Home page | Каталоги и базы данных

УДК 026

Линч Беверли П.

Оценка работы публичных библиотек

Доклад 027-137 на 64-й Генеральной конференции ИФЛА (15-22 авг. 1998 г., Амстердам); буклет 3, с. 136-140.

Для оценки работы публичных библиотек используются чаще других четыре метода: программно-целевой, управленческий, экспертный и естественный метод, основанный на мнении пользователей. По мере снижения интереса к методикам выработки стандартов для библиотек (а значит, и к экспертным оценкам) проявляется интерес к программно-целевому методу с акцентом на измерения производительности труда. Однако программно-целевой метод не приемлем для сравнения деятельности разнородных учреждений и не пригоден для определения качества работы. Интерес к этим проблемам сохраняется, и профессиональный долг библиотекарей взять на себя ответственность за разработку критериев оценки и поиск путей оказания помощи библиотекам в применении этих критериев в оценке практической деятельности и принятии соответствующих решений.

* * *

Оценку работы библиотек проводить совершенно необходимо, и, в общем-то, это всегда делается. Все аспекты деятельности библиотек так или иначе оцениваются. Чтобы по возможности избежать ошибок при проведении оценок, весьма важно сформулировать задачи данной работы; также важно сверить критерии и уточнить приоритеты.

По моему глубокому убеждению, при оценке деятельности библиотек и выработке стандартов следует полагаться на мнение профессиональных библиотекарей. Конечно, точные оценки библиотек и библиотечного обслуживания никогда не могут быть единственным основанием для принятия последующих решений. Во многих случаях оказывается подмешанной и политика, и весьма субъективные компоненты. Однако именно критериальные оценки, основанные на понятных и четких принципах и проведенные достаточно системно, помогут сгладить эффект политизированности, предвзятости.

При оценках библиотек нужно рассмотреть следующие вопросы, отражающие существенные компоненты из набора библиотечных стандартов:

В какой мере библиотечные фонды адекватны поставленным целям?

Насколько эффективно организованы фонды?

Достаточна ли численность персонала и его подготовка к выполнению высококачественного обслуживания?

В какой мере библиотечное обслуживание настроено на эффективное использование библиотеки?

Соответствует ли помещение библиотеки потребностям обслуживания?

Насколько финансирование библиотеки достаточно для адекватной поддержки ее функционирования?

Найдена ли правильная схема организации работы и управления в библиотеке?

Осуществляется ли необходимая кооперация с другими библиотеками?

Все существующие библиотечные стандарты были выработаны исходя из стремления ответить на следующие вопросы:

Почему одна библиотека работает более эффективно, чем другая?

В чем выражается качество работы?

Что следует считать достижением данной библиотеки?

Оценки обычно требуют уточнения их целей - для чего они проводятся? А для этого необходимы сбор данных, их анализ, выработка суждений и сопоставлений. Данные собираются для решения конкретной проблемы или для поиска ответа на поставленный вопрос. Например, библиотекарям нужна информация, позволяющая улучшить конкретную программу, или возникает интерес в достижении конкретных целей и для этого планируется проведение оценок.

Стандарты разрабатываются библиотечным сообществом с целью помочь в оценке библиотечных программ. Таким образом, на базе стандартов и с помощью экспертов готовятся суждения о качестве библиотечной программы.

Альтернативные методы оценок

Существуют несколько альтернативных точек зрения на составление оценок и, конечно, эти позиции отражены в научных публикациях, стандартах и предлагаемых методах измерения продуктивности работы библиотек. Для нас принципиально важно признать наличие этих нескольких позиций и согласиться с тем, что некоторые библиотекари могут не признавать какой-то конкретный метод оценки. На сегодня можно выделить четыре вполне применимых метода.

1. Программно-целевой метод - акцент на формулирование целей и задач, а также определение границ их применения. Специалист, проводя оценки, собирает данные по реальным результатам программ и сравнивает фактически достигнутую продуктивность с поставленными ранее задачами. В частности, работы по измерению эффективности деятельности библиотек чаще полагаются именно на данный метод. При этом подавляющее большинство исследований по измерению продуктивности библиотек базируется на разработке соответствующих оценок в рамках поставленных при стратегическом планировании задач или сформулированной миссии библиотеки.

2. Управленческий метод - акцент на выявление и удовлетворение информационных потребностей руководителей и вообще лиц, принимающих решения. Проводящий оценку специалист предоставляет собранную информацию и варианты действий руководителю. (Этот метод обычно применяется при проведении оценок внешними организациями.) Управленцы ставят перед специалистами определенную задачу для исследования и формулируют цели.

