Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Зайцев В.Н.
Российская национальная библиотека, С.-Петербург

Российские библиотеки в период перехода
от СССР к России

Переход от СССР к России стал для нашей страны революционным процессом, который происходил в мирных условиях, но сопровождался значительными потрясениями во всех сферах жизни общества. Начало перехода можно отнести к 1985г., когда в стране началась перестройка государственной политики, экономики и социальной сферы. Наиболее кардинальные изменения произошли после декабря 1991г., когда распался Советский Союз и Россия стала самостоятельным государством.

Общественные процессы, которые привели к изменениям в государственной, политической и экономической сферах страны, носят противоречивый характер, поэтому их влияние неоднозначно отразилось на развитии библиотечного дела в России.

Последствия государственных преобразований

Советский Союз прекратил свое существование как единая страна, и на его территории возникли самостоятельные государства с автономными системами управления, своими законами, денежными единицами, своей политикой в области культурной, научной и информационной деятельности.

Произошло разрушение общего информационного пространства СССР — распались существовавшие ранее единые системы библиотечного, издательского дела и книгоснабжения. Государственные границы, введение таможенных сборов, резкое повышение цен на издательскую продукцию и почтовые пересылки, кризис в экономике не позволили сохранить прочные профессиональные контакты библиотечных учреждений. Это нанесло серьезный ущерб комплектованию книжных и журнальных фондов и отразилось на развитии науки, образования и культуры всех стран, входивших ранее в СССР. Серьезный урон понесли не только библиотеки бывших союзных республик, но и российские, фонды которых также пострадали из-за отсутствия книгообмена с другими республиками.

В каждой из стран начали создаваться самостоятельные информационные системы с креном на сугубо национальные интересы. На базе республиканских библиотек образованы национальные библиотеки, стала формироваться новая система издательств на национальных языках, так как ранее в СССР большинство книг выпускалось на русском языке.

Произошли серьезные изменения и в системе библиотек России. В частности, в результате повышенного внимания к национальной культуре народов, входящих в состав России, почти во всех республиках, являющихся субъектами Федерации, региональные библиотеки преобразованы в национальные. В настоящее время 14 библиотек имеют такой статус.

Изменилась иерархия крупнейших библиотек России. В СССР ряд библиотек выполнял функции всесоюзных центров (Государственная библиотека им. В.И. Ленина, Библиотека Академии наук СССР, Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР и др.); С распадом СССР все они перешли под юрисдикцию России.

В этот период многие библиотеки изменили свое название. Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина стала называться Российской государственной библиотекой (РГБ), Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина — Российской национальной библиотекой (РНБ), Библиотека Академии наук СССР — Библиотекой Российской Академии наук (БРАН) и т. д.

В результате прошедших преобразований изменился и статус крупнейшей библиотеки страны — РГБ, которая стала всероссийской национальной. Но так как в России уже была национальная библиотека — РНБ, получившая свой статус еще при основании ее в 1795 г., то в стране оказалось две национальные библиотеки — РНБ и РГБ. Это положение ныне закреплено Федеральным законом Российской Федерации "О библиотечном деле", подписанным Президентом России в 1994 г. Стремясь добиться тесного взаимодействия и избежать дублирования в работе, РГБ и РНБ в 1996 г. подписали "Соглашение о сотрудничестве и координации деятельности национальных библиотек России".

Влияние политических перемен в стране

Изменение политической ситуации привело к изменению социальной роли и функций библиотек в новом обществе.

В советском государстве библиотеки были одним из инструментов в реализации политики Коммунистической партии. С помощью библиотек партия решала свои программные задачи: добивалась ликвидации неграмотности, просвещения народных масс, ознакомления их с наукой, культурой. И в то же время она использовала библиотеки для пропаганды марксизма-ленинизма и агитации за свой политический курс. Библиотеки находились под постоянным идеологическим контролем. Чтобы максимально охватить население своим влиянием, советское государство приняло на себя ответственность за развитие библиотечного дела в стране. В результате этого в России создана одна из наиболее разветвленных в мире библиотечных систем, которая насчитывала около 150 тыс. библиотек различного уровня — от крупнейших мировых хранилищ до небольших сельских.

