Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
УДК 02(470)

Столяров Ю.Н.

Итоги развития отечественных библиотек
к концу второго тысячелетия

(окончание)

К концу существования СССР (1991) в стране насчитывалось свыше 320 тыс. библиотек, фонд которых превышал 6 млрд томов. На каждую библиотеку в среднем приходилось 2400 читателей. По основным абсолютным и относительным показателям библиотечного обслуживания (числу библиотек и библиотекарей на 1 млн жителей, количеству читателей, книгообеспеченности и др.) страна занимала одно из первых (или первое место) в мире. В 1991 г. 148 млн жителей РСФСР обслуживали: 62 тыс. массовых библиотек всех ведомств, 41 тыс. школьных, 3 тыс. вузовских и ссузовских библиотек. В США в то же время на 220 млн жителей приходилось 15 тыс. публичных, 92 тыс. школьных, 3,4 тыс. библиотек колледжей и университетов.

С середины 1920-х гг. ведущая роль в библиотечном обслуживании принадлежала массовым библиотекам. Государственная политика в библиотечном деле состояла в выравнивании уровней обслуживания сельских и городских жителей, ресурсного обеспечения массовых и научных библиотек, обслуживания населения союзных, автономных республик и коренной русскоязычной части РСФСР.

Характерная черта послеоктябрьского периода — стремление гарантировать всем национальностям, включая дисперсно расселенные этносы, возможность читать на родном языке. Если в 1913 г. издано 1575 названий книг на 25 языках народов России (кроме русского), то в 1989 г. — свыше 33 тыс. названий на 145 языках народов СССР. Создана письменность более чем для 50 народов СССР. На местах открывались библиотеки для некоренного населения. Для издания национальной литературы помимо местных издательств создан Центроиздат народов СССР. В конце 1920-х гг. стала усиливаться тенденция навязать книжный репертуар сверху, исходя из догматических установок. Результатом стало постепенное угасание интереса читателей — прежде всего на территории РСФСР — к своей национальной литературе. Созданные в первые послереволюционные годы национальные библиотеки в конце 1920-х гг. были закрыты.

Последовательно из десятилетия в десятилетие реализовывались установки на доведение книги до каждого населенного пункта, до каждой семьи и наконец — до каждого грамотного, до каждого крупного предприятия, затем до каждого среднего, затем — до насчитывающего не менее 1000 работающих. Существовали общегосударственные системы безвозмездного книгообмена, депозитарного хранения библиотечных фондов, межбиблиотечного абонемента, в том числе международного. Библиотечное обслуживание было полностью бесплатным. В 1918 г. возникла и стала активно развиваться система среднего и высшего образования, затем, с 1934 г. — аспирантура и с 1978 г. — докторантура в области библиотековедения и библиографоведения. К 1998 г. защищены более 50 докторских и 1000 кандидатских диссертаций.

Создана стройная система книгоснабжения библиотек, включающая, в частности, специальные библиотечные коллекторы, систему обязательного экземпляра, издание библиотечных серий литературы. Проведена широкомасштабная централизация научных библиотек (1920—1930-е гг.). Крупные библиотеки в 1970—1980-е гг. приступили к автоматизации отдельных технологических процессов.

Вместе с тем в развитии библиотечного дела имелись и негативные тенденции. С первых лет советской власти библиотечное дело было полностью подчинено идеологии Коммунистической партии и приобрело почти исключительно государственный характер. Установка В.И. Ленина "черпать обеими руками хорошее из-за границы" в условиях "железного занавеса" не была, а зачастую и не могла быть осуществлена более или менее удовлетворительно.

В библиотечном обслуживании основное внимание уделялось рабочим и крестьянам, другие классы и сословия в этом отношении подверглись дискриминации. Соответственно поэтапно выхолащивался и во многом унифицировался состав библиотечных фондов, мера разнообразия издательской продукции (количество названий на одного читателя) снизилась по сравнению с дореволюционной почти в 10 раз (зато в среднем увеличилась экземплярность), что повлекло возрастание числа отказов на отдельные книги и даже целые темы, типы, виды, жанры литературы. Значительная часть теоретиков, организаторов и практиков библиотечного дела подверглась репрессиям; реабилитированы они лишь в последние годы существования советской власти.

Эффективность библиотечной деятельности оценивалась не по удовлетворенности читателей обслуживанием, а по административным критериям, причем статистическая отчетность нацеливалась на фиксирование лишь позитивных результатов и к тому же постоянно искажалась в сторону повышения учетных измерителей.

