Home page | Каталоги и базы данных

УДК 025.6:024.6

Петрусенко Т.В., Жарова Т.М., Старцева Л.Д.

Международный МБА
Российской национальной библиотеки

Опыт обслуживания пользователей, проблемы и возможности ММБА в новой информационной и технологической среде.

Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА) РНБ создан в 1955 г. и успешно обслуживает читателей уже более 40 лет. В первые годы существования (1955 - март 1957 г.) он находился в составе отдела фондов и обслуживания (ОФО); с марта 1957 г. по 1962 г. работа делилась между ОФО и отделом комплектования, куда была передана вся документация, включая переписку. В 1962 г. организационные поиски завершились и с тех пор ММБА существует как самостоятельный участок в составе сектора иностранного комплектования и международного книгообмена отдела комплектования.

Деятельность ММБА регулируется нормативными документами ИФЛА. (В 1936 г. утверждены "Правила международного абонемента". В 1954, 1978, 1987 гг. в них внесены изменения и дополнения.) В 1990-е гг. в деятельности ММБА постепенно появляются новые элементы, основанные на взаиморасчетах, формы которых определяются библиотеками индивидуально (платные бланки, купоны и др.).

В настоящее время РНБ сотрудничает по ММБА с 862 библиотеками в 47 странах мира (список стран дан в прил. 1). Среди библиотек больше всего университетских, затем идут национальные и государственные универсальные; достаточно активно сотрудничают и технические, медицинские, педагогические, иностранной литературы, библиотеки исследовательских институтов и центров, академий наук, а также муниципальные.

Около 40% библиотек (345 организаций) - активные партнеры, с которыми поддерживается тесное двустороннее сотрудничество. Это прежде всего библиотеки Германии, США, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции. Остальные 60% (517 организаций) - партнеры, контакты с которыми происходят эпизодически.

В деятельности ММБА РНБ по обслуживанию пользователей следует различать три сравнительно самостоятельных направления:

обслуживание читателей РНБ путем получения материалов для них из зарубежных учреждений;

получение иностранной литературы для библиотек С.-Петербурга и других городов России по их заявкам, т. е. обслуживание читателей других отечественных библиотек (например, активно заказывают литературу по ММБА для своих читателей Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, институт "Механобр", Рязанский медицинский институт, Саратовская академия права);

обслуживание удаленных зарубежных пользователей материалами, хранящимися в РНБ, через посредничество зарубежных библиотек-партнеров.

В 1997 и 1998 гг. количество полученной по ММБА литературы для читателей РНБ впервые несколько превысило количество литературы, предоставляемой РНБ удаленным пользователям. Станет ли это тенденцией - покажет время. (Сведения о получении и выдаче изданий по ММБА РНБ с 1988 по 1998 г. приведены в прил.2).

Читателям предоставляется оригинал издания, его ксерокопии или микрофильм. (Сведения о получении и отправке литературы в оригиналах и копиях за последние 11 лет представлены в прил. 3.) Несмотря на сложившееся мнение о том, что зарубежные библиотеки используют возможности копирования шире, чем мы, данные прил. 3 свидетельствуют, что РНБ в значительно большей степени, нежели ее зарубежные партнеры, старается предоставлять удаленным пользователям копии, а не оригиналы.

Имеются определенные различия в запросах на литературу и в тематико-отраслевом аспекте (прил. 4). Отечественный читатель заказывает в зарубежных библиотеках литературу преимущественно социально-экономического характера, затем следует (по мере заметно убывающего спроса) гуманитарная, медицинская и техническая. Для зарубежного читателя характерна несколько иная структура спроса на литературу из фондов РНБ. Здесь лидирует гуманитарная литература, затем следуют социально-экономическая, техническая и медицинская. При этом российской медицинской и технической литературой зарубежные пользователи интересуются заметно интенсивнее, чем наши читатели - зарубежными медицинскими и техническими изданиями.

По просьбе читателей в 1998 г. РНБ направила в зарубежные библиотеки 1 133 заказа, из них выполнены 1 038, на 95 получены отказы. Причины отказов в основном следующие (по данным 1998 г.): нет в библиотеке (45) - 47%; не выдается, но предложена платная копия (27) - 28%; занята, но может быть получена позже (8) - 9%; уточнить (15) - 16%.

