Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Гончаров М.В.

ГПНТБ России, Москва

О стратегии развития библиотечных Интернет-серверов

Прежде всего хотелось бы договориться о терминологии. Основная цель при разработке сервера библиотеки в Интернет — обеспечение доступа к ее реальным библиографическим ресурсам, в первую очередь к электронному каталогу. Это главный отличительный признак библиотечного сервера по отношению как к любым другим информационным системам, так и к собственно библиотечным приложениям. Поэтому будем использовать термин библиотечный сервер только для тех решений, которые действительно обеспечивают доступ к таким ресурсам, т. е. будем обозначать термином библиотечный сервер Интернет-сервер, имеющий модуль сопряжения с автоматизированной библиотечной системой или СУБД, под которой функционируют библиографические базы данных. Во всех остальных случаях мы будем говорить о http-серверах библиотеки, основной задачей которых является представление различных материалов о библиотеке, ее ресурсах и публикация полнотекстовых материалов. Такие серверы часто используют для увеличения своей информативности "квазиэлектронные" каталоги, т. е. библиографические списки, отформатированные с применением HTML. Данный сервер в простейшем случае является просто деревом HTML-страниц. Очевидно, что все перечисленные функции могут быть реализованы в библиотечных серверах и http-серверы просто являются их подчастью. С технической точки зрения библиотечный сервер является совокупностью по крайней мере трех серверов — WWW (собственно http), приложений и баз данных, а http должен иметь только первый из перечисленных. Это не означает, что требуется по крайней мере три мощных компьютера для библиотечного сервера. Все указанные компоненты могут использовать единую техническую базу. Говоря о различных типах Интернет-серверов библиотеки, мы используем слово сервер как определение функциональной направленности системы, а не как отдельный мощный компьютер. Например, 30—50 http-серверов различных организаций вполне могут ужиться на одном даже не самом мощном компьютере коллективного использования.

Отдельно мы хотели бы ввести понятие информационный сервер. Под таким сервером будем понимать систему, аккумулирующую разнообразные ресурсы, которые интересны пользователям Интернет. Это — электронные материалы и публикации широкого профиля, базы данных адресно-справочной, местной законотворческой, коммерческой информации и многое другое. Такие серверы наиболее распространены в мире Интернет. Сейчас все чаще говорят об информационных серверах как о наиболее перспективных системах для выпуска средств массовой информации и вообще любой периодики. Например, только в США насчитывается более 5 тыс. научных журналов, выпускаемых в электронной, (в том числе и HTML) версии, которые распространяются через информационные серверы. Все больше становится журналов и информационных материалов, которые выпускаются только в таких версиях. Это огромная экономия материальных и природных ресурсов и резкое увеличение оперативности доставки информации. Уже сегодня, вы можете читать в Интернет номер журнала, который даже американские подписчики получат через 2—3 месяца (о наших библиотеках говорить не приходится). Такие серверы высокого качества появились и в России. Среди самых популярных — сервер компании "Инфоарт" (адрес www.ritmpress.ru), сервер издательского дома "Открытые системы" (www.osp.ru).

Многие библиотеки в настоящее время стремятся стать не только хранилищами первоисточников, но и реальными информационными центрами, которые обслуживают своих потребителей всем спектром необходимых продуктов. И это влияние времени. Широкое распространение новых технологий заставит всех задуматься о новых формах обслуживания, иначе библиотеки могут потерять значительную часть своих пользователей. Библиотека в силу наших традиций просто обязана быть просветительским центром, в том числе и в области новых технологий. Кроме того, кому как не библиотеке, быть информационным посредником для тех, кто хочет больше узнать о жизни региона, его истории, науке, местных достопримечательностях? Причем работа в Интернет позволит снабдить такой информацией буквально весь мир. Поэтому не снимая с сервера библиотеки его специфические задачи, нам придется дополнять и наполнять его информационным смыслом и содержанием. Основным результатом будет создание библиотечно-информационного сервера. Этот последний в нашей классификации сервер является тем, к чему в любом случае приводит тенденция развития Интернет-серверов в библиотеках.

