Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.6:362.41

Диянская Г.П.


Развитие сети специальных библиотек для слепых в современных условиях

В 1953 г. по решению Совета Министров РСФСР начала создаваться государственная сеть специальных библиотек для слепых. В рамках единой сети библиотеки объединены для наиболее полного и экономичного удовлетворения информационных потребностей пользователей и эффективного использования ресурсов. Взаимодействие включает все основные направления деятельности библиотек (комплектование фондов, обслуживание читателей, справочно-библиографическую, научно-методическую и исследовательскую работу). Сеть библиотек должна обеспечивать равноценность и равномерность библиотечно-информационного обеспечения инвалидов по зрению на территории всей страны.

Деятельность российских библиотек для слепых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О библиотечном деле" (1994 г.), который провозглашает государственный протекционизм в деле создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей. В законе, в частности, предусматривается поддержка и финансирование библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, к которым относятся инвалиды (статья 14).

В настоящее время в сеть входят 70 региональных библиотек и Российская государственная библиотека для слепых (РГБС) в Москве — самая крупная специализированная библиотека, научно-методический, консультативный и научно-исследовательский центр федерального значения. В общей сложности библиотеками сети пользуются 150 тыс. незрячих читателей. Учредителями региональных библиотек являются комитеты по культуре области или края, министерства культуры национальных республик, которые обеспечивают финансирование библиотек в соответствии с их статусом и объемом деятельности.

На региональном уровне библиотека для слепых представляет собой централизованную систему — структурно-целостное образование, которое решает проблемы кооперации и взаимодействия в пределах административной территории. Кооперация строится на принципе добровольности, что дает возможность вступать в региональные системы и выходить из них в любое время. Центральная библиотека для слепых находится в главном городе региона и предоставляет свои услуги всем незрячим жителям области, края, республики. Она является главным хранилищем региона изданий для слепых, информационным, образовательным и культурным центром для инвалидов по зрению. Обслуживание осуществляется через систему филиалов и библиотечных пунктов, путем пересылки книг по почте и доставки на дом людям, которые не могут посещать библиотеку. Одним из основных принципов является доведение книги до каждого слепого и слабовидящего человека, желающего читать, и приближение книги к местам проживания, учебы и отдыха инвалидов по зрению.

Изменения, происходящие на макроуровне, оказывают влияние на все отрасли, в том числе библиотечную. Если до 1990-х гг. существовали жесткие нормативы, контроль, единая структура и нормативно-правовая база, определяемые из центра, то в настоящее время регионы разрабатывают самостоятельную культурную политику. Во многих областях (краях, республиках) приняты или разрабатываются собственные законы о библиотечном деле, программы библиотечного обслуживания инвалидов, возлагающие определенные функции и обязанности и на специальные библиотеки для слепых. Значение региональных законов и других документов состоит прежде всего в том, что они отражают специфические и наиболее важные для региона проблемы развития библиотечного дела, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.

Региональные библиотеки для слепых активно вовлекаются в единую территориальную библиотечную систему, постепенно преодолевая изоляцию (имеется в виду, что инвалидам, учреждениям и организациям, занимающимся проблемами инвалидности, в прошлом не уделялось должного внимания; они рассматривались как нечто "особое", специфическое, не характерное для общества). Происходят положительные, на наш взгляд, изменения в структуре библиотек: создаются центры по работе с детьми, культурные центры для инвалидов, компьютерные центры, различные клубы. Если раньше на введение дополнительной штатной единицы требовалось разрешение Министерства культуры РСФСР, то теперь регионы сами определяют кадровую политику, и в библиотеках наряду с профессиональными библиотекарями работают инженеры-программисты, инженеры по звукозаписи, педагоги, психологи, что позволяет вести работу с читателями на более высоком уровне.

Расширяются и функции библиотек для слепых: они постепенно вовлекают в сферу своей деятельности другие категории инвалидов, которые по разным причинам не могут пользоваться обычными библиотеками. Важной задачей становится сохранение статуса библиотек для слепых как региональных центров и предотвращение попыток передать их, например в ведение муниципальных властей (как это было в Новгороде). В таком случае может нарушиться сложившаяся региональная система, что негативно скажется на уровне библиотечно-информационного обеспечения незрячих жителей небольших городов и сельской местности, где нет специальных библиотек.

Тенденции развития региональных библиотек для слепых стали предметом постоянного и внимательного изучения специалистов РГБС, так как только на основе тщательного анализа истории, состояния и перспектив их деятельности возможно прогнозирование перспектив развития сети. Кроме того, РГБС как головная библиотека должна взаимодействовать с региональной сетью и строить такую политику взаимоотношений, которая отвечала бы интересам библиотек и пользователей. Задача эта непростая, особенно сейчас, в условиях самостоятельности регионов.

