Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02

Хайцева Л.Б.


Центр библиотечной информации

Для удовлетворения информационных потребностей библиотечных специалистов в структуре Российской государственной библиотеки с 1972 г. действует специальная информационная служба. Вначале это был информационный центр по проблемам культуры и искусства. Система информации в области библиотечного дела и библиографии представляла собой в то время совокупность отраслевых подсистем, функционирующих в различных ведомственных библиотечных сетях и имеющих информационные органы на различных территориальных уровнях (всесоюзном, республиканском, областном). В основе ее организационной структуры так же, как и всей библиотечной системы, лежал территориально-отраслевой принцип. Так, функции специнформцентра по зарубежной проблематике выполняла Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ). Информационное обслуживание специалистов в отдельных ведомствах осуществляли библиотеки - методические центры соответствующего профиля. Наиболее значительными из них были ГПНТБ СССР, БАН СССР, ЦНСХБ, ГЦНМБ и др. Их издательская деятельность в области информации, как правило, ограничивалась выпуском библиографических указателей [1]. Таким образом, специалисты библиотечного дела обеспечивались информацией по широкой тематике, представляющей межведомственный характер.

Несмотря на общее ухудшение социальной и экономической обстановки в 1990-е гг., когда по существу произошел распад сложившейся в СССР государственной системы НТИ, подотрасль сохранила все направления деятельности, действуя в рамках Российской системы научно-информационного обеспечения культурной деятельности (Росинформкультура). В структуре Российской государственной библиотеки Росинформкультура - преемница Союзинформкультуры и ориентирована на выполнение государственной задачи по формированию и поддержке единой системы информационного обеспечения культурной деятельности России.

Библиотечное дело как подотрасль Росинформкультуры обеспечивает полноту формирования своих информационных ресурсов путем целенаправленного выявления, сбора, научного анализа и обобщения профильной отечественной и зарубежной литературы, неопубликованных документов и переводов. Постоянно изучаются информационные потребности и запросы пользователей, проводятся самостоятельные НИР, сохранены все формы справочно-информационного обслуживания: подготовка и издание библиографических, реферативных, аналитических, обзорных, фактографических и других материалов.

Просмотр и обработка обязательного экземпляра отечественных и зарубежных документов, формирование на этой основе документного потока открывают специалистам широкий доступ к информационным массивам, автоматизированным БД по библиотечному делу и библиографии, в которые начиная с 1982 г. вводятся сведения об опубликованных и неопубликованных документах. Автоматизированная база данных (АБД) по библиотечному делу и библиографии в настоящее время содержит сведения более чем о 15 тыс. документов. С 1993 г. АБД включает иностранные источники.

С 1974 г. издается библиографический указатель по библиотековедению и библиографоведению, информирующий о новой литературе по теории, методике, истории и организации библиотечного дела и библиографии в России и зарубежных странах. Его прежние названия: "Библиотековедение и библиографоведение в СССР", "Библиотековедение и библиографоведение за рубежом" (1979-1983 гг.); "Библиотечные дело и библиография в СССР" и "Библиотечное дело и библиография за рубежом" (1984-1991 гг.).

По характеру материала в указателе учитываются научно-исследовательские (в отдельных случаях научно-популярные) работы, монографии, статьи из сборников, журналов и продолжающихся изданий, справочники, библиографические и информационные издания, авторефераты диссертаций, рецензии.

Сегодня в оборот профессиональной деятельности все шире включается мировой опыт. Одним из важнейших направлений информирования специалистов становится отслеживание и анализ потока библиотечных публикаций, наиболее значимых для перевода, последующего реферирования и многоаспектного использования (в обзорах, при сравнительном анализе, составлении прогнозов и т. п.). Впервые в России целенаправленно формируется банк данных переводов иностранной литературы и документации по библиотечному делу. В нем уже более 300 документов.

Издан указатель по библиотечному делу за рубежом [2]. Он кумулирует опубликованные и неопубликованные материалы на русском языке о библиотечном деле в зарубежных странах за 1990-1993 гг. Работы для включения в указатель выявлялись из широкого круга источников: каталогов и картотек, архивов и фондов неопубликованных документов РГБ, ВГБИЛ, ГПНТБ России, ВИНИТИ, профессиональных библиотечных журналов и сборников.

Росинформкультура предоставляет специалистам библиотечного дела различные информационные услуги. На основе БД для библиотек - платных абонентов ведется ежемесячное обслуживание потребителей в режиме ИРИ, в том числе с помощью теледоступа. Информация предоставляется в виде сигнальных карт, содержащих библиографическое описание первоисточников на языке оригинала, аннотацию или краткий реферат на русском языке. Абоненты системы ИРИ имеют полную информацию о новых отечественных и зарубежных публикациях. Другой вид информационной услуги - ретроспективный поиск. Абонент может заказать тематическую библиографическую подборку по проблемам библиотечного дела и библиографии.

С 1991 г. разрабатывается локальная информационно-поисковая система для персональных компьютеров на базе ППП CDS/ISIS/M, направленная на децентрализацию АБД и обеспечение внешних пользователей организаций удобным и доступным по цене средством поиска и хранения информации. Она может пополняться как за счет собственного ввода, так и путем получения записей из центрального банка данных в коммуникативном формате. Эти разработки позволили формировать БД с помощью организаций-партнеров: Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева и ВГБИЛ, а также передавать фрагменты БД, выделенные по тематическому и хронологическому признакам, в крупные библиотеки. К примеру, в 1995 г. вариант локальной ИПС передан и опробован в Самарской областной универсальной научной библиотеке и Национальной библиотеке Удмуртской республики [3].

Основу документального информирования подсистемы составляет научно-информационный сборник "Мир библиотек сегодня" [4]. Это ведущее информационно-аналитическое издание по библиотечному делу, универсальное по содержанию и характеру используемых источников. В статьях, обзорах, рефератах, переводах, описаниях опыта и других публикациях, подготовленных на основе отечественных и зарубежных источников, освещаются проблемы, наиболее актуальные с точки зрения развития библиотечного дела России.

В подсистему документального информирования специалистов библиотечного дела входит и другое издание Росинформкультуры "Библиотечное дело. Информационные материалы". Начиная со второй половины 1992 г. РГБ переводит и публикует в этой серии практические пособия зарубежных авторов, тематические научно-реферативные сборники. Уже вышло 7 книг [5-11]. Среди них - "Обслуживание взрослых публичными библиотеками США" - сборник, подготовленный Американской библиотечной ассоциацией и являющийся результатом общенационального исследовательского проекта. Проблемы обслуживания взрослых подаются здесь в неразрывной связи с социальной ролью и функциями публичных библиотек [9].

В России, как и в других странах, публичные библиотеки в силу своей многочисленности, распространенности, приближенности к месту жительства людей должны быть главным каналом обеспечения права личности на доступ к информации, знаниям. Это определяет теоретическое и практическое значение сборника [9] для российских специалистов.

Материал книги дает целостное представление о библиотечных ресурсах и программах для взрослых в США. Сделана попытка выявить то общее, что является движущей силой обслуживания взрослых. Это направление работ остается и сейчас в центре внимания публичных библиотек США.

В данной статье мы не ставили целью подробно осветить все аспекты информационного обеспечения специалистов библиотечного дела. Главное - подсказать библиотековедам и библиотекарям, что у них есть профессиональная информационная служба, которая готова удовлетворить любой запрос, дать информационное обеспечение любому проекту, программе. Ее основной задачей является постоянное изучение информационных потребностей специалистов библиотечного дела, обеспеченности основных направлений их деятельности изданиями, выявление лакун и, исходя из этого, формирование нисходящего потока вторичной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ратникова Е.И. Пути повышения эффективности информационных изданий в области библиотечного дела и библиографии // Науч. информ. и культура: Тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М., 1987. Т. 22. С. 114-115.
  2. Библиотечное дело и библиография в зарубежных странах: Библиогр. указ. опублик. и неопублик. материалов на рус. яз. Вып. 1 (1990-1993) / РГБ. М., 1995. 161 с.
  3. Горбунова А.В., Громов А.Д., Ефремов Р.Л., Литвинова Н.Н. Реферативно-библиографические и фактографические банки данных отдела "Информкультура" Российской государственной библиотеки // Информ. продукты, процессы и технологии: НТИ-95. Материалы конф. Москва, 19-20 окт. 1995 г. / ВИНИТИ. М., 1995. С. 104-106.
  4. Хайцева Л.Б. Адресовано специалистам // Библиография. 1995. № 4. C. 123-126.
  5. Планирование и выбор функций для публичных библиотек. Руководство по вариантам и процессам. Пер. с англ. // Библ. дело. Информ. материалы. 1994. Вып. 3-5. 146 с.
  6. Отбор ради выживания: обзор политики комплектования и сохранения. Пер. с англ. // Библ. дело. Информ. материалы. 1994. Вып. 6. 46 с.
  7. Руководство по библиотечному обслуживанию детей. Пер. с англ. // Библ. дело. Информ. материалы. 1994. Вып. 7. 37 с. / Международ. федерация библ. ассоц. и учреждений (ИФЛА).
  8. Войцеховский Я. Основы работы с читателем. Пер. с пол. // Библ. дело. Информ. материалы. 1994. Вып. 8-12. 311 с.
  9. Обслуживание взрослых публичными библиотеками США. // Библ. дело. Информ. материалы. 1995. Вып. 1-6. 257 с.
  10. Новый облик публичных библиотек. Науч.-реф. сб. // Библ. дело. Информ. материалы. 1995. Вып. 7-12. 243 с.
  11. Бакленд М. Реконструкция (перестройка) библиотечного обслуживания. // Библ. дело. Информ. материалы. 1996. Вып. 1-2. 128 с.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России