Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Заседание коллегии Министерства науки и технологий
Российской Федерации

7 авг. 1998 состоялось заседание коллегии Миннауки РФ, на котором рассматривался вопрос "Информационное обеспечение науки и техники (на примере ГПНТБ России)". Председательствовал М.П. Кирпичников; присутствовали члены коллегии В.Н. Алимпиев, В.А. Княжев, Ю.Н. Юдинцев, А.А. Горин, В.В. Румянцев. На заседание коллегии приглашены: директор ГПНТБ России А.И. Земсков, директор ВИНИТИ Ю.М. Арский, генеральный директор Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития О.В. Кедровский, директор Томского ЦНТИ А.Н. Савин, начальник отдела Минэкономики РФ А.А. Агафонов, начальники самостоятельных структурных подразделений Миннауки РФ, заместители директора и ведущие сотрудники ГПНТБ России и ВНТИЦ.

С основным докладом выступил А.И. Земсков, директор ГПНТБ России, президент Международной ассоциации научных и научно-технических библиотек, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, академик Международной академии информатизации.

Публикуем аналитическую справку по рассматриваемому вопросу и решение заседания коллегии.

Информационное обеспечение науки и техники
(на примере ГПНТБ России)

Национальные информационные ресурсы являются существенной частью стратегических ресурсов общества, вопросы их воспроизводства, накопления и использования относятся к задачам общегосударственного значения. Цели, задачи и обязанности государства в сфере формирования и использования национальных информационных ресурсов зафиксированы в ряде федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

В информационном обеспечении науки и техники основными информационными источниками являются различные виды научно-технической информации. С точки зрения накопления и потребления НТИ ее потоки разделяются на две основных составляющих: первая предназначена для научного сообщества, в среде которого на базе предыдущих достижений генерируются новые знания, зарождаются новые научные идеи и открытия, вторая необходима при переходе от научных достижений к производству новой продукции и процессам конструирования, изготовления, маркетинга и распределения этой продукции. Информационная инфраструктура науки и техники России ориентирована на работу с обеими составляющими.

Государственная система научно-технической информации

Основным нормативным актом, способствующим реализации функций государства по созданию федеральных информационных ресурсов и систем в области науки и техники (пункт 2 статьи 9 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике") является постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950 "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации", подготовка которого проводилась по инициативе и при координирующей роли Миннауки России.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность информационных центров и научно-технических библиотек, специализирующихся на сборе и обработке НТИ и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и использования государственных ресурсов НТИ, их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продуктов и услуг.

Основной принцип функционирования ГСНТИ — централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока различного вида документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование потребителями результатов обработки НТИ из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.

В состав ГСНТИ входят федеральные органы НТИ и научно-технические библиотеки (более 30), отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки (более 60) и региональные центры НТИ (69 центров Росинформресурса Миннауки России в регионах). Среди них крупнейшие информационные службы России: Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Миннауки России (федеральный информационный фонд по НИОКР и диссертациям), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Миннауки России и РАН (федеральный информационный фонд по опубликованным документам в научно-технической сфере), Федеральный институт промышленной собственности Роспатента (федеральный фонд патентной документации), Научно-технический центр "Информрегистр" Госкомсвязи России (федеральный информационный фонд по электронным изданиям), Всероссийский институт межотраслевой информации (ВИМИ) Минэкономики России (федеральный информационный фонд по НИОКР оборонного комплекса), Институт промышленного развития (Информэлектро) Минэкономики России (федеральный информационный фонд по технико-экономической информации гражданских отраслей промышленности) и другие.

Совместимость работы различных звеньев ГСНТИ обеспечивается государственными стандартами в области информации и документации и требованиями общесистемной нормативно-методической базы.

Финансирование деятельности ГСНТИ осуществляется из различных источников: федерального бюджета (при решении общесистемных задач), бюджетов субъектов Российской Федерации (при решении вопросов по заданиям региональных властей), различных фондов (при реализации информационных проектов фондов), собственных средств участников ГСНТИ (получаемых при реализации своей информационной продукции и услуг на внутреннем и внешнем информационных рынках), по грантам международных организаций (при реализации информационных проектов этих организаций), иных источников.

ГСНТИ является объектом государственной поддержки в пределах выделяемых средств из федерального бюджета по следующим направлениям:

  • формирование федеральных информационных ресурсов на основе отечественной и зарубежной научно-технической литературы и документации;
  • библиографическое и реферативное описание и каталогизация федеральных информационных ресурсов;
  • генерация баз и банков данных федерального уровня по приоритетным направлениям науки и техники;
  • проведение важнейших исследований и разработок в информационной сфере с целью последующего внедрения их результатов в деятельность звеньев ГСНТИ;
  • разработка и внедрение общесистемных нормативно-методических документов, государственных стандартов и классификационных систем в области НТИ, гармонизированных с международными;
  • создание телекоммуникационной среды доступа потребителей к федеральным информационным ресурсам.

