Home page | Каталоги и базы данных

УДК 655.4/.5

Гайдукевич Л.

Критические проблемы, стоящие перед журналами
по библиотечно-информационной тематике.
Точка зрения издателя

Доклад 013-118 на 64-й Генеральной конференции ИФЛА (буклет 7, с. 63-67).

В данном докладе рассматриваются, пожалуй, основные проблемы, которые могут встать перед издателями журналов. Очевидно, что это моя точка зрения, но я полагаю, что многие из моих предположений будут приняты и в более широком сообществе издателей.

Я работаю ответственным редактором издательства Баукер - Заур (Bowker - Saur), являющимся признанным лидером в публикации литературы библиотечно-информационной тематики. В моем ведении три журнала: "Библиотековедение и информационные науки" (Journal of Librarianship and Information Science), "Информационные технологии" (Information Science), "Развитие информатики" (Information Development), бюллетень "Информация для управления" (Information Management Report), два реферативных журнала: "Рефераты по библиотековедению и информационным наукам" (Library and Information Science Adstracts), "Текущие исследования в библиотековедении и информатике" (Current Research in Library and Information Science), а также предоставление в Интернет материалов для специалистов по информатике (на странице издательства "Обмен информацией для профессионалов, Баукер" - Bowker Information Professionals Exchange); кроме того я участвую в подготовке к изданию 10-20 книг в год, в том числе нашего знаменитого ежегодного обозрения "Библиотечное дело и информационные технологии в мире".

Как мне представляется, существуют по крайней мере пять ключевых проблем, которые придется решать издателям в настоящее время:

1. Соотношение печатных и электронных версий. Вопрос состоит в следующем: каким образом публиковать электронные издания и как долго будет продолжен выпуск печатных версий?

2. Объем подписки. Постоянно сужающаяся база подписки заставляет думать о том, как удержать имеющихся подписчиков, изучить и удовлетворить потребности покупателя и т. п.

3. Управление качеством. Это - проблема отбора материала, балансирование между интересами отечественного и международного читателя.

4. Копирайт. Соблюдение прав интеллектуальной собственности при работе с материалами в электронной форме требует постоянного внимания издателей и поиска оптимальных решений.

5. Ценообразование. Проблема заключается в определении стоимости подписки и выбора новых режимов, например, плата за просмотр отдельной статьи (без приобретения всего тома или годового комплекта).

1. Печатные или электронные версии

За последние 20 лет произошло больше изменений, чем за весь предшествовавший период книгопечатания. Разговоры относительно электронной доставки журналов велись несколько десятилетий, однако ее реализация началась только в 1990-е гг. с появлением универсальной программной платформы, позволяющей обрабатывать и демонстрировать тексты. Распространение электронных версий приняло такой размах, что скорее правилом, а не исключением является наличие электронной версии любого печатного издания.

Ясно, что ни один издатель не посмеет игнорировать неизбежность производства электронных версий. В частности, в таких областях знания, как библиотековедение и информационные технологии, в которых подготовленность читателей, а значит, и требования очень высоки, электронная версия не только спрашивается - она воспринимается как должное. Многие издатели предсказывают ситуацию, при которой стоимость производства журнала может освободиться от дополнительных расходов (например на хранение и пересылку) при переходе на выпуск исключительно электронной версии. Сейчас уже существует множество чисто электронных журналов, однако я не знаю ни одного печатного издания, прекратившего существование из-за перехода на электронный вариант. Как мне представляется, печатный вариант будет под угрозой только в случаях, если:

электронная версия издания сможет проникнуть глубоко в академическую (научную) среду, использующую те или иные конкретные наименования журналов;

оборудование для доступа к электронным ресурсам станет еще более портативным и повсеместно доступным;

архивация электронных журналов будет упрощена за счет применения универсальных, дешевых и пригодных для дальнейшего совершенствования программных и аппаратных форматов;

будут найдены способы и пути отработки и фиксации окончательной (наилучшей) редакции статьи в электронном виде, пригодной для последующего архивного хранения в интересах будущих поколений;

Интернет-адреса конкретных журналов станут постоянными, устойчивыми.

Серьезной проблемой при переходе на исключительно электронный вариант является вероятность того, что авторы могут вообразить, что они более не нуждаются в издателях и займутся Интернет-самиздатом на персональном уровне (т. е. от своего имени) или на уровне своих университетов (организаций). По ряду причин я надеюсь, что этого не случится. Во-первых, при публикации издатели придают статье достойный уровень качества и авторитетности, который непросто завоевать отдельно взятому автору. Если работа выходит самиздатом, она не проходит процедуру реферирования (оппонирования) либо качество и беспристрастность непрофессионального реферирования будут вызывать сомнения. Будут утрачены цельность и единая форма ссылок, цитирования и материал в целом не будет должным образом проверен, отредактирован. Все это неизбежно приведет к снижению уровня публикации. Таким образом на Интернет-сервере могут появиться как отличные по качеству, так и слабые статьи. Поэтому читатель массу времени будет тратить напрасно - на отбраковку неподходящего или низкокачественного материала. Кроме того, будет предельно усложнен первоначальный поиск: издатель собирает достаточно однородные по тематике материалы гарантированного уровня качества, которые регулярно публикуются в определенном томе, выпуске или размещаются на конкретном сервере с хорошо известным адресом, поэтому заинтересованный читатель точно знает где что искать. В случае самиздата автору трудно будет обеспечить распространение опубликованной работы, а читателю - нелегко узнать или догадаться, где следует искать нужный материал.

Итак, одной из существенных задач издателей традиционно была и остается работа по продвижению статей к потребителю, изыскание новых секторов рынка распространения изданий. Без участия издателя ареал и аудитория статьи весьма ограничатся. Устранение издателей приведет к формированию групп специалистов, способных найти материал в очень узкой области знания, но не имеющих реальной возможности расширять кругозор при просмотре интересных публикаций в своем любимом журнале.

