Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.008.04 (063)

Материалы конференции
“Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”
(Судак, Автономная Республика Крым, Украина,
6—14 июня 1998 г.)

Нечипоренко В.П.

Министерство науки и
технологий Российской
Федерации

Цветкова В.А., Полунина Т.К.

ВИНИТИ, Москва

Некоторые итоги анализа информационной
инфраструктуры России

На пороге 21-го столетия информация становится одним из наиболее значимых стратегических ресурсов, оказывающих решающее воздействие на изменения в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократизации. Россия, безусловно, не может оставаться в стороне от этого процесса. Актуальность вхождения России в информационное общество начинает осознаваться научным и политическим сообществом. Ведущая роль в формировании информационного общества принадлежит государству. Под государственной информационной политикой в широком смысле понимается регулирующая роль государства, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы и средства массовой информации, но и всю деятельность, связанную с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей всех видов информации.

Государственная информационная политика на этапе перехода к рыночной модели информационной деятельности, на наш взгляд, заключается:

  • в развитии сбалансированной национальной информационной
    инфраструктуры;

  • создании экономических и правовых условий, способствующих привлечению негосударственных финансов в информационную инфраструктуру;

  • привлечении негосударственных структур к организации и управлению информационной инфраструктурой; разделении с ними ответственности за функционирование и развитие информационной инфраструктуры;

  • допуске и создании равных условий для организации всех форм собственности как на информационном рынке, так и в организации информационной инфраструктуры;

  • организации равнодоступности бюджетных средств при создании информационной инфраструктуры.

Принятое 24 июля 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации № 950 "Положение о Государственной системе научной и технической информации" является одним из важнейших шагов Правительства России на пути к формированию информационного общества. Целью восстановления ГСНТИ является "обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научной и технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продуктов и услуг".

Очевидно, что конкретный путь страны к информационному обществу базируется на том потенциале, который приобретен ею в ходе предшествующего развития.

До 1989 г. процесс информатизации в России осуществлялся в рамках Государственной системы научной и технической информации СССР. На этом этапе была создана широкая сеть информационных структур, объединенных единой нормативно-методологической базой, стандартизованными формами обмена информацией и механизмами формирования информационных массивов и баз данных в области научной и технической информации. Сегодня можно говорить о том, что именно благодаря этой системе Россия не оказалась "на задворках" информатизации. Именно в этот период были разработаны принципы и создана инфраструктура информационных организаций, благодаря которой Россия может очень быстро вступить в этап формирования информационного общества. При всех недостатках этой системы, обусловленных в значительной мере жесткой централизацией управления и целевой направленностью на научную и техническую информацию, основные ее положения могут быть полезны на современном этапе формирования информационного общества в России.

Естественно, вместе с распадом СССР распалась и ГСНТИ. Это способствовало тому, что в России начал формироваться рынок информации.

К настоящему времени в России с разной степенью эффективности функционируют следующие секторы информационного рынка:

  • научно-профессиональной информации (научно-технической информации), охватывающий документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;

  • деловой информации, охватывающий правовую и юридическую, биржевую и финансовую, экономическую и статистическую, коммерческую информацию, деловые новости в области экономики и бизнеса;

  • массовой потребительской информации, охватывающий справочники, энциклопедии, потребительскую и развлекательную информацию, новости и литературу, ориентированную на "домашнее" использование;

  • социально-политической информации, обслуживающий органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

Рассмотрим сектор научно-профессиональной информации, или (как ее принято называть) научно-технической информации. Каково состояние этого сектора рынка на данном этапе? Ответ на этот вопрос может быть получен благодаря работам, которые ведутся специалистами ВИНИТИ при поддержке Миннауки РФ в рамках подпрограммы "Федеральный фонд по науке и технике" приоритетного направления "Информационные технологии и электроника" федеральной целевой научно-технической программы 1996—2000 гг. "Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения".

