Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России

Международный информационный обмен
и библиотечное сотрудничество: утопии и реалии.
Критический анализ состояния дел
на магистрали "Восток-Запад"

"Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать."

Ветхий Завет, Книга Экклезиаста, или Проповедника, глава 1, стих. 15.

Тема данного доклада обязывает ко многому и вместе с тем достаточно ясна и проста. Ставятся две основные задачи:

а) внести ясность в сложившиеся и далеко не всегда правильно трактуемые у нас понятия международный информационный обмен и международное библиотечное сотрудничество, особенно, когда эти два понятия употребляются в едином контексте;

б) оценить состояние и перспективы сложившейся ситуации во взаимодействии библиотек и институтов России и других стран бывшего СССР и Восточной Европы с западными странами и прежде всего с США.

Понятие информационный обмен — очень старое, возможно одно из самых старых. Ведь, по сути, информационный обмен, если понимать его буквально, и, наверное, однозначно точно, является такой формой отношений между сторонами, при которой за какую-то информацию одна сторона получает информацию от другой стороны. Можно утверждать, что информационный обмен является частным случаем продажи информации, когда вместо денег или иной материальной субстанции за информацию как товар рассчитываются другой информацией. Не будем забывать, что в общем случае мы понимаем информацию как отражение окружающего нас предметного мира в виде сигналов и знаков, причем физические, материальные характеристики различных субъектов, объектов и процессов передаются нам в виде сигналов, а через знаки мы воспринимаем окружающий нас предметный мир. Получение же информации как раз и состоит в извлечении из поступивших сигналов и знаков требуемых фактов, сведений, данных, т. е. человек, владея информацией, предварительно должен совершить определенную работу для ее получения.

Следуя теории Клода Шеннона — одного из основателей теории информации, процесс передачи информации (информационного обмена) можно представить очень простой схемой: источник информации — передатчик — приемник — адресат. Но между передатчиком и приемником К.Шеннон не забывает вставить источник шума, который трактуется достаточно универсально, и в нашем случае именно он является кладезем всех проблем и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при движении информации по магистрали "Восток-Запад", главным образом, на Запад.

По сути, определение информации как товара, подлежащего продаже или требующего оплаты, возникло очень давно, еще в период формирования древнейших человеческих профессий, а вовсе не, как уверяют многие, в наш "информационный век". Не пытаясь оспаривать исторический приоритет первых профессий, тем не менее, рискну предположить, что не только необходимость удовлетворения информационных запросов, но и продажа информации возникла на очень ранних этапах развития человечества. Человек из одного племени за убитого им зверя мог получить нужную информацию от людей своего или другого племени, решить проблемы поиска и выбора необходимой ему жены или, более того, передела власти (вегетарианцев тогда почти или совсем не было и данный эквивалент успешно участвовал в информационном обмене). Очевидно, что и "30 сребреников" были одной из первых объявленных сумм именно за информацию, хотя это и привело к известным трагическим последствиям. Поиск и поставка информации, информационная разведка и даже информационные технологии, интенсивно развиваемые сегодня, возникли давно. Если взглянуть критически, то почти все главные проблемы и компоненты информационного обмена, сбора, обработки и поставки информации на уровне межчеловеческого и межгосударственного взаимодействия, обсуждаемые сегодня, были известны и ранее. Сегодня, в эпоху интервенции информационно-компьютерных технологий, эти проблемы лишь приобрели новые очертания и новые пути решения, оставив прежней свою материальную и духовную сущность. “Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас”. — Ветхий Завет, Книга Экклезиаста или Проповедника, гл. 1, стих. 10.

Итак, информационный обмен как частный случай продажи информации, информация как товар и материализованные принципы поставки и обмена информацией имеют свою историю. Многочисленные страницы этой истории могли бы существенно расширить и обогатить, кроме журналистики, политика, экономика, юриспруденция, криминалистика, другие области человеческой деятельности и, конечно, библиотеки. Однако сузим пока "информационные" рамки и ограничимся сферой библиотечно-информационной деятельности, т.е. рассмотрим только те информационные продукты, которые нужны сегодня библиотекам и информационным институтам (центрам) для совершенствования своих технологий и повышения качества и эффективности обслуживания пользователей. Рассмотрим проблемы получения информации и возможности обмена этими продуктами — информационными базами данных и полнотекстовыми массивами — в подавляющем большинстве случаев предназначенными или запрашиваемыми наукой, культурой и образованием — тремя китами интеллектуальной эволюции человечества, а также, отдавая дань современности, — бизнес-информации — еще одной важной и относительно новой области.