2. Проблема объема подписки

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения объема подписки на определенные наименования журналов. Полагаю, что этот процесс связан с целым рядом факторов, из которых наипервейшим можно назвать уменьшение библиотечных бюджетов и соответствующих расходов на подписку. (Примечательно, что автор-издатель ни слова не говорит о безудержном росте цен на научную периодику. - Ред.) Поддержание активных подписчиков в хорошем настроении было и остается наиболее важной задачей издателя, хотя нужно честно сказать, что в последнее время выполнить эту задачу становится все тяжелее по ряду причин. Во-первых, почти невозможно определить, кто именно является вашим подписчиком (как бы странно это ни звучало).

Подписные агенты, как правило, весьма неохотно и сдержанно посвящают издателей в подробности относительно конкретных подписчиков: зачастую все, что можно узнать - это то, что подписной агент Х принес 50 подписок. Никакой информации о том, кто эти подписчики или хотя бы какую организацию они представляют, раздобыть не удается. Те издания, за которые я лично отвечаю, являются академическими, и в них нет никакой формальной возможности вести напрямую диалог с читателем, как это делается в популярных журналах, имеющих рубрику "Письма читателей". Поэтому многим издателям приходится прибегать к технологиям маркетинговых исследований, например к выборочным аналитическим обзорам; однако уровень ответов в таких исследованиях, как правило, очень невысок.

По этой причине издатели с радостным восторгом восприняли возможность напрямую отслеживать (с помощью специальных программ) своих покупателей, их позицию относительно электронных версий журналов и т. д. Пока, правда неясно, сможет ли такая система обратной связи повлиять на содержание журналов.

3. Поддержание качества публикаций, издания

В битве за сохранение подписчиков издатель, конечно, стремится (как это уже отмечалось) поддержать, сохранить или даже улучшить качество своей продукции. Многие издатели (и я в том числе) понимают, что ценность издателя в том и состоит, чтобы соблюдать обязательные строгие правила контроля качества, органично входящие в процесс публикации. Отбор наилучшего материала и отказ от слабых, некачественных работ является необходимым элементом при выпуске хорошего журнала.

Я располагаю статистикой, иллюстрирующей строгие стандарты отбора в нашем журнале "Библиотековедение и информационные науки": из всех материалов, полученных редакцией в 1996 г., 47% отклонены или переданы для рассмотрения в другие издания; из оставшихся - только 29% опубликованы в том виде, как они поступили, 41% статей подверглись относительно небольшим правкам, 24% существенно переработаны и 6% отправлены авторам на переделку. Цифры говорят сами за себя: в целом только 29% принятых статей, или 16% от всех поступивших в редакцию, оказались на достаточном для публикации уровне без внешнего по отношению к автору статьи вмешательства.

Как уже отмечалось выше, именно высокая требовательность и беспристрастность позволяют считать издателей уникальным средством поддержания высоких стандартов отбора - важнейшей компоненты профессионального издательства.

Еще одна проблема, которую решает издатель в стремлении удовлетворить широкую аудиторию - нахождение баланса интересов различных групп читателей. Например, такой журнал, как "Библиотековедение и информационные науки", широко распространяется за рубежом, поэтому характер и содержание статей приходится оптимизировать с учетом интересов как британских, так и зарубежных авторов и читателей. Это соображение учитывается при анализе макета каждого номера, что помогает удовлетворению спроса всего круга подписчиков и авторов.

4. Копирайт - проблемы интеллектуальной собственности

Сегодня издательство обычно предлагает автору подписать документ о передаче издателю права публикации в любом, в том числе электронном формате. Такое соглашение позволяет публиковать материал любым удобным образом и сколь угодно широко его распространять. Однако некоторые авторы усматривают в этом попытку эксплуатации их интеллектуальных прав посредством многократного использования их труда без выплаты доли прибыли. Определенный смысл в такой позиции имеется; но упускается из виду то, что автор только выигрывает от более широкого распространения своих идей и результатов, тем самым завоевывая больший международный престиж.

5. Ценообразование

Поскольку сейчас все большее число наименований журналов поставляется в электронной форме, появилась возможность предложить потребителю отдельные материалы в режиме "оплаты за просмотр индивидуальной статьи". При этом возникает дилемма - продолжать ли практику взимания платы за подписку или перейти к какой-то комбинированной системе, которая включала бы как подписку, так и плату за просмотр.

Издатель должен учитывать вероятность того, что некоторые подписчики отпадут, если они, например, используют и просматривают относительно небольшое количество статей. Однако большинство издателей верят в то, что режимом просмотра индивидуальных статей будут пользоваться те, кто не является постоянным подписчиком; тем самым будет расширяться база потенциальных потребителей. Этот подход представляется эффективным средством борьбы с падающими объемами подписки.

Существуют и некоторые другие моменты. Во-первых, нужно найти способ известить людей, изначально не знакомых с данным журналом (т. е. находящихся вне круга потенциальных подписчиков) о появлении новой системы обслуживания. И во-вторых, если издатель готов обеспечить доступ к полным текстам статей непосредственно читателю, что станет с традиционной системой доставки? Ответ будет получен по мере практической отработки системы оплаты за просмотр.

Заключение

В этом докладе я постаралась обрисовать основные, на мой взгляд, проблемы, стоящие перед издателями научных журналов. В жизни научных издательств настал такой критический момент, который содержит угрозу самому существованию журнальных издательств в новый электронный век. Однако я уверена, что пока издатели смогут поддерживать высокий уровень качества своей продукции, их будущее по-прежнему прекрасно.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России