Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:378+02.001.5

Столяров Ю.Н.


Обучение библиотековедов научным методам
исследований: опыт России

Теперь, после публикации Р. Пауэлла есть представление об обучении методам научных исследований в США. А как обстоит дело с аналогичным вопросом в нашей стране?

Несмотря на то, что в России ежегодно выпускаются до 50—70 аспирантов и соискателей, их специально методам научных исследований долгое время не обучали. Считалось, что они должны овладеть ими сами, при направляющей роли научных руководителей. Существовала резкая диспропорция в отношении к студентам и аспирантам. Если на первых смотрели, по выражению Н.К. Крупской, как на птенцов, которым профессор должен положить в разинутый клювик полностью разжеванную пищу, то вторых бросали в научную пучину без всякой подготовки. Выплывут, значит, станут учеными. Пойдут на дно — туда им и дорога, какие же они ученые?! Даже к кандидатским экзаменам аспиранты готовились без программ — в лучшем случае по спискам литературы. Курс "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" был введен в Московском государственном институте культуры в середине 1970-х гг. при, как ни странно, противодействии авторитетных деятелей библиотековедения и библиографоведения, ратовавших за полную самостоятельность молодых исследователей. О наличии подобных курсов за рубежом в то время никто не имел ни малейшего представления.

Тем не менее владению методами научных исследований всегда придавалось большое значение. До конца 1980-х гг. действовало квалификационное требование, обязывающее диссертанта обосновать, почему он применяет именно избранный метод исследования. Кроме того, диссертант был обязан доказать правомерность методологического подхода (исходного философского пункта) своей темы.

Высокие требования к диссертациям вытекают из государственной научной политики.

В отличие от многих зарубежных стран в СНГ аттестации научных кадров придается государственное значение. Как известно, в России действует Государственный высший аттестационный комитет (ВАК), в других республиках — аналогичные государственные учреждения. ВАК устанавливает единые квалификационные требования к диссертациям по всем специальностям. Они начали вырабатываться еще в дореволюционной России. Система научной аттестации существует у нас около 200 лет и постоянно шлифуется, что, собственно, и служит залогом высоких и единообразных требований к диссертациям. Советского (российского) кандидата наук общепринято в мире приравнивать к зарубежному доктору, а эквивалент нашему доктору наук в большинстве стран просто отсутствует.

К защите диссертации соискатель допускается только после сдачи ряда экзаменов кандидатского минимума. Среди них большое значение придается философии и специальной дисциплине. Многие всеобщие и общенаучные методы изучаются в философских курсах, которые осваиваются аспирантами самостоятельно или с помощью самых опытных профессоров-философов. Надо заметить, что философия является неотъемлемой составной частью любого высшего образования. Ее изучение предусмотрено государственным образовательным стандартом и по ней в обязательном порядке сдается выпускной государственный экзамен. Конечно, кроме методов, каждый аспирант должен знать основные категории и законы философии, историю философской мысли и многое другое.

Чтобы подтвердить усвоение философских знаний, аспиранты пишут рефераты, которые, как правило, представляют их исследовательскую тему в философском осмыслении. После этого сдаются кандидатские экзамены по философии.

Поскольку философские программы унифицированы для всех высших учебных заведений, соискатель ученой степени имеет право сдать их в любом городе, любом вузе, что особенно удобно для тех, кто ведет исследовательскую работу без отрыва от производства.

Овладение более частными методами научных исследований осуществляется в ходе подготовки еще к одному экзамену — по специальности "Библиотековедение и библиографоведение", программа которой включает обширный круг вопросов общего характера. Большое место среди них занимают и те, о которых идет речь в данном случае. Аспирант должен различать понятия "теория" и "методология", ориентироваться в собирательном значении методологии в отличие от суммы частных познавательных методов. Он должен владеть классификацией методов библиотековедческого исследования и уметь обосновать, почему для своей диссертации избирает тот или иной метод.

Узким частнонаучным методом, используемым в конкретной работе, или их суммой аспирант овладевает, как правило, либо самостоятельно, либо под руководством своего научного шефа.

В СССР программы кандидатских экзаменов разрабатывались головными учебными заведениями. Так, МГУ отвечал за программу по философии, МГИК (теперь МГУК) — за программу по библиотековедению и библиографоведению. Утверждались программы централизованно — этим ведал ВАК. Сейчас вузам предоставлено больше свободы, но они, как правило, по-прежнему берут за основу программы, разрабатываемые головными вузами.