В послевоенные годы не была осознана стратегическая ориентация на тенденции общемирового развития — урбанизацию общества, компьютеризацию (в библиотеках США первые компьютеры появились в середине 1950-х гг., в библиотеках СССР — в конце 1960-х гг.), формирование нового стиля жизни, моды и др. К развитию библиотечного дела применялся упрощенный экстенсивный подход, усиливалось администрирование. В 1959 г. возникла Главная библиотечная инспекция (существовала до 1975 г.).

В решениях XXIV съезда КПСС (1971 г.) поставлена задача комплексного подхода к развитию культуры, всестороннему гармоничному развитию личности, но, не будучи подкрепленной научно и материально, она осталась голым призывом. В библиотечной политике возобладало сочетание демагогических установок на повышение роли библиотек одновременно и в коммунистическом воспитании трудящихся, и в научно-техническом прогрессе (постановление ЦК КПСС, 1974). В формировании фондов возобладал механистический подход, проявившийся в так называемом принципе универсализации, в соответствии с которым долю художественной литературы в массовых библиотеках предлагалось приравнять к доле литературы по крупным отраслям знания (производственной, общественно-политической и др.), тогда как она традиционно составляла более половины книжного состава. В результате такой политики во второй половине 1970-х гг. начался отток читателей, причины которого виделись руководству в просчетах конкретных исполнителей, что повлекло за собой усиление администрирования. Ведомственную централизацию предполагалось завершить к 1980 г., после чего перейти к централизации межведомственной, государственно-профсоюзной.

Неудовлетворенность значительной части населения, прежде всего интеллигенции, качеством библиотечных фондов и уровнем библиотечного обслуживания привела к возникновению альтернативных читательских объединений (клуб любителей фантастики и др.). На умонастроения населения оказывали все более заметное воздействие взгляды "шестидесятников" и их труды, издававшиеся нелегально в нашей стране (самиздат) или привозившиеся из-за границы (тамиздат).

Массовые библиотеки получали 10% названий выходящих в стране книг, причем экземплярность и спрашиваемость наиболее популярных изданий находилась в обратной зависимости, что влекло за собой многомесячные очереди, а также большое число отказов. В то же время около половины фонда не пользовалось читательским спросом, было омертвлено. Из общего количества прочитываемой литературы 83% приходилось на фонды домашних библиотек. Все это привело в начале 1970-х гг. к застою, а с середины 1980-х гг. — к кризису библиотечного дела, что проявилось сначала в прекращении роста, а затем снижении основных измерителей библиотечной работы. Начался отток из библиотек наиболее социально активных групп — постоянных и много читающих пользователей. Увеличилась текучесть библиотечных кадров, прежде всего их наиболее квалифицированной части. Значительно ухудшилась материально-техническая база библиотек. Библиотеки своевременно не вписались ни в ход научно-технического прогресса (что породило в конце 1950-х гг. возникновение сети органов НТИ), ни в начавшуюся в мире в 1970-е гг. информатизацию общества. Недостаточное бюджетное финансирование вынудило библиотеки вводить платные формы обслуживания; эта мера лишь усилила имевшиеся диспропорции.

Период, начавшийся с распада СССР (1991), привел к ухудшению и даже разрушению некоторых направлений библиотечного дела. Ликвидированы целые сети библиотек (принадлежавших КПСС, отдельным профсоюзам, упраздненным министерствам и ведомствам). Разорвано большинство связей между библиотеками бывших союзных республик. Значительно ослабла система управления библиотеками, оказания им методической помощи, безвозмездного взаимодействия, документоснабжения. Территориальные сети сохранились только в виде муниципальных централизованных библиотечных систем.

Происходящие в России социально-экономические преобразования сильнее всего отражаются именно на библиотеках, которые в наибольшей мере зависимы от состояния окружающей среды: книгоиздания, документораспространения, телекоммуникаций, работы транспорта, почты, таможенных правил, но главное — от изменений в социальной структуре общества, появления новых социальных групп с их специфическими информационными потребностями, снижения уровня жизни, культурной деградации значительной части населения.