Одной из федеральных информационных служб ГСНТИ по опубликованным источникам в области естественных и прикладных наук, техники является Государственная публичная научно-техническая библиотека Миннауки России. ГПНТБ России создана в 1958 г., с 1967 г. имеет статус научно-исследовательского института.

В ГСНТИ ГПНТБ России является национальным центром по библиографии, стандартизации в информационно-библиотечной сфере, координационным центром по методологии комплектования, межбиблиотечного абонемента, книгообмена и автоматизации для сети научно-технических библиотек России, держателем Сводного каталога России по изданиям в области науки и техники, получателем обязательного бесплатного экземпляра таких изданий.

Краткая характеристика состояния национальных
информационных ресурсов в области науки и техники
и их справочно-поискового аппарата

Пополнение национальных информационных ресурсов в научно-технической сфере непосредственно связано с выпуском научно-технической литературы в стране, поступлением в страну зарубежных информационных источников, объемами отечественных исследований и разработок, патентной и изобретательской активностью, возможностью приобретения информационных источников научно-техническими библиотекамии и информационными центрами и некоторыми другими обстоятельствами.

По данным Госкомпечати России тиражи и объемы выпуска научной литературы ежегодно снижались в течение последних шести лет. С 1991 г. число названий этого вида изданий сократились в стране на 33%, тиражи — в 4,5 раза. В государственных издательствах количество названий сократились в 2,5 раза, тиражи — в 12 раз. Это привело к уменьшению информационных потоков, обеспечивающих формирование национальных информационных ресурсов в научно-технической сфере.

Трудная ситуация сложилась с формированием национальных информационных ресурсов зарубежной научно-технической литературой. С 1992 г. в России прекращено выделение централизованных валютных средств на эти цели. Научно-технические библиотеки и информационные центры ГСНТИ изыскивают возможности финансирования закупки иностранной научно-технической литературы из различных источников, активизировали международный книгообмен, находят отечественных и зарубежных спонсоров, устанавливают продуктивные контакты с зарубежными издательствами. Эти усилия позволяют пополнять национальные информационные ресурсы наиболее значимыми зарубежными изданиями в объеме около 15% мирового информационного потока. В конце 1980-х гг. эта цифра составляла 40%. Например, пополнение информационных фондов ВИНИТИ иностранными периодическими изданиями характеризуется следующими показателями: в 1992 г. фонд института пополнился 724 наименованиями иностранных журналов, в 1997 г. — 239.

Наличие законодательной (Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов") и нормативной базы (Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденное приказом Миннауки России от 17 ноября 1997 г. № 125), обеспечивающей процедуры формирования федерального фонда неопубликованных документов (отчетов НИОКР и диссертаций) во ВНТИЦ, позволило достичь приемлемого уровня полноты информационных потоков по этим видам НТИ. Вместе с тем пополнение этих фондов непосредственно связано с объемами научных исследований и разработок в стране. Так, в 1992 г. количество поступивших во ВНТИЦ отчетных документов по НИОКР составляло 28570, кандидатских диссертаций — 20130, докторских диссертаций — 4845. В 1997 г. поступило 8495 отчетных документов по НИОКР, 11644 кандидатских и 3049 докторских диссертаций.

Участие российских информационных организаций в качестве полноправных членов международных информационных инфраструктур, формирующих фонды патентной информации и стандартов, позволяет обеспечить достаточную полноту отечественных информационных ресурсов этими видами НТИ. В условиях, при которых в фондах информационных центров и научно-технических библиотек находится ограниченное количество экземпляров информационных источников, важным средством информирования потребителей о месте нахождения этих источников являются различные виды справочно-поискового аппарата к информационным ресурсам (библиографические и реферативные базы данных, электронные каталоги и т. п.).

В связи с переходом информационных служб на новые технологии и технические средства сложилась благоприятная ситуация по созданию высокоэффективных и легкодоступных навигационных систем для потребителей. Практически во всех федеральных органах НТИ имеются достаточно мощные информационно-поисковые системы, функционирующие в режиме теледоступа. Многие информационные службы объявили свои www-серверы, на которых содержатся сведения об информационных источниках в фондах. Так, в ВИНИТИ на сервере находится в постоянном доступе около 15 млн записей (библиографических и реферативных) по обрабатываемым институтом информационным источникам. В базе данных "Рынок промышленной продукции России" Московского областного центра НТИ "Росинформресурса" по состоянию на 1 янв. 1998 г. содержится 57144 записи; в Волгоградском ЦНТИ в базе данных по результатам научно-технической деятельности организаций регионов России содержится по состоянию на эту же дату около 105 тыс. записей.

