Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Беседина Н.В., Гальцева Т.Е., Зеленина Г.Н.
Научная библиотека Челябинского
государственного технического
университета


Влияние автоматизированных технологий
на статус библиотекаря

Необходимость освещения этой темы вызвана несколькими причинами.

Многочисленные публикации последних пяти лет в профессиональной российской библиотечной печати, темы материалов международных Крымских конференций свидетельствуют о повсеместном внедрении автоматизированных технологий в библиотеках страны. Для одних коллективов автоматизация означает перевод традиционных библиотечных технологий на новую техническую платформу - компьютерную, которая отчасти механизирует рутинный труд библиотекарей. Другие, пройдя этот этап, думают, как организовать новые формы обслуживания читателей, мечтая полностью автоматизировать информационное обслуживание или книговыдачу. Третьи, имея этот опыт, задают себе вопрос: почему автоматизация не приводит к уменьшению объема, не облегчает, а подчас увеличивает персональную профессиональную нагрузку?

Не обошли такого вопроса и мы, занимаясь автоматизацией более семи лет. В предлагаемом материале сделана попытка разобраться в причинах этого явления, постараться проанализировать их, найти выход из подобной ситуации, сложившейся и в нашей библиотеке.

На библиотечную работу в современных условиях влияют несколько объективных факторов.

Во-первых - "информационный взрыв", означающий многократное увеличение документов на бумажных носителях, традиционными хранилищами которых всегда были библиотеки. Являясь сегодня одним из немногочисленных институтов свободного доступа к информации, библиотеки обязаны комплектовать, обрабатывать, систематизировать и предоставлять пользователям эти документы. Наблюдается четкая тенденция востребованности информации еще до ее систематического представления в виде библиотечных каталогов или всевозможных указателей.

Во-вторых - появление нетрадиционных информационных центров, что означает для библиотек новые методы поиска документных источников, комплектования новыми видами информационной продукции и предоставления ее своим читателям.

В-третьих - появление нетрадиционных информационных носителей - CD-ROM, полнотекстовых баз данных, информационных сетей. Это вынуждает библиотеки осваивать методы работы с ними, знакомиться с формами классификации информации в них, чтобы оперативно предоставлять ее читателю.

Эти факторы особенно ощущаются в библиотеке крупного технического университета, ведущего подготовку специалистов, которые должны владеть самыми современными знаниями, чтобы быть востребованными на рынке труда.

Постоянно собирая информацию о запросах пользователей, мы определили некоторые тенденции, четко проявившиеся за последние 2-3 года. Они касаются как образования структурных групп - пользователей библиотеки, так и изменения тематики информационных запросов. Изменилась типология читателей с точки зрения информационной культуры.

Если не принимать во внимание постоянных пользователей библиотеки (5% от общего количества), которые умеют работать со справочно-поисковым аппаратом, с информационными изданиями, четко определить предметную область своего запроса, то остальных, не имеющих представления обо всем этом, можно разделить на три группы.

Первая включает тех, кто не владеет библиотечно-библиографической грамотой, но желает приобрести навыки поиска информации для своей профессиональной деятельности. К ним относится большая часть студентов, научных сотрудников и преподавателей университета. Количество таких пользователей по нашим данным составляет 20-30%. Информационные запросы этой категории конкретны, точны и вероятность их удовлетворения высока.

К второй группе относятся те, кто не владеет библиотечно-библиографической грамотой, но нуждается в оперативном получении информации. Как правило, это студенты, которым надо выполнить учебные задания, подготовиться к семинарам или сделать анализ проблемы для дипломного проекта. Направленность их запросов составляют как фактографические, так и тематические справки различной степени сложности. Запросы определяются темами курсовых работ и рефератов, предложенными преподавателями, которые удовлетворяют свои научные профессиональные интересы с помощью студенческих работ. Более половины таких справок выполняются в автоматизированном режиме с помощью справочного аппарата информационной системы библиотеки.

Значительную часть пользователей (более 50%) составляет третья группа, которую условно можно назвать "ленивой". Это студенты коммерческих факультетов, слушатели различных открытых университетов, курсов обучения и повышения квалификации при университете, студенты-заочники, профессорско-преподавательский состав среднего и старшего возраста и др. Это наиболее сложная в обслуживании категория пользователей. Направленность их запросов - в основном сложные тематические справки, иногда с претензиями на получение целых аналитических обзоров.

