Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Левин И.Я., Савельев С.М.
ЗАО "Международная книга",
Москва


Проблемы распространения
информационных продуктов на мировом рынке:
опыт сотрудничества АО "Международная книга"
с зарубежными и отечественными библиотеками
(информцентрами)

За 74-летнюю историю существования (в СССР, затем России и СНГ) АО "Международная книга" ("МК"), не являясь ни производителем отечественных, ни потребителем зарубежных информационных продуктов, постоянно находилось в сфере международного информационного обмена - до 1991 г. в роли монопольного господрядчика, позднее - коммерческого посредника.

Занимаясь организацией и собственно исполнением экспортно-импортных операций по закупке и распространению непериодической (книги) и периодической печати (газеты и журналы), АО "МК" не могло не оказывать влияния и не принимать участия в формировании как экспортного, так и импортного ассортимента информационного обмена, в том числе с учетом потребностей, состояния и генерационных возможностей отечественной информационной структуры.

Централизованное финансирование этой деятельности в условиях госмонополии экспортно-импортных операций давало, при известных недостатках, практически неограниченные финансовые возможности (за исключением подцензурной гуманитарной информационной сферы) активного участия нашей страны в международном информационном обмене, полноценном (особенно в научно-технических областях) комплектовании отечественных фондов не только потребителей - библиотек, но и генераторов новых информационных продуктов - институтов.

Устоявшееся отношение в нашей стране к информации как продукту интеллектуальной деятельности, не имеющему ни собственника, ни стоимостного выражения, лишенному возможности выступать в качестве товара, предмета коммерческой деятельности, в условиях дезинтеграции СССР и прекращения государственного финансирования как закупок, так и производства информационных продуктов, привело к негативным последствиям. Данная сфера деятельности, прежде защищенная государством, оказалась в малой степени готовности к тотальной коммерциализации в стране.

Это привело, с одной стороны, к резкому сокращению генерационных возможностей отечественных производителей информации, снижению ее полноты, актуальности и т. д., а следовательно, и потребительских качеств как товара; с другой (одновременно как следствие первой) - к снижению совокупного экспортного ассортимента. Особенно это коснулось научно-технической информации, формирующей зарубежные исследовательские, библиотечные и другие фонды, привело к нарушению сложившихся информационных контактов не только в области обязательных экспортно-импортных поставок литературы, но и некоммерческого межбиблиотечного обмена.

При этом более подготовленный к работе на информационном рынке западный потребитель (и/или производитель информации) "пострадал" не в меньшей степени, чем отечественный, прежде "избалованный" обеспеченным, особенно в научно-технической сфере, финансированием. В результате гипертрофированной коммерциализации информационного обмена, до определенной степени одностороннего взлета цен после длительного режима "наибольшего благоприятствования" в ценообразовании, доступ к отечественным информационным ресурсам за рубежом резко сузился. По этой причине, а также из-за прекращения финансирования издательской и другой информационно-производственной деятельности многих отечественных НИИ и выпускающих центров, в некоторых, в том числе ведущих, зарубежных библиотеках недоукомплектованность охватила целые хронологические (1990-1993 гг.) и тематические разделы. Особенно это отразилось на периодике.

Тем не менее последние годы (1995-1997 гг.) характерны заметным оживлением процессов информационного обмена, что подтверждает и опыт "МК".

В начале 1990-х гг., когда мировой рынок электронно-информационной продукции находился на стадии формирования, АО "МК", основу деятельности которого всегда составляли экспорт и импорт информации (книги, периодика на традиционных и иных носителях), подключилось к распространению делавших первые шаги отечественных электронных изданий.

Опыт работы "МК" с отечественными информационными электронными продуктами показывает отставание этой сферы от уровня зарубежного развития.

Невысокое качество, неконкурентоспособность (при неустойчивости издательского предложения) российских электронных продуктов, партнерская необязательность, коммерческое дилетантство и даже пиратские предложения и т. п. являются все еще нашими реалиями. У большинства российских электронных издательств отсутствуют среднесрочные (где-либо объявленные) планы и программы, нацеленные в том числе на экспорт. Преобладает первичность русскоязычной версии электронных изданий.

Формирование тематических проектов, как показывает анализ предложений, производится на основе "подручного" доступного материала, а не реально существующего спроса. Финансирование проектов электронных изданий нередко носит остаточный характер и зачастую производится при участии далеких от этой деятельности коммерческих структур. Предпринимаются неудачные попытки совмещения производственной с несвойственной издателям распространительской деятельностью.

"МК", учитывая прежний опыт, ограниченность возможностей, средств и ресурсов, сосредоточивается на малозатратных, но по возможности капиталоемких проектах по реализации электронно-информационной продукции. При этом на первый план выдвигаются электронные аналоги традиционного ассортимента "МК" - книг и периодики: аналоги или самостоятельные версии непериодических изданий (энциклопедии, словари, путеводители, справочная и учебная литература); версии газет и журналов на магнитоносителях и в сетевом режиме.

В настоящее время в нашем ассортименте более 120 наименований продукции, 40 российских электронных издательств, среди которых достаточно известные на рынке "Гарант-Сервис", "Дока", "Интерсофт", Российский мультимедийный центр и др. В отдельное направление выделяются специализированные, ведомственные, отраслевые БД по различным областям знаний: экономике, науке, статистике, праву, законодательству и др. Всего в России насчитывается около 250 надежных владельцев информации такого рода и свыше 2 тыс. интересных для коммерческого предложения БД.

Для "МК" примером серьезного и конкурентоспособного свода БД являются информресурсы ВИНИТИ.

Продукция ВИНИТИ в наибольшей степени готова для коммерческого предложения на экспорт, так как представляет около 70% (по некоторым оценкам) всей НТИ России: более 250 ЭБД - аналогов РЖ, спрос на информационное накопление которых в

печатном виде поддается оптимальной оценке; постоянно и профессионально обновляемый достаточно капиталоемкий массив НТИ; наконец, законченные, с оригинальной СУБД и программным обеспечением, продукты, которые поддерживаются собственными профессиональными программистами.

Несмотря на то, что большинство газет и журналов имеют электронную верстку, только некоторые можно рассматривать как готовые электронные товарные версии их печатных аналогов. Тем не менее "МК" прорабатывает проекты ряда отечественных периодических изданий для коммерческих предложений в режиме онлайн. При этом не только товарное предложение, но поставку и расчеты предполагается производить в электронном виде. Все предложения "МК" помещены в каталоге на сервере "МК" (A HREF="http://www.mkniga.ru/"http://www.mkniga.ru/).

Значительные коммерческие резервы, на наш взгляд, связаны с использованием возможностей электронных носителей в деле ретроспективного восстановления или накопления и дальнейшего расширения библиотечного фонда наших зарубежных заказчиков. Такая работа успешно начата в сотрудничестве с Британской и другими зарубежными библиотеками.

АО "Международная книга" планирует дальнейшее развитие контактов как с зарубежными, так и с отечественными библиотеками.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России