доступа пользователей к библиотечным ресурсам, политикой выдачи документов в зависимости от статуса абонента, системой штрафных санкций, дополнительных платных услуг и т. д. Университетская библиотека в США — место, где студенты проводят по многу часов подряд. Обеспечение удобства и эффективности такого длительного времяпрепровождения — важнейшая задача библиотекарей. Они стремятся не только предоставить своим пользователям широкий спектр информационных услуг, но и дать возможность сделать нужные компьютерные распечатки, ксерокопии, проверить электронную почту, поесть, позвонить, получить наличные деньги с банковского счета, посмотреть фильм, пообщаться с друзьями без риска нарушить тишину и получить замечание. Американскую библиотеку отличает продуманность деталей, умение организовать деятельность как посещающих библиотеку, так и ее сотрудников с максимальной результативностью. Обращают на себя внимание формы взаимосвязи библиотеки с нуждами учебного процесса: здесь у американских коллег можно найти много ценного и в ряде случаев вполне применимого в наших условиях. Достаточно упомянуть о системе так называемого преподавательского резерва (Reserve Collection): подборках книг, статей, других материалов конкретно для определенного курса и определенного преподавателя. Такие подборки создаются в Undergraduate Collections, в отделе официальных публикаций, факультетских библиотеках и филиалах в общежитиях. Они выдаются на короткое время (обычно два часа), чем обеспечивается их использование большим числом студентов. Иногда в такие подборки преподаватели включают и свои собственные материалы, не являющиеся частью библиотечных фондов.

Одним из приоритетов в осмыслении нового опыта стали проблемы автоматизации библиотечных процессов, внедрения новых информационных технологий. Отечественные специалисты в области библиотечного дела достаточно ярко представляют себе современную библиотеку с электронным каталогом и машиночитаемыми базами данных, доступом к ресурсам Интернет, баркодами на книгах и других документах, компьютеризованной выдачей и системой защиты изданий от выноса из библиотек. Но эти представления получены из печати или личного знакомства с зарубежным опытом. В России, к сожалению, пока нет ни одной полностью автоматизированной библиотеки, которая могла бы служить примером для наших практиков. Поэтому непосредственное наблюдение за работой различных отделов университетской библиотеки стало своеобразным "обучением с азов". Примером может служить подробное изучение процесса электронной каталогизации — как с использованием онлайнового доступа к сводному каталогу OCLC, так и с применением оригинальной каталогизации в специальном отделе Главной библиотеки. Ценная информация получена при знакомстве с программой ретроспективной конверсии карточного каталога библиотек университета штата Индиана в машиночитаемую форму и с работой службы ретроспективной конверсии в структуре OCLC. Общее представление о "шагах автоматизации" дали чрезвычайно интересные встречи со специалистами по автоматизации в Главной библиотеке, посещение компьютерного центра университета.

Вопрос о возможности применения полученного опыта заслуживает отдельного, более детального рассмотрения. Сейчас же хочется отметить то, что показалось наиболее важным и пока не характерно для работ по автоматизации в российских вузовских библиотеках: американская библиотека окружена многочисленными квалифицированными помощниками и партнерами, которые берут на себя ряд задач и выполняют их на высоком профессиональном уровне, обеспечивают постоянный контроль за соблюдением стандартов при создании баз данных, что гарантирует качество информационных услуг и продуктов.

Большое внимание в университетской библиотеке США уделяется службе МБА, которая активно действует как внутри страны, так и в международных масштабах. Умело кооперируя свои усилия по комплектованию фондов, американские библиотекари полагаются на эффективно работающую систему МБА для удовлетворения практически любого запроса своих потребителей. Автоматизация службы МБА, использование, в частности, услуг OCLC позволяют американским университетским библиотекам с каждым годом выполнять все большее число запросов и тем самым компенсировать постоянное уменьшение (в процентном соотношении) средств, выделяемых на приобретение новой литературы. Доступность, оперативность и качество услуг МБА расширяют границы библиотечных фондов одного университета до границ страны и мира в целом. Этот опыт может быть востребован сейчас вузовскими библиотеками России, испытывающими огромные трудности в комплектовании. Хорошо действующий МБА — это один из способов удовлетворить информационные потребности вузовской библиотеки и снизить отрицательную роль неизбежных в сегодняшних условиях лакун.

Знакомство с современными взглядами американских коллег на проблемы сохранности книг также представляло несомненный интерес. Однако для рядовой российской библиотеки уровень решения этих проблем пока еще реально не достижим, так как условия хранения библиотечных фондов в университетских библиотеках США резко отличаются от тех, в которых привыкли работать наши сотрудники. Говорить о прямой трансляции такого опыта в российскую практику еще рано. Но уже сейчас необходимо теоретическое освоение подходов и методик сохранности библиотечных коллекций, разрабатываемых американскими коллегами. Это позволит в будущем выбрать наиболее эффективные, проверенные пути решения вопроса.

Интересно было познакомиться с кадровой политикой в университетских библиотеках США. Ее формированию здесь уделяют много внимания, она является весьма гибкой по разнообразию форм приема на работу, оплаты труда, оценке профессионального уровня сотрудников и т. д. Служебные отношения между отдельными категориями работников библиотеки детально регламентируются целым комплексом специально созданных документов внутреннего пользования. Любой сотрудник четко представляет свое место в библиотечной иерархии и твердо знает, в какой комитет или совет, к кому из членов библиотечной администрации ему следует обращаться с той или иной проблемой. Вообще поучительна практика проведения американскими библиотекарями заседаний различных комитетов, комиссий, советов, общих собраний сотрудников. Процедурная сторона отработана практически безукоризненно, что, однако, не мешает вполне демократической, раскованной атмосфере большинства подобных мероприятий.

Полезно и знакомство с принципами формирования библиотечного бюджета. Это — один из важнейших аспектов жизнедеятельности американской библиотеки. От умения считать и правильно вкладывать деньги зависит без преувеличения судьба библиотеки в плане ее конкурентоспособности на рынке информационных продуктов и услуг.

Перечень направлений, представляющих интерес и значимость для исследования, можно продолжить. Это и политика выделения и развития факультетских библиотек в их взаимосвязи с Главной библиотекой, и вопросы библиотечной рекламы, и роль ведущих специалистов университетской библиотеки в подготовке магистров библиотечных и информационных наук, и многое другое. У американских коллег есть чему поучиться и по-хорошему позавидовать. Главный же итог, к которому подводит знакомство с деятельностью UI-B Libraries — обеспечить прогресс своей работы в будущем, гарантировать само это будущее в качестве полноправных членов мирового информационного и библиотечного сообщества вузовские библиотеки России могут только путем кооперации своих усилий, разграничения функций по выполнению различных задач, совместного обсуждения и разрешения профессиональных проблем, реализации общих проектов и программ.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России