Виртуальный или выделенный? Ответ на этот вопрос прежде всего зависит от типа сервера, который вы проектируете. Если создается реальный библиотечный сервер, то решение должно быть однозначным — нужен выделенный Интернет-сервер. Другого варианта нет. Если же вы спроектировали http или информационный сервер, то имееет смысл продумать возможность его реализации как виртуального. В подавляющем большинстве случаев это наиболее быстрый и дешевый способ.

Выделенный сервер — программно-техническая система, базирующаяся на собственном компьютере и выполняющая входящие запросы посредством телекоммуникационных каналов и оборудования.

Виртуальный сервер — это технология использования (разделения) ресурсов на Интернет-серверах других организаций. С точки зрения конечного пользователя виртуальный сервер практически не отличается от выделенных библиотечных или информационных. Однако он не существует как отдельный компьютер и именно поэтому мы будем называть его виртуальным. Виртуальные серверы — это технология коллективного разделения ресурсов вычислительного оборудования и коннективности для создания WWW-серверов. Существуют коллективные центры, в рамках которых на одном компьютере размещаются несколько сотен виртуальных серверов. Указанная технология позволяет значительно сократить затраты, однако приводит к существенным ограничениям на используемые решения и поэтому применяется только для информационных серверов. Ясно, что проще управлять однородными системами виртуальных WWW-серверов, чем разделять ресурс для приложений, пусть даже они работают на одной платформе.

Работа виртуальных серверов максимально использует все преимущства Интернет и резко отличается от традиционной. В чем же разница? Первое и главное отличие прямо вытекает из определений: выделенный сервер — это программно-технический комплекс, а виртуальный — это технология.

Очевидно, что технические требования к работе клиента и работе сервера Интернет разные. Если первому достаточно сеансного подключения с использованием дешевых каналов и любое программно-техническое обеспечение, основным критерием "допустимости" которого является то, что оно удовлетворяет потребности пользователя, то для сервера существуют достаточно жесткие требования на канал, режим работы и многое другое. Для работы выделенного сервера необходимо выполнить эти требования и как бы подтянуть всю инфраструктуру на новый высокий "серверный" уровень Интернет.

В основе виртуального сервера лежит идея разделения функций обычного на две части. Все, что использует повышенные "серверные" ресурсы, размещается на условиях аренды там, где эти ресурсы уже имеются (модный компьютер, хорошая коннективность, штат необходимых специалистов). У себя же вы оставляете только управление и систему подготовки данных. Таким образом, технология работы с виртуальным сервером в типичном случае такова:

1) клиент готовит свои информационных материалы по условиям, оговоренным с поставщиком услуг виртуального сервера;

2) поставщик выделяет клиенту логическое имя и пароль для управления виртуальным сервером, к примеру: загрузки информационных материалов, внесения изменений;

3) используя любое подключение к Интернет, клиент загружает информационные материалы в свой виртуальный сервер или вносит изменения.

Не очень сложно, не правда ли?

Большинство провайдеров Интернет предоставляют своим пользователям возможность размещения информационных ресурсов в виде дерева страниц общим объемом до 1 Мб бесплатно (в ряде случаев используется лимит 500 кб, иногда он превышает 2 Мб). Оплата дальнейшего объема занимаемого вашей информацией дискового пространства обычно также не слишком велика (обычно 1 доллар США за 1 Мб в месяц).

При этом вы получаете следующие преимущества:

1. Виртуальный сервер (при надежном провайдере) работает без усилий ваших системных администраторов (если они вообще нужны в этом случае!) круглосуточно и ежедневно.

2. Организации нет смысла использовать дорогостоящие высокоскоростные каналы, что абсолютно необходимо в случае, если вы поддерживаете свой выделенный сервер.

