Home page | Каталоги и базы данных

УДК 37(092)

Шапошников А.Е.

ПАМЯТИ Г.П. ДИЯНСКОЙ

(1950-1999)

Галине Петровне Диянской не пришлось узнать о том, что решением Высшей аттестационной комиссии от 25 июня 1999 г. ей присуждена ученая степень доктора педагогических наук...

Памяти Галины Петровны Диянской - замечательного ученого и человека - посвящена эта статья, в которой автор попытался кратко охарактеризовать ее жизненный и творческий путь.

Г.П. Диянская родилась 10 дек. 1950 г. в д. Василенки Сернурского района Марийской АССР. В 1968 г. закончила среднюю школу с золотой медалью и успешно сдала вступительные экзамены на библиотечный факультет Московского государственного института культуры, в 1972 г. получила диплом с отличием. По окончании института Г.П. Диянская работала в разных организациях - библиотекарем, библиографом, а в 1975-1978 гг. - старшим инструктором отдела культпросветработы Центрального правления Всероссийского общества слепых. С этого времени ее жизнь оказалась навсегда связанной с проблемами библиотечного обслуживания инвалидов по зрению.

В сентябре 1978 г. Г.П. Диянская перешла на работу в научно-методический отдел Республиканской центральной библиотеки для слепых (ныне Российская государственная библиотека для слепых - РГБС), где подготовила ряд методических пособий и начала изучение роли библиотек для слепых в социальной реабилитации читателей - инвалидов по зрению. В 1987 г. ей присуждена премия Всероссийского конкурса на лучшую работу по библиотековедению и библиографоведению за методическое пособие "Руководство чтением читателей в библиотеках для слепых" (М., 1986).

С 1984 г. Г.П. Диянская - соискатель (затем аспирант-заочник) кафедры библиотековедения МГИК (научный руководитель А.Е. Шапошников). Это был именно тот случай, когда научные интересы аспиранта полностью совпали со стержневыми научными интересами руководителя, видящего в соискателе продолжателя своего дела. В 1990 г. Г.П. Диянская защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - "Социально-реабилитационная деятельность библиотек для слепых среди рабочих: основные направления, цели, содержание".

Занимаясь подготовкой кандидатской диссертации, Г.П. Диянская в то же время успешно продвигалась и по службе - в 1986 г. стала заместителем директора РЦБС по научной работе.

В 1991-1992 гг. Галина Петровна возглавляла авторский коллектив по разработке проекта программы "Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации" (1993). В программе последовательно проводилась идея интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов, что предусматривало активизацию публичных библиотек в этом гуманном деле. Основные положения проекта были доведены до сведения библиотечной общественности.

Г.П. Диянская придавала большое значение упрочению связей РГБС с МГИК (ныне Московский государственный университет культуры и искусств - МГУКИ). В 1992 г. она возглавила филиал кафедры библиотековедения МГИК в РГБС и одновременно стала преподавателем этой кафедры. В феврале 1998 г. Г.П. Диянская прошла по конкурсу на должность доцента. Свою преподавательскую деятельность она вела очень активно - читала лекции студентам, руководила учебной и производственной практикой, консультировала по всем вопросам, связанным с библиотечным обслуживанием инвалидов по зрению, внимательно рецензировала дипломные работы. Делая сообщения и доклады на научных конференциях, проводимых кафедрой библиотековедения, Г.П. Диянская обращала внимание специалистов на такие актуальные проблемы, как профессиональная подготовка библиотекарей для обслуживания людей с ограниченными возможностями доступа к информации, информационные технологии в библиотечном обслуживании инвалидов по зрению и др.

С 1993 г. Г.П. Диянская начала подготовку докторской диссертации. Основные положения разработанной ею концепции свободного и комфортного доступа к информации для инвалидов последовательно проверялись на практике. Г.П. Диянская стала разработчиком и руководителем проекта "Межрегиональный образовательно-информационный и консультативный центр для инвалидов" на базе РГБС и Тульской областной библиотеки для слепых, реализуемого совместно с Институтом "Открытое общество". Она была и руководителем программы "Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями", претворяемой в жизнь с 1993 г. Библиотечным благотворительным фондом совместно с Московской библиотечной ассоциацией.

Объединению библиотекарей, занимающихся обслуживанием лиц с ограниченным доступом к информации, способствовала деятельность секции Московской библиотечной ассоциации, которую возглавляла Г.П. Диянская (секция библиотечного обслуживания инвалидов).

Г.П. Диянская активно участвовала в разработке правительственных документов, касающихся проблем библиотечного обслуживания инвалидов, их социокультурного обеспечения: законов Российской Федерации "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", Федеральной целевой комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов (на 2000-2005 годы)".

Статьи Г.П. Диянской печатались на страницах журналов "Библиотека", "Библиография", "Библиотековедение", "Научные и технические библиотеки", "Дефектология" и др.; всего опубликовано свыше 50 работ. В широком спектре ее профессиональных интересов - развитие сети специальных библиотек для слепых в современных условиях, библиотечно-библиографическое обеспечение социальной реабилитации незрячих рабочих, проблемы обслуживания инвалидов в массовых библиотеках, библиотечная работа с незрячими детьми и их родителями, профессиональные традиции и ценности библиотекарей специальных библиотек для слепых.