Изменение политической системы привело к ликвидации партийной монополии и провозглашению принципа партийной нейтральности, к демократизации общественной жизни, к деидеологизации деятельности библиотек. Отпали запреты при формировании фондов по политическим, религиозным мотивам (в том числе по приобретению русской зарубежной литературы, "Россики", "Советики" и т. п.), расширены информационные возможности для читателей (отменена цензура, открыты специальные хранилища, в которых находилась запрещенная ранее литература, сняты ограничения на выдачу литературы и т. д.).

Но в то же время в связи с тем, что культура перестала обслуживать потребности властных структур, она перестала быть нужной для проведения политики государства. И это отразилось на экономическом положении библиотек. Ныне, как правило, бюджеты, утвержденные для библиотек, не выполняются. Даже национальные библиотеки, бюджет которых утверждается Федеральным законом, не получают необходимых средств для подписки на периодические издания, приобретения книг, охраны и поддержания зданий в нормальном состоянии. В частности, бюджет 1997 г. для РНБ выполнен лишь наполовину. Вероятно, это можно объяснить всеобщим экономическим кризисом, охватившим Россию, и надо надеяться, что положение исправится при улучшении экономической ситуации.

Новая государственная политика в области культуры

Под влиянием перемен, произошедших в стране, началось формирование новой нормативно-правовой основы деятельности и принципов управления в области культуры. В 1992 г. принят закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", который определял место культуры в государстве, предусматривал гарантии ее развития в виде нормативов финансирования.

Закон предусматривал децентрализацию управления в культуре, передачу большинства полномочий на местный уровень, в том числе финансирование, ответственность органов регионального и местного самоуправления за уровень благополучия библиотек. Библиотекам предоставлена значительная самостоятельность в их производственно-творческой и хозяйственной деятельности, и введен хозяйственный механизм для формирования и использования экономических ресурсов библиотек. В частности, по Закону в регионах страны на культуру выделяется 6,0% от годового бюджета, предоставлена возможность привлечения средств из других источников, разрешается новая схема распределения полученных средств внутри библиотеки и использования их по усмотрению руководства библиотеки.

Новая Конституция Российской Федерации (1994 г.) закрепила право местной власти решать вопросы культурного развития региона, признала самостоятельность органов местного самоуправления.

Регионализация культурной политики имеет как позитивные, так и негативные последствия. В регионах, где экономическое положение стабильно и местные руководители правильно понимают роль культуры, библиотеки процветают. В других — библиотеки бедствуют и иногда даже закрываются.

В 1994 г. библиотеки России получили свои собственные федеральные законы "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", в которых законодательно установлены принципы деятельности библиотек и права читателей, гарантировано право "на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность". В настоящее время в регионах России ведется работа по принятию местных законов о библиотечном деле и местном обязательном экземпляре.

Изменение роли библиотек в обществе

Почти все годы советской власти происходило увеличение числа библиотек, рост числа читателей и объемов издаваемой литературы. Впервые эта тенденция нарушилась в конце 1980-х—начале 1990-х гг. — посещаемость библиотек и объем издательской продукции стали уменьшаться. Этот период совпал с временем серьезных социальных изменений в стране. Особенно тяжелым для библиотек оказался 1992 г., когда произошла экономическая реформа и в результате начался неконтролируемый рост цен. Некоторые библиотеки из-за тяжелого финансового положения стали закрываться. К 1996 г. число библиотек сократилось на 14%. Перед обществом встала задача сохранить основную сеть библиотек, так как в этот период библиотеки становятся центрами общественной жизни и местом общения людей. Они стали социально необходимы обществу. В 1993 г. принята Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства РФ", один из разделов которой предусматривает материальную поддержку библиотечных программ.

В последние годы библиотеки все больше определяют культурную политику регионов России, так как во многих населенных пунктах они остались единственными учреждениями, предоставляющими бесплатное пользование информацией. В городских библиотеках заметно увеличился приток читателей. Это объясняется новыми потребностями людей, такими, как получение новых знаний, повышение квалификации или переквалификацию, освоение новых учебных программ; и особенно важный мотив — отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование.

Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей: предприниматели, социально незащищенные и малоимущие категории населения — студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные. Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе.