Эффективность и качество комплектования существенно снизились. При неуклонном и стремительном повышении цен сокращается ассортимент, меняется структура издательской продукции и как следствие — относительно полное удовлетворение запросов одного рода и одновременно небывалый рост отказов на учебную, научную и производственную литературу, официальные документы, классику и т. п. Происходит дальнейшее расслоение контингента пользователей. Значительная часть фонда в 1990-е гг. практически мгновенно омертвела. На общественном документопользовании негативно сказываются социально-экономическая ситуация в стране, снижение престижа интеллектуальных и социализирующих форм деятельности, коммерциализация ценностных ориентаций, рост бездуховности, вытеснение чтения электронными средствами массовой информации. Условия хранения фондов за редким исключением не соответствуют стандартам. Участились случаи хищения из библиотек ценнейших раритетов, уникальных изданий, составляющих национальное достояние; пожаров (в 1986 г. произошел самый крупный в мировой библиотечной истории пожар — в Библиотеке Академии наук, С.-Петербург), затоплений, других аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Переход учебных заведений на новые учебные программы, появление новых сфер занятости, принятие новых законов и правовых норм и т. д. при невозможности все большего числа людей приобрести издательскую продукцию, несформированность книжного рынка привели к увеличению посещаемости, особенно крупных библиотек, что свидетельствует об их востребованности обществом, прежде всего городским населением. Однако это происходит на фоне практически полного прекращения финансирования текущей деятельности библиотек. До 90% издаваемых книг, журналов и газет отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре; до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов. Комплектование фондов вместо систематичности характеризуется случайностью, хаотичностью. По сравнению с советским периодом библиотечной истории значительно ухудшилось поступление иностранной литературы в фонды библиотек, прежде всего национальных и паранациональных, обеспечивающих подавляющую массу запросов читателей России на этот вид документов.

В последние годы, однако, появились и позитивные тенденции. В 1994 г. принят федеральный закон "О библиотечном деле", где установлены принципы деятельности библиотек, гарантирующие физическим и юридическим лицам право на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие. Библиотечная деятельность регулируется законами: "Об обязательном экземпляре документов", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "Об авторском праве и смежных правах" и др. Законы о библиотечном деле, местном обязательном экземпляре принимают и субъекты Российской Федерации.

Библиотеки получили возможность обеспечивать свободный и неограниченный доступ к любой неконфиденциальной документной информации. Информация предоставляется и на традиционных носителях, и — все более — в электронном виде. Предоставление информации из территориально удаленных источников по электронным каналам связи становится все более распространенным, хотя в этом отношении Россия резко отстает от информационно развитых стран; начавшееся в середине 1990-х гг. сокращение разрыва вскоре прекратилось в связи с отсутствием финансирования библиотек по всем статьям, кроме статьи "Заработанная плата".

Современный этап развития библиотечного дела характеризуется раскрепощенностью духа библиотекарей, плюрализмом их мнений, позиций, возможностью использовать спонсорство и меценатство в библиотечной деятельности, развитием местной инициативы и творчества, демократических начал в профессиональной деятельности, результатом чего стало возрождение или появление библиотечных обществ и ассоциаций, включая Российскую библиотечную ассоциацию, Библиотечный благотворительный фонд, отделение "Библиотековедение" Международной академии информатизации и др.

На рубеже 1980—1990-х гг. началось массовое внедрение в библиотечную деятельность компьютерных технологий. К концу 1997 г. они использовались в большинстве библиотек федерального значения, в 90% региональных научных, значительной части вузовских, региональных юношеских и детских библиотек. Наибольшие успехи достигнуты Библиотекой Администрации Президента РФ, Парламентской, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, ГЦНМБ, БАН, БЕН РАН, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино. Ряд федеральных региональных библиотек подключены к Интернет, в них функционируют электронные читальные залы. Началось издание библиографических пособий на CD—ROM.

Приоритетными направлениями модернизации библиотечного дела являются его информатизация, включающая в себя внедрение и развитие в библиотеках новых информационных технологий, создание общероссийской информационно-библиотечной сети (программа ЛИБНЕТ); формирование российской национальной системы информации о книгоиздании в печатной и электронной форме (программа "Books in print"); создание механизма документоснабжения библиотек; обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов; развитие межведомственной кооперации российских библиотек, включение их в мировой библиотечный процесс и мировой информационный обмен; реализация и развитие системы нормативных и правовых актов, регулирующих библиотечное дело.

Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и преумножения культурного наследия добавляются функции предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.

Усиливается роль библиотек в развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики. Документные ресурсы библиотек приобретают характер стратегических, определяющих уровень развития страны. В условиях экономической и социальной дезинтеграции, усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число немногих социально-культурных институтов, способных взять на себя ответственность за обеспечение культурного и информационного единства народов России на всей ее территории.

Устанавливаются прямые информационные связи со странами ближнего (в рамках Библиотечной Ассамблеи Евразии, Межпарламентской комиссии СНГ) и дальнего зарубежья, идет процесс включения российских инфоресурсов в международные информационные сети.

Библиотеки получили реальную возможность знакомиться с зарубежным библиотечным опытом, ориентироваться на лучшие образцы, стать составной частью единого мирового библиотечного и информационного пространства.

содержание | начало


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России