Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 028.8

Белых Л.В.


От массовой работы к пропаганде книги

В одном из первых учебников по работе с читателями под редакцией В.Ф. Сахарова сказано, что массовой работой библиотеки называют совокупность методов и форм пропаганды книги, рассчитанных на одновременный охват большого количества читателей или групп населения.

Времена, как известно, с тех пор изменились. Не пора ли в этом определении изменить акценты в сторону пропаганды книги — материального носителя духовной культуры общества?

В том же учебнике есть еще одна знаменательная фраза о том, что "новое содержание массовой работы в советских библиотеках сложилось в борьбе со старыми культурническими традициями, с попытками отдельных библиотекарей поставить библиотеку вне политики".

Воистину: все новое — хорошо забытое старое, и сегодня библиотеки из идеологических учреждений становятся центрами пропаганды культуры.

В свое время в библиотеке Бурятского государственного педагогического института, на базе которого открыт наш университет, успешно функционировал сектор массовой работы. Новое время и новый статус вуза поставили перед библиотекой вопрос о необходимости поиска новых форм работы с читателями. С этой целью в библиотеке Бурятского государственного университета создан сектор пропаганды книги.

Фонд сектора содержит методическую литературу по теории воспитательной работы, в помощь педагогической практике студентов, а также литературу, способствующую развитию интеллектуальных и творческих способностей читателей. Кроме того, сектором ведутся: картотека иллюстративных материалов, картотека "Новые идеи и темы к выставкам и обзорам", картотека контроля за проведением книжных выставок и обзоров в библиотеке университета.

Возвращаясь к проблемам высшего образования, мы хотим заострить внимание на задачах гуманизации образования, вышедших сейчас на первый план. При этом предполагается введение специальных дисциплин и гуманитарно ориентированное преподавание технических и общеобразовательных предметов. Широкое понимание гуманизации означает еще и создание условий, обеспечивающих сохранение личностных свойств, возможность существования человека в гармонии с окружающей средой, комфортности пребывания в техногенной сфере. И в этом смысле мероприятия, предлагаемые вузовскими библиотеками, остаются пока невостребованными. Несмотря на это, мы считаем необходимым максимально расширить сферу своей деятельности по пропаганде книги, культурного наследия общества всеми имеющимися средствами.

В 1996 г. сектором разработан тематический план мероприятий по пропаганде книги. Цель плана — широкая реклама деятельности библиотеки по пропаганде нравственных идеалов, развитию творческого потенциала и эстетических вкусов студенческой молодежи. Более всего эта задача актуальна для технических факультетов, что позволит выпускать из университета не только специалистов высокого класса, но и универсально образованную интеллигенцию, знающую свои исторические корни, любящую литературу и поэзию, понимающую музыку и живопись.

Тематический план работы предлагает различные формы пропаганды книги: тематические и информационные обзоры, тематические лекции-обзоры, диспуты и дискуссии, конкурсы, литературные вечера и др.

К сожалению, библиотека пока не находит должного понимания со стороны преподавателей университета, по-прежнему предпочитающих ограничивать студентов рамками своих учебных курсов и программ. Но просветительские цели по пропаганде книги, духовной культуры никогда не были легкими — это кропотливая работа и не дающая мгновенных результатов.

Пропаганде книги в наследство от массовой работы достался весь комплекс положительных и отрицательных моментов. Не однажды задавался вопрос: нужна ли сейчас библиотеке массовая работа? Мы предлагаем продолжить эту дискуссию на страницах нашего профессионального сборника, имея в виду не только изменение названия, но и содержание работы, а также обмен опытом по новым формам и методам пропаганды книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. Бунге Н. О современном направлении русских университетов и о потребностях высшего образования // Высш. образование в России. 1994. № 2. С. 129—135.
  2. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Гуманизация образования в техническом вузе // Высш. образование в России. 1994. № 1. С. 124—125.
  3. Работа с читателями: Учебник для студ. библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Под ред. В.Ф. Сахарова. 3-е изд. М.: Книга, 1981. 296 с.
  4. Шмидт С.О. Гуманизирующий потенциал краеведения // Высш. образование в России. 1992. № 3. С. 56—59.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России