По данным 1998 г. РНБ получила 1 012 заказов от зарубежных читателей, из них выполнено 783, не выполнено 229. Причины невыполнения: в РНБ 1 экз., предложена копия (30) - 13%; нет в РНБ (60) - 26%; не выдается и не копируется (ввиду состояния) (20) - 8%; не выдается по техническим причинам (переезд) (89) - 39%; уточнить заказ (30) - 8%; прочие (10) - 6%.

Срок пребывания в библиотеке издания, полученного по ММБА, обычно составляет 4 недели (если не оговариваются какие-либо особые условия), из них читателю предоставляются 3 недели, а 1 неделя отводится на техническое оформление документации, сопровождающей прохождение книги.

В ММБА РНБ два сотрудника (главный и ведущий библиотекари). Они производят весь широкий и многообразный комплекс работ, необходимых для успешного обслуживания читателей: переписка по вопросам ММБА, редактирование и оформление заказов, подготовка к отправке за рубеж и получение писем и бандеролей, ведение картотек и баз данных (адресов зарубежных организаций-партнеров, отправленных заказов, полученных из-за рубежа заказов, контрольная картотека изданий, находящихся в чтении и др.), подготовка заказов для микрофильмирования и ксерокопирования, консультирование сотрудников РНБ и читателей, ведение финансовой документации, связанной с получением денег от читателей за ксерокопии, поступившие по ММБА, а также взаиморасчеты с зарубежными организациями на основе международных почтовых купонов.

Обслуживание читателей ММБА осуществляет в кооперации с другими подразделениями РНБ.

Среди трудностей, осложняющих работу ММБА, основные - финансовые:

периодическая задержка отправки бандеролей и писем ММБА за рубеж в связи с прекращением почтовых операций в РНБ из-за недостатка средств. Это является серьезнейшим нарушением международных норм и правил, определяемых документами ИФЛА, и может повлечь за собой закрытие абонемента РНБ во всех организациях, куда издания не были возвращены в срок. Кроме того, подобные случаи наносят ущерб престижу и репутации РНБ как национальной библиотеке и являются недопустимыми;

невозможность получения платных международных почтовых купонов и фирменных бланков (например бланков и марок ММБА Британской библиотеки, без которых наши заказы британской стороной не принимаются);

отсутствие средств для непосредственной валютной оплаты выполненных заказов (например, расчет с американскими библиотеками может производиться только в валюте, а не в купонах).

В последние годы не приходится говорить и о координации работы ММБА в России и в С.-Петербурге в частности. По нашим сведениям, в С.-Петербурге ММБА функционирует только в двух библиотеках - РНБ и БАН. Раньше наша библиотека успешно координировала работу ММБА с БАН и НБ ЛГУ, сотрудничала с РГБ. Впрочем, в условиях новых информационных технологий, развития возможностей электронного онлайнового доступа в ЭК и БД каждой библиотеки, необходимость взаимодействия в его традиционном понимании постепенно снижается.

Новая информационная ситуация требует новых информационных ресурсов и средств для ее разрешения. Нетрадиционные технологии активно внедряются и в деятельность ММБА РНБ. В начале 1998 г. мы подключились к Интернет, а также получили возможность использовать электронную почту (E-mail:int.loan@nlr.ru).

Широкое использование Интернет, E-mail и других более оперативных и дешевых средств коммуникации только начинается. Отнюдь не все зарубежные библиотеки предпочитают нетрадиционные способы общения с РНБ. Например, до сих пор заказы по E-mail нам присылали только Библиотека университета С. Фрейзера в Барнаби (Канада), университетская библиотека в Галифаксе (Канада) и Национальная библиотека в Берне (Швейцария). Надеемся, что список библиотек, общающихся с нами на основе электронных средств коммуникации, в ближайшее время расширится, тем более что сотрудниками ММБА активно осваивается методика поиска и заказа изданий для пользователей через Интернет.