Информационные базы данных, куда входят и библиографические базы, являются сегодня одним из основных элементов библиотечной политики и библиотечного обслуживания. Одна из важнейших новых форм библиотечного обслуживания как раз и состоит в расширении номенклатуры баз данных, предоставляемых пользователям библиотек, и повышении уровня сервиса при обслуживании этими базами. Поэтому в рамках данного доклада мы рассматриваем только эту небольшую область громадного информационного моря в применении к библиотечной деятельности, хотя в других областях человеческой деятельности эти же проблемы безусловно имеются, а пути решения могут быть иными.

Принимая во внимание, что наша индустрия баз данных (я имею ввиду под этим емким словом "наша" всю территорию бывшего СССР и в большинстве случаев стран Восточной Европы) все еще недостаточно развита, а хороших, нужных и пользующихся спросом баз данных еще меньше, мы, естественно, стремимся удовлетворить все возрастающий пользовательский спрос зарубежными базами данных и стараемся использовать эту информацию для улучшения или развития собственных библиотечно-информационных технологий (например для ретроспективной конверсии каталогов, создания специальных библиографических систем, развития систем сводных каталогов и др.). Вот тут и возникает проблема: мы хотим свои библиотеки и информационные центры обеспечить возможностью работы с зарубежными базами данных, особенно теми, которые пользуются высоким спросом и действительно полезны и необходимы. В науке, скажем, это Science Citation Index, Chemical Abstracts, Physical Abstracts, FirstSearch OCLC, базы данных STN, DIALOG, OVID, SILVERPLATTER и многие другие. Мы с удовольствием их покупали бы, но у нас, как правило, нет средств, да и не привыкли еще мы на всем постсоветском пространстве регулярно платить деньги и немалые за базы данных (а то, что вышеперечисленные информационные базы данных стоят немалых денег, могут подтвердить многие). Мы хотим произвести информационный обмен, чтобы получить нужные информационные продукты, а в обмен предложить свои. Это первый мотив, первая необходимость, вызывающая идею информационного обмена, продиктованная желанием улучшить обслуживание своих пользователей. Второй мотив — информация этих баз данных может быть очень полезной для развития собственного ресурса и совершенствования собственных технологий. Третий мотив — эта информация либо необходима руководству (всех уровней), либо нужна для придания ее будущему владельцу более высокого статуса в своей среде и окружающей инфраструктуре. Все три мотива могут действовать порознь, но, как правило, возникают взаимосвязанно, и объясняют проявление интереса к информационному обмену с западным держателем информации.

Возникает вопрос, а кому нужен такой информационный обмен? Этот вопрос имеет на удивление простой ответ: тому, у кого нет денег или кто не хочет их тратить, считая по старинке, что лучше попытаться получить информацию без расходования своих средств. Просто и ясно. И в этом кроется первая и кардинальная ошибка: информация — это товар, зачастую дороже золота. За хороший товар надо платить деньги, которые он стоит, и не пытаться заполучить его за бесценок или в обмен на свой, никому не нужный продукт, если только сам владелец не проявил интереса к вашему продукту. А чтобы интерес был проявлен, ваш продукт должен быть соответствующего качества, актуальности и иметь оригинальное содержание. Вот так возникает единственно существующая сегодня полоса на магистрали информационного взаимодействия "Восток-Запад", по которой движение информационных потоков может быть разрешено в обратную — западную сторону. Пока эта дорога, эта магистраль имеет, как правило, одностороннее информационное движение. Наши информационные продукты покупают (или тем более обмениваются на них) все еще редко.