ГПНТБ России является крупнейшей научно-технической библиотекой страны. Ее фонд составляет 7,8 млн экз. печатных изданий, 1,55 млн экз. микроформ, более 580 изданий на оптических носителях.

В настоящее время библиотека получает около 2 тыс. наименований журналов в области науки и техники (в 1980-х гг. — 5,5 тыс. наименований).

Библиотека выпускает 30 наименований печатных изданий, в том числе ежемесячный сборник "Научные и технические библиотеки", "Каталог зарубежных книг", "Каталог отечественных малотиражных изданий" и другие профессиональные издания. В электронном виде ГПНТБ России публикует "Компьютерный вестник", Сводный каталог научно-технической литературы, CD—ROM полных текстов материалов ежегодно проводимых в Крыму международных конференций "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества" и другие издания. Электронные издания доступны также в режиме онлайн на собственном www-сервере библиотеки.

Особое место в обеспечении пользователей информацией о составе информационных фондов крупнейших научно-технических библиотек страны занимает автоматизированная система российского сводного каталога (АС РСвК) по научно-технической литературе, которая действует в ГПНТБ России. В пополнении базы данных АС РСвК принимают участие более 200 НТБ и информационных центров различных министерств, ведомств и регионов России. В 1997 г. объем АС РСвК превысил 400 тыс. записей. Новые поступления в АС РСвК распространяются ГПНТБ России также на оптических дисках.

Организация доступа потребителей к государственным
информационным ресурсам

Данная проблема является многоаспектной. Она включает в себя такие вопросы, как изучение информационных потребностей ученых и специалистов, формирование информационных фондов, соответствующих этим потребностям, оптимальное распределение информационных ресурсов по регионам, создание лояльного для потребителей интерфейса при их общении с информационными ресурсами и справочно-поисковым аппаратом и многое другое. Переход экономики страны на рыночные отношения потребовал отмены ранее действующих прейскурантов на различные виды информационной продукции и услуг. Бесплатные виды информационного обслуживания остались практически только для традиционных библиотечных услуг в читальных залах. Достаточно высоки издержки производителей информационных продуктов и услуг в связи с многократным увеличением стоимости энергоносителей, расходных материалов, арендной платы.

Уровень бюджетного финансирования федеральных информационных служб также не позволяет им значительно снижать цены на информационную продукцию и услуги. Выдача НТИ из государственных ресурсов по запросам пользователей осуществляется на условиях, обеспечивающих возмещение расходов информационных служб на создание информационной продукции и оказание услуг.

В настоящее время в рамках Государственной комиссии по информатизации (ГКИ) при Госкомсвязи России при участии специалистов Миннауки России ведется работа по подготовке ряда проектов решений Правительства Российской Федерации по различным сферам информационной деятельности, включая и экономические вопросы доступа пользователей к информационным ресурсам. Разрабатывается перечень бесплатных видов информационных услуг, который планируется утвердить правительственным актом.

Что касается технических аспектов доступа потребителей к государственным информационным ресурсам и их справочно-поисковому аппарату, то при их решении больших проблем не возникает. Это связано, в первую очередь, с развитием вычислительной среды информационных служб и телекоммуникационных сетей.

К серверам ВИНИТИ, ГПНТБ России и некоторых других федеральных информационных служб подведены оптоволоконные каналы связи. ВНТИЦ использует для информационного обслуживания выделенный радиоканал. Наличие соответствующей вычислительной техники и скоростных каналов связи позволяет вести информационное обслуживание потребителей с использованием Интернет-технологии.

В некоторых информационных службах созданы Интернет-классы для обучения потребителей навыкам работы в этой глобальной сети.

Важное значение для создания благоприятных условий доступа к электронным государственным информационным ресурсам имеют результаты работы по межведомственной программе "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы". За время выполнения программы почти в три раза увеличилось число регионов, научные и образовательные организации которых получили доступ к сети высокоскоростных каналов связи. Сейчас узлы сети функционируют в 30 регионах России — от Петрозаводска до Владивостока. Общее число пользователей, работающих в национальной сети, составляет около 100 тыс. человек. Таким образом, возможность взаимодействия с электронными государственными информационными ресурсами получили ученые и специалисты, работающие в различных регионах страны. Работы по реализации указанной программы продолжаются. Предстоит реализовать поэтапное подключение к этой сети ведущих региональных информационных центров ГСНТИ.

