Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Жабко Е.Д., Соколова Т.В.
Российская национальная
библиотека, С.-Петербург


Проблемы внедрения информационных технологий
в вузовских и публичных библиотеках С.-Петербурга

Информационная инфраструктура крупного города включает наряду со специализированными информационными центрами, справочными агентствами, службами предоставления различного рода информации и большое число библиотек. Значение библиотек в эпоху внедрения современных компьютерных технологий не только не падает, но даже возрастает. Это обусловлено прежде всего их доминирующей функцией основных держателей документных и электронных массивов, что позволяет библиотекам оставаться незаменимым источником предоставления документов и информации для различных категорий пользователей. Весьма внушительную по количеству группу составляют библиотеки высших и средних учебных заведений, а также публичные муниципальные. Эти группы различны по своим типологическим особенностям, выполняемым функциям, спектру предоставляемых пользователям услуг и, соответственно, по объему, тематике и наполнению фондов. Проблемы межведомственного взаимодействия вузовских и публичных библиотек С.-Петербурга при использовании новых информационных технологий стали объектом детального исследования, организованного Центральной городской публичной библиотекой им. В.В. Маяковского в 1996 г.

В конце 1996 г. в рамках проекта программы "Автоматизация библиотечно-библиографического обслуживания в библиотеках С.-Петербурга" РНБ провела пилотажное исследование публичных и вузовских библиотек города с целью определения уровня внедрения автоматизации, выявления новых форм обслуживания и услуг, а также изучения положения с информационным обучением пользователей. Исследование вызвано необходимостью упорядочения библиотечно-библиографического обслуживания в библиотеках города, координации в области справочно-библиографического обслуживания и комплектования фондов библиотек различного уровня. Весьма важной предпосылкой его стала и необходимость реорганизации существующей в РНБ системы обслуживания и обучения пользователей (в связи с переездом в новое здание и учетом категорий потенциальных пользователей).

Базой исследования выбраны 15 библиотек ведущих государственных вузов технического, медицинского и гуманитарного профиля (всего в городе 42 вузовские библиотеки), а также 15 головных библиотек ЦБС С.-Петербурга (всего в городе 20 ЦБС).

Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов для двух групп библиотек.

Вузовские библиотеки:

  • различный уровень внедрения автоматизации в этих библиотеках определяется недостаточностью финансирования высших учебных заведений, что, в свою очередь, сказывается не только на комплектовании фондов, но и на возможности приобретения библиотеками компьютерной техники (компьютерный парк исследованных библиотек включает от 1 до 15 компьютеров);
  • различия в уровне внедрения новых технологий варьируются от использования единичных компьютеров для организационно-канцелярской деятельности до создания локальных баз данных с аналитической росписью профильных периодических изданий, ведения электронных каталогов и работ по ретроспективной каталогизации, функционирования единых локальных сетей и предоставления доступа с любых рабочих станций на кафедрах к электронному каталогу своей и других библиотек;
  • обучение персонала библиотек осуществляется, как правило, на систематической основе и планомерно;
  • обучение студентов традиционному пользованию библиотекой проводится систематически как путем включения в образовательные программы кратких обязательных курсов по основам библиотечно-библиографической грамотности, так и в процессе ряда мероприятий, проводимых непосредственно в библиотеках;
  • обучение автоматизированному поиску в электронных каталогах и базах данных проводится только в отдельных библиотеках (имеющих соответствующую техническую базу) как через внедрение "понятийно-интуитивных" интерфейсов, достаточных для самостоятельного поиска в электронном каталоге, так и в процессе специально организованных мероприятий;
  • обучение поиску информации в автоматизированных режимах производится без научно обоснованных программ и без соответствующих методических пособий.

Далекая от оптимального уровня картина автоматизации вузовских библиотек тем более огорчительна, что впервые проблема компьютерной грамотности поставлена в связи с задачами высшей школы. В 1970 г. Международная ассоциация по обработке информации призвала всех студентов и преподавателей участвовать в оценке и развитии компьютерной грамотности. В целом можно констатировать, что в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений значимость таких направлений современной информатики, как инженерия знаний или автоматизации процессов решения разнообразных задач с помощью современной вычислительной техники, однако оказание соответствующей практической помощи студентам и преподавателям затруднено для большинства вузовских библиотек С.-Петербурга. Подобная неблагоприятная ситуация вынуждает библиотеки других типов расширять свою функциональную структуру и принимать непосредственное участие в учебном процессе.

В полной мере это может быть отнесено к РНБ, так как число студентов, посещающих общие читальные залы постоянно увеличивается (1995 - 373 тыс., 1996 - 400 тыс.). Увеличивается также число студентов, которые получают право посещения научных читальных залов (НЧЗ): 1985-1990 гг. - 1 093 человека (0,7% от общего числа читателей, записанных в НЧЗ), 1991-1996 гг. - 3 667 человек (3,1% от общего числа записанных в НЧЗ).

В настоящее время особенно актуальна задача создания системы обучения, которая позволяет формировать у пользователей знания и навыки в информационно-библиотечной сфере с учетом информационных запросов учащейся молодежи, носящих все более углубленный характер.

Подобные проблемы вынуждены решать и городские публичные библиотеки, где также не менее половины читателей составляют учащиеся. При этом результаты проведенного исследования показывают, что уровень автоматизация публичных библиотек характеризуется еще большей неравномерностью.

Публичные библиотеки:

  • общий парк компьютерной техники обследованных библиотек составляет 70 IBM PC, но их число в конкретных библиотеках колеблется от 1 до 13 (от второго поколения компьютеров до Pentium);
  • более половины библиотек не имеют баз данных на CD-ROM, что связано с финансовыми трудностями по закупке дорогостоящих БД и CD-ROM драйвов;
  • только отдельные библиотеки имеют базы данных на CD-ROM (от единичных до 50 БД, получаемых в основном в дар) и предоставляют возможность своим читателям пользоваться учебной, справочной, энциклопедической информацией на CD-ROM;
  • практически все обследованные библиотеки используют компьютерную технику как для организационно-канцелярской деятельности (статистического учета и деловой переписки), так и для автоматизации внутренних библиотечных процессов (обработки и каталогизации получаемой литературы, создания локальных проблемно-ориентированных баз данных, электронных каталогов на свои фонды);
  • в большинстве библиотек читатели не имеют непосредственного доступа к базам данных и электронным каталогам, предоставление информации осуществляется через посредников - сотрудников обслуживающих подразделений;
  • в публичных библиотеках сохранено и развивается традиционное обучение читателей пользованию конкретной библиотекой, при этом применяется широкий спектр форм обучения;
  • специальное обучение читателей работе с компьютером и самостоятельному поиску в электронных каталогах отсутствует практически во всех библиотеках.

Общие и типичные как для вузовских, так и для публичных библиотек проблемы связаны с недостаточным финансированием и, как следствие, недостатком техники и квалифицированных кадров. Проблемы, которые не требуют больших финансовых затрат (обмен базами данных на CD-ROM, совместная подписка на наиболее спрашиваемые БД, обучение персонала на базе крупных научных библиотек, разработка программ обучения пользователей и др.), не решаются из-за разобщенности библиотек и отсутствия координации в их деятельности.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России