Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.5

Нагорная Л.Я.


К проблеме виртуальности справочно-библиографического аппарата библиотеки

На страницах популярного в библиотечно-библиографических кругах сборника "Научные и технические библиотеки" появилась статья В.К. Степанова "Виртуальный справочно-библиографический аппарат в библиотеках России" (1996, № 11), которая предваряется не очень-то лицеприятными отзывами членов редколлегии. Известные российские ученые-библиотековеды не согласны с сочетанием виртуальный СБА и упрекают В.К. Степанова в запутывании профессиональной терминологии, отсутствии новизны и оригинальности в статье, если ее лишить виртуальности.

Осмелюсь не согласиться с мнением уважаемых коллег и доказать обратное, а может быть, просто увести их в сторону от борьбы за терминосочетания и дефиниции.

Готово ли наше библиотечное сообщество к обсуждению компьютерно-библиотечного понятийного аппарата? На каком уровне компьютеризации находятся наши отечественные библиотеки?

(Умышленно говорю - наши отечественные, подразумевая и российские, и украинские, и другие постсоветские библиотеки, которые создавались в СССР и не намного отличаются друг от друга, хотя определенный прогресс российских библиотек как бывших всесоюзных центров очевиден).

Думаю, что наша библиотечная общественность, даже самая передовая ее часть - научно-преподавательская - недостаточно осознала, что нам сейчас приходится "догонять уходящий поезд". Компьютеризация библиотек, распространенная во всем мире, охватила и наши библиотеки, но не привычными "советскими" плановыми методами - централизованно, а спонтанно, в зависимости от возможностей каждой отдельной библиотеки: финансовых, материальных, кадровых и др.

Никто не получает привычных готовых рецептов, каждая идет своим путем. Нашим библиотекам очень трудно, ждут они от нас, ученых и преподавателей, хотя бы каких-нибудь методических, а лучше - практических советов и рекомендаций. Библиотекари хотят учиться, систематически осваивать прогрессивные информационные технологии, а не чувствовать себя брошенными на середину океана компьютерных и телекоммуникационных технологий. Хотят все же успеть на "уходящий поезд".

Поэтому считаю ученый спор об упорядочении указанного выше понятийного аппарата несвоевременным и даже не полезным для наших библиотекарей-практиков, которым и предстоит осваивать всю эту ставшую после обсуждения еще более непонятной виртуальность. А поднятые в статье В.К. Степанова проблемы в порядке постановки и обсуждения могут быть им весьма полезными.

На мой взгляд, актуальность поднятых автором статьи проблем бесспорна. В современном информационном обществе традиционным (бумажным и каталожно-карточным) библиотекам уже невозможно обходиться только своими ресурсными возможностями для обеспечения читателей необходимым современным библиографическим сервисом. Обладая компьютерными и телекоммуникационными средствами, библиотеки обращаются за недостающей информацией к информационно-поисковым системам Интернет, информационным ресурсам других компьютерных сетей. Обнаруживая там нужные им библиографические и справочные источники, они их накапливают и таким образом формируют в дополнение к своему реальному СБА его виртуальную часть, которая, несомненно, в качестве конечного информационного продукта даст реальную информацию: библиографическую, полнотекстовую, фактографическую и другую.

Автор данной статьи пришел к такому выводу в результате работы в Интернет с позиций библиографа, занимаясь автоматизацией библиографической работы вузовских библиотек, работая со студентами-заочниками (библиотекарями) во время компьютерного практикума, исследуя теоретические проблемы разработки библиографических баз данных.

Безусловно, нас вдохновляют зарубежные статьи под общей темой "Библиотека и Интернет", которые свидетельствуют о том, что функции библиотекарей, в частности американских, существенно расширились до уровня информационных менеджеров, "проводников" в сетях Интернет. У них сейчас совсем иные проблемы - стать "живыми, всепонимающими навигаторами"; в запутанных сетях глобальной мировой Интернет между конечными пользователями ПЭВМ и усложняющимся буквально каждый день программным обеспечением и технологическими усовершенствованиями. Иными словами, их нынешние функции можно сравнить с функциями грамотных компьютерных переводчиков с поисковых языков, которые приняты в коммуникационной среде.

