Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Сухорукова Р.Н.
зам. директора по научной работе


БИБЛИОТЕЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РНТБ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Современные экономические и технологические условия требуют новых подходов к комплектованию, организации и хранению фондов, обслуживанию пользователей, научно-исследовательской и методической работе библиотек.

И не случайно выражение "библиотеки в меняющемся мире" - стало устойчивым, часто звучит в названиях конференций, выступлений, статей. Для библиотек пришло время быстрых изменений в содержании работы, ее целях и задачах, применяемых технологиях.

В РНТБ совершенствованию библиотечной технологии уделялось особое внимание уже с первых лет существования.

Вначале технологические вопросы решались без особой системы, так сказать, по мере необходимости или по принципу "гашения горячих точек". Не было специального подразделения, которое организовывало бы планомерную работу. Эту задачу выполняли методический совет, руководство библиотеки и научно-методический отдел. Однако в связи с множеством других задач, решаемых ими, работа носила непостоянный характер. Хотя нельзя не отметить, что сделано было немало.

В 1978 г. в связи с возложением на РНТБ функции республиканского депозитария литературы по технике и экономике промышленности разработана технология по выполнению всего комплекса процессов, связанных с новой задачей. Пересмотрена и закреплена специальной инструкцией технология выполнения неопубликованных библиографических пособий.

В 1979 г. отработаны такие важные процессы, как технологический путь читательского требования в библиотеке и порядок выполнения запросов по МБА. В том же году уточнена и регламентирована технология обработки патентных бюллетеней на микроносителях. Решалось много и других текущих технологических вопросов.

Со временем возникла потребность в систематической и целенаправленной работе по совершенствованию библиотечной технологии, и в 1980 г. создан специальный отдел. Началась постоянная планомерная деятельность РНТБ по самосовершенствованию.

В период 1980-1987 гг. РНТБ прошла первый этап автоматизации.

Многое из проделанного на этом этапе оказалось полезным и сегодня, ибо уже тогда были предприняты первые попытки в разработке концепции автоматизации РНТБ; более десятка сотрудников библиотеки прошли обучение на ПЭВМ, получен первый опыт работы со всесоюзными базами данных, прежде всего БД ВИНИТИ при выполнении запросов коллективных абонентов. РНТБ приняла участие в формировании всесоюзных баз данных отечественной малотиражной и иностранной литературы, какое-то время выполняла функции республиканского методического центра по этой работе. Но самое главное и ценное заключалось в том, что приобретен собственный как положительный, так и отрицательный опыт, позволивший определиться с дальнейшей стратегией и тактикой автоматизации библиотечных процессов, которая действует сегодня и пригодится на будущее.

В 1980 г. положено начало отработке процесса нормирования труда в библиотеке. В результате вышли два сборника норм в 1985 и 1991 гг. В настоящее время создается база данных "Нормы РНТБ", более доступная для изменений, а после создания локальной вычислительной сети РНТБ и более удобная для использования подразделениями библиотеки.

Полезным этапом также была целенаправленная работа по изучению и внедрению опыта других библиотек в практику РНТБ. Достаточно сказать, что в 1980-1988 гг. ежегодно внедрялось до пятидесяти различных новшеств.

Следует отметить, что с самого начала научно-аналитическая деятельность библиотеки носила прикладной характер и была направлена на ее совершенствование.

В 1980-1985 гг. в результате научного исследования "Динамика формирования и использования фондов РНТБ" впервые изучен состав и использование фонда библиотеки, а также проанализирован читательский спрос, что отразилось прежде всего на политике комплектования РНТБ.

Проработаны основные технологические процессы: путь книги, путь читателя, порядок исключения изданий из фонда. Шаг за шагом отлаживалась технология внутрибиблиотечных процессов и операций. Каждый процесс досконально изучался, анализировался аналогичный опыт других библиотек и вырабатывался оптимальный вариант с учетом условий РНТБ.

После исследования фондов РНТБ в течение 1987-1989 гг. проведено второе крупное научное исследование "Комплексная система управления качеством библиотечной деятельности РНТБ", основными целями которого являлись выработка конкретных рекомендаций по улучшению качества обслуживания читателей, повышению эффективности деятельности библиотеки и ее подразделений, получению дополнительных конечных результатов при существующем объеме и структуре затрачиваемых библиотечных ресурсов.