В ГПНТБ России зарегистрировано 52358 читателей (по состоянию на 1 июля 1998 г.). Из них научные работники и аспиранты составляют 34%, специалисты — 22%, студенты — 38%. Более 500 читателей — иностранные граждане. У библиотеки около 20 тыс. коллективных клиентов межбиблиотечного абонемента и службы копирования и доставки документов. Репрографический центр библиотеки обеспечивает по запросам читателей копирование, съемку на микрофиши и другие микроформы до 100 млн страниц информационных источников в год.

К услугам читателей ГПНТБ России 11 читательских карточных каталогов (алфавитных, предметных и систематических) общим объемом около 14 млн записей. Часть каталогов переведена в электронную форму и также доступна читателям.

ГПНТБ России — один из признанных лидеров в автоматизации библиотечных процессов. Материальная база автоматизации составляет 240 персональных компьютеров, сгруппированных в локальные сети различного назначения. Библиотека располагает оптоволоконным выходом в Интернет пропускной способностью 2 Мбит/сек., сетью обслуживания читателей компактными дисками с системой подачи juke box.

В библиотеке освоена технология сканирования полных текстов документов по заказам посетителей, с терминалов библиотеки читатели могут работать с информационными ресурсами Интернет.

Филиал ГПНТБ России в Миннауки РФ осуществляет библиотечное обслуживание работников центрального аппарата министерства и может обеспечить выдачу запрашиваемой литературы, имеющейся в книгохранилищах библиотеки или фондах других библиотек.

Правовая база информационного обеспечения
науки и техники

В России за последние годы разработан и введен в действие ряд федеральных законов, которые в той или иной мере являются правовой основой, регулирующей деятельность по информационному обеспечению науки и техники. Основными из них являются:

"Об обязательном экземпляре документов" (77-ФЗ от 29 дек. 1994 г.);

"О библиотечном деле" (78-ФЗ от 29 дек. 1994 г.);

"Об информации, информатизации и защите информации" (24-ФЗ от 20 февр. 1995 г.);

"Об участии в международном информационном обмене" (85-ФЗ от 4 июля 1996 г.);

"О науке и государственной научно-технической политике" (127-ФЗ от 23 авг. 1996 г.).

В целях реализации указанных федеральных законов создается нормативно-методическая база научно-информационной деятельности, которая состоит из значительного количества инструктивных, методических и других документов различных министерств и ведомств, информационных организаций, научных и научно-технических библиотек, осуществляющих сбор, обработку, хранение, и организацию использования различных видов НТИ (книг, периодических изданий, патентов, описаний изобретений, стандартов, технических условий, классификаторов, отчетов о НИОКР, диссертаций, промышленных каталогов, описаний научно-технических достижений и т. п.), а также группы общесистемных нормативных документов, связанных с обеспечением совместимости работы звеньев информационной инфраструктуры науки и техники.

После выхода постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950 Миннауки России с участием других министерств и ведомств ведет разработку ряда нормативных документов, призванных обеспечить его реализацию. Так, приказами Миннауки России от 17 ноября 1997 г. №№ 125 и 126 утверждены Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и Положение о представлении обязательного экземпляра алгоритмов и программ (зарегистрированы в Минюсте России 29 янв. 1998 г., номера регистрации 1459 и 1460 соответственно).

В 1997 г. проведена работа по дополнениям и изменениям в Государственном рубрикаторе научно-технической информации (ГРНТИ). На стадии завершения работы над проектами Положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций, Положения об автоматизированной системе российского сводного каталога по научно-технической литературе. Госкомсвязи России с участием Миннауки России и ряда других министерств и ведомств разрабатывает проекты Положения о регистрации информационных ресурсов и систем в Российской Федерации и проекта постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу. Этот нормативный акт призван обеспечить создание реестра государственных и других информационных ресурсов и систем, защиту прав собственности на информационные ресурсы, системы, продукты и услуги, активное участие России в международном информационном обмене, решить ряд других важных для информационной сферы вопросов. Миннауки России планируется поручить регистрацию информационных ресурсов и систем в области научно-технической информации. Продолжаются работы над концепцией страхования информационных рисков.

Основным законодательным актом, который регламентирует деятельность ГПНТБ России, является Федеральный закон "О библиотечном деле". Учитывая головную роль ГПНТБ России в ГСНТИ по вопросам библиотечной работы, ей поручена разработка и ведение нормативно-методической базы в этой сфере. Разработанные ГПНТБ России при участии специалистов других крупнейших библиотек страны и прошедшие экспертизу Российской библиотечной ассоциации нормативные и методические документы, как правило, носят статус общесистемных.

