Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Еременко Т.В.
Рязанский государственный
педагогический университет


Вузовская библиотека России в едином
информационном пространстве (региональный аспект)

"Без большой библиотеки нет большого университета" - эти слова очень точно выражают прямую зависимость качества образования от состояния информационно-документного обеспечения всех сторон деятельности высшего учебного заведения. От способности библиотек выбрать правильные приоритеты в работе, стратегически верно определиться в способах решения комплекса проблем во многом зависит не только будущее самих библиотек, но и судьба российской высшей школы.

Структурно-содержательная реформа высшей школы в России, внедрение новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ставят перед библиотеками вузов задачи нового уровня. Для библиотек региональных вузов сегодняшняя ситуация представляется особенно сложной.

Традиционно библиотеки этого типа формировались в первую очередь как локальные книжные коллекции, тесно связанные с решением конкретных учебно-вспомогательных задач. Обеспечение литературой учебного процесса было приоритетным принципом в комплектовании их фондов, в составе которых многоэкземплярные собрания учебников и учебных пособий различных видов составляли и продолжают составлять примерно половину. Приобретение научной литературы не имело целей создания полноценных академических коллекций, с исчерпывающей полнотой представляющих массив названий и разновидностей научных публикаций по всему спектру отраслей, профильных для конкретного вуза. Формирование фонда иностранных изданий прямо увязывалось с нуждами обучения и не было ориентировано на закупку оригинальной научной и справочной литературы для исследовательской работы. Подписка на иностранную научную периодику если и осуществлялась, то в крайне ограниченном количестве. В отличие от фундаментальных научных библиотек центральных российских университетов, таких, как Научная библиотека МГУ, библиотеки региональных вузов руководствовались иными приоритетами и располагали иными возможностями при создании и пополнении своих фондов. В результате библиотеки одного типа, различающиеся по месторасположению, достаточно резко дифференцируются. Если первые приближаются по своему информационному потенциалу к современному представлению об университетской библиотеке как фундаментальной научной с обширной академической коллекцией изданий и материалов, то вторые с этой точки зрения выглядят достаточно бледно.

Неравномерность распределения информационных ресурсов объективно определяет и разный уровень образовательной подготовки специалистов: приходится констатировать эту не слишком приятную истину, предпосылки которой кроются в политике комплектования фондов российских вузовских библиотек. В прямом противоречии с подобным подходом находится сама идея создания единого федерального образовательного пространства и общих требований к содержанию высшего образования, лежащая в основе внедряемых государственных образовательных стандартов. Студенты имеют равные права на получение необходимой информации, независимо от того, учатся они в центральном или региональном вузе. И вузовская библиотека обязана обеспечить реализацию этих прав.

Библиотеки региональных вузов, как и любые библиотеки России, испытывают сейчас огромные трудности в пополнении фондов. Возможно, что эти общие трудности пока не позволяют оценить в должной мере важность вставшей перед ними проблемы недостаточно высокого информационного потенциала и соответствия современным требованиям высшей школы. Уже сейчас сотрудники данных библиотек все чаще сталкиваются с необходимостью удовлетворения информационных потребностей нового уровня.

Наряду с расширившимися тематическими границами информационно-документного поиска среди привычных печатных изданий пользователи обращаются в библиотеку, надеясь найти здесь и нетрадиционные информационные источники: аудио- и видеоносители, оптические компакт-диски, дискеты. Значительно более высокие требования предъявляются к качеству информационного сервиса: пользователи хотят обращаться к машиночитаемым библиографическим и полнотекстовым базам данных, электронным каталогам библиотек, иметь доступ к информационным ресурсам мировых телекоммуникационных сетей. В связи с открывшимися возможностями свободного знакомства с результатами научных исследований зарубежных авторов читатели стремятся расширить языковые границы информационного поиска и получить в библиотеке свежую иностранную периодику, современную научную и справочную литературу. Тенденция новых учебных планов - уменьшение числа аудиторных занятий и перенос акцента на самостоятельную работу обучаемых - выявляет неразвитость сферы дополнительных библиотечных услуг, призванных создать благоприятные условия для плодотворной исследовательской и учебной деятельности в библиотеке вуза как основном месте самостоятельных занятий.

Каким представляется выход из сложившейся ситуации? Думается, что он лежит в русле общих современных тенденций развития библиотечного дела и связан с использованием уже опробованных в мировой библиотечной практике средств. Это - внедрение компьютерных информационных технологий и на их основе вхождение библиотеки регионального вуза в качестве полноправного участника в единое информационное пространство. Такой путь поддерживается и приоритетными направлениями национальной политики России в области образования. Задача создания общего образовательно-информационного пространства, обеспечивающего доступ в числе прочих информационных ресурсов к традиционным и электронным библиотекам, была поставлена в национальном докладе Российской Федерации "Политика в области образования и новые информационные технологии" на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика", прошедшем 1-5 июня 1996 г. в Москве ("Информатика и образование". 1996. № 5).

Первоочередной целью вузовской библиотеки становится получение доступа в Интернет и приобретение современных машиночитаемых информационных продуктов. Каким бы трудным ни представлялось решение такой задачи как с технической, так и с экономической точки зрения, оно тем не менее более реалистично и перспективно по сравнению с попыткой превратить складывавшийся десятилетиями документный фонд в полноценную академическую коллекцию и при этом еще обеспечить комплектование всех необходимых новых печатных изданий. Самой жизнью с ее непростыми обстоятельствами и новыми требованиями библиотека регионального вуза ставится в ситуацию безальтернативного выбора. Возможно, что библиотекам данного типа предстоит своеобразный "прорыв в будущее", к "библиотеке без стен", когда пользователи уже не будут зависеть от ресурсного потенциала конкретной локальной книжной коллекции, а смогут благодаря созданным библиотекой условиям иметь в своем распоряжении богатства, накопленные библиотеками всего мира.

Доступ в Интернет далеко не означает обладание профессиональными умениями работы с его ресурсами. Стать квалифицированными посредниками между пользователями и Интернет в плане поиска информации для исследовательской и учебной деятельности, максимально использовать Интернет для решения своих профессиональных библиотечных проблем - это очень непростые задачи для библиотеки регионального вуза.

Кадровое обеспечение нового направления в работе библиотеки предполагает привлечение в ее штат сотрудников совершенно иного по характеру образования; серьезной проблемой здесь становится и языковой барьер. Специалисты с требующимся комплексом знаний и умений, конечно же, существуют и в регионах, но наличие у них желания стать библиотекарем с соответствующим уровнем оплаты труда представляется проблематичным.

Для полноправного существования в мировом сообществе от библиотек региональных вузов требуется открыть доступ к своим коллекциям, предоставляя в пользование как электронные каталоги на свои фонды, так и оригинальные базы данных собственной генерации.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России