Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56

Майстрович Т.В.


Возможности использования оптических компакт-дисков в библиотеках

Вопросу автоматизации библиотек уделялось, уделяется и будет уделяться... внимание. Однако даже там, где этого внимания вполне достаточно, все-таки под автоматизацией вольно или невольно понималась автоматизация библиотечных процессов, иными словами, к ней подходили с точки зрения внутрибиблиотечной технологии, а не предоставления читателям компьютерных благ конца ХХ в. Чаще всего говорят об электронном каталоге, автоматизированной обработке новых поступлений и т. д. О нужности подобных мероприятий спорить не приходится. Под сомнение можно поставить лишь приоритеты, по которым в настоящее время пользователи библиотек могут ощутить влияние научно-технического прогресса только по доступности к электронному каталогу (если очень повезет).

Однако показать своим пользователям, что в культуре, науке, информации происходят глобальные изменения, может любая библиотека — от национальной до сельского филиала, потому что для этого и той и другой нужно всего-навсего поставить компьютер в доступном для читателей месте и купить оптические компакт-диски. Но чтобы решиться на такой отчаянный шаг, как покупка компьютера и CD—ROM, да еще осчастливить этим своих потенциально потрясенных читателей, надо хорошо осознавать все сопряженные с такой акцией проблемы. В первую очередь важно понять, что такое оптический компакт-диск, что может, а чего не может дать его использование библиотекам.

Рискну повторить уже многим известное, но очень хочется верить, что этот материал будет читаться не только коллегами, для которых это уже скучно, но и теми, для кого все сказанное — не совсем привычные понятия.

Оптический компакт-диск, или иначе CD—ROM, является в настоящее время наиболее распространенным машиночитаемым носителем информации. ROM — это аббревиатура, обозначающая важную особенность именно этого пластикового кружочка — Read Only Memory — с него можно только считывать информацию и нельзя ничего добавить. Лазерная запись осуществляется однократно, но может храниться практически вечно и считываться неограниченное число раз.

Весьма значительную часть CD—ROM составляют мультимедийные диски, что и раскрывает их возможности — привлечение множества разнообразных средств фиксации и передачи информации. Как правило, хорошо сделанный CD—ROM являет собой синтез текста, графических иллюстраций, звуковых примеров и комментариев, видеофрагментов, анимации и мультипликации, логических связей между элементами (прежде всего это система поиска информации), компьютерных программ (на основе чего все это делается и показывается).

Вышеперечисленный набор компонентов не всегда присутствует во всех CD—ROM. Например, в библиографических базах данных, очевидно, несущественно присутствие звука и видеоизображения, зато основная роль отводится возможностям поиска информации по различным параметрам (кстати сказать, библиографические базы и не относятся к мультимедийным продуктам). Понятно, что использование подобных дисков в библиотеках не вызывает особых трудностей, поскольку они естественны для такой традиционной работы, как справочно-библиографическое обслуживание.

Надо заметить, что отечественные библиографические базы данных на CD—ROM немногочисленны — это библиография по общественным и гуманитарным наукам ИНИОН, "Books in print" — Книги в печати РКП, каталог библиотеки МГУ, библиография научно-технической литературы ГПНТБ России, медицинская библиография ГЦНМБ. Все они ориентированы на использование в научных целях, следовательно, наиболее полезны для научных и специальных библиотек. Пожалуй, только CD—ROM ИНИОН может найти использование в публичной библиотеке благодаря своему содержанию и доступности значительной части представленных книг и журналов.

За рубежом существуют десятки тысяч библиографических баз данных различной тематики и достаточно глубокого хронологического охвата (например, БД по математике MathSciDisc включает публикации с 1940 г., а одна из баз по геологии — с 1875 г.). Особого внимания заслуживает продукция фирмы EBSCO, которая выпускает библиографические базы данных на CD—ROM для школ, колледжей и публичных библиотек. В них отбираются публикации соответствующего уровня, сопровождаемые рефератами, а в некоторых случаях приводятся и полные тексты статей.

Еще одним видом электронного издания, безусловно, интересным для библиотек, являются энциклопедии. Как правило, тексты статей сопровождаются видеоизображениями, звуковыми комментариями, анимационными схемами и т. д. Достаточно много электронных энциклопедий имеют гипертекстовые ссылки, позволяющие переходить от одной статьи к другой, не удаляясь от основной тематики запроса.

Энциклопедий на CD—ROM уже достаточно много. Этот тип изданий довольно быстро пополняется, поэтому трудно давать однозначные рекомендации по приобретению конкретных названий. На мой взгляд, основными критериями отбора энциклопедий должны быть полнота их словника, удобный и понятный пользовательский интерфейс и, конечно, максимальный набор поисковых возможностей. Именно при условии хорошо организованного поиска электронные энциклопедии могут стать принципиально новыми изданиями по сравнению с печатным вариантом. Однако мне пришлось видеть отечественную энциклопедию, где ничего нельзя было найти ни по ключевому слову, ни по слову из контекста статьи, а был возможен лишь перебор экранов в рамках тематических разделов.

Электронные энциклопедии, как и их печатные собратья, могут быть универсальными ("Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", энциклопедия "Россия"), отраслевыми, краеведческими ("Владимир — 1000 лет", "Самара: культура провинции", "Симбирск"). Возможности их применения в справочной работе однозначны. Но, поскольку энциклопедии на CD—ROM используют максимальный спектр мультимедийных возможностей — звук, видео, текст, то эффективным будет их использование в групповых мероприятиях и предоставление для индивидуальной работы читателей.