Сходный с этим метод, пользующийся достаточной популярностью в библиотечных кругах, заключается в использовании неких образцов при выработке управляющих решений. В литературе по бизнесу, в частности по тотальному контролю качества, образцом считается некий стандарт совершенства, с которым сопоставляются соответствующие параметры в конкретной библиотеке. Например, библиотека, стремящаяся усовершенствовать какой-либо определенный процесс или технологию, будет искать другое учреждение, где этот процесс может считаться выполняемым на превосходном уровне.

Данный метод можно назвать сравнительным, поскольку именно сравнение с образцом позволяет определить, что необходимо изменить в собственной технологии.

3. Экспертный метод предполагает прямое использование профессионального, практического опыта специалиста для оценки качества работы. Суждения выносятся на основе имеющихся стандартов и практики, принятой в профессиональном сообществе.

Этот метод вызвал к жизни принятие ряда стандартов и широко используется во многих штатах США. Однако стандарты, принятые и одобренные профессиональными организациями в 1970-е и 1980-е гг., были отменены. В "Руководстве для публичных библиотек" (принято ИФЛА в 1986 г.) объясняется, почему критерии оценки следует менять: "Оценка потребностей, выявление приоритетов и определение объема ресурсов, необходимых для удовлетворения нужд читателей, являются обязанностью библиотекарей и руководителей библиотеки. Всякие рекомендации, основанные на прошлом опыте, принятые в совершенно других обстоятельствах, обязательно окажутся ненадежными и ошибочными".

Большинство библиотечных стандартов нацелены на определение ресурсов, необходимых для создания адекватных коллекций, на обеспечение высокого уровня обслуживания, персонала, оборудования. Эти стандарты разработаны согласованными усилиями профессионалов, имеющих значительный опыт в определенной области библиотечной работы. Библиотечные стандарты особенно нужны вновь создаваемым библиотекам или тем, которые в течение долгого времени недостаточно финансировались. Однако и те библиотеки, которые по своим реальным показателям получали средства даже выше установленных норм, зачастую не могут похвастаться хорошим уровнем обслуживания. Они также опасаются, что их финансовая поддержка может снизиться - именно потому, что сейчас она выше нормы. И наконец существует много сторонников того, чтобы оценивать библиотеки индивидуально, исходя из их собственных конкретных целей и задач и опираясь на это, определять необходимые ресурсы.

4. Естественный метод, основанный на мнении пользователя. В данном методе основное внимание уделяется привлечению читателей и пользователей, а также учредителей к определению критериев, потребностей, интересов и целей. Специалист, проводящий оценку библиотеки, работает с учредителями, учитывает их интересы.

Этот подход часто применяется при выработке направлений текущих исследований в проектах цифровых (электронных) библиотек. Он также часто упоминается в публикациях на тему измерения продуктивности библиотек, что свидетельствует о стремлении рассматривать эффективность библиотеки с точки зрения пользователя.

Направления текущей работы

Как уже отмечалось, в течение 1970-х-1980-х гг. снизился интерес к использованию библиотечных стандартов, основанных на качественных показателях, и разработаны способы измерения продуктивности работы библиотек - выходных показателей. Стоимость библиотечного обслуживания росла быстрее, чем библиотечный доход, и библиотекари все активнее искали осмысленные и измеряемые способы демонстрации работы библиотеки. Разработка методов измерения продуктивности не включала в себя показатели качества обслуживания. Скорее этот метод подходит для одной и той же библиотеки при оценке степени реализации ее собственных планов и решении собственных задач (см. метод 1).

Методы измерения продуктивности разработаны вначале в публичных библиотеках; в этом сообществе сейчас общепризнано, что показатель продуктивности для того, чтобы быть удовлетворительным, нуждается в определенном уровне ресурсного обеспечения. Как отмечает Кинг в своей работе "Ключ к успеху": "Продуктивность - это взаимоотношение между ресурсами, поступающими в библиотеку (входной поток), и тем, что библиотека выдает (производит) за счет этих ресурсов, т. е. выходной продукт, или результат". Это обусловливает потребность в стандартах, которые определяли бы ресурсы (вход), необходимые для выполнения обслуживания на хорошем уровне продуктивности (выход); поэтому возникает интерес к разработке профессиональных стандартов, по которым каждая конкретная библиотека могла бы быть оценена. Кроме того, имеется интерес и в сравнительном сопоставлении и сравнительных оценках разных библиотек.