3. Нет необходимости выделять специальный, отнюдь не самый дешевый компьютер для выделенного сервера.

Это только основные преимущества! При более детальном рассмотрении их число резко увеличивается. Ведь мы не говорили об источниках бесперебойного питания, системах пожаробезопасности, стоимости электроэнергии и т. д.

Приведем пример сопоставления затрат только при учете основных требуемых категорий.

Предположим, что ваш сервер имеет общий объем информации, графических и служебных материалов 50 Мб. Этот объем не так уж мал, как может показаться специалистам по автоматизации вашей библиотеки. Напоминаем, это информационный сервер и его реализация не ставит задачи доступа к базам данных! Это другая задача и совершенно другой уровень. То, что этот объем не так уж мал, можно показать на примере сервера ГПНТБ России, который функционирует достаточно долго и имеет более 2 тыс. страниц, электронный архив полнотекстового варианта журнала "Научные и технические библиотеки" с 1995 г., полный комплект всех материалов четырех Крымских конференций со всеми докладами, рисунками, фоторепортажами, электронные книги и много всего другого. Однако объем всего этого материала лишь незначительно превышает лимит 50 Мб.

Предположим, что библиотека работает с компанией "Релком" в качестве поставщика сетевых услуг.

Итак, реализация виртуального сервера

Помесячная оплата услуг

1. Подключение по коммутируемому каналу с учетом 40 час. непрерывной работы на скорости 19.2 Кб — 80 у.е. в месяц.

2. Аренда 50 Мб — 50 у.е. в месяц.

Итого — 130 у.е. за сервер и работу клиента в месяц.

Единовременные затраты

Закупка клиентской коммуникационной и программно-технической базы — 900 у.е.

Итого на год: 900 + 130 х 12 = 2460 у.е.

Реализация выделенного сервера (минимально)

1. Подключение по выделенному каналу при скорости 19.2—200 у.е. в месяц.

Итого — 200 у.е.

Единовременные затраты

1. Перекоммутация каналов — 600 у.е.

2. Закупка серверной коммуникационной и программно-технической базы — 3500 у.е.

Итого на год: 4100 + 200 х 12 = 6500 у.е.

К сожалению, при реализации выделенного сервера возникнет проблема с системным администратором сервера. Платить те деньги, которые реально стоит хороший специалист по Интернет-серверам, библиотека не может (в Москве — не менее 500 у. е.). Поэтому вы скорее всего будете работать с "виртуальным" системным администратором, приходящим 1—2 раза в месяц. Сочетание выделенный сервер и виртуальный системный администратор при "надежности" нашего коммуникационного оборудования и технических средств — вещь страшная!

С учетом наших расчетов хотелось бы дать следующий совет — рассчитывайте силы!

Может возникнуть вопрос. А зачем кто-то делает выделенные серверы, если виртуальные много дешевле и удобнее? К сожалению, возможности такой технологии ограничены. Очень трудно, а в большинстве случаев невозможно с помощью этой технологии обеспечить работу баз данных, особенно наших — библиографических. И самое главное, если у вас в библиотеке вы рассчитываете создать несколько Интернет-станций, вам все-таки надо будет думать о надежной связи. А основная экономия и преимущество виртуальной технологии именно здесь. Если Интернет вам нужен не в сеансовом режиме, а постоянно, то становится выгодным использовать выделенные каналы с постоянной, а не повременной оплатой. Так, если вы используете соединение с Интернет в течение 8 час. в день, то при среднем числе рабочих дней — 20, месячная плата будет 8 х 3 х 20 = 480 у.е., что явно выше чистой стоимости аренды выделенного канала.

Нужно отметить, что все вышеприведенные расчеты верны для некоторых коммерческих провайдеров. Библиотеки как бюджетные, некоммерческие организации обычно стремятся использовать подключение через некоммерческих поставщиков услуг Интернет. В этом случае плата за использование каналов обычно не берется и затраты являются единовременными.