Не вызывает ни малейшего сомнения необходимость освоения отечественными библиотекарями возможностей Интернет, но это непростая задача и решить ее сразу, минуя добротный "компьютерный ликбез" невозможно.

В библиотеках наших государств, как уже отмечалось, ситуация существенно отличается от западных. Большинство проблем в указанном направлении возникает на уровне организации и упирается в "человеческий фактор". Как известно, организовать что-либо прогрессивное в экономически слабом государстве весьма сложно.

Прежде всего все еще надо доказывать необходимость в нашем обществе библиотек, и для этого их надо компьютеризировать и автоматизировать. Организуются эти процессы по-разному, в основном за счет спонсоров - по грантам различных фондов, поддерживающих телекоммуникационные проекты. И, как пишет В.К. Степанов, "после получения доступа к сетям основными становятся вопросы максимально эффективного использования их ресурсов". Однако же эффективная поисковая работа библиографов в сетях Интернет - это дело недалекого будущего. А сегодня важно познакомиться с основными российскими и международными информационными системами (о некоторых из них сообщает В.К. Степанов) базами данных, WWW-серверами, подготовленными различными организациями и др.; определить в соответствии с тематическими границами пользователей/читателей основной круг необходимых виртуальных информационных источников; освоить методику информационного поиска в Интернет и технологию вывода информации на носители: машиночитаемые и бумажные.

Готовы ли наши библиотекари (и преподаватели библиотечных дисциплин) сразу изменить свою профессиональную бумажно-карточную (не в обиду им сказано) психологию на электронную?

Осмелюсь ответить - нет. Это процесс длительный и даже мучительный, что скрывать. Опытные работники, как правило, консервативны и пугливы или недоверчивы, молодые смелее овладевают компьютерными технологиями, но им очень недостает профессионализма и опыта. Это всем известно.

Большую роль в такой ситуации играет руководитель библиотеки. От того, как он сможет организовать и обучить свой коллектив, наметить тактические и стратегические задачи, быть гибким и дальновидным, зависит успех внедрения компьютерно-библиотечных технологий. Снова сталкиваемся с проблемой "человеческого фактора". Иными словами, получив в достаточном количестве современные компьютерные и коммуникационные средства, библиотека должна очень серьезно задуматься над кадровой проблемой.

Думаю, что затронутая в выше упомянутой статье В.К. Степанова проблема создания виртуального СБА является частью более глобальной и актуальной проблемы - компьютеризации библиотек, или создания электронных библиотек (один из англоязычных аналогов - Digital Library), переходящей в будущем в проблему организации виртуальной библиотеки.

Представляется, что на этом пути предстоит решить как минимум три задачи.

Первая - обеспечить библиотекарям повсеместный "компьютерный ликбез", т. е. обучить их пользованию компьютерными и телекоммуникационными технологиями. Без решения этой задачи никакие другие шаги вперед не станут эффективными. Об этом должен позаботиться руководитель библиотеки. Причем не следует усложнять задачу, достаточно организовать или подключиться к курсам переподготовки библиотекарей (или повышения квалификации: краткосрочным, постоянно действующим или любым другим). Кроме того, необходимо усилить реальную компьютерную подготовку библиотекарей в системе среднего специального и высшего образования. Параллельно следует проводить переквалификацию инженеров-программистов для библиотек с целью овладения ими предметной областью библиотечно-библиографической деятельности.