Анализируя характер информационных запросов за последние три года, отметим, что число справок, выполняемых непосредственно библиографами, уменьшается. Одновременно увеличивается число справок, выполненных в автоматизированном режиме - примерно на 30% в год. Это объясняется увеличением количества баз данных библиотеки, постоянным повышением качества электронных каталогов, ориентацией содержания БД на нужды университета. Например, 99% справок по законодательству выполняются в автоматизированном режиме благодаря постоянно ведущейся базе официальных материалов, которая содержит информацию из всех изданий, поступающих в библиотеку.

В условиях изменяющейся информационной среды, кроме изменения контингента пользователей и направленности их запросов, происходит постоянное изменение условий работы библиотек и библиотекарей. Особенно подвержены таким изменениям вузовские библиотеки, так как подготовка современных специалистов требует гибкости и мобильности учебных курсов и программ. Это неизбежно отражается и на работе библиотек, которые должны быть готовы отвечать на нетрадиционные запросы читателей, часто при отсутствии в фонде изданий для подготовки специалистов по новым учебным курсам.

Традиционные формы работы в таких условиях не дают возможности оперативно и полно удовлетворять изменяющиеся запросы читателей. Библиотекари вынуждены искать пути интенсификации и повышения качества своей работы. Широкие возможности для этого дает использование автоматизированных поисковых систем, особенно полнотекстовых баз данных, применение в информационной работе ЭВМ.

Рынок информационных услуг сейчас чрезвычайно мобилен. Постоянно появляются новые варианты применения тех или иных технологий; и задача библиотечных работников - отслеживать появление новых возможностей, оценивать их с точки зрения целесообразности использования. Очень часто оказывается, что качество информационной продукции оставляет желать лучшего и не соответствует требованиям, предъявляемым к ней сотрудниками библиотек. Тем более важна правильная оценка качества того или иного продукта. Приобретение и использование такой информационной продукции связано с большими материальными затратами, и ошибки и промахи будут иметь слишком высокую цену в буквальном смысле этого слова. Библиотечные специалисты невольно выступают в роли экспертов и аналитиков.

Появление сетевой информационной инфраструктуры, о которой в последнее время очень много говорят, вынуждает библиотекарей осваивать ее, изучать потенциальные возможности систем поиска в таких информационных системах, выступать не только в роли аналитика или эксперта, но и информатора-посредника между пользователем и информационным окружением.

В связи с внедрением автоматизированных технологий происходят качественные изменения в содержании труда библиотекарей.

В первую очередь они касаются традиционной обработки документов, поступающих в библиотеку. При формировании БД новых поступлений особое внимание приходится уделять предметизации документов. Библиотекари и библиографы проводят большую предварительную работу по лингвистическому оснащению поисковых систем баз данных библиотеки, начиная с создания предметных каталогов и машиночитаемых таблиц классификаций и алфавитно-предметных указателей.

При вводе информации в ЭВМ значительно больше внимания приходится уделять непосредственному раскрытию содержания изданий. Это же относится и к раскрытию поискового образа документа. Машинная обработка изданий резко увеличила время обработки (по сравнению с традиционной технологией) и нагрузку на библиотекарей.

Поисковый образ документа формируется посредством нескольких поисковых признаков. К ним относятся предметные рубрики, ключевые слова, алфавитно-предметные и систематический указатели и др. Пользователь при этом имеет широкий выбор вариантов проведения удобного для себя метода поиска, что отсутствует в традиционных библиотечных поисковых системах. Например, в упомянутой нами БД официальных материалов содержатся сведения обо всех источниках, где опубликованы официальные документы органов власти, федеральных и муниципальных. Специально для этой БД библиографами разработан предметный указатель на основе общероссийского классификатора основ законодательства, создан словарь нормативной лексики для поля ключевых слов. На наш взгляд, это один из способов организации помощи для самостоятельной работы читателей с автоматизированными системами.

Эти же проблемы возникают при поиске информации в сетях. Сейчас пользователей интересуют в основном фактографические сведения. Чтобы выполнить эти запросы, надо иметь такие сведения в виде адресов-указателей информационных центров, данные об их назначении, предметной ориентации их информационного наполнения. И неважно, в каком виде - "твердой" копии справочника-каталога или режима работы в онлайн. Информация в сети зачастую не систематизирована, не описана предметно. При работе в сетях как никогда повышается роль библиотекаря-библиографа, способного оценить значимость информации и умеющего направить пользователя.