Координация работы в Государственной системе
научно-технической информации

Координация работы в ГСНТИ проводится в целях коллегиальной выработки концептуальных основ функционирования и развития системы в современных условиях, разработки и внедрения общесистемной нормативно-методической базы, обеспечивающей совместимость работы ее звеньев, объединения усилий информационных организаций различных ведомств по проведению исследований и разработок в информационной сфере.

В подготовке утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о ГСНТИ участвовали специалисты многих информационных организаций 15 министерств и ведомств, РАН, отраслевых академий наук, ответственных за формирование и организацию использования соответствующих частей государственного ресурса НТИ.

Главным инструментом, обеспечивающим совместимость работы различных звеньев ГСНТИ, является система государственных стандартов, разрабатываемых и поддерживаемых в актуальном состоянии в рамках национального Технического комитета 191 "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело" (система СИБИД). В настоящее время в системе СИБИД действуют более 60 государственных стандартов по различным аспектам научно-информационной деятельности (унифицированная терминология, формы представления и описания данных, обменные форматы, транслитерация и т. п.). В целях содействия интеграции ГСНТИ в мировое информационное пространство, стандарты системы СИБИД коррелируются со стандартами Технического комитета 46 "Информация и документация" Международной организации по стандартизации (ISO). Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ принял решение о том, что система СИБИД становится межгосударственной системой стандартизации этих стран в области информации и документации.

Важнейшей задачей в настоящее время является координация усилий организаций ГСНТИ по информациорнной поддержке мероприятий, предусмотренных планом действий по реализации утвержденной в мае 1998 г. Правительством Российской Федерации Концепции реформирования российской науки на период 1998—2000 гг. Эта работа связана с информационным обеспечением комплексного прогнозирования научно-технического развития, федеральных центров науки и высоких технологий, интеграционных научно-образовательных центров и многих других задач, предусмотренных этим планом. Учитывая, что научно-техническая информация является "сырьем" для инноваций, а в регионах действует разветвленная сеть информационных центров ГСНТИ, представляется целесообразным активное участие ЦНТИ в создании инновационно-технологических центров на местах.

Одним из механизмов объединения усилий организаций ГСНТИ по проведению исследований и разработок в области НТИ является подпрограмма "Федеральный информационный фонд по науке и технике" Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения".

Подпрограмма — совокупность проектов, разработанных ведущими информационными центрами России и отобранных на конкурсной основе.

В реализации проектов подпрограммы принимают участие около 50 научных организаций различных министерств и ведомств, академической и вузовской науки, научно-технических библиотек и информационных центров.

В настоящее время проекты подпрограммы группируются по следующим направлениям:

1. Формирование и развитие системы федеральных фондов научно-технической литературы и документации и создание справочно-поискового аппарата к ним;

2. Создание баз и банков данных по приоритетным направлениям науки и техники;

3. Разработка и внедрение средств удаленного доступа к информационным ресурсам ГСНТИ;

4. Разработка систем представления и поиска научно-технической информации;

5. Разработка стандартов, систем классификации и терминологии в области научно-технической информации;

6. Разработка правовых и методологических основ информационной деятельности.

В ноябре 1997 — январе 1998 г. Научный совет по подпрограмме провел конкурс проектов, реализация которых намечена на 1998—2000 гг. В результате конкурса в подпрограмму с 1998 г. включены 20 новых проектов. Часть этих проектов связана с разработкой типовых элементов и технологий электронных библиотек. В настоящее время ведется подготовка к очередному конкурсу проектов.

Примеры завершенных проектов подпрограммы в 1997 г.:

  • создана типовая автоматизированная информационно-библиотечная система с элементами искусственного интеллекта;
  • разработаны программные и технологические средства создания и ведения проблемно-ориентированных электронных словарей на основе CD—ROM технологии;
  • разработаны проекты ряда государственных стандартов и нормативных документов межведомственного характера по различным аспектам информационной деятельности;
  • создана система распространения библиографической и полнотекстовой информации по глобальным электронным сетям.
  • Результаты проводимых в рамках подпрограммы НИОКР, связанных с технологическими процессами в информационной среде, как правило пригодны для масштабного тиражирования в ГСНТИ.

В рамках указанной подпрограммы ГПНТБ России выполняет проекты, связанные с созданием новых автоматизированных информационно-библиотечных технологий, в том числе направленных на разработку элементов электронной библиотеки, конверсию каталогов, корпоративную каталогизацию, применение Интернет-технологий в комплектовании фондов и библиотечном обслуживании.

Международное сотрудничество в области
научно-технической информации

Международное сотрудничество в области научно-технической информации Миннауки России проводит на основе двусторонних и многосторонних связей с партнерами из различных стран, а также с международными организациями информационного профиля.

В большинстве соглашений, программ и проектов двустороннего научно-технического сотрудничества, как правило, присутствует информационная составляющая (обмен научно-технической информацией, информационными технологиями, совместная разработка информационных проектов и т. п.). Имеются также специальные соглашения по данной проблематике. Например, в настоящее время действует соглашение между Миннауки России и его партнером в Германии (BMBF) о сотрудничестве в области информации и документации, подписанное в 1994 г. В результате реализации этого соглашения установлены и развиваются связи между рядом федральных информационных служб России и Германии. В качестве важного международного проекта отметим проект создания в России центров доступа к базам данных сети STN International, позволяющих обеспечить получение российскими учеными и специалистами сведений из более чем 200 важнейших баз данных промышленно развитых стран по различным направлениям науки и техники. Этот проект поддерживается Миннауки России и BMBF, что позволило создать в нашей стране ряд таких центров (Москва — 1994 г., С.-Петербург — 1995 г., Томск, Пермь — 1996 г., Ярославль, Челябинск — 1997 г.); в 1998 г. планируется открытие центров в Иркутске и Краснодаре.

В 1992 г. главы правительств стран СНГ подписали Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией. В соответствии с этим Соглашением создан Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации (МКС НТИ). За прошедший период в рамках МКС НТИ реализован ряд совместных проектов, направленных на укрепление сотрудничества стран СНГ в области НТИ. Проекты связаны с решением проблем обмена научно-технической литературой, депонированными рукописями, базами данных, создания интегрированного сводного каталога научно-технической литературы государств-участников Соглашения, формирования метабазы данных по информационным ресурсам совместного пользования и других.

По линии сотрудничества с международными организациями в области научно-технической информации наиболее продуктивные контакты Миннауки России и организации ГСНТИ поддерживают с Международной федерацией по документалистике (FID), Международной организацией по стандартизации (ISO), Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), ЮНЕСКО и некоторыми другими.

ГПНТБ России принимает активное участие в международном сотрудничестве в области информационно-библиотечной работы как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Например, только в Германии у библиотеки около 100 партнеров. 5 сотрудников ГПНТБ России являются членами постоянных и исполнительных комитетов ИФЛА. Руководители библиотеки возглавляют Международную ассоциацию научных и научно-технических библиотек, Международную ассоциацию пользователей CDS/ISIS и новых информационных технологий. ГПНТБ России является официальным дистрибьютером программных продуктов ЮНЕСКО.

Формирование отечественного рынка информационных
продуктов и услуг в научно-технической сфере

Уровень и перспективы развития информационного рынка в России определяется соответствием складывающейся информационной инфраструктуры рыночным требованиям, теми предпосылками, которые существовали до начала развития рыночных отношений в стране, а также изменениями в информационной деятельности, которые происходят в последние годы.

Информационная инфраструктура научно-технической сферы России, как и в большинстве развитых стран, включает организации трех уровней:

  • первый — федеральные информационные центры, занимающиеся накоплением и обработкой мирового информационного потока по видам НТИ и обеспечивающие формирование национальных информационных ресурсов;
  • второй — отраслевые и региональные информационные центры обслуживающие территории и отрасли на базе получаемых от информационных центров первого уровня и создаваемых собственными силами информационных ресурсов отраслевой и территориальной направленности;
  • третий — информационные брокеры, занимающиеся информационным обслуживанием конечных потребителей на основе стандартизованных информационных услуг на базе информационных ресурсов организаций первого и второго уровней.

На первом этапе перехода к рыночной экономике организации первого уровня не были подвержены существенным изменениям. Пока на формирующемся информационном рынке России у федеральных информационных служб нет сильных конкурентов, наличие которых могло бы оказать положительное влияние на цены информационной продукции и услуг в пользу потребителя и разрушило бы имеющий место монополизм в информационной среде.

Отраслевые информационные организации второго уровня частично ликвидированы либо перешли в ведение новых отраслевых управляющих структур. Некоторые из них стали самостоятельными коммерческими организациями, расширившими свои функции за счет переключения на сопряженные виды деятельности. Сеть территориальных центров НТИ сохранилась полностью и адаптировалась к новым экономическим условиям.

Наибольшие потери информационная структура понесла на третьем уровне. Выжили лишь немногие информационные службы предприятий и организаций. Одновременно появились новые независимые информационные организации второго и третьего уровней, работающие полностью на коммерческой основе. Но в сфере НТИ их количество в настоящее время незначительно.

Структуру одного из информационных продуктов, поставляемых на отечественный информационный рынок, можно проследить на примере баз данных. По функциональному назначению базы данных НТИ составляют около 36% от общего числа зарегистрированных, справочные — около 16%, управленческие — около 11%, исследовательские — около 10%, учетно-статистические — около 7%. Количество баз данных массовой, коммерческой, официальной, финансовой информации находится в пределах от 2,5% до 5%. Более 86% баз данных генерируется предприятиями государственной формы собственности, а для баз данных НТИ и исследовательских эта цифра составляет около 90%. Такое положение дел характерно и для других информационных продуктов НТИ, что свидетельствует о незначительном участии в настоящее время новых коммерческих структур в научно-техническом секторе информационного рынка.

Ситуация объясняется тем, что в отечественной рыночной среде до настоящего времени информация, представленная в виде фондов первоисточников, баз данных, архивов и т. п., не является строго экономической категорией. Ее балансовая стоимость в большинстве случаев отражает лишь стоимость материалов носителей и/или стоимость технических средств, на которых она хранится. Это обстоятельство может привести ко многим негативным последствиям: установлению спекулятивных или демпинговых цен на информацию, бесконтрольной распродаже информации из государственных фондов, организации частного бизнеса с использованием государственных информационных ресурсов, неэквивалентному бартеру, потере прав на информацию, неконтролируемому вывозу отечественных информационных ресурсов, уклонению от налогообложения при продаже информационных продуктов и услуг и т. п.

Основными действиями по становлению цивилизованного информационного рынка в нашей стране могли бы быть:

  • развитие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников информационного рынка и обеспечивающих сохранение и накопление отечественного информационного ресурса;
  • обеспечение государственной поддержки отечественной информационной инфраструктуры, в том числе научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование информационной деятельности;
  • проведение инвентаризации отечественных информационных ресурсов и закрепление прав собственности на них, законодательное обеспечение прав собственников на информационные ресурсы;
  • создание благоприятных условий для привлечения на российский информационный рынок инвестиционных ресурсов, активное привлечение частного капитала в развитие информационной сферы страны;
  • поддержка здоровой конкуренции на отечественном информационном рынке;
  • развитие антимонопольного законодательства в информационной сфере;
  • лицензирование деятельности по международному информационному обмену;
  • повышение конкурентоспособности отечественных информационных продуктов и услуг, в том числе за счет использования современных информационных технологий.

ГПНТБ России является государственным учреждением, деятельность которого финансируется из бюджетных средств. Основная работа библиотеки направлена на информационно-библиотечное обслуживание читателей на бесплатной основе. Вместе с тем коллектив библиотеки принимает участие в формирующемся отечественном информационном рынке, развивая систему платных услуг. В 1997 г. доход ГПНТБ России от реализации таких услуг (копирование документов по запросам, приоритетное обслуживание организаций, поставка разработанных специалистами библиотеки программных продуктов для автоматизации библиотечной деятельности в другие библиотеки, проведение специализированных семинаров по библиотечным вопросам и т. п.) составил 911 млн неденоминированных рублей.

С 1993 г. в библиотеке работает Кабинет деловой информации, представляющий на платной основе финансовую, юридическую, адресно-справочную информацию, организующий стажировки библиотекарей из регионов в ведущих зарубежных информационных центрах и библиотеках.

На основе сотрудничества ГПНТБ России с Комитетом по культуре правительства Москвы и коммерческой организацией создан Интернет-клуб, который пользуется повышенным интересом у посетителей библиотеки.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА 1998 — 2000 гг.

1. Подготовка предложений по внесению необходимых изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие информационную деятельность.

2. Развитие общесистемной нормативно-методической базы функционирования ГСНТИ в условиях информационного рынка.

3. Определение источников финансирования для закупки иностранной научно-технической литературы и организация межведомственной координации для решения вопросов оптимизации пополнения информационных ресурсов ГСНТИ.

4. Организация мониторинга информационных ресурсов ГСНТИ и решение проблемы их оптимального размещения на территории страны.

5. Усиление взаимодействия Миннауки России с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам информационного обеспечения ученых и специалистов регионов.

6. Создание распределенной навигационной системы по информационным ресурсам ГСНТИ для потребителей.

7. Развитие Сводного электронного каталога библиотечных ресурсов ГСНТИ.

8. Разработка типовых элементов и технологий электронных библиотек ГСНТИ.

9. Поэтапное подключение к национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы региональных центров ГСНТИ.

10. Организация действенной информационной поддержки мониторинга научно-технических разработок и услуг, менеджмента и коммерциализации технологий.

11. Проведение аналитических и наукометрических исследований на основе анализа информационных потоков ГСНТИ в целях информационной поддержки процессов прогнозирования, уточнения приоритетов и перечня критических технологий.

12. Организация подготовки информационных менеджеров.

Решение коллегии Миннауки России от 7 авг. 1998 г.
"Информационное обеспечение науки и техники
(на примере ГПНТБ России)"

1. Принять к сведению информацию директора ГПНТБ России А.И. Земскова о состоянии информационного обеспечения науки и техники.

Отметить, что созданная в России государственная система научно-технической информации обеспечивает накопление, обработку, хранение и организацию использования национальных информационных ресурсов в сфере науки и техники. Проводятся работы по созданию и развитию нормативно-методической базы ГСНТИ, регулирующей развитие информационного обеспечения научно-технической сферы в новых экономических условиях и обеспечивающей координацию функционирования различных звеньев системы. Созданы условия для доступа потребителей к федеральным информационным ресурсам науки и техники на базе национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы и современных информационных технологий. Началось формирование отечественного информационного рынка в области научно-технической информации.

Вместе с тем до настоящего времени не решен вопрос о финансировании, необходимом для пополнения национальных информационных ресурсов зарубежными информационными источниками в области науки и техники. Недостаточны аналитическая работа и наукометрические исследования, проводимые в целях информационного обеспечения процессов мониторинга научно-технических разработок и услуг, менеджмента и коммерциализации технологий.

2. Считать первоочередными задачами в области научно-технической информации на 1998 — 2000 гг.:

  • подготовку предложений по внесению необходимых изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие информационную деятельность;
  • развитие общесистемной нормативно-методической базы функционирования ГСНТИ в условиях информационного рынка;
  • организацию мониторинга информационных ресурсов ГСНТИ и решение проблемы их оптимального размещения на территории страны;
  • усиление взаимодействия Миннауки России с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам информационного обеспечения ученых и специалистов регионов;
  • создание распределенной навигационной системы по информационным ресурсам ГСНТИ для потребителей;
  • развитие Сводного электронного каталога библиотечных ресурсов ГСНТИ;
  • разработку типовых элементов и технологий электронных библиотек ГСНТИ;
  • поэтапное подключение к национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы региональных центров ГСНТИ;
  • организацию действенной информационной поддержки мониторинга научно-технических разработок и услуг, менеджмента и коммерциализации технологий;
  • формирование рынка научно-технической информации, развитие информационных продуктов и услуг для коммерческих потребителей;
  • проведение аналитических и наукометрических исследований на основе анализа информационных потоков ГСНТИ в целях информационной поддержки процессов прогнозирования, уточнения приоритетов и перечня критических технологий;
  • организацию подготовки информационных менеджеров.

В целях обеспечения реализации этих задач Управлению информационного обеспечения научно-технической сферы (К.З. Ибрагимову):

  • разработать в III квартале 1998 г. и представить на утверждение план мероприятий Миннауки России на 1998—2000 гг. по развитию информационного обеспечения науки и техники;
  • подготовить проект Положения о Координационном совете государственной системы научно-технической информации, а также предложения о его составе и представить их на утверждение в сентябре 1998 г.;
  • подготовить в месячный срок проект совместного решения Миннауки России и Президиума РАН о придании ВИНИТИ статуса головной научно-методической организации ГСНТИ.

3. ГПНТБ России (А.И. Земскову) обеспечить в 1998—2000 г.:

  • разработку типовых элементов и технологий создания электронных библиотек ГСНТИ и их апробацию на базе ГПНТБ России;
  • создание сводного электронного каталога отечественных и зарубежных научно-технических изданий, поступающих в фонды информационных центров и научно-технических библиотек ГСНТИ.

4. В целях создания условий для действенной информационной поддержки мониторинга научно-технических разработок и услуг, менеджмента и коммерциализации технологий объединению "Росинформресурс" (О.В. Кедровскому) осуществить по согласованию с Управлением информационного обеспечения научно-технической сферы (К.З. Ибрагимовым) комплекс мер по широкому использованию в регионах Российской Федерации информационных ресурсов ГПНТБ России, ВИНИТИ, ВНТИЦ, других федеральных информационных служб ГСНТИ, открытию в необходимых случаях на базе центров научно-технической информации "Росинформресурса" региональных представительств этих организаций.

5. Руководителям управлений и отделов Министерства шире использовать возможности ГСНТИ по информационной поддержке решаемых ими задач.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России