Один из возможных подходов в выполнении сравнительных оценок - выбор ряда "образцовых" учреждений, с которыми хотелось бы провести сопоставление. Этот набор учреждений мог бы служить отправной точкой при проведении сравнительных оценок по различным аспектам библиотечной продуктивности. Данный подход экспериментально опробуется Ассоциацией научных библиотек - АНБ (Association of Research Libraries - ARL). При разработке первичного набора АНБ рассматривает три момента, необходимые для обеспечения надежности и достоверности данных:

1) согласованность (совместимость данных, собранных в различных учреждениях и различное время);

2) разумное соотношение трудности сбора определенных видов данных с их значимостью (т. е., может быть, существуют легко собираемые показатели, но они не раскрывают качества работы библиотеки);

3) значимость и ценность собранных данных, которые должны быть применимы не только в одной библиотеке.

АНБ собирает статистические данные от библиотек - членов ассоциации в течение многих лет, что дает возможность применения статистических методов сравнения параметров качества и стоимости библиотечного обслуживания разных учреждений.

В разработке принципов стандартов оценки качества и, в частности, в разработке любых международных стандартов важным является обязательное соблюдение единых правил (процедуры) сбора статистических данных и совместимость стандартных определений и понятий. Стандартизация статистики совершенно необходима для проведения аккуратных и точных сравнений. Джон Сумисон провел международные сравнения работы публичных библиотек на основе тех данных, которые опубликованы самими библиотеками из 25 стран. Хотя в его цели не входило проведение сравнения как такового, тем не менее сравнение все же неизбежно напрашивается (сравнительная статистика дана в приложении).

Как заявляет Сумисон, такого рода сравнение не может быть точным, поскольку использовались неодинаковые методы сбора данных, неодинаковые дефиниции и неполные наборы данных. Следует также заметить, что приведены данные, полученные в разные годы (не в один и тот же год по разным странам). Расходы нормированы на английский фунт стерлингов с неким усредненным курсом за год проведения статистического анализа (приведены данные за 1992-1994 гг.). В строке "Выдача книг на душу населения" чаще используется показатель выдачи всех видов библиотечных материалов, а не только книг.

Работа Сумисона помогает в разработке международной сравнительной статистики. Кроме того, можно руководствоваться стандартом ISO 2789.

Стандартизация статистики совершенно необходима для проведения корректных оценок на базе международных библиотечных стандартов или критериев.

Заключительные комментарии

Стандарты для библиотек, подготовленные и принятые профессиональными библиотекарями и библиотечными ассоциациями в разных странах мира, оказались достаточно полезными для идентификации тех видов ресурсов, которые необходимы для развития библиотечного обслуживания. По мере того как библиотекари достигнут некий установленный минимум и начнут тяготиться извне установленными стандартами, наступит черед формулирования миссии, целей, задач - начнется конструирование средств измерения эффективности.

Несмотря на то, что значительная часть исследований по выработке средств измерения эффективности выполнена за последние 25 лет, пока что эти средства не очень помогли библиотекам в измерениях качества работы и определении необходимых сегодня библиотеке добавочных ресурсов.

Оценки работы библиотек и качества библиотечного обслуживания неизбежно вызовут сравнение и выше мы рассмотрели несколько возможных методов. Способы измерения эффективности остались иллюзорными.

В свое время были предприняты попытки использовать такой показатель, как степень удовлетворения читателя в качестве параметра эффективности. Однако и здесь возникают проблемы, ибо читатель чаще всего не знает, хорошо ли его обслуживают (ему не с чем сравнивать). Существующие исследования уровня удовлетворенности показали, что если с читателем обращаются деликатно и душевно, он готов признать уровень обслуживания прекрасным. Не имеется серьезных исследований измерения уровня удовлетворенности читателя с некоторым временным интервалом после его обслуживания библиотекой.

Требования более прозрачной отчетности становятся типичными для многих организаций и учреждений. Поэтому можно полагать, что попытки оценить объективно продуктивность работы библиотеки продолжатся. Очевидно, что со временем критерии будут выработаны и использованы в этих оценках. Совершенно императивным является требование, чтобы профессиональные библиотекари взяли на себя ответственность за разработку этих критериев и помогли библиотекам в их применении для оценки работы и принятия решений.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России