Развитие автоматизированных систем поиска приводит к необходимости срочно решать еще одну проблему, особенно острую в вузовских библиотеках - постоянное обучение пользователей. Традиционное для вузовских библиотек преподавание библиотечно-библиографических знаний для разных категорий читателей превращается из проводимых раз в год занятий в ежедневную индивидуальную работу - консультирование и обучение методам работы с АИПС пользователей самых различных уровней: студентов, преподавателей, даже администраторов сети университета.

Формы такой работы самые различные - это создание методических инструкций; постоянное присутствие в зале каталогов специалистов, которые выполняют функции не только консультантов по электронным и традиционным каталогам, но и знакомят с порядком работы с АИПС, помогают правильно сформировать поисковое предписание. Эти сотрудники берут на себя роль посредников между АИПС и пользователем.

В содержание занятий по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний включаются вопросы использования АИПС, практические уроки по поиску в электронных БД библиотеки.

Существенно дополняет эти методы обучения наглядный материал: объявления, буклеты, указатели, методические инструкции для различных категорий пользователей.

Таким образом, библиотекарь выполняет функции преподавателя и консультанта.

Оценивая влияние внедрения автоматизированных технологий на деятельность и содержание труда библиотекарей, следует отметить, что эти процессы меняют характер требований не только к квалификации библиотекарей. Меняется структура и состав библиотечного штата.

Происходит процесс разделения труда интеллектуального и не требующего высокой квалификации, как, например, при физической обработке документов, вводе информации в ЭВМ. В нашей библиотеке количество сотрудников, использующих в работе ЭВМ, составляет 35%. Из них половина занята лингвистическим обеспечением АИПС, обучением и консультированием пользователей.

В библиотеках увеличивается спрос на такие профессиональные группы, как программисты, выполняющие разработки или программное сопровождение задач в автоматизированном режиме. Библиотеки, ведущие самостоятельную разработку программ автоматизации технологических процессов, остро нуждаются в системных аналитиках, технологах, способных комплексно изучить и оптимизировать традиционные библиотечные процессы. В нашей библиотеке этими вопросами занимаются шесть главных специалистов (5,6% штата).

С увеличением объема работ по предметизации изданий при вводе их в ЭВМ остро ощущается нехватка лингвистов, специалистов в области предметизации и координатного индексирования, обеспечивающих качественное содержание АИПС. Эти же специалисты должны владеть знаниями дидактики, психологии и теории обучения для подготовки качественных методических указаний для пользователей.

Справочно-библиографическое обслуживание в условиях использования новых информационных технологий предъявляет к библиотекарям высокие требования: знания и навыки применения ЭВМ и различных программных продуктов, правил общения, способности быстрого и адекватного восприятия интересов пользователя, оперативной фиксации сведений в необъятном море информации.

Перечисленные выше изменения в содержании работы библиотек требуют кардинальных перемен в программах обучения библиотечных специалистов. А пока обходимся своими силами. Так, в 1993 г. на базе Научной библиотеки Челябинского государственного технического университета - методического центра библиотек вузов города - организована школа компьютерных знаний, где за 2 года прошли обучение 110 библиотекарей не только Челябинска, но и других городов Урала и Сибири. Из них 94 - представители библиотек города. Сегодня 100% сотрудников библиотек Педагогического университета и Академии физической культуры владеют навыками работы на ЭВМ. В библиотеках других вузов таких сотрудников - от 30 до 50%.

С 1995 г. в рамках секции автоматизации методобъединения работает постояннодействующий семинар "Библиотеки и новые информационные технологии", а с 1996 г. семинар доступен библиотекарям всех систем и ведомств области и объединяет все секции методобъединения. Его тематика включает не только узкопрофессиональные библиотечные проблемы, но и вопросы практической педагогики, социальной и когнитивной психологии, адаптации человеческой личности в условиях компьютерных технологий.

Анализируя тенденции изменения функций традиционного библиотечного учреждения, мы пришли к заключению, что будущий статус библиотеки - информационно-обучающий центр, который не только сохранит традиционные функции библиотеки, но и приобретет новые. Это неизбежно приведет к изменению статуса библиотечного работника и заслуженному повышению престижа профессии библиотекаря.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России