В числе этих работ с 1992 г. поддерживается база данных "Ведущие информационные организации России и стран бывшего СССР", издается печатная версия справочника. В основу положены многолетние наработки по проведению всесоюзных переписей и сбору сведений об информационных и библиотечных организациях начиная с 1974 г. Впервые справочник "Органы НТИ" издан в 1976 г., второе издание вышло в 1979 г. Спустя 13 лет уже на основе базы данных вновь подготовлен справочник, в который кроме традиционных информационных организаций и библиотек включены альтернативные информационные службы, такие, как АО МБИТ, Ассоциация "Союзинформ". В конце 1994 г. появился очередной печатный справочник, где нашли отражение изменения в сфере научной и технической информации. Включены разделы, содержащие информацию о независимых профессионально-общественных организациях (ассоциациях), объединяющих специалистов с целью консолидации усилий в области удовлетворения потребностей общества в знаниях и информации, а также оказывающих содействие специалистам при выполнении ими профессиональных функций. К началу 1998 г. подготовлена новая актуальная версия справочника, отражающая изменения, происходящие в информационном мире в настоящее время. В него включены сведения о ведущих телекоммуникационных службах, обеспечивающих доступ к Интернет. Учитывая, что современный этап информационной деятельности характеризуется значительной "открытостью", в справочник включены сведения о ведущих западных информационных службах, телекоммуникационных центрах, зарубежных представительствах с тем, чтобы пользователь получил максимум информации о проблеме в одном издании.

Регулярное слежение за состоянием информатизации России позволяет сделать вывод, что организационная структура в области научной и технической информации в основном сохранилась и служит надежной основой для воссоздания ГСНТИ России на современном этапе становления информационного общества.

Интересны следующие данные. В 1984 г. в состав ГСНТИ СССР входили 11 всесоюзных, 90 центральных отраслевых, 14 республиканских, 113 межотраслевых территориальных органов информации и свыше 12 тыс. отделов (бюро) научно-технической информации на предприятиях, в институтах. Число библиотек, включая научные и научно-технические, предоставляющих информационные услуги, превышало 9 тыс.

К настоящему времени, несмотря на сложности экономического, правового и организационного порядка, продолжают функционировать все крупнейшие информационные центры, ранее известные как всесоюзные: ВИНИТИ, ИНИОН, ГПНТБ России, ВНТИЦентр, ВИМИ, ВНИИПИ, ВНИИКИ. Сохранилась сеть межотраслевых территориальных информационных центров, которые вошли в объединение Росинформресурс. Действуют и отраслевые информационные центры, правда, в наибольшей степени переориентированные на коммерческие задачи. Это звено информационной инфраструктуры претерпело и продолжает претерпевать существенные изменения, поскольку в максимальной степени отражает состояние экономики и ее отраслей. Здесь можно наблюдать двоякую тенденцию: с одной стороны, кризис в промышленности привел к невостребованности регулярного целевого информационного обеспечения и сделал как бы ненужными традиционные услуги отраслевых центров, а с другой стороны, появление новых производственных направлений, диктуемых формирующимися рыночными отношениями, требует более конкретной, точной и оперативной информации по конкретным отраслям и производствам. В этих условиях отраслевые информационные центры просто не могут и не должны работать в рамках старых устоев и традиций.

Что касается отделов научной и технической информации на предприятиях, в институтах, конструкторских бюро, то в ходе перестройки они пострадали больше всего — значительная часть была закрыта. Однако есть основания полагать, что вместе со стабилизацией экономики это звено информационной инфраструктуры начнет возрождаться.

Сеть библиотек практически сохранилась вся. Она включает библиотеки Министерства культуры РФ, учреждений Российской академии наук, медицинские (около 1,5 тыс.), сельскохозяйственные (около 600), Министерства образования (около 80 тыс.) и др. Сегодня библиотечные фонды — наиболее стабильная составляющая информационного ресурса России.

Существенные изменения произошли в техническом оснащении информационных и библиотечных организаций: практически все обзавелись вычислительной и копировальной техникой, большинство имеют возможность работать в телекоммуникационном режиме в сети Интернет. Почти все услуги информационных центров, частично и библиотек, стали платными (преимущественно на бесприбыльной основе). В информационном обслуживании заметен рост услуг посреднического и рекламно-маркетингового характера, включая организацию различного рода выставок и конференций.

Заметно сократились работы по собственной генерации крупных баз данных библиографического и реферативного типа, что, видимо, связано с экономическими проблемами, поскольку этот процесс весьма и весьма дорог (на Западе генерация крупных баз данных этого типа, как правило, поддерживается государством). Эта функция сохранилась за несколькими наиболее крупными организациями при государственной поддержке: ВИНИТИ (точные, технические и естественные науки, с 1997 г. — медицина), ИНИОН (общественные науки), ВНТИЦентр и ВИМИ (отчеты о НИР и диссертации), ВНИИПИ (патентная информация), ВНИИКИ (стандарты). Именно эти государственные структуры обеспечивают российское общество не менее чем на 90% оригинальной информацией.

Деятельность негосударственных структур ограничивается "переупаковкой" информации, создаваемой в рамках государственных структур. Это можно связать с тем, что производство баз данных библиографического и реферативного типа — процесс дорогостоящий и вряд ли может осуществляться без государственной поддержки. О чем свидетельствует опыт известных западных информационных служб, действующих в этом секторе информационного рынка (CAS, MEDLARS, PASCAL, INSPEC и др.).

Вместе с тем заметно увеличение числа генераторов баз данных, носящих коммерческий характер: правовые БД, адресные, указатели товаров и услуг, цен и т.п.

Появившаяся три—пять лет назад тенденция к созданию множества небольших информационных структур заметно угасает. Значительное их число перестало существовать. Большая часть сохранившихся занимается посредническими услугами в информационной сфере. В условиях формирования информационного рынка России и стран бывшего СССР роль этих небольших мобильных структур может быть весьма значительной, хотя бы в части доведения информации до конкретных потребителей с учетом их реальных запросов.

Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности считать, что сохранилась необходимая база для воссоздания Государственной системы научной и технической информации в России в новых экономических условиях и развития межгосударственного обмена научной и технической информацией между странами, ранее входившими в состав СССР.

Значительную роль в информационном обеспечении стали играть зарубежные информационные службы и центры. С одной стороны, информация все более приобретает интернациональный характер, а с другой — наблюдается явная тяга западных информационных служб к освоению российского информационного рынка, чему способствует развитие телекоммуникаций и доступность информации, особенно по Интернет. С учетом этого в базу данных "Ведущие информационные организации России..." и печатную версию справочника внесены сведения о наиболее крупных информационных службах мира, таких, как CAS (химия и химические технологии), BIOSIS (биология), INSPEC (физика, вычислительная техника), INIS (физика), MEDLARS (медицина), PASCAL (политематическая) и др., а также о телекоммуникационных службах, обеспечивающих доступ российских организаций к сети Интернет.

В заключение необходимо отметить, что даже краткий анализ сведений на основе формируемой базы данных и печатных версий справочника позволяет следить за состоянием ведущих информационных организаций России и стран, ранее входивших в состав СССР, динамикой информационных ресурсов, развитием информационного обслуживания. Эта база данных является своего рода "путеводителем" по рынку информационных продуктов и услуг в сфере научной и технической информации. Сведения, включенные в базу данных, полезны и необходимы при формировании Государственной системы научной и технической информации России, восстановлении и расширении функций информационного обмена между государствами, ранее входившими в СССР.

Использование этих данных в ВИНИТИ позволило быстро восстановить связи с регионами, отладить механизмы распространения и доставки информационных продуктов и услуг ВИНИТИ, оценить реальные потребности в информационном обеспечении регионов. В частности, знание реальной ситуации позволило ВИНИТИ в 1995 — 1997 гг. предложить регионам электронные версии информационных продуктов.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России