Даже вышеуказанные затраты можно резко сократить, если использовать появившиеся в последнее время некоммерческие центры коллективного использования Интернет, которые предлагают создавать и виртуальные серверы. К наиболее известным таким центрам относится "Общедоступная Web-мастерская" и ее сервер OpenWeb, финансируемый IREX и базирующийся в Государственной публичной исторической библиотеке (www.openweb.ru). В этом центре вам окажут консультации по разработке собственного http-сервера, и если ваша организация некоммерческая, бесплатно разместят его на сервере OpenWeb.

Помощь в разработке и(или) размещении виртуальных серверов начинает оказывать на некоммерческой основе ГПНТБ России (www.gpntb.ru). В этом случае можно разработать не только http-сервер, но и виртуальный интегрированный библиотечный сервер с доступом к вашим библиографическим базам данных по протоколу http и(или) электронной почте. Единственное требование для таких серверов — использование в качестве СУБД для ваших баз данных CDS/ISIS. При этом вы сможете из любой точки осуществлять управление своими ресурсами, включая специализированные работы по обновлению баз данных.

И последнее. Сейчас очень популярной становится технология выноса реального выделенного сервера на площадку с высокоскоростными коммуникациями. Это связано с тем, что при повышении качества информационного и дизайнерского наполнения сервера и соответственно его популярности, коммуникационная нагрузка на него резко возрастает. Необходимо увеличивать скорость и емкость канала. А это уже совсем другие деньги. В целях экономии в этом случае становится более выгодно не наращивать пропускную способность канала, а арендовать место на площадках поставщиков услуг Интернет или все тех же некоммерческих центров.

Стратегия "постепенного" построения библиотечного сервера. Создание библиотечных Интернет-серверов является весьма сложной задачей, требующей значительных ресурсов и, к сожалению, по целому ряду причин она доступна далеко не всем библиотекам. У одних библиотек еще нет электронного каталога и библиографических баз данных, другие используют для их организации библиотечные системы, не имеющие необходимых для работы с Интернет возможностей и у всех — сложности с подключением. А ведь нормальный Интернет-сервер должен работать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и без праздников. Что же делать абсолютному большинству наших библиотек? Ждать? Нет! Абсолютно не обязательно стремиться сделать все и сразу. Можно выбрать стратегию постепенного "вхождения" библиотеки в Интернет. Какова же стратегия и тактика постепенного "вхождения" в Интернет? Нам кажется, что опыт ГПНТБ России достаточно типичен, и это подтверждается специалистами других библиотек, публикациями в специализированных журналах и докладами на Крымских конференциях.

Первое знакомство с Интернет всегда начинается и должно начинаться с работы библиотечных специалистов как пользователей. Это очень важный этап, его нельзя каким-то образом обойти и крайне нежелательно искусственно сокращать. Только интенсивная работа с уже существующими ресурсами, даже не обязательно библиотечными, дает первое понимание всей технологии или даже философии Интернет. Такая работа поможет специалистам библиотеки понять, как делать свой сервер того или иного типа. Причем сделать его таким образом, чтобы он выполнял все базовые функции и в то же время не затерялся в общей массе Интернет. Ведь несмотря на общие принципы построения и очень часто общие технологии, ресурсы Интернет всегда в какой-то степени уникальны, каждый из них имеет свою изюминку и разработчики стараются выделить их среди многих и многих миллионов других.

В ГПНТБ России группа специалистов около года работала с ресурсами Интернет как обычные пользователи. За это время последовательно наращивалась коннективность, пройдены этапы работы по коммутируемым каналам по расписанию, интенсивной работы по таким каналам, постоянного соединения по ним, работы по выделенным каналам с разделением времени. Одновременно разрабатывался проект виртуального сервера библиотеки в Интернет, готовились экспериментальные информационные страницы.

Подавляющее большинство пользователей Интернет остается на этом (первом) этапе — работе с информационными ресурсами и не стремится предоставлять свою информацию.

