Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 025.1

Терешин В.И.

Об экономике библиотеки в рыночных понятиях

Одна из современных тенденций перспективного развития отечественных библиотек - активное вхождение в систему рыночных отношений, формирование на этой основе нового направления деятельности, получившего обобщающее название "Библиотечный маркетинг". Теоретическое обоснование этого направления и его практическая реализация находят широкое отражение в профессиональной печати, в частности в трудах профессора библиотечно-информационного факультета МГУК члена-корреспондента Международной академии информатизации В.К. Клюева. Им выпущено большое число публикаций по библиотечному маркетингу, среди которых выделяется монография "Современная библиотека: Финансово-экономические аспекты деятельности" (М.: 1993. 144 с.), ставшая учебным пособием для подготовки библиотечных кадров.

В 1997 г. вышла в свет новая (в двух частях) книга "Экономика библиотеки в актуальных рыночных понятиях (опыт терминологического и теоретико-прикладного осмысления)", в которой автор дает основные сложившиеся в библиотечном маркетинге понятия, обобщает теорию и практику рыночных действий библиотеки. Однако ценность издания не только в этом, но и в том, что оно раскрывает процесс изменения экономического потенциала библиотеки. Автор вводит новый термин "библиотечная микроэкономика", выступающий в качестве названия этой отрасли библиотековедения и в определенной мере вычленяющий данную отрасль в системе общей экономической теории и практики. Именно в рамках библиотечной микроэкономики, по мнению автора, действует и развивается ныне любая библиотека. Такой подход представляется верным и перспективным.

О широте охвата современных проблем библиотечного маркетинга как основы развития библиотечной микроэкономики можно судить по структуре книги. Достаточно перечислить ее разделы: ценообразование, ценовая политика в библиотеке, конкурентоспособность библиотеки, самоаттестация, идентификация, сертификация библиотечных услуг/продукции, стандартизация итоговых продуктов деятельности библиотеки, библиотечно-информационный сервис, внебюджетное финансирование, платные услуги и обслуживание в библиотеке, договорные отношения, экономическая защита библиотечных фондов, управление персоналом библиотек. Каждый из этих разделов раскрыт в терминологическом плане; основные рыночные понятия расшифровываются многоаспектно; создается впечатление, что книга В.К. Клюева - это своеобразная энциклопедия библиотечной микроэкономики, библиотечного маркетинга.

Длительное время в профессиональной печати речь шла лишь о внебюджетном маркетинге. Между тем существует и внутрибюджетный маркетинг. Оба они реализуются на средства пользователей: в первом случае путем дополнительной оплаты пользователями повышенного качества и объема обслуживания, во втором - сбором налогов, на основе которых формируется бюджет. В.К. Клюев решает проблему комплексно. Он определяет библиотечный маркетинг (рынок) как систему деятельности библиотеки "по выявлению оптимальных путей взаимодействия между поставщиками (продукции, услуг) и покупателями (пользователями)".

Вместе с тем представляется спорным деление автором библиотечного маркетинга на два вида - коммерческий и некоммерческий. Такое деление входит в противоречие с определением маркетинга, данным на с. 21, где сказано, что "традиционный маркетинговый комплекс содержит четыре ключевых структурных элемента: товар (продукция, услуга), цена, методы распространения (сбыта), стимулирование (продвижение)". По существу, наличие цены в маркетинге как составной сущностной части его природы определяет его как систему, приносящую прибыль, и соответственно исключает его некоммерческий характер. И если В.К. Клюев утверждает, что "ведущие принципы некоммерческого маркетинга - отсутствие стремления к обязательной финансовой прибыли", то тогда ему не следует в структуру маркетинга вводить такой обязательный элемент, как цена. Именно ради прибыли, выраженной в конечном итоге в цене, в маркетинге функционирует любое его звено, в том числе и библиотеки, организующие свою маркетинговую деятельность как во внутрибюджетной, так и во внебюджетной сфере. Кстати, некоммерческий маркетинг автором только определяется, но развития в книге он не получает - основное внимание уделяется ценовому маркетингу, ценовой политике деятельности современной библиотеки.

Спорной представляется и трактовка такого явления, как конкуренция в целом и в условиях функционирования библиотек. По мнению автора, термин конкуренция может использоваться для обозначения взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния, взаимодействия библиотек друг с другом, службами информации, средствами массовой коммуникации и т. п. (с. 49 ч. 1.). Но конкуренция - это "соперничество, борьба за достижение больших выгод"; конкурентоспособный - это способный "противостоять конкурентам" (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. С. 291). Иными словами, цель конкуренции - борьба однопрофильных учреждений за господство на рынке, борьба за исключение из рынка объектов, входящих в конкурентные отношения. Если же взаимоотношения субъектов (в том числе библиотек) строятся на системе взаимности, взаимосвязи, взаимодействия друг с другом, то это уже не конкуренция, а противоположное явление, что-то вроде социалистического соревнования. В настоящее время общие законы рынка, конкуренции охватывают и библиотечные системы, что приводит отдельные библиотеки к потере имиджа, к закрытию.

Заметим, что речь в книге идет главным образом о библиотеках государственной, муниципальной сети. К сожалению, маркетинг библиотек частных фирм, акционерных обществ, предпринимательских и иных учреждений не рассматривается, хотя отдельные позиции (ценообразование, договорные отношения и т. п.) могли бы быть распространены и на практику частных библиотек. В любом случае маркетинг этих библиотек, их специализация в системе библиотечной микроэкономики нуждаются в научной проработке.

В целом же новая книга В.К. Клюева станет настольной для сотрудников библиотек, помогая им ориентироваться в системе библиотечного маркетинга и использовать его элементы в своей практике.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России