Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Путилина О.Н.
ГПНТБ России


Ресурсы бизнес-информации Кабинета деловой
информации ГПНТБ России

В современных условиях активного сотрудничества России со странами Запада важную роль играет качественное и оперативное информирование партнеров не только в области научно-технической, но и бизнес-информации.

С развитием рыночных отношений появляются не возникавшие до настоящего времени задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой информации, без которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность. Причем эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.

ГПНТБ России - одна из первых осознала необходимость предоставления "business-information", результатом чего стало расширение тематики комплектования, включение в фонды экономической, финансовой, юридической, справочной конъюнктурно-коммерческой литературы и открытие в библиотеке Кабинета деловой информации.

Основной целью Кабинета деловой информации ГПНТБ России стало обеспечение быстрого доступа к этой литературе читателей библиотеки, представителей предприятий, научных организаций, фирм, различных коммерческих и банковских структур, иностранных компаний.

Что же сегодня представляют собой ресурсы бизнес-информации в России и кто их готовит?

В этом процессе можно выделить следующие структуры:

  • редакции газет, журналов, специализированных деловых периодических изданий;
  • агентства новостей и коммерческой информации;
  • органы государственного управления;
  • аналитические и исследовательские организации;
  • организации - генераторы адресно-справочных баз данных.

Информация о состоянии российского финансового рынка содержится в основном в периодических изданиях - газетах ("Экономика и жизнь", "Коммерсант-Daily", "Финансовая газета", "Финансовые известия" и др.), еженедельных бюллетенях ("Коммерсантъ", "Деньги") и ежемесячных изданиях ("Экономика и коммерция", "Финансовый бизнес", "Российский экономический журнал") и др. Хотя у библиотеки с точки зрения комплектования финансовые возможности ниже, чем у крупных банковских и финансовых структур, тем не менее номенклатура таких изданий в нашем фонде довольно значительная. А поскольку библиотека имеет возможность обеспечить работу с ретроспективным газетным фондом, этот вид изданий пользуется спросом у потребителей, особенно при подготовке обзорных или аналитических материалов. Вся информация этого направления также предоставляется на традиционных носителях.

Среди деловых журналов необходимо отметить появление специализированных периодических изданий и баз данных, публикующих официальные документы Президента, правительственных органов, законодательные акты, нормативные документы по отдельным направлениям деятельности. К ним относятся журналы по проблемам государства и права, экономическому праву, правовым основам приватизации и рыночных отношений, международному праву, интеллектуальной собственности. Это такие журналы, как "Закон", "Экономика и право", "Думский вестник", "Законность", "Вестник мэрии" и др.

Правовых журналов в настоящее время около 80 и большое количество баз данных.

Журналов, раскрывающих проблемы теории и практики управления, меньше - всего около 20, причем большинство из них появились (или изменили свою направленность) в период развития рыночных отношений. К таким журналам относятся "Проблемы теории и практики управления", "Дайджест-директор", "Ракурс - управление: теория, практика, поиск", "Кадры", "Идеи для шефа" и др.

Наибольшее количество журналов (около 300) насчитывает раздел "Экономика". Сюда относятся журналы по общим и отраслевым вопросам экономики, акционированию и предпринимательству, банковскому делу и аудиту, налогообложению, а также еженедельники, представляющие финансовые рынки, рынки различных видов продукции и услуг.

Выпускаются такие новые и интересные журналы, как:

    "Банковские технологии", знакомящий с новыми информационными технологиями и стратегией развития в банках, и ежеквартальное приложение к нему - "Мир карточек", где публикуются аналитические обзоры и проблемные статьи по рынку пластиковых карточек (издательство "Бизнес и компьютер");

    "Маркетинг и маркетинговые исследования в России", содержащий практическую информацию по различным аспектам маркетинга, теории и практике проведения маркетинговых исследований и "Московское рекламное обозрение", дающее оперативную информацию о рекламном рынке Москвы: рейтинги и тарифы средств массовой информации, рекламные бюджеты ведущих рекламодателей, новости рекламного рынка (издательство New Communications World);

    "Инвестиции в России", посвященный вопросам инвестиционных технологий и инвестиционной политике в России;

    "Эксперт", отражающий новые и ранее известные вопросы экономической политики России.

В настоящее время существуют около 500 журналов данной тематики. В нашем Кабинете имеется около 300 наименований (60%) и сейчас мы работаем над проектом создания центра деловой периодики, одобренного и поддержанного целым рядом издательств. Надеемся собрать в наших фондах до 85-90% выходящих журналов.

Среди агентств новостей и коммерческой информации, где деловая информация выступает всего лишь как одно из направлений деятельности, можно отметить Российское информационное агентство "Новости", которое ежедневно распространяет актуальную фактографическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском и основных европейских языках по каналам связи, а также в виде печатных вестников, бюллетеней, справочников.

Органы государственного управления в силу своего статуса обладают самой достоверной и полной информацией, но из-за специфики нашей страны она труднодоступна, материалы Госкомстата РФ и Роскомстата появляются с большим опозданием. На основе официальных статистических данных Госкомстата РФ Рабочим центром экономических реформ при Правительстве России и Российско-Европейским центром экономической политики издается серия ежеквартальных аналитических выпусков "Обзор экономики России. Основные тенденции развития".

Пожалуй, самый большой интерес представляют аналитические и исследовательские обзоры. Необходимо отметить такие информационно-аналитические ежегодники, как "Бизнес-путеводитель по России" и "Бизнес-путеводитель по Москве" (на русском и английском языках), которые содержат аналитические обзоры по основным отраслям экономики с прогнозами тенденций на обозримую перспективу, анализ инвестиционного климата и инфраструктуры для ведения бизнеса, обзоры конъюнктуры потребительских рынков и т. д.

Заметное место на рынке бизнес-информации занимают адресно-справочные издания и базы данных. К устоявшимся поставщикам этой информации можно отнести "Агентство деловой информации": широко известные справочники "Бизнес-карта России", "Независимые производители товаров и услуг", "АСУ-Импульс", "Регистр WA-2" и другие. Наши потребители могут получить справку о производителе того или иного продукта или услуги, найти его адрес и телефон, выяснить номенклатуру и объем выпускаемой продукции. (Следует отметить, что в имеющихся справочниках отсутствует целый ряд позиций, таких, как уставный и оборотный капиталы, банк-корреспондент и др.)

Интерес для пользователя представляют также еженедельные издания "Оптовик", "Товары со склада" и появившиеся недавно электронные справочники поставщиков и продавцов продукции (фирма "Полином"). Информация собирается на основе рекламных объявлений и обновляется практически ежедневно.

Среди печатных справочных изданий следует отметить: "Продукция предприятий оборонных отраслей промышленности РФ", "Ваш деловой партнер" (издание Уральского центра деловой информации), "Экспортеры и импортеры России" и "Товары и услуги" Международного бюро информации и телекоммуникации и др.

По мере накопления опыта работы Кабинет деловой информации ГПНТБ России из специализированного библиотечного подразделения становится информационным центром, где пользователю помимо собственных фондов могут предложить дополнительные услуги:

  • консультацию и оформление заявки на товарный знак, промышленный образец товара;
  • поиск информации, отсутствующей в фондах Кабинета, а также заказ литературы по профилю работы Кабинета, справку об участниках внешнеэкономических связей России и ближнего зарубежья, справку о финансовом положении зарубежной компании, аналитический обзор по интересующей заказчика тематике и т. п.

Приведенный перечень не означает, что все эти работы мы можем выполнить своими силами. Мы привлекаем к совместной деятельности отдельных специалистов и организации, способные выполнить заказываемую работу. Нашей задачей является поиск квалифицированных исполнителей и предоставление их услуг нашим клиентам.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России