После этого можно будет решать вторую задачу - создание электронной библиотеки посредством автоматизации всех библиотечно-библиографических процессов на базе автоматизированных интегральных библиотечных систем, выбор программного обеспечения для которых на отечественном и зарубежном информационных рынках достаточно широк. При этом не следует торопить события, опять-таки учитывая "человеческий фактор", не следует сразу же отказываться от традиционных каталогов и картотек, к которым так привыкли библиотекари. Ввиду того, что они еще не очень-то доверяют библиотечно-библиографическую продукцию компьютеру, возможен и переходный период - от традиционной к электронной библиотеке.

Именно так поступали в свое время наши коллеги в Скандинавских странах, например в Нидерландах. Параллельно с электронными некоторое время велись и традиционные каталоги, после чего был осуществлен полный переход к электронным каталогам.

К тому же, как выяснилось, сама проблема организации электронного каталога оказалась достаточно сложной. Не везде решены вопросы достоверности библиографической информации на каталожных карточках. Стоит задуматься, надо ли торопиться с достаточно трудоемким процессом ручного ввода библиографической информации в каталог, если известно, что Книжная палата в ближайшем будущем будет распространять на CD-ROM и/или по каналам информационных сетей библиографические сведения об обязательном экземпляре? А это значит, что тогда формирование электронного каталога будет проходить значительно быстрее и эффективнее. И еще много нерешенного.

Третья задача - освоение современных сетевых технологий с ориентировкой на популярные на информационном рынке России корпоративные сети, применяющие технологию Интернет и сети Intranet - может быть реализована в два действия (решаемые последовательно или параллельно):

1. Разработка и освоение локальной библиотечной сети (разумеется, с точки зрения пользования, но при желании и необходимости - и с точки зрения администрирования), что даст возможность библиотеке объединить все ее функции с целью обеспечения единого управления системой и многопользовательского режима поиска любой информации с любого рабочего места, кроме того - взаимообмен и сочетаемость с информационными ресурсами Интернет.

2. Подключение и освоение работы в Интернет прежде всего как начинающего пользователя, а затем как "проводника" и создателя виртуального СБА.

Причем следует не разрабатывать специфические приемы поиска (как призывает В.К. Степанов), а просто воспользоваться готовыми отработанными методиками информационного поиска, которые предлагают такие учебные дисциплины, как "Информатика" и др., плюс многочисленные методические рекомендации для начинающих пользователей Интернет.

Кроме того, следует усилить внимание к изучению английского языка в рамках профессиональной (и пользовательской вообще) необходимости.

В решении поставленной достаточно сложной задачи огромную роль играют инженерно-технические кадры библиотеки: программисты и электронщики.

Относительно услуг типа "доступ к телеконференциям, общение через электронную почту" или "просто скольжение по бескрайним просторам электронной вселенной", которые видятся В.К. Степанову как новые услуги библиотеки, возникают большие сомнения. Все услуги Интернет вообще не являются библиотечными. Скорее всего такие функции присущи информационно-аналитическим центрам, которые должны занять свое место в развивающейся информационной инфраструктуре нашего общества.

Решение вышеперечисленных задач приведет к завершению создания электронных библиотек и дальнейшему развитию их до уровня виртуальных библиотек (с соответственно виртуальными справочно-библиографическими ресурсами) через мировые сети Интернет с целью обеспечения конечных пользователей / читателей оперативной, максимально полной и достоверной информацией.

Таким образом, на наш взгляд, путь наших библиотек от традиционных к виртуальным лежит через компьютерное обучение всех библиотекарей; создание полноценной электронной библиотеки, завязанной внутренними и внешними компьютерными сетями, прежде всего Интернет.

Возможно, изложенные в статье проблемы и задачи не столь актуальны для российских библиотек, как для украинских?

Возвращаясь к теме виртуальности, хотелось бы перефразировать высказывание одного из оппонентов статьи В.К. Степанова следующим образом:

если лишить виртуальности современные библиотеки (и их СБА соответственно), то очень скоро они станут динозаврами и вымрут.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России