Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Маркова А.А.
зав. отделом научно-организационной и методической работы


МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ БИБЛИОТЕКАМ БЕЛОРУССИИ

Методическая работа по упорядочению сети научно-технических библиотек в Белоруссии началась с 1960 г. Это направление работы возглавила Правительственная библиотека им. М. Горького. Во всех областях республики было организовано тщательное обследование предприятий и организаций с целью уточнения наличия в них библиотек. Для укрепления методического руководства в областных центрах в 1965 г. организованы опорные методические пункты, административно подчиненные БелНИИНТИ.

На 01.01.73 г. сеть НТБ Белоруссии составляла 300 технических библиотек. Первые годы создания сети ознаменовались незначительным ростом количества библиотек и высоким ростом их фондов. Сложность методического руководства заключалась в том, что технические библиотеки располагались на предприятиях и в организациях различных ведомств и министерств.

Созданная в 1977 г. РНТБ с июля того же года приступила к выполнению функций методического руководства сетью научно-технических библиотек Белоруссии. Основными направлениями работы организованного научно-методического отдела явились упорядочение сети, оказание методической помощи, обобщение и распространение библиотечного опыта, повышение квалификации библиотечных работников сети, издание методических материалов, координация методического руководства, внедрение научных достижений в практику библиотек, организация смотров-конкурсов. Эффективной формой методического руководства стали посещения библиотек, оказание профессиональной помощи коллегам непосредственно на рабочих местах.

1970-1980-е гг. ознаменованы расцветом тесного сотрудничества научно-технических библиотек и их методического центра. Сеть насчитывала 362 технические библиотеки, силами которых ежегодно обслуживались 260 тыс. читателей.

РНТБ удалось избежать тенденции других методических центров к администрированию, засилию отчетности. Этому препятствовали подчиненность библиотек соответствующим ведомствам и изменения экономических условий существования предприятий. Процесс разрушения методических служб в республике не коснулся РНТБ. В поисках новых форм и методов взаимодействия проведено анкетирование библиотек. Выводы, сделанные на основе анализа анкет, позволили своевременно пересмотреть основные направления методической деятельности.

В 1991 г. отдел научно-методической работы объединился с отделом внедрения научных достижений - создан отдел научно-организационной и методической работы. Слияние двух отделов наполнило методическую работу новым содержанием, позволило рассматривать ее как связующее звено между наукой и практикой.

Сегодня научно-технические библиотеки предприятий и организаций Белоруссии переживают один из самых сложных периодов своего существования. Из-за разрушения системы комплектования для них стало почти невозможным приобретение изданий из России и других республик СНГ. Многократный рост стоимости изданий резко ограничил приток новых поступлений в фонды. Болезненно отразились на библиотеках и многократные сокращения штатной численности сотрудников на предприятиях Белоруссии в последние годы. Свыше 75% НТБ республики остались с одним работником. В связи с сокращением численности сотрудников на предприятиях в библиотеки переведено большое количество (около 30%) неспециалистов. Библиотекари постоянно вынуждены отстаивать занимаемые площади перед не всегда дальновидными хозяйственниками предприятий, доказывать возрастающую ценность имеющихся изданий и необходимость их сохранения. Повышение заработной платы работникам библиотек, доплата за стаж работы распространяется в обязательном порядке только на госбюджетные учреждения, а у библиотекарей на предприятиях увеличение заработной платы всецело зависит от субъективного отношения к ним руководства.

В результате изменения направлений деятельности предприятий менялись требования и основные виды работы их структурных подразделений: библиотек, служб информации, стандартизации, патентных служб. Работники этих служб оказались в сложных условиях выживания, переориентации деятельности при отсутствии необходимой информации, которую ранее они получали от всесоюзных и отраслевых институтов, а также от БелНИИНТИ на республиканском уровне.

В настоящее время, когда в республике полным ходом идет процесс создания законодательных регламентирующих документов по библиотечному делу, не существует механизма доведения этих материалов до библиотек на предприятиях, относящихся к различным министерствам и ведомствам.

Если в недалеком прошлом поднимался вопрос о правомерности существования методических отделов в республиканских библиотеках, то в настоящее время ответ может быть только положительным. Возросли потребности в сохранении и развитии библиотечных связей.

Именно в этот период РНТБ приняла решение о пересмотре основных направлений методической работы и оказании методической помощи не только работникам научно-технических библиотек, но специалистам патентных, информационных служб, служб стандартизации.

К сожалению, отсутствует официальная статистика о наличии на предприятиях республики перечисленных подразделений. РНТБ обратилась с письмом в Комитет по науке и технологиям с просьбой включить в систему государственной статистики сведения о научно-технических библиотеках, а также о патентных, информационных службах и службах стандартизации на предприятиях и в организациях республики. В сложившихся условиях РНТБ активизировала работу по выявлению, уточнению служб, нуждающихся в помощи квалифицированных специалистов библиотеки. Проведены анкетирование, телефонный опрос, проанализированы справочные издания, отражающие сведения о предприятиях республики.