Ситуация с информационным обменом имеет в наших странах и наше время очень хорошую бытовую аналогию — обмен квартир. Я думаю, многие знают, что существовавшая ранее разветвленная и успешно функционировавшая система обмена квартир "благополучно" погибла, на смену ей пришла система "продал—купил". У этой системы свои плюсы и минусы, сегодня она реально управляет рынком жилья. И, естественно, действует простое правило: найди покупателя на свою квартиру, а затем на эти деньги (плюс-минус доплата/возврат) купи новую. Для любителей информационного обмена сегодня, похоже, складывается сходная ситуация (за редким исключением регулируемого обмена).

Информация, особенно сегодня, доступна по многим путям, и их существенно расширила Интернет. Более того, Интернет вывалила на своих пользователей огромный пласт зачастую ненужной или плохо организованной, но бесплатной информации. Здесь я не согласен с противниками всего бесплатного, из чувства реальности повторяющими тезис о бесплатном сыре в мышеловке. Имеется определенная польза, иногда даже значительная, от многих информационных "подарков" Интернет. Главное — критически относиться к реальному использованию информации и не возмущаться, если она оказалась неверной или некорректной — нет денег, нет и претензий. Это — проза жизни. Скажите, что Вы сможете сделать директору библиотеки, который поместил на своем Web-site расписание и правила работы библиотеки (сегодня, к сожалению и недоумению, это наряду с другой писаниной одно из распространенных содержаний библиотечных Интернет-серверов, затмевающее главную цель — дать удаленный доступ к каталогам библиотеки и обеспечить удаленный заказ литературы), которые через 2 недели изменились, скажем по субботам библиотека стала работать до 15.00 из-за отсутствия средств оплачивать электроэнергию в вечернее время (это не шутка, господа западные библиотекари!), а Вы приехали на электричке за 200 км к 16.00, зная, что библиотека по объявленному в Интернет расписанию работает по субботам до 19.00? Ничего не сможете сделать. Вы ему не платили за доступ в Интернет и у Вас нет договора о том, что он (директор) или, точнее, библиотека поставляет Вам данную информацию на регулярной основе, несет ответственность за ее достоверность и актуальность. Это один из примеров обратной стороны бесплатности, хотя данный пример затрагивает и такие серьезные проблемы, как достоверность информации и права пользователя. Но это — отдельная большая тема, оставим ее до конференции "Крым-99".

Продолжим тему бесплатности информации, опять-таки следуя все еще привычному для нас "советскому" подходу — прежде чем купить, надо постараться сделать все, чтобы иметь то же самое и не платить. Бесплатные массивы информации генерируются и поставляются пользователям многими производителями информационной продукции и услуг не только в рекламных целях (многочисленные демонстрационные версии и дискеты, бесплатные разделы Интернет и т. д.), но и зачастую в познавательных, обучающих или справочных целях.

Хорошие, актуальные, и главное, достоверные (надежные) базы данных, в том числе и библиографические, создаются серьезными информационными производителями. Создать, поддерживать и гарантировать качество собственной информационной продукции — это одна из составляющих успеха информационного бизнеса и в нашей некоммерческой сфере науки, культуры и образования, и тем более в сфере бизнес-информации. Эти базы доступны всем заинтересованным пользователям и чаще всего — в том виде и на том носителе, который удобен для пользователя, но, разумеется, на платной основе.

Как правило (подчеркиваю, как правило, за исключением уже обозначенной полоски на дороге "Восток-Запад") этим производителям не нужен никакой информационный обмен, им нужно продать свою информационную продукцию, чтобы создавать следующие массивы информации, улучшая их качество и повышая сервисность обслуживания. Многие западные библиотеки, информационные центры, организации, нуждающиеся в этой информации или связанные с обслуживанием пользователей, заранее закладывают в свой бюджет расходы на ежегодную актуализацию требуемых баз данных. По этому же пути начинают идти сегодня и наши новые информационные фирмы, используя купленное право доступа для своих информационных проектов, а также для выполнения дилерских, дистрибьюторских, представительских и иных функций. Итак, подведем некоторые итоги и оценим, что же происходит в области информационного обмена на дороге "Восток—Запад".