Демократизация общественной библиотечной жизни

Демократические перемены в стране значительно расширили возможности библиотечных работников участвовать в деятельности общественных профессиональных объединений. В настоящее время в России существует несколько таких организаций. Крупнейшей среди них является Российская библиотечная ассоциация (РБА). Инициатива по созданию РБА возникла в 1994 г., через год она была зарегистрирована в качестве юридического лица и вошла в Международную федерацию библиотечных ассоциаций (ИФЛА) как национальное объединение, представляющее Россию. В настоящее время РБА объединяет более 100 коллективных членов — региональные ассоциации и общества, библиотеки разных уровней и ведомств, учреждения, деятельность которых близка к библиотекам. Цель деятельности РБА — объединить общественность для участия в развитии библиотечной сферы России и социальной защиты прав ее работников.

С момента создания РБА направила свое внимание на формирование законодательной базы для библиотек, разработку межведомственных библиотечных программ, расширение международного сотрудничества. Ассоциация приняла участие в подготовке двух федеральных законов — "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов", о которых упоминалось выше. По инициативе РБА установлен новый государственный праздник в стране — Общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая ежегодно и приурочен к дню основания первой государственной общедоступной библиотеки России — РНБ.

В настоящее время РБА оказывает консультационную помощь при принятии региональных законов по библиотечному делу — такие законы уже приняты в 17 из 89 регионов страны. Продолжается работа по формированию общественно-профессиональных, рекомендательных норм деятельности библиотек. Готовятся к обсуждению библиотечной общественностью "Кодекс профессиональной деятельности" и "Стандарт деятельности публичной библиотеки".

РБА решает некоторые крупные межведомственные библиотечные проблемы. Так, в частности, чтобы способствовать автоматизации библиотек в стране, РБА взялась за создание национального коммуникативного формата записей. В этой работе ей удалось объединить усилия 15 крупнейших библиотек России. Еще более широкими предполагаются работы по Национальной программе сохранности библиотечных фондов.

Значительные усилия РБА направляет на развитие международного сотрудничества. С распадом социалистической системы библиотеки России, стран СНГ и Балтии получили возможность выйти из замкнутого пространства социалистического блока и стать частью мирового библиотечного и информационного пространства. Расширились возможности их сотрудничества с зарубежными библиотеками на новом технологическом уровне. РБА поддерживает контакты с библиотечными ассоциациями США, Англии, Франции, сотрудничает с "круглым столом" по менеджменту библиотечных ассоциаций ИФЛА (RTMLA). Значительно выросло участие российских библиотекарей в генеральных конференциях ИФЛА. Так в Копенгагене в 1997 г. делегация России насчитывала 152 человека.

Необходимость использования новых технологий.

К настоящему времени библиотеки России значительно отстают от многих стран в области автоматизации. В 1995 г. принят Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", которым библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав общедоступных информационных ресурсов. Тем самым государство расширяет функции библиотек, качественным образом меняя их роль в обществе, делая их частью новой информационной инфраструктуры в России. В последнее время эту проблему стали рассматривать как политическую, так как считается, что отставание российских библиотек в сфере информационных технологий приведет к отставанию страны в науке, что вызовет угрозу ее безопасности и изоляцию в мировом информационном пространстве.

Российские библиотеки, особенно крупные — национальные, федеральные, центральные универсальные и отраслевые — как хранители или держатели документов, первоисточников действительно испытывают затруднения в обмене информацией между собой и с зарубежными библиотеками, так как видоизменилась сама информация, методы обработки данных, появилась глобальная информационная сеть Интернет. Следуя мировым тенденциям, в России сегодня стали больше уделять внимания не только просветительским функциям библиотек, но и информационным.

В связи с этим в России развертывается работа по созданию Общероссийской компьютерной библиотечной сети. Действует программа ЛИБНЕТ, которая, в свою очередь, является частью Федеральной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства (1997—1999 гг.)", утвержденной Правительством России и получившей статус Президентской.

Программа ЛИБНЕТ включает несколько проектов: формирование компьютерной сети библиотек России, создание национального формата библиографических записей в машиночитаемой форме, организация Центра корпоративной каталогизации и включение российских библиотек в Интернет.

Предполагается, что благодаря этой программе в 1998—2001 гг. в России будет создана базовая компьютерная сеть, включающая 150 крупнейших библиотек.