Группу энциклопедий дополняют биографические справочники. Среди них я бы выделила справочники культурологического характера, привлекающие разнообразный исторический материал. Мне представляется интересным проект фирмы "Kami" по созданию диска "М.И. Глинка и его время". Предполагается использовать все возможности мультимедийных технологий и объединить текст, графику и, конечно, музыку для создания образа целой эпохи.

Если библиотека стремится развивать свою деятельность в помощь образованию (особенно это касается библиотек при учебных заведениях), то в ее работе полезными будут CD—ROM с обучающими программами.

Среди обучающих программ пока значительно преобладают учебники иностранных языков для различных возрастов и уровней обучения. Однако стали выходить и диски, касающиеся других областей, например "Математическая школа", "Анатомия компьютера", "Электронный репетитор по русскому языку", "Автокурсы", "Физика в картинках", "Уроки математики", "Уроки физики", "Уроки геометрии". К обучающим программам можно отнести и деловые игры (например "Брокер" позволяет получить сведения по основам работы на фондовой бирже и языку брокерских жестов).

Мне особенно симпатичны развивающие детские игры фирмы "Nikita", "Путешествие по Европе" и "Анатомик". Результатом пребывания у нас дома последней игры стало поголовное овладение анатомическими подробностями и посрамление одной из имеющих место точек зрения, что компьютер отвлекает детей от чтения. (Мой десятилетний сын, охваченный азартом прохождения очередного уровня в игре, перечитал всю детскую энциклопедию, нашел в ней множество отставаний от достижений науки и потребовал снабдить его книгами, соответствующими современным воззрениям на строение человека.)

Несомненно, обучающие программы эффективны, поскольку позволяют получить сведения о предмете не только с помощью текста, но и с привлечением звука и видеоизображения. Это принципиально важно, поскольку известно, что именно включение нескольких каналов получения информации дает максимальный эффект при усвоении материала.

Однако, как ни ценны обучающие CD—ROM, библиотекам приходится считаться с тем, что это, в общем-то, материал индивидуального пользования, поскольку предполагает диалог с компьютером в процессе обучения.

Использование обучающих программ группой лиц требует синхронизации их темпов прохождения материала. Современные средства позволяют организовать доступ к одному обучающему CD—ROM сразу нескольких пользователей в независимом режиме, однако технические проблемы выходят за рамки нашего разговора.

Для библиотек, чьи пользователи активно работают с иноязычными текстами, небесполезны языковые электронные словари. Их достаточно много и в принципе они мало чем отличаются друг от друга, так как создаются с одной целью — дать возможность, не расставаясь с текстом, быстро получить на экране значение выпавшего из памяти слова. Следует отметить серию словарей Polyglossum, во-первых, потому что они вышли в серьезном издательстве "Энциклопедические и технические словари", а, во-вторых, они построены по единой методике, а значит, при переходе от одного к другому не придется привыкать к новому интерфейсу.

Особенно хочется обратить внимание на оптические компакт-диски, представляющие собой путеводители по городам и музеям. Не буду их перечислять. Скажу только, что для многих это единственная возможность в удобном для себя темпе, с остановками и возвращениями побывать в городах своей мечты. Да, конечно, есть телевизор, но он диктует свои условия, а здесь можно "гулять" вполне самостоятельно. Если среди пользователей библиотеки есть дети, то дайте им почувствовать, как огромен и прекрасен мир, в котором они живут!

В этом же направлении могут использоваться и художественные альбомы на CD—ROM. Есть издательства, специализирующиеся в данном направлении и приступившие к выпуску целых серий. Например, фирма "АртИнфо" уже выпустила два диска, посвященных современному изобразительному искусству России, Казахстана, Украины, Грузии, Азербайджана, Молдавии, Израиля и Франции. Эти издания ценны еще и тем, что многие из представленных в них авторов не имеют индивидуальных альбомов, и любители искусства могут познакомиться подробно с их творчеством только при помощи CD—ROM. Вся серия будет состоять из девяти томов.

Использование CD—ROM с турами и альбомами по искусству особенно важно в регионах, не богатых музеями и другими очагами культуры. Библиотеки могут привлекать их для проведения групповых мероприятий, для школьных занятий и предоставлять для индивидуального просмотра.

Уже этот, далеко не полный обзор оптических компакт-дисков, показывает, что библиотекам надо вырабатывать политику их комплектования на основании определенных критериев отбора. Кроме того, быстрое развитие компьютерных технологий приводит к появлению более качественных электронных изданий, а предыдущие становятся неинтересными (что не происходит с книгами). Помимо этого, названия дисков мало что могут сказать библиотекарям, поскольку достоинства и недостатки конкретного CD—ROM проявляются только в работе и в сравнении с аналогичными изданиями.

Все эти трудности учла московская библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, которая активно помогает библиотекам освоиться с электронными носителями. Существующий при библиотеке информационно-консультационный центр (ИНКОЦентр) не только проводит семинары по таким актуальным проблемам, как организация работы пользователей с оптическими компакт-дисками, обзоры отечественных и зарубежных CD—ROM, источники информации о CD—ROM. Возможно издание в недалеком будущем пособия для библиотек, работающих с компакт-дисками.

Помимо просветительской работы ИНКОЦентр помогает библиотекам отобрать и приобрести нужные CD—ROM, налаживая связи с их производителями и организовав своего рода демонстрационный зал, где сотрудники библиотек имеют возможность поработать с интересующим изданием.

ИНКОЦентр готов делиться информацией и дисками не только с московскими библиотеками; отработан механизм предоставления рекомендаций и реализации заказов библиотек на оптические компакт-диски.

Если Вы ощущаете необходимость какой-либо помощи, обратитесь в ИНКОЦентр Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева по адресу Москва, Большой Кисельный пер., д. 16. Телефон/Факс — (095) 925-60-18.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России