Деятельность Г.П. Диянской получила и международный резонанс: в сентябре 1997 г. на 63-й Генеральной конференции ИФЛА она была избрана в Постоянный комитет Секции библиотек для слепых. В ее обязанности входил перевод материалов секции на русский язык и их распространение в библиотеках для слепых стран СНГ. Во время своей стажировки в США и зарубежных поездок (Дания, Нидерланды) Г.П. Диянская посещала библиотеки и досконально знакомилась с постановкой обслуживания инвалидов. В своей монографии "Библиотеки для слепых за рубежом" она использовала не только литературные источники, но и личные впечатления.

Оригинальным вкладом в создание дефектологического библиотековедения стала монография Г.П. Диянской "Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении" (1998). Эта книга открыла новую страницу в исследовании проблем всеобщей доступности публикаций. Она содержит добротный материал, обобщенную характеристику современного состояния библиотечного обслуживания слепых во всем мире, в которую органично входит и анализ проблем, стоящих перед российскими библиотеками.

Итогом творческой деятельности Г.П. Диянской стала защита 19 марта 1999 г. докторской диссертации "Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении и библиотечном обслуживании инвалидов по зрению". В диссертации глубоко освещены теоретические вопросы тифлобиблиотековедения - научной дисциплины, изучающей проблемы библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих. Остановимся на этой защите, памятуя о том, что она стала последним публичным выступлением Г.П. Диянской.

Интерес к трактовке Г.П. Диянской принципа равных возможностей в библиотечном обслуживании слепых проявился еще на стадии предварительного обсуждения диссертации, которое состоялось на кафедре библиотековедения МГУК 6 ноября 1998 г. В выступлениях докторов наук Т.Ф. Каратыгиной, Ю.П. Мелентьевой, В.В. Скворцова, А.Е. Шапошникова даны положительные оценки представленной работы.

На защите диссертации, излагая основные положения своего труда, Г.П. Диянская с большим уважением отозвалась о своих предшественниках, которые занимались разработкой тифлобиблиотековедения еще в 1960-1970-е гг. Тифлобиблиотековедение она отнесла к разряду особенного библиотековедения (в соответствии с дифференциацией библиотековедения, предложенной проф. Ю.Н. Столяровым). В то же время она отметила, что тифлобиблиотековедение является составной частью дефектологического библиотековедения.

Суть положений, выносимых на защиту, по формулировке, данной Г.П. Диянской, заключалась в следующем: основополагающим в тифлобиблиотековедении является принцип равных возможностей, в котором в концентрированном виде выражаются все специфические аспекты, характерные для библиотечного обслуживания инвалидов по зрению. Инвалиды по зрению имеют право на получение специфических документов и услуг во всех библиотеках, на такой же основе и в те же сроки, в какие их получают люди с нормальным зрением.

В отзывах официальных оппонентов (докторов педагогических наук А.Н. Ванеева, Ю.С. Зубова и Б.К. Тупоногова) и ведущей организации (Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского) содержалась положительная оценка исследования Г.П. Диянской. Положительными были и многочисленные отклики (15), полученные на автореферат диссертации от отдельных библиотек, других учреждений и специалистов. На защите диссертанта поддержали и неофициальные оппоненты (директор Российской государственной библиотеки для слепых А.Д. Макеева, профессор МГУКИ А.Е. Шапошников). Об общественной поддержке диссертанта свидетельствовали и 3 акта о внедрении основных результатов диссертационного исследования (от Института коррекционной педагогики Российской академии образования, Калужской областной специальной библиотеки для слепых, Библиотечного благотворительного фонда).

Прозвучали также замечания, внесшие элемент полемики в ход защиты и придавшие ей дискуссионный характер. Дискуссия развернулась вокруг самого принципа равных возможностей. "Если есть принцип равных возможностей, то существует ли принцип "неравных возможностей" (вопрос, заданный доктором педагогических наук А.Я. Айзенбергом). В отзыве доктора исторических наук О.Р. Бородина прозвучал вопрос: возможно ли достижение равенства инвалидов по зрению в библиотечном обслуживании в рамках одной библиотечной сферы? Отвечая на эти вопросы, Г.П. Диянская подчеркнула, что в работе рассматривается именно принцип - идея равных возможностей в отношении такой социальной группы, как инвалиды по зрению, которые с древних времен борются за свои права быть равными со зрячими людьми.

Для достижения равенства инвалидов по зрению в библиотечном обслуживании необходимы определенные условия: наличие соответствующего законодательства, разработка и реализация государственных программ библиотечно-информационного обеспечения инвалидов, включая книгоиздательство для слепых и слабовидящих, государственная финансовая поддержка библиотечной отрасли, международное сотрудничество, научные исследования и т. д. Одним словом, обеспечение равного и свободного доступа к информации людей с ограничениями в жизнедеятельности невозможно силами только библиотечных работников.