Библиотеки в своей работе во многом зависят от издательской сферы и сферы книгоснабжения, которые, как и библиотеки, претерпели за прошедший период большие изменения.

Перемены в издательском мире

Общественное переустройство, начавшееся в конце 1980-х гг., привело к коренным изменениям в издательском мире и книгоснабжении библиотек.

Известно, что к моменту своего распада СССР представлял собой одну из крупнейших в мире издательских держав. Доля Российской Федерации в общем объеме издательской продукции Союза составляла около 60%. К концу 1980-х гг. наметился определенный спад в объеме издательской деятельности — это была общая тенденция как для СССР в целом, так и для России. Она коснулась всех видов изданий, но в особенности — книжной продукции. В начале 1990-х гг. уменьшение репертуара и тиражей продолжилось, затем наступила некоторая стабилизация. Ныне в России издается ежегодно чуть больше 30 тыс. названий книг.

В этих условиях произошло значительное реформирование всей издательской системы России. В СССР было 200 издательств, ныне их насчитывается около 7 тыс. В основном это новые коммерческие субъекты, в то время как доля государственных издательств в общем выпуске книжной продукции в 1996 г. составила лишь 26% по числу изданий, 27,8% по тиражу и 27,9% по листажу. Заметно уменьшилась их активность — по сравнению с 1995 г. они выпустили около 8 тыс. изданий (меньше на 3 тыс.), совокупный тираж сократился в 2 раза. Тем не менее государственный сектор продолжает сохранять позиции в выпуске социально значимых изданий, таких, как научная и учебная литература для всех звеньев образования, в том числе для системы профессионально-технического (71,4% всего ассортимента и 90,8% тиража).

Следует отметить, что с введением рыночных отношений сменились ориентиры российского книгоиздания. В связи с изменениями политического строя, устранением идеологического и административного контроля произошла заметная реструктуризация в издательской продукции как по видам изданий, так и в жанровом, тематическом отношениях, но главное — в содержании конкретных произведений, предлагаемых потребителям. В 8—9 раз уменьшилось число названий книг общественно-политической тематики. Примерно на 10% возросло число новых литературно-художественных изданий (новинок) и соответственно уменьшилось количество переиздаваемой литературы.

По разделу художественной литературы ежегодно издается более 1 тыс. названий тиражом до 100 тыс. экз. и более 14 тыс. названий тиражом более 100 тыс. экз. Издаваемая литература в основном соответствует требованиям взыскательного в культурно-эстетическом отношении читателя или библиотекаря. Недостатком, хотя и весьма относительным, иногда считают значительный перевес переводной литературы над отечественной. Но это следствие того, что в советское время читатель не имел возможности своевременно знакомиться с некоторыми зарубежными произведениями из-за идеологических запретов, которых теперь не существует.

В то же время репертуар издаваемой ныне литературы вызывает постоянные споры. Многие библиотечные специалисты, привыкшие к традиционному репертуару получаемых библиотеками книг, говорят о "перекосах" в книжном потоке, его "деформации" и несоответствии потребностям населения. Специалисты-фондоведы Российской национальной библиотеки отмечают двойственный характер происходящих изменений.

С одной стороны, реструктуризация издательского потока стала положительным явлением, так как послужила интересам массового потребителя. Поступление идеологической и малоиспользуемой литературы в массовые библиотеки постепенно сошло на нет. Структура издательского потока приобрела естественный характер.

С другой стороны, обилие серой, маловыразительной литературы ("дамское", "любовное", криминальное и т. п. чтиво, в особенности переводное) вызывает возмущение определенной части граждан, в том числе и библиотекарей. Но суть происшедших изменений по либерализации взглядов общества такова, что с этим приходится мириться и ждать, когда спрос сбалансируется.

Более серьезные опасения вызывает недостаточное количество по репертуару и тематике выпускаемой малотиражной научной литературы, которая в известной степени обеспечивает научный и культурный прогресс.

Проблемы библиотечного книгоснабжения

Еще в 1991 г. российскими социологами отмечена тенденция снижения покупательского спроса на книгу. Это связано с резким уменьшением платежеспособности читателей. Ныне 40% населения фактически лишено возможности покупать книги.

Однако в структуре свободного времени населения чтение по-прежнему занимает второе место (после телевидения). Чтению книг отдают свободное время 42,4% опрошенных в ходе исследования, чтению газет — 27,8% и чтению журналов — 20,4%.