Значительным стимулом к началу использования новых электронных средств в деятельности ММБА послужило участие в двух экспериментах. Первый - поиск изданий через онлайновый каталог OCLC и заказ через систему Passport for Windows в университетских библиотеках США. Эксперимент проводился в первом квартале 1998 г. под руководством и при поддержке OCLC и USIA. ММБА РНБ получил возможность бесплатно заказать 50 изданий. Заказаны книги преимущественно социально-экономической тематики (21 издание), по библиотековедению (9), литературоведению и медицине (по 3), технике (2). На 12 книг получены отказы.

Контакты осуществлялись преимущественно с библиотеками университетов: Орегонского, Иллинойского, Вашингтонского и Флориды. Общение было очень дружественным, оперативным, заказ делался в течение нескольких минут (в сложных случаях - часов), а заказанные книги были получены нашими читателями уже через 10 дней. (Срок получения книги при работе в традиционном режиме - в идеале 1 месяц, но, как правило, он значительно больше.)

Вторым, заметным явлением для ММБА была предоставленная РНБ (в IV кв. 1998 г.), как и некоторым другим библиотекам России, возможность бесплатного заказа для читателей 500 копий статей из периодических изданий, хранящихся в фондах Британской библиотеки. Эта редкая возможность вызвала чрезвычайно большую активность читателей, что связано не только с бесплатностью, но главным образом - с характером и содержанием предложенной информации. Особенно резко возросло количество заказов от читателей зала медицинской и техническое литературы, так как именно они наиболее заинтересованы в оперативном получении новой научной информации (в отличие от читателей социально-экономического и литературного залов, в основном заказывающих фундаментальные труды).

Таким образом, несомненно, что в новой информационной и технологической среде для нашего взаимодействия с другими библиотеками видны хорошие перспективы. Они связаны с созданием ЭК РНБ, банков и баз данных, а также с другими возможностями электронного доступа пользователей к фондам РНБ и другим информационным ресурсам.

Новая информационная ситуация позволяет качественно и по-новому решать основные задачи, принципиальные для развития МБА. К ним относятся:

повышение оперативности обслуживания пользователей за счет сокращения времени заказа и доставки документов (сроки имеют принципиальное значение);

расширение спектра запрашиваемых материалов (не только книг, журналов, но и картографических, рукописных и других архивных материалов на основе новых средств копирования, воспроизводства и доставки документов);

полнота обслуживания пользователей. В частности, в будущем - онлайновая передача оцифрованных документов и материалов из полнотекстовых БД, оперативное сканирование запрошенных по МБА документов и, например, передача небольших текстовых материалов по E-mail, ГИС-технологии и др.

ММБА РНБ - по масштабам деятельности одна из крупнейших служб подобного рода в России - несомненно может рассматриваться как часть мировой информационной инфраструктуры, так как является одним из реально действующих каналов международного библиотечно-информационного обмена и доставки информации.

Приложение 1

Список стран-партнеров РНБ по ММБА

(на начало 1998 г.)

1. Австралия

2. Австрия

3. Албания

4. Англия

5. Бельгия

6. Болгария

7. Бразилия

8. Венгрия

9. Венесуэла

10. Германия

11. Голландия

12. Греция

13. Дания

14. Египет

15. Израиль

16. Индия

17. Исландия

18. Испания

19. Италия

20. Канада

21. Китай

22. Корея

23. Латвия

24. Литва

25. Люксембург

26. Мексика

27. Монголия

28. Новая Зеландия

29. Норвегия

30. Пакистан

31. Польша

32. Румыния

33. Словакия

34. Словения

35. США

36. Португалия

37. Финляндия

38. Франция

39. Турция

40. Хорватия

41. Чехия

42. Швейцария

43. Швеция

44. Эстония

45. Югославия

46. Южная Африка

47. Япония

Приложение 2

Получение и выдача изданий по ММБА РНБ с 1988 по 1998 г.

Год

Получено

Выдано

1988

1 124

1 418

1989

1 057

1 657

1990

1 000

1 681

1991

1 020

1 075

1992

924

1 266

1993

780

1 247

1994

941

1 024

1995

964

1 008

1996

968

1 228

1997

1 005

932

1998

1 038


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России