В полемику включился Ю.Н. Столяров, который считает, что принципа неравных возможностей нет, как нет и принципа недифференцированного обслуживания. Высказывая свое мнение, А.Е. Шапошников отметил, что принцип равных возможностей можно скорее всего рассматривать и как принцип и как идеал библиотечного обслуживания незрячих. Выдвижение данного положения на первый план позволило диссертанту подойти с нетривиальных позиций к осмыслению современной практики библиотечного обслуживания незрячих.

В отзыве А.Н. Ванеева отмечалось, что при всей заманчивости идеи - возможность незрячего читателя получить документы на специальных носителях информации в библиотеке по месту жительства - об этом можно говорить лишь теоретически, поскольку нельзя не учитывать реальных возможностей муниципальных библиотек. Защищая свои позицию, Г.П. Диянская отметила, что эта идея не утопична - в развитых зарубежных странах она успешно реализуется. Есть положительный опыт и в нашей стране, например в Мытищинской ЦБС Московской области.

Дискуссионным оказался также вопрос об отнесении тифлобиблиотековедения к специальному или особенному библиотековедению. По мнению А.Н. Ванеева, это представляется излишним: тифлобиблиотековедение можно рассматривать как отрасль библиотековедения. Тезис Г.П. Диянской о том, что тифлобиблиотековедение является подсистемой дефектологического библиотековедения и относится к классу особенного библиотековедения, вызвал возражение и со стороны Ю.С. Зубова, который в принципе против такого членения научных дисциплин. Отвечая ему, Г.П. Диянская отметила, что общепризнанной классификации библиотековедения пока еще нет. Диссертация и не ставила целью разработку вопроса о структуре библиотековедения, в ней лишь использовалась уже имеющаяся в библиотечной науке классификация: "Мне импонирует взгляд на классификацию библиотековедения в зависимости от избранных исследователем оснований и поэтому считаю достаточно логичной существующую в этой концепции дифференциацию на общее и особенное. К слову сказать, в ней нашлось место и дефектологическому библиотековедению". Действительно, таким образом выстраивается логическая цепочка - общее, особенное, дефектологическое, тифлобиблиотековедение - в которую хорошо вписываются все предыдущие разработки и исследования, а тифлобиблиотековедение получает вполне определенную научную нишу.

В заключение диссертационного совета отмечено, что основной научный результат диссертационного исследования заключается в обосновании тифлобиблиотековедения как самостоятельной научной дисциплины, выявлении ее предмета, основных понятий и терминов, определении места тифлобиблиотековедения в структуре библиотековедения и связей с другими научными дисциплинами. В ходе проведенного исследования выявлены основные параметры обеспечения равного доступа к информации применительно к библиотечному обслуживанию инвалидов по зрению.

За присуждение Г.П. Диянской ученой степени доктора педагогических наук диссертационный совет проголосовал единогласно.

После защиты Г.П. Диянская сразу же включилась в обычный для нее напряженный ритм работы (творческого отпуска для подготовки и завершения докторской диссертации она не брала). Она прорецензировала несколько дипломных работ студентов, готовилась к командировке в Новосибирск. Трагический финал наступил 18 апр. 1999 г., когда Галина Петровна скоропостижно скончалась из-за кровоизлияния в мозг.

Жизнь настоящего ученого, а Галина Петровна Диянская была именно таким ученым, не ограничивается датой его смерти. Продолжают выходить в свет подготовленные Г.П. Диянской труды. В журнале "Библиотека", (1999. № 5) опубликована ее статья "О рекомендациях ИФЛА по обслуживанию читателей, пользующихся системой Брайля, в публичных библиотеках"; в издательстве МГУКИ готовится к печати лекция "Интегрированное библиотечное обслуживание инвалидов по зрению".

Творческое наследие Г.П. Диянской, представляющее собой крупный вклад в определение принципиальных основ библиотечного обслуживания незрячих, продолжает служить людям.

Список основных трудов Г.П. Диянской

Библиотечно-библиографическое обеспечение социальной реабилитации незрячих рабочих: Практ. пособие / Всерос. о-во слепых. М., 1992. 80 с.

На путях к милосердию: Рекомендации по обслуживанию читателей с ограниченными возможностями пользования библиотекой / Рос. гос. б-ка для слепых. М., 1993. 29 с. В соавт. с А.Е. Шапошниковым.

Организация работы специальной библиотеки для слепых: Практ. пособие / Рос. гос. б-ка для слепых; Сост. Бабенко С.А., Диянская Г.П., Скачковская Т.П. М., 1993. 114 с.

"Говорящая" книга в публичной библиотеке: Практ. пособие / Рос. гос. б-ка для слепых; Сост. Г.П. Диянская, А.Е. Шапошников. М., 1995. 17 с.

Библиотеки для слепых за рубежом: Аспекты обеспечения равного доступа к информации / Рос. гос. б-ка для слепых. М., 1996. 193 с.

Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении / Рос. гос. б-ка для слепых. М., 1998. 344 с.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России