Поэтому по-прежнему высокой остается социальная роль библиотек в формировании взглядов населения и как следствие важное значение имеет качество комплектования их фондов через системы библиотечного книгоснабжения.

В советское время библиотеки получали литературу по нескольким каналам: через систему обязательного экземпляра (ОЭ), книжные коллекторы или магазины, путем подписки на периодические издания. Каждая из этих систем была под жестким административным контролем и, как правило, неплохо выполняла свои функции. В настоящее время все эти системы претерпели серьезные изменения.

Так, ранее поступление обязательного экземпляра контролировалось не только Всесоюзной книжной палатой (ныне — Российской — РКП), но и Главлитом (органом цензуры), которые принимали суровые меры в случаях нарушения правил. Теперь такой контроль осуществляет РКП, которая даже при наличии закона "Об обязательном экземпляре" не имеет действенных рычагов воздействия на нарушителей. Функции контроля за доставкой обязательных экземпляров стали размытыми. В результате (по ориентировочным данным) лишь 70% ОЭ поступает в РКП и национальные библиотеки.

Другой канал — книжные коллекторы. К началу 1990-х гг. книгоснабжение советских библиотек базировалось на длинной цепочке посредников: 10 крупных, технически хорошо оснащенных центральных экспедиционных баз, более 300 оптовых книжных баз регионального уровня и 150 библиотечных коллекторов в республиках, краях и областях. В крупных городах функционировали и функционируют до сих пор несколько коллекторов. Централизация книгоснабжения (как следствие монополизации) создавала принципиальную возможность заказа и получения большей части необходимой литературы через один канал, что упрощало технологию комплектования. В то же время это была жесткая система, которая контролировала репертуар и объемы поставляемой литературы, не всегда считаясь с интересами библиотек.

Ныне в большинстве регионов Российской Федерации библиотечные коллекторы вышли из прямого подчинения государственным книготорговым организациям и приобрели юридическую самостоятельность. Работа многих из них вызывает серьезные претензии и не удовлетворяет нужды библиотек. Идет поиск новых форм получения книг для библиотек. Создаются новые книготорговые фирмы. Иногда функции коллекторов пытаются взять на себя центральные библиотеки регионов, которые создают книготорговые центры на собственной базе (библиотеки Якутии и Башкирии, Архангельской, Мурманской, Брянской, Кемеровской и Тюменской областей, Алтайского края). Практика должна показать, какие формы будут наиболее эффективны.

Одним из необходимых условий обеспечения полноценного комплектования является достаточно полная и оперативная информация об издательской продукции. С этой целью в России ведется разработка библиографической системы "Books in print". Ее назначение — с помощью различных носителей, основанных преимущественно на использовании электронной информации, обеспечить оперативную связь между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями). Налажен постоянный сбор информации о состоянии книжного рынка от издательств и книготорговых организаций (охвачено около 1000 издательств). На основе этой информации с 1994 г. начали регулярно издаваться каталоги "Books in print" в книжной и электронной формах. На сегодня выпущены 4 каталога в книжной форме и 8 — в электронной. При наполнении каталогов 75% названий обеспечивают издательства, 25% — книготорговые организации. По территориальному признаку — 70% наполнения обеспечивают московские организации и 30% — региональные, которые поставляют, в основном, учебную литературу, выпущенную университетами и институтами.

Однако вышедшие в свет выпуски каталогов "Books in print" пока не в полной мере удовлетворяют потребности, главным образом из-за неполноты необходимой информации. Они отражают от 5 до 20 тыс. названий книг — около 50% присутствующих на рынке. Поэтому ведется работа по дальнейшему совершенствованию системы.

Сейчас предложение на книжном рынке значительно превышает библиотечный спрос, но вероятность попадания в фонды изданий, обладающих высокими ценностными характеристиками, очень низка. Главная причина — отсутствие необходимого финансирования вообще библиотек, и в особенности их комплектования.

Библиотеки, издатели и книгораспространители России переживают сложный период своего развития. Пока еще не стабилизировались экономические и правовые условия для их нормальной деятельности, но над этим идет постоянная работа, что дает надежду на решение стоящих перед ними проблем.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России