Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Савченко Т.Н.
и. о. зав. отделом библиотечного маркетинга


Немного о библиотечном маркетинге в РНТБ

В наше сложное время все острее становится проблема "выживания" библиотеки, усугубляемая рыночными отношениями, нестабильностью, экономическим кризисом, которые переживает общество. Сегодня, как никогда, библиотеке требуется подтвердить и обосновать свою полезность как информационного, культурно-просветительного и образовательного учреждения. Эту задачу отчасти помогает решить библиотечный маркетинг, понимаемый как совокупность комплексных мер, включающих изучение и прогнозирование рынка потребностей и предложений; разработку методов воздействия и продвижения на рынок библиотечно-информационных услуг; информирование о библиотечных фондах и услугах, их возможностях; "проталкивание", оповещение, реклама и пропаганда библиотечной информации; создание и утверждение положительного имиджа библиотеки.

Все вышеизложенные меры должны давать положительный эффект в целом, на что и направлена работа отдела библиотечного маркетинга (ОБМ) РНТБ.

Одно из важных направлений отдела - рекламно-информационная деятельность по пропаганде фондов и услуг в средствах массовой информации. Регулярно в республиканской прессе публикуются материалы о деятельности РНТБ; в справочных изданиях дается информация о библиотеке; проходят выступления сотрудников по белорусскому республиканскому радио о фондах, услугах, проблемах и перспективах работы, выпускаются информационно-рекламные видеофильмы. Так, за три года существования ОБМ (начиная с 1994 г.) в средствах массовой информации прошло 8 радиопередач, 2 телеинформации, 115 публикаций.

Рекламе и продвижению библиотечных услуг способствует издательская деятельность: создание информационного бюллетеня, информационных листков, рекламных проспектов-закладок по фондам и читальным залам, буклета РНТБ, ежегодных договоров на выполнение платных информационных услуг. Вся перечисленная продукция привлекает интерес потребителей к РНТБ. Предлагая традиционные бесплатные услуги, библиотека совершенствует и внедряет новые платные услуги, перечень которых отражается в ежегодно составляемом договоре.

Важным направлением работы отдела продолжает оставаться обслуживание коллективов предприятий и организаций республики. Нашей работе с абонентами помогает программа "Библиотека", которая, можно сказать, играет роль также и автоматизированной картотеки коллективных пользователей, реальных и потенциальных. Сведения о них занесены в компьютерную БД "Пользователи РНТБ", являющуюся удобным инструментом библиотечно-информационного обеспечения. По состоянию на 01.01.97 г. в ней зарегистрированы 2172 абонента, из них заключили договор - 401. Сведения о коллективных абонентах объединены в группы по отраслевой принадлежности, видам предприятий, территориальному и временному принципу, по выполненным услугам, наличию собственно договора. Постоянно ведется работа с БД: вводятся сведения о новых абонентах, вносятся изменения в записи базы данных, редактируется и совершенствуется электронный каталог, ведется учет выполненных услуг.

Работа с пользователями требует постоянного изучения направлений деятельности предприятий и организаций, выявления их потребностей в информации с целью расширения рынка сбыта библиотечных услуг. Это подразумевает и выявление потенциальных абонентов, поиск путей и методов привлечения их в библиотеку, для чего используется почтовая реклама, телефонный маркетинг, непосредственные контакты с возможными абонентами.

ОБМ заботится о поддержании положительного имиджа библиотеки, который создается не только информационно-рекламной деятельностью, но и постоянной кропотливой работой по художественному оформлению читальных залов, отделов, фойе и коридоров, информационных изданий. Сюда же входит разработка фирменного стиля и логотипа, оформление книжных выставок, титульных листов информационного бюллетеня РНТБ, "поздравлений", "объявлений", "указателей", макетов читательских билетов и т. д.

Библиотечная наглядная информация и реклама помогает каждому посетителю РНТБ сориентироваться в разнообразном книжном мире документов, найти и выбрать необходимое.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России