Начиная с 1987 г. проведен также целый ряд экспресс-исследований: качества обслуживания читателей, ведения справочно-библиографического аппарата, обеспечения сохранности фондов, организации массовых мероприятий и т. д.

Особенность этих исследований - конкретность, глубокий охват изучаемых проблем по всем аспектам, приведение их в единую систему. Немаловажно, что выполнение конечных рекомендаций целенаправленно контролировалось. В результате исправлялись допущенные ошибки, совершенствовалась технология работы библиотеки, которая затем закреплялась в соответствующих регламентирующих документах, изданы путеводители по каталогам и картотекам РНТБ.

Именно эти экспресс-исследования, называвшиеся нами ранее "неделями качества", позволили отладить и привести в стройную и четкую систему технологию работы библиотеки. Нельзя не сказать, что они сыграли и еще одну существенную роль. В этих исследованиях принимали участие в качестве экспертов специалисты из различных отделов библиотеки и работа велась командой, т. е. способом, который сегодня признан как один из наиболее эффективных. Поскольку команда изучала и анализировала имеющийся положительный опыт отечественных и зарубежных библиотек как непосредственно, так и по литературным источникам, то существенно возрастал профессиональный уровень сотрудников, составлявших каждую команду.

Немаловажную роль в совершенствовании технологии работы библиотеки и ее отделов сыграла также диспетчерская группа по контролю за качеством библиотечной деятельности, созданная в 1988 г. по результатам исследования "Комплексная система управления качеством библиотечной деятельности РНТБ". Опыт первого года работы диспетчерской группы скорректировал методы ее деятельности и определил ее как инструмент оперативного решения возникающих в процессе работы организационно-технологических вопросов или, другими словами, как своего рода скорую технологическую помощь. Принцип работы диспетчерской группы перекликался с принципом проведения экспресс-исследований. Здесь также в зависимости от решаемого вопроса собиралась команда экспертов из наиболее компетентных специалистов разных подразделений РНТБ, держала совет и принимала решения. За девять лет на заседаниях диспетчерской группы обсуждены без малого двести пятьдесят вопросов.

С 1987 г. вошло в практику проведение ежегодных научно-практических конференций, посвященных совершенствованию качества и эффективности деятельности РНТБ, на которых обсуждалась работа в этом направлении как библиотеки в целом, так и практически всех ее подразделений. Вырабатывались конкретные рекомендации. На очередной конференции анализировались достигнутые результаты.

В дальнейшем РНТБ предполагает не только продолжать свою научно-аналитическую деятельность, но и расширить ее. В частности, планируется провести исследование информационно-библиотечных ресурсов республики по науке и технике в целях их оптимального использования.

Четкой организации технологии работы во многом способствовала и выработка регламентирующей документации. В 1989-1993 гг. изданы пять выпусков "Сборника документов, регламентирующих деятельность Республиканской научно-технической библиотеки", включивших различные положения, правила, технологические инструкции и карты, а также должностные инструкции всех сотрудников библиотеки. Несмотря на небольшой срок, прошедший со дня их разработки, многие документы уже устарели и требуют внесения дополнений и изменений. И эта работа уже ведется. "Издание" их в электронном виде гораздо удобнее и для использования, и для переработки, поэтому в настоящее время создается соответствующая БД.

Потребности пользователей библиотеки вызывают необходимость поиска новых форм и методов оперативного предоставления им информации. Например, одной из новых для РНТБ задач является организация международного документообмена с использованием современных средств телекоммуникаций. В экспериментальном режиме начата отработка технологии этого сложного процесса.

Особенностью РНТБ является обслуживание ею широкого круга коллективных абонентов - предприятий и организаций республики. Изучение их информационных потребностей в целях наиболее полного их удовлетворения, проведение в ближайшем будущем библиотечно-маркетинговых исследований также является насущной проблемой.

Одним словом, совершенствование библиотечной технологии - процесс непрерывный, ибо, чтобы сохранить свою роль в меняющемся мире, библиотеки должны сами постоянно изменяться.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России