Но если вы все-таки решили стать поставщиком информации, то для вас наступает второй этап, куда более сложный и ответственный — проектирование вашего собственного сервера. Он начинается с точного определения той информации или классов информационных продуктов, которые будут предоставляться в Интернет. Затем необходима работа по их созданию и экспериментальному тестированию в локальных условиях. Заканчивается второй этап созданием готового продукта или http (который может включать 1—2 или 10 тыс. страниц) библиотечного или библиотечно-информационного сервера.

После того как прообраз вашего сервера готов, вы переходите к третьему этапу — его размещению в Интернет.

Таким образом, стратегия "постепенного" построения ориентируется на поэтапное решение возникающих задач. Основное преимущество такой стратегии — возможность реализации в условиях "плавающего" финансирования российских библиотек. Если при решении задачи "полного" проектирования и реализации библиотечного сервера со всеми его компонентами требуются колоссальные по нашим меркам ресурсы, которые сейчас практически невозможно получить одномоментно, то при "постепенном" (при наличии хотя бы небольших денег) решается посильная и необходимая в данный момент задача.

К сожалению, в библиотечных кругах очень часто можно встретить позицию — "дайте мне сколько-то сот тысяч долларов и все будет — и Oracle, и IBM, и лучший в мире сервер". Никто не даст! Следовательно, при попытках "полного" одномоментного решения будет либо продолжительное плавно перетекающее в бесконечность ожидание "скольких-то сот тысяч долларов", либо решение одной из подзадач, на которую хватило денег, с последующим замораживанием результатов до лучших времен.

Наша же рекомендация — не хватает денег на высокоскоростной канал, начинайте работать с коммутируемым; не хватает денег на создание своего выделенного сервера — делайте виртуальный. Короче, делайте то, что можете в данный момент с имеющимися, а не желаемыми ресурсами.

Создание полноценного библиотечного сервера — крайне сложная, трудоемкая и весьма дорогостоящая задача. Действуя в рамках концепции "постепенности", можно с меньшими затратами обеспечить ваших пользователей и в первую очередь, безусловно, читателей той информацией, которая необходима уже сегодня.

Простым и классическим примером является информация о новых поступлениях. Значительную часть постоянных пользователей библиотек и их Интернет-серверов интересует прежде всего эта информация. Конечно, очень хочется, чтобы она могла генерироваться автоматически и предоставляться в Интернет. Однако с учетом реальной технологии внутрибиблиотечной работы и уровня нашей оснащенности практичеески в 100% случаев бюллетени новых поступлений создаются и печатаются по собственности технологии. Это ресурс, который является самым популярным у читателей, может быть предоставлен им достаточно простыми средствами и, что самое главное — быстро! Это может быть простейший http-сервер, к тому же виртуальный, что позволит с минимальными затратами решать важнейшую задачу оперативного информирования читателей на их рабочем месте о новинках библиотеки. Что необходимо для решения этой задачи? Да по большому счету ничего, кроме желания и некоторых навыков!

Ваша библиотека готовит бюллетень новых поступлений? Значит, информационный массив у вас есть. Вы готовите этот бюллетень с использованием текстовых редакторов и компьютера? Значит, есть и электронный массив. Как сделать версию для Интернет? Как разместить вашу информацию и стать владельцем виртуального или выделенного сервера? Это также не слишком сложно.

И это только один пример. На самом деле представительство вашей библиотеки в Интернет должно пройти целый ряд добавлений таких продуктов, как "Информация о библиотеке", "Новости библиотеки", "К кому обращаться в библиотеке" и т. д. Вся эта информация нужна нашим пользователям и нет смысла заставлять их ждать, пока найдутся деньги, компьютеры, каналы, специалисты по базам данных и телекоммуникациям, чтобы предоставить им простые, но от этого не менее важные и интересные материалы. Делая эту работу, вы также приобретете опыт создания html-страниц и информационных ресурсов для Интернет.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России