Разработке вопросов библиотековедческой методологии уделяется столь большое внимание, что ей посвящены монография, учебное пособие, докторская диссертация В.С. Крейденко, не считая многочисленных статей1.

Перечисленными программами дело не ограничивается. Вот уже около 20 лет МГУК, а следом за ним другие вузы культуры ведут курс "Организация и методика научно-исследовательской и педагогической деятельности". Программа рассчитана на 76 часов только аудиторных занятий (т. е. не считая самостоятельных). Она ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей к научно-исследовательской и преподавательской работе. В первой своей части она помогает выбрать тему научного исследования, собрать по ней необходимый теоретический и эмпирический материал, обработать его и суметь публично защитить.

Расскажу о содержании этой программы более подробно.

Вначале освещается значение науки для общественного прогресса, история аттестации научных кадров в мире, начиная с XII в. (Италия). Конечно, основное внимание уделяется отечественному опыту. Разъясняется государственная политика в области подготовки научно-педагогических кадров, раскрывается социально-профессиональный портрет молодого научного работника. Аспирант узнает, как организована защита диссертаций, какими правами и обязанностями он обладает.

Затем объясняется, что такое наука, какие функции она выполняет, что такое диссертация как научная работа. Аспирант должен представлять уровень государственных требований к диссертации как квалификационной работе. Тут детально разбираются такие понятия, как суть научной задачи, соотношение проблемы, темы и заглавия диссертации, ее предмета, структуры. Актуальность, историография, научная новизна и теоретическая значимость, практическая ценность, гипотеза исследования, положения, результаты и другие квалификационные требования разъясняются здесь очень основательно, потому что именно по ним оценивают качество проделанной исследователем работы.

Вот здесь-то и раскрываются основные методы научного исследования. Дается классификация методов и подходов по различным признакам — по стадиям исследовательской деятельности, по отношению к степени общности и иные, а также представление о системном и деятельностном подходе и методе историзма. Логическому методу уделяется особое внимание, ведь известно: там, где нет логики, нет и науки. Помимо лекций проводятся практические занятия, выполняются домашние работы.

Затем освещаются группы эмпирических и эвристических методов. Речь идет о методах сравнения, анализа и синтеза, аналогии, моделирования, экстраполяции, наблюдения, анкетирования, интервьюирования, эксперимента, контент-анализа и многих других. К слову, то, что наши американские коллеги научными методами не считают (интуицию, вспышки подсознания и др. — см. статью Р. Пауэлла), мы вводим в классификационный ряд, относя к эвристическим способам исследования, столь же правомерным, как и группа рациональных методов.

Мы убеждены, что прежде чем остановиться на каком-либо из методов, аспирант должен в большей или меньшей мере владеть каждым из них. Мы исходим из того, что данными методами должны в равной степени владеть аспиранты, готовящиеся стать специалистами в области культурологии, эстетики, книговедения, библиотековедения и библиографоведения и т. д. Поэтому описываемый курс равно обязателен для всех них. Примечательно, что когда в одной аудитории собираются представители столь разных дисциплин, общение между ними оказывается наиболее интересным и плодотворным, особенно когда они убеждаются, что один и тот же метод может применяться, например, и в музыкальной педагогике, и в исследовании автоматизированной библиотечной системы.

Мы считаем, что аспиранту следует помочь не только в том, чтобы он умел ориентироваться в методах научного исследования. Ему надо всячески облегчить поиск нужного материала, его обработку и представление в виде научной публикации. Методика этой — организационной — стороны научной деятельности тоже занимает в программе видное место.

Поскольку в науку приходят люди относительно молодые, мало искушенные в служебных межличностных отношениях, им читается тема "Этические нормы в науке" — о взаимоотношениях с научным руководителем и научным коллективом, коллегами. Объясняются требования научной объективности, добросовестности, гражданского мужества и ответственности перед обществом, научной скромности, научного честолюбия, права на ошибку и т. д. Аспиранты учатся вести научную полемику, обсуждают вопросы авторитета ученого, решают практические этические задачи.

В программе есть тема "Психология научного творчества". Здесь исследователи учатся строить свой рабочий день, сочетать труд с отдыхом, получают знания о том, как вести себя при снижении творческой активности, особенно обстоятельно изучают явление так называемого защитного синдрома, чреватого угрозой здоровью и даже жизни ученого.

Даются советы по превращению черновых записей в окончательный текст диссертации, т. е. умение приводить их в систему, редактировать, соблюдать стандарты СИБИД. Аспирант узнает, как готовиться к предварительной экспертизе научной работы, как защищать свои результаты и положения, как дорабатывать диссертацию по замечаниям, как вести себя во время защиты, как готовить необходимую документацию и т. п. Непосвященным все эти вопросы представляются невероятной рутиной, но аспирантам неоткуда взять нужные сведения, и они положительно реагируют на эти темы, задают в процессе их освоения много вопросов, позволяя тем самым постоянно корректировать содержание методических советов.

Диссертант должен не только написать научный труд, но и достойно его защитить. Выступая как докладчик, он входит в область риторики и связанных с ней дисциплин. В роли ораторов, а также — параллельно или впоследствии — в роли педагогов выступают практически все аспиранты. Поэтому описываемый курс кончается разделом "Имидж оратора". Диссертанта, преподавателя учат готовиться к устному творчеству: составлять план, тезисы выступления, подбирать исходные материалы для него; изучать будущее рабочее место, аудиторию; ставить перед собой задачу и сверхзадачу. Здесь же дается методика невербального общения с аудиторией, где рассматриваются требования к внешнему виду оратора, его манерам, мимике, жестикуляции, умению следить за состоянием аудитории, управлять ее вниманием и настроением и т. д.

Не менее важное место уделяется методам вербального общения с аудиторией, особенно логичности, ясности, доходчивости, точности, нормативности, выразительности (дикции, тону, интонации, тембру, темпу, образности) устной речи.

Заканчивается этот раздел раскрытием методики обратной связи с аудиторией.

Аспиранты, сдавшие зачет по этому курсу и экзамены кандидатского минимума, прошедшие педагогический практикум (т. е. проработавшие определенное количество часов как лекторы, ассистенты в студенческой аудитории), аттестуются в качестве педагогов-исследователей и имеют право по истечении трех лет после окончания аспирантуры претендовать на ученое звание доцента безотносительно к факту защиты диссертации. В наших вузах велика доля преподавателей без ученой степени, но это не означает, что они не владеют методами научных исследований.

В довершение всего аспирантам преподаются методы научного исследования, применяемые в педагогическом процессе. Поскольку библиотековеды, библиографоведы получают ученую степень кандидатов педагогических наук (почему именно эту степень, насколько это правомерно — вопрос особый), они сдают дополнительный кандидатский экзамен по педагогике. На правах спецкурсов по выбору, т. е. факультативно им читаются такие дисциплины, как "Научное редактирование", "Информационный поиск", "Библиотечно-библиографическая культура", "Конкретно-социологические методы исследования" и т. п.

Вот какой объем знаний и навыков по методам научной работы в общей сложности получает аспирант в России. Не говорю: российский аспирант, потому что у нас обучаются аспиранты из других государств Содружества, а также из стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

Постепенно вслед за МГУК курс "Организация и методика научно-исследовательской и педагогической деятельности" в том или ином объеме начали вводить на тех библиотечных факультетах, которые имеют право приема аспирантов (С.-Петербург, Краснодар, Самара и др.; Киев, Харьков — на Украине).

Не вижу необходимости сравнивать постановку преподавания этих курсов в России и США. Вижу лишь, что при всех различиях в постановке курсов во многом мы движемся в одном направлении. Что и естественно: наука интернациональна или космополитична (выбирайте сами более подходящий вам термин), поэтому использует не только примерно одинаковый набор методов, но и примерно одинаковый подход в обучении этим методам. Могу отметить как положительное отличие то, что у наших американских коллег больше конкретики и полноты в освещении отдельных методов, больше стройности, меньше дублирования в содержании курсов, чем у нас. Интересен и наукометрический анализ диссертаций с точки зрения применяемых в них методов, о котором рассказано в статье Р. Пауэлла — мы до этого еще не додумались.

Рад, что публикуемая статья раскрывает доселе неизвестную нам область американского библиотековедения. Хотелось бы пожелать нашим коллегам успехов на ниве просвещения молодых ученых-библиотековедов.

1 См., напр.: Библиотековедческие исследования: Методология и методика. М.: Книга, 1978. 248 с.; Крейденко В.С. Библиотечные исследования: Науч. основы: Учеб. пособие. М.: Книга, 1983. 143 с.; Крейденко В.С. Методология и методика научного исследования: Учеб. пособие. Л., 1977. 81 с.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России