Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Жабко Е.Д.
Российская национальная
библиотека, С.-Петербург


Тенденции развития информационно-библиографического
обслуживания на этапе внедрения
современных компьютерных технологий

Информационно-библиографическое обслуживание - важнейшая и неотъемлемая часть работы Российской национальной библиотеки (РНБ). Традиции и опыт, накопленный за многие десятилетия, позволили сформировать систему библиографического обслуживания, отвечавшую до недавнего времени потребностям читателей. Основной функцией библиографов являлось непосредственное справочно-библиографическое обслуживание в отраслевых научных и общих читальных залах, базировавшееся на использовании справочно-поискового аппарата библиотеки, вспомогательных картотек отдела и фонда справочно-библиографических изданий. Недостаточная обеспеченность вторичными источниками и низкая оперативность отражаемой в них информации компенсировались подготовкой и созданием текущих библиографических указателей, а также списков литературы по актуальным тематическим направлениям. Внедрение компьютерной техники, позволившее переводить традиционные картотеки в электронную форму и создавать на их основе проблемно-ориентированные базы данных, работы по созданию электронного каталога РНБ, последовательное и целенаправленное приобретение баз данных на CD-ROM, а также первый опыт работы в международных информационных сетях через Интернет требуют поиска новых форм организации информационно-библиографического обслуживания в библиотеке.

Определение новых подходов к организации информационно-библиографического обслуживания невозможно без учета общих тенденций его развития, обусловленных коренными изменениями внешней информационной среды.

Создание новых поколений вычислительной техники, постоянно совершенствующиеся программные продукты, возможность перевода традиционных источников информации на электронные носители, внедрение CD-ROM технологии, новые методы электронной передачи информации в сочетании с гипертекстом и возможностью графического предоставления информации определили ряд новых тенденции организации справочно-библиографического обслуживания в зарубежных библиотеках, к которым можно отнести:

  • более тесную интеграцию библиотечного и справочно-библиографического обслуживания, что связано с возможностью для пользователя одномоментного получения библиографического описания документа и его полного текста;
  • усиление тенденций, обусловленных с интеграцией справочно-библиографического обслуживания как внутри страны, так и между странами путем координации;
  • расширение границ справочного обслуживания за счет постепенной интеграции функций поиска информации, предоставления полного текста документа, оформления заказов и передачи заявок в службы межбиблиотечного абонемента и доставки документов;
  • расширение возможностей обслуживания и предоставления графической информации, доступной в результате перевода на электронные носители фотографий, картографических изданий, рукописей, архивных материалов, специальных коллекций;
  • повышение оперативности обслуживания за счет преимуществ автоматизированного поиска;
  • расширение временных рамок обслуживания, ранее ограниченных режимом работы библиотеки, до 24-часового доступа к электронным массивам в течение всей недели в режиме удаленного доступа;
  • усиление обучающей функции в общей структуре справочно-библиографического обслуживания, что связано с необходимостью ознакомления пользователей со спецификой структуры и поисковых возможностей различных баз данных, использования методов поиска через телекоммуникационные сети в режиме удаленного доступа.

В РНБ первые библиографические базы данных на CD-ROM стали использоваться с 1995 г. Недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере осуществлять последовательное и планомерное комплектование всех необходимых БД, поэтому библиотека приобретает их избирательно, отдавая предпочтение, несмотря на отраслевой принцип обслуживания, политематическим (Science Citation Index и Social Science Citation Index), а также базам данных широкого тематического профиля (Medline, Engineering Index). Значительное количество баз данных поступает в библиотеку в качестве даров, а также бесплатных приложений к традиционным справочно-библиографическим пособиям (EMBASE, Computer abstracts и др.). Часть баз данных получена во временное пользование и эксплуатируется для изучения читательского спроса и эффективности поиска библиографической информации (БД OCLC "Recent Books"), а также по обмену с другими библиотеками города. Их наличие позволяет обслуживать читателей гуманитарного профиля. Из 17 баз данных на компакт-дисках только три предоставляют информацию об отечественных изданиях - Российская национальная библиография (издания Российской книжной палаты), Электронный каталог ГПНТБ России и база данных ГЦНМБ. Базы данных используются как для обслуживания читателей (тематический поиск и идентификация места хранения конкретного издания, известного читателю), так и для проработки читательских требований сотрудниками группы использования каталогов.

В настоящее время обслуживание осуществляется с локальных рабочих станций как в режиме предварительных запросов, так и непосредственно на пункте обслуживания. Две - установлены в читательской зоне, один компьютер в служебном помещении. Ведутся подготовительные работы по организации сетевого доступа, при котором все базы данных на компакт-дисках доступны с любого компьютера в читательской зоне. Планируется открытие пункта обслуживания через Интернет, рассчитанного на 10 рабочих станций.

Анализ статистических данных за 1995-1996 гг. свидетельствует об увеличении количества запросов, выполняемых на основе использования баз данных на CD-ROM. Если в 1995 г выполнено около 500 запросов, то в 1996 г. - уже 945. Все больше читателей проявляют интерес к базам данных на компакт-дисках как источникам получения информации. Можно с уверенностью говорить об увеличении обращений читателей в будущем. В этой связи перед информационно-библиографическим отделом встает ряд задач, от решения которых зависит эффективность обслуживания. К первостепенным можно отнести:

    ввод в эксплуатацию сетевого доступа; дальнейшее обучение персонала и активизацию деятельности сотрудников ИБО по освоению новых баз данных и пакетов прикладных программ; создание серии справочных пособий, знакомящих пользователей с зарубежными базами данных и предоставляющих конкретные рекомендации по самостоятельному поиску информации.

Вместе с тем существует ряд проблем, которые необходимо решить при определении новых подходов к организации информационно-библиографического обслуживания в РНБ.

Во-первых, наиболее актуальна проблема, связанная с разработкой концепции комплектования справочно-библиографического фонда РНБ базами данных и выделением приоритетов при их приобретении. Один из таких - преимущественное комплектование библиографических БД, включающих кроме библиографических данных аннотацию или реферат, раскрывающий содержание описываемого документа. Необходимо подчеркнуть, что наибольший интерес читателей вызывают именно зарубежные реферированные базы данных по периодике. Это обусловлено сложностью получения полных текстов статей. Так, по данным статистики в РНБ имеется только 15% зарубежных журналов от общего количества расписываемых в БД MEDLINE. Поэтому достаточно полные рефераты статей, включенные в БД MEDLINE, являются важным источником получения необходимой информации для читателей медико-биологического профиля.

Во-вторых, неудовлетворенным остается читательский спрос на информационную продукцию зарубежных национальных агентств и отечественные библиографические БД. Выбор последних на российском рынке беден, а их наполнение и поисковые качества не могут удовлетворить запросы пользователей.

В-третьих, более 90% всех использующихся в процессах обслуживания баз данных требуют знания иностранных языков. Отсутствие методических пособий на русском языке затрудняет процесс привлечения читателей к самостоятельной работе с БД на CD-ROM. В связи с этим в планах отдела - создание серии методических руководств на русском языке для пользователей по всем базам данных.

И наконец, четвертой и последней проблемой является предоставление в рамках справочно-библиографического обслуживания возможности обращения к ресурсам Интернет всем категориям читателей РНБ. Успех зависит от решения целого ряда не только технических, но и технологических задач обслуживания и обучения пользователей (укомплектованности справочными пособиями по Интернет, своевременного обучения персонала и эффективной организации оперативного обслуживания в читальных залах).

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России