Отказавшись от контролирующих функций, РГБС строит отношения с региональными библиотеками на основе партнерства и сотрудничества. Основными своими задачами она считает повышение авторитета сети библиотек для слепых, защиту и представление их интересов на федеральном уровне, перед законодательными и исполнительными органами власти. По результатам анализа статистических и фактических данных, получаемых ежегодно из региональных библиотек, специалисты РГБС готовят аналитические материалы; разрабатывают предложения для властных структур по улучшению книгоиздания литературы на специальных носителях, обеспечения библиотек тифлотехническими средствами и оборудованием, подготовке и непрерывному образованию библиотечных специалистов и др. Подобные вопросы должны решаться централизованно. Такая тенденция характерна для всех развитых стран. Это связано с тем, что литература для слепых выпускается небольшими тиражами, а технические средства — малыми партиями, поэтому централизованное производство считается экономически выгодным. То же касается подготовки и повышения квалификации кадров.

Значительна роль РГБС в координации деятельности региональных библиотек. Она заключается во взаимоиспользовании информационных ресурсов, компьютеризации библиотечно-библиографических процессов, выявлении, обобщении и распространении опыта, инноваций. В перспективе планируется создание единой компьютерной сети библиотек для слепых России, что ускорит обмен информацией и литературой, позволит расширить круг предоставляемых пользователям услуг. РГБС кумулирует сведения обо всей литературе для слепых, вышедшей в центральных издательствах и произведенной региональными библиотеками, и информирует библиотечную сеть и абонентов, издавая библиографические указатели, каталоги и т. д.

В функции РГБС входит разработка различных документов и стандартов, которые должны гарантировать права инвалидов по зрению на свободный доступ к информации и культурным ценностям, пользование библиотеками, организацию процессов производства и предоставления библиотечных услуг. Сейчас пересматриваются многие нормативные и регламентирующие акты, пришедшие в противоречие с современными условиями и требованиями развития библиотечного дела. В документах, естественно, трудно учесть сложные характеристики российских регионов, демографические, этнонациональные и социально-экономические различия, поэтому они носят рекомендательный характер, но в совокупности являются основой для обслуживания инвалидов на территории страны.

Формами обратной связи с региональными библиотеками стали ежегодные отчеты о работе, доклады на конференциях, выступления на семинарах и в профессиональной печати. РГБС привлекает региональные библиотеки к проведению исследований и научно-практических конференций. В последние годы такие конференции успешно прошли на базе Башкирской, Красноярской, Новосибирской, Саратовской специальных библиотек для слепых. Опыт показал, что такие региональные мероприятия являются стимулом для развития базовой библиотеки и способствуют повышению ее престижа в регионе.

Наряду с отношениями "центр—регион" и "регион—центр" существуют и активно развиваются межрегиональные библиотечные связи. Когда в начале 1990-х гг. возникли объединения библиотек Дальнего Востока и Забайкалья (с центром в Хабаровске) и Северо-Западного региона (с центром в С.-Петербурге), то РГБС пришлось решать проблему взаимодействия с новыми образованиями. Сейчас осуществляется совместное планирование и проведение межрегиональных мероприятий; центральные библиотеки обеспечиваются методическими материалами, консультациями, получают помощь при установлении международных контактов, разработке различных программ деятельности и др.

Как показывает опыт, авторитет центральной библиотеки сети во многом зависит от профессионализма ее специалистов, их умения чутко реагировать на происходящие изменения, анализировать ситуацию и принимать правильные решения, оперативно выполнять запросы с мест. Головное учреждение должно быть открытым для своей сети и строить отношения с регионами на основе делового сотрудничества, коллегиальности в принятии решений, касающихся дальнейшего развития. Такие взаимоотношения — залог успешной реализации задачи обеспечения инвалидам свободного доступа к информации и культурным ценностям.

Послесловие от редакции

Публикуя статью зам. директора РГБС Г.П. Диянской о развитии сети специальных библиотек для слепых, редакция надеется привлечь внимание всех читателей к обсуждению очень серьезной проблемы обслуживания всех категорий инвалидов.

Среди нас живут люди, по различным причинам (нарушение зрения, слуха, речи, двигательной активности, прикованы к постели тяжким недугом) не имеющие возможности систематически посещать библиотеки. Может показаться, что их мало, но это не так: мы просто не знаем, сколько их живет, например в нашем микрорайоне. Или не хотим знать?

Можно сказать, что в библиотечном отношении незрячим живется легче — имеются специальные библиотеки, разрабатывается техника, издаются книги, напечатанные брайлевским шрифтом. Всего этого не надо, например глухим или немым, или инвалидам, передвигающимся только на коляске — они могут читать обычные книги... Подумаем, читают ли? Легко ли им жить рядом с нами? Могут ли они посещать библиотеку? Готовы ли мы, библиотекари, к встрече к ними? Много ли среди работников библиотек педагогов, владеющих дактилологией — языком глухонемых? Знаем ли об инвалидах, которым, как и всем нам, повседневно нужна книга?

Специальные библиотеки, сколько бы их ни было, не смогут обеспечить для этой части населения доступность книги, чтения. В демократическом обществе обслуживание лиц с различными физическими недостатками должны взять на себя все библиотеки, в первую очередь — публичные, равномерно распределенные по всей территории государства. Задача очень сложная, но решать ее надо.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России