Методическая помощь РНТБ заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на предприятиях.

Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам деятельности. Анализ данных позволяет более рационально осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей абонентов.

На качество проводимых методических мероприятий благотворно влияет то, что методисты принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по совершенствованию деятельности РНТБ, разработке внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании библиотечно-библиографических процессов.

Ежегодно РНТБ проводит шесть семинаров во всех областных центрах республики по работе научно-технических библиотек, служб информации и стандартизации в новых условиях. Эти мероприятия, судя по посещаемости, представляют интерес для специалистов всех регионов республики и позволяют им оставаться в курсе всего нового в нашей профессии. Совместно с Белгоспатентом проведен семинар для работников патентных служб. По желанию слушателей принято решение и в дальнейшем проводить аналогичные совместные мероприятия.

Ежемесячно РНТБ проводит тематические семинары по конкретным вопросам библиотечной работы. Квалифицированные специалисты РНТБ дают консультации и своевременно информируют о новых законодательных актах правительства республики; регламентирующих документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о проблемах, возникающих перед библиотеками (например переоценка фондов), и путях их решения; об изменениях в зарплате библиотечных работников; о работе Белорусской библиотечной ассоциации и др. На протяжении многих лет эти занятия собирают большую аудиторию слушателей.

Немалую роль в оказании методической помощи играют индивидуальные консультации, которыми пользуются свыше 300 абонентов ежегодно.

РНТБ ежегодно издает и рассылает библиотекам инструктивно-методические письма по основным направлениям их деятельности.

Одним из актуальных направлений методической помощи является защита прав работников библиотек. Статус РНТБ не позволяет ей влиять на оплату труда и формирование кадров научно-технических библиотек, подчиненных различным ведомствам. Однако сотрудники РНТБ пытаются оказать коллегам посильную помощь, отстаивая их права и интересы перед руководством при посещении предприятий, пишут письма в адрес администрации, разъясняя права работников служб, консультируют специалистов по телефону, участвуют в подготовке материалов для Белорусской библиотечной ассоциации по вопросам защиты прав работников НТБ.

Внедрение нового хозяйственного механизма расширяет хозяйственную и финансовую самостоятельность библиотек. Средства, полученные библиотеками за оказание платных услуг и выполнение работ по договорам с предприятиями и организациями, стало возможным направлять на дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы, расширение бесплатных услуг, на социальные нужды сотрудников и материальные поощрения. Поскольку предприятия не финансируют обслуживание сторонних организаций, библиотеки имеют возможность сделать эти услуги платными. Они могут выполнять социальные и творческие заказы органов управления, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций, учреждений на договорной основе. У НТБ имеются широкие возможности для обслуживания производственных кооперативов, малых и совместных предприятий, которым нецелесообразно создавать свои собственные библиотечно-информационные структуры. Роль доходов от платных услуг в бюджете библиотек ничтожно мала, но имеет тенденцию к росту. Внедрение платных услуг в библиотеках уже в самом начале стало давать определенный эффект, который измеряется не только и не столько объемами заработанных средств, сколько пробуждением инициативы библиотечных работников. В помощь библиотекарям РНТБ подготовила аннотированный список литературы "Библиотека и рынок", который регулярно пополняется новыми сведениями. Этой проблеме уделяется серьезное внимание на семинарах, групповых и индивидуальных консультациях.

Сегодня методическими услугами РНТБ пользуются работники 619 организаций разных ведомств. Причем на большинстве предприятий находятся по несколько служб, с которыми РНТБ установила контакт, и поэтому в данный момент она сотрудничает с 990 службами; среди них 313 научно-технических библиотек, 279 служб стандартизации, 251 информационная служба и 147 патентных служб. 478 служб, специалисты которых посещают наши мероприятия, расположены в Минске и Минской области; 124 - в Гомельской; примерно по 100 служб в Брестской, Гродненской и Могилевской.

743 службы, пользующиеся услугами отдела научно-организационной и методической работы РНТБ, находятся на 388 заводах и в производственных объединениях республики. Большую группу абонентов (12,5%) представляют специалисты проектных организаций. Третью по численности группу составляют сотрудники научно-исследовательских учреждений, учебных, вычислительных центров.

Приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 17.12.96 г. № 541 "О библиотечном обслуживании научно-технической деятельности" на РНТБ возложены функции республиканского методического центра информационно-библиотечного обслуживания научно-технической деятельности. Это решение предполагает не только расширение круга обязанностей, но и очередной пересмотр направлений методической работы.

РНТБ развивает свою деятельность в направлении внедрения новой компьютерной технологии, организации доступа широкого круга потребителей к республиканским и международным информационным ресурсам. Выполняя эту задачу, она предполагает и в дальнейшем опираться на научно-технические библиотеки, информационные, патентные службы и службы стандартизации предприятий и организаций, как на важнейшие элементы системы информационного обеспечения науки и производства республики.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России