1. Серьезные информационные продукты, в первую очередь, базы данных и полнотекстовые издания, создаются западными производителями с целью их коммерческого распространения и нуждаются в платежеспособных покупателях. Некоторые производители начинают снижать цены в интересах расширения рынка и иногда эти цены становятся приемлемыми даже для наших библиотек. Например, OCLC установил цену 490 долларов за порцию из 500 поисков в базах данных First Search, а эта сумма уже доступна многим библиотекам. Национальная медицинская библиотека США вообще начала поставлять бесплатную версию MEDLINE-PUBMED и тем самым, оказав большую услугу огромной армии пользователей, существенно навредила бизнесу компании SilverPlatter, распространявшую MEDLINE во многих странах мира. Но многие информационные продукты продаются недешево, а потребность в них сохраняется и даже растет. Если же купить нельзя, надо заинтересовать владельца возможностью обмена на свою продукцию (гипотетически такая возможность есть всегда), причем представить свою продукцию так, как представляют другие поставщики, у которых этот владелец покупает.

2. Сегодня, как уже упоминалось, магистраль "Восток—Запад" для "информационных машин" является практически дорогой с односторонним движением. Информация идет к нам широким потоком (платные, бесплатные, подарочные потоки — это уже не имеет значения), а от нас — иногда пробиваются ручейки. Даже когда легко организовать Интернет-"ручей" от наших производителей к западным потребителям, как правило, этому ручью тут же ставят плотину: разные стандарты, форматы, классификационные схемы и, что самое главное, язык. Не разный язык, что естественно, а обилие различных кириллических кодировок делают невозможным не только использование этой информации, т. е. ее загрузку в другие системы, но и зачастую просто ее восприятие. К нам трудно достучаться по каналам связи, и как бы ни хвастались Интернет-провайдеры и другие "спецы от Интернет", я утверждаю, что для построения нормальной телекоммуникационной среды обмена с Западом нам понадобится еще 5—7 лет, и интернетчики со стажем подтвердят, сколь непросто сегодня не играться, а работать с западными ресурсами Интернет в реальном времени. Да, есть сегодня случаи налаженного информационного обмена, и многие любят приводить пример давнего сотрудничества Библиотеки Конгресса США и Российской книжной палаты, которые уже давно обмениваются библиографическими массивами. Но кто ощутил практическую пользу от того, что машиночитаемые массивы библиографии Библиотеки Конгресса поступают к нам в страну, а транслитерированные и как-то представленные массивы российской библиографии — в Библиотеку Конгресса? Где эти массивы Библиотеки Конгресса в наших электронных каталогах, системах ретроспективной конверсии в других приложениях? Не найдете. И это не вина РКП — здесь налицо проявление политизированного подхода к обмену информацией, от которого мы и сейчас еще не совсем избавились.

3. Сделать свою полоску устойчивой, расширить ее, обеспечить регулярное движение по ней — вот задача, которая стоит сегодня перед отечественными производителями информации и продукции. И неважно, будем ли мы обмениваться этой информацией или продавать ее на взаимовыгодных условиях. Главное — решить задачу. Интересно, что все еще встречаются мнения, что незачем наши информационные продукты подстраивать под западные требования. Если им надо, пусть берут как есть и сами все дорабатывают. Но им так не надо и они не возьмут. Особенно часто такие суждения раздаются в адрес национальной библиографии. (Кстати, что это такое, точно так никто и не определил, у нас, по крайней мере. Да и как это сделать, скажем, в России, где существуют три официальных библиографирующих учреждения: две национальные библиотеки и РКП и скоро будет четвертое.) Ситуация разрешается просто: если мы хотим, чтобы нашу информацию брали и тем более покупали, мы должны ее преобразовать по тем требованиям, которые существуют в стране покупателя или непосредственно по требованиям покупателя. Если потенциальный покупатель хочет, чтобы информация в предлагаемой ему базе данных была транслитерирована не в соответствии со стандартом ISO, а по правилам Библиотеки Конгресса США, то это нужно делать, а не доказывать ему, что ISO — международный стандарт и давайте лучше работать с ним. "Кто платит, тот и заказывает музыку". Путь развития в данном направлении только один — "обернуть свой продукт в западную оболочку", предложить потенциальному покупателю его "попробовать" и в случае удачи — перейти к нормальным условиям поставки. Зачастую эта "оболочка" требует многого: знания и умения работать с западными стандартами и правилами, высокий уровень знания иностранного языка, понимание (оценивание) клиентских требований в соответствии с принятыми условиями. Но главное — выбрать продукт, начинать работу именно в тех областях, которые реально востребованы, в которых можно создать и успешно реализовать актуальный информационный продукт. Здесь важна маркетинговая информация из страны-покупателя, детальный анализ продукции крупнейших библиотек западных информационных производителей. По сути на этом пути остаются два основных подхода:

1) предложить западному производителю дополнить его продукцию нашими данными. Например, зарубежные базы данных о российской периодике отражали и отражают не более 20—25% названий наших периодических изданий. Почему бы не расширить этот перечень до реально существующих объемов? Производитель не может либо его агенты не справляются с этим. Давайте ему поможем, и поможем на взаимовыгодной основе. Другой пример: базы данных по библиотекам, музеям, университетам мира, как правило, тоже не избалованы нашей информацией, что отнюдь не украшает их. Производители это понимают и могут быть заинтересованы в получении соответствующей информации. Таких примеров можно привести немало;

2) предложить западному производителю создать продукт по интересующему его направлению или в интересующей его области. Например, с учетом уже проведенного анализа легко говорить об интересе на Западе к региональному законодательству наших стран, к экологии и охране окружающей среды, к информации о политических движениях, партиях и др.

В обоих случаях к успеху может привести только тщательная качественная подготовка материалов, многократная проверка на соответствие зарубежным стандартам, оперативность, полнота и достоверность информации и, безусловно, наличие права (копирайт) на ее поставку (продажу, обмен).

Это все трудно сделать в одиночку, трудно самостоятельно реализовать. Именно поэтому это стало одной из побудительных причин создания нами новых профессиональных библиотечно-информационных структур. Одна из них для работы с зарубежными партнерами и пользователями — Международный библиотечный информационный и аналитический центр, о котором многие уже знают, создан и начал свою работу. Вторая — Российский онлайновый библиотечно-информационный центр — находится в процессе создания и уже очень скоро откроется. Этот центр на первом этапе будет реализовывать функцию Российского центра корпоративной каталогизации, дистрибьюторского центра OCLC и консультационно-практического центра по созданию и совершенствованию российских информационно-библиотечных продуктов. Подобные профессиональные структуры нелегко создавать и развивать, но, будучи созданными, они призваны существенно облегчить жизнь отечественным производителям информационно-библиотечных продуктов и услуг в деле создания и развития собственной продукции и выхода на западных потребителей. В рамках подобных структур могут быть действительно реализованы программы межбиблиотечного сотрудничества и кооперации.

Два слова и об этом. Сегодня понятия межбиблиотечное сотрудничество и кооперация чаще всего употребляются при взаимных встречах, поездках, семинарах, в деятельности по международному книгообмену и т. д. Все это неплохо и следует приветствовать, но все же огромный пласт нереализованных возможностей остается. В первую очередь это касается профессионального сотрудничества библиотек со славянскими фондами в США и других западных странах, с нашими библиотеками в области сравнительной библиографии и взаимного формирования каталогизированных файлов, если это касается описаний первоисточников, приходящих в эти библиотеки из наших стран. Кроме того, давно назрела необходимость создания информационно-библиографической сети библиотек со славянскими фондами, соединяющей не только библиотеки у себя в стране, но и в рамках межрегиональных и межконтинентальных объединений. Целая группа задач, важных и давно назревших, могла бы быть решена с помощью предложенных вышеупомянутых профессиональных структур, например: наконец-то сблизить, если это надо, правила каталогизации или не сближать их вовсе, но нельзя же заниматься этим сближением всю жизнь; определиться во взаимных приоритетах и выборе в части форматного и лингвистического обеспечения и наконец серьезно подойти к проблеме взаимной, а не односторонней переподготовки и обучения библиотечных кадров. Есть еще много интересных и перспективных планов в рамках возможностей межбиблиотечной кооперации. Нужны, как всегда, идея, желание, люди и организации, которые этого хотят и будут работать, и сам механизм и система, позволяющие это сделать так, как